Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

УТВЕРЖДЕНО:

Проректором по учебно-методической работе

– директором РОАТ

«_28_»_______10_______2010_г.

Кафедра «ОХРАНА ТРУДА»

Автор: Рассказов С.В., Калачёва О.А.

Учебно – методический комплекс по дисциплине

«Экология»

Специальность230201. ЗИС, 190402. ЗТС, 230101. ЗВМ, 190701. ЗПП, 270102. ЗГС, 270112. ЗВК,270201. ЗМТ, 270204. ЗЖД, 190205. ЗДМ, 140104. ЗЭН, 190401. ЗЭЛ, 190303. ЗТЭ, 190301. ЗЛТ, 190302. ЗВГ

Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии академии

Протокол №_1___

«_26__»______10__________2010___г.

Утверждено на заседании кафедры

«Охрана труда»

Протокол №____

«___»________________20___г.

Москва 2010 г.

Автор составитель:

Калачева Ольга Александровна, д.б.н., профессор

Рассказов Сергей Владимирович, к.т.н., доцент

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология».

составлен на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по всем специальностям.

Дисциплина входит в федеральный компонент общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО

Факультет «Транспортные сооружения и

здания»

Факультет «Транспортные средства»

Факультет «Управление процессами перевозок»

УТВЕРЖДЕНО

Проректором по учебно-методической работе – директором РОАТ

«_28_»________10________2010_г.

Кафедра «ОХРАНА ТРУДА»

Автор: Рассказов С.В., Калачёва О.А.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОЛОГИЯ»

для студентов 3 курса специальностей

230201. ЗИС, 190402. ЗТС, 230101. ЗВМ, 190701. ЗПП,

270102. ЗГС, 270112. ЗВК,270201. ЗМТ, 270204. ЗЖД, 190205. ЗДМ,

140104. ЗЭН, 190401. ЗЭЛ, 190303. ЗТЭ, 190301. ЗЛТ, 190302. ЗВГ

Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии академии

Протокол №____

«___»________________20___г.

Утверждено на заседании кафедры

«Охрана труда»

Протокол №____

«___»________________20___г.

Москва 2010 г.

Рабочая программа по дисциплине “Экология”

  1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина "Экология" является общеобразовательной дисциплиной и носит как мировоззренческий, так и прикладной характер.

Дисциплина призвана способствовать формированию у студентов представлений о человеке как о части природы, о единстве и ценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. Она должна обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, в том числе и с его профессиональной деятельностью.

Главной задачей изучения дисциплины является формирование у студентов знаний, необходимых инженеру для решения задач рационального природопользования, оценки состояния окружающей природной среды и планирования мероприятий по ее охране.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучив дисциплину студент должен

2.1. ЗНАТЬ:

— основные проблемы и задачи экологии, характер и степень опасности воздействия объектов железнодорожного транспорта на природу;

— принципы формирования допустимой нагрузки на окружающую природную среду;

— основы управления природоохранной деятельностью на объектах железнодорожного транспорта;

— порядок проведения экологической паспортизации и экологической экспертизы объектов железнодорожного транспорта.

УМЕТЬ:

— оценивать степень экологической опасности воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую природную среду;

— выполнять инженерные расчеты устройств по очистке выбросов и сбросов от вредных веществ и других видов антропогенного воздействия на природную среду;

  • определять размеры платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

    1. ИМЕТЬ ОПЫТ:

- проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям.

2.3. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

— об основных терминах и понятиях экологии;

— о биосфере и направлении ее эволюции;

— о причинах обострения экологической ситуации, экологическом кризисе;

— об основных законах и механизмах функционирования и развития экологических систем, о законах сохранения равновесия в природе, круговороте элементов, потоков энергии, о влиянии деятельности человека на экосистемы;

— об основах природоохранного законодательства, основных законодательных актах, правовых нормах и стандартах качества природной среды;

— об основах экономики природопользования;

— об экологическом мониторинге и экологическом контроле;

— о принципах охраны природы и рационального использования природных ресурсов, природосберегающих технологиях на железнодорожном транспорте и перспективах их развития;

— об экологических картах объектов железнодорожного транспорта.

