Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 151001 «Технология машиностроения