  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид занятий

Количество

Лекции, ч

4

Практические занятия, ч

4

Контрольная работа

(количество)

1

Самостоятельная работа, ч

62

Зачет

(количество)

1

Всего часов

70

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

Введение

Тема 1. Основы общей экологии.

Тема 2. Эколого-правовые и организационные вопросы охраны окружающей природной среды.

Тема 3. Взаимодействие объектов железнодорожного транспорта с окружающей природной средой.

3.1 Воздействие железнодорожного транспорта

на природную среду.

3.2 Защита природных сред на объектах железнодорожного транспорта.

0,5

0,5

1,0

2,0

-

-

-

4,0

Итого:

4

4

4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Основы общей экологии

Основные термины, понятия и законы экологии.

Место экологии в системе естественных наук. Современное понимание экологии как науки об экосистемах в биосфере.

Основы взаимодействия общества и природы. Социальные аспекты природопользования. Историческое и современное содержание охраны окружающей среды.

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис.

Глобальные проблемы экологии (изменение климата, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, деградация земель, загрязнение атмосферы и гидросферы, воздействие шума, кислотные дожди). Предмет, содержание и основные задачи экологии.

Биосфера. Основные составляющие биосферы (почва, недра, гидросфера, ландшафты, атмосфера, флора, фауна) и их значение для жизни на Земле.

Структура экосистем. Биотические, абиотические и антропогенные факторы. Категории организмов: продуценты, консументы, детритофаги и редуценты. Пищевые связи. Непищевые взаимоотношения. Закон лимитирующих факторов. Биохимический круговорот веществ в природе (кислорода, углерода, азота, фосфора). Экологические пирамиды. Устойчивость экосистем. Равновесие экосистем. Принцип сохранения равновесия в окружающей среде. Влияние человека на устойчивость экосистем.

2. Эколого-правовые и организационные вопросы охраны окружающей природной среды

Основные принципы охраны окружающей природной среды. Состав природоохранного законодательства. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Контроль за выполнением экологического законодательства. Ответственность за экологические правонарушения. Стандарты в области охраны природы. Системы стандартов в природопользовании.

Задачи экономического механизма охраны природной среды. Плата за природные ресурсы. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия.

Назначение экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза. Общественная экологическая экспертиза. Экологический паспорт как инструмент изменения политики проведения природоохранных мероприятий.

Управление охраной окружающей среды на объектах железнодорожного транспорта. Экологический контроль и оценка природоохранной деятельности в МПС. Планирование мероприятий по охране окружающей среды.

3. Взаимодействие объектов железнодорожного транспорта с окружающей природной средой

3.1 Воздействие железнодорожного транспорта на природную среду

Системный подход при изучении взаимодействия транспорта с окружающей средой. Уровни и нормы воздействия на природную среду. Характеристика наиболее распространенных загрязнителей окружающей природной среды на объектах железнодорожного транспорта: неорганические соединения (оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота); органические соединения (сажа, нефтепродукты); биологические загрязнители; синтетические поверхностно-активные вещества; тяжелые металлы (ртуть, свинец); другие химические загрязнители; шумы и вибрации; радиоактивное, электромагнитное излучения; тепловое загрязнение. Влияние загрязнений на экосистемы и здоровье людей.

  1. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по всем специальностям .
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Экология» введен для подготовки специалистов по направлению 280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504 Государственное и муниципальное управление.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Материаловедение» Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Материаловедение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 270102 Промышленное и гражданское строительство (ЗГС),
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (ДПип-озо, Филфак-озо)

    Учебно-методический комплекс
    Необходимость введения курса «Экология Республики Башкортостан» обусловлена возрастающей ролью учителя в формировании знаний школьников об окружающей среде, влиянии человека на биосферу, о последствиях этого влияния, а также ролью
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология растений» Учебно-методический комплекс Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Экология растений, с одной стороны, является разделом общей экологии, рассматривающей действие факторов на растения, с другой, - разделом ботаники, рассматривающей адаптации растений к факторам среды, морфологические образования, причины
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Филологический факультет)

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экология»

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080507 «Менеджмент организации», 080104 «Экономика труда».
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ЭКОЛОГИЯ составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программы по специальности/направлению

Другие похожие документы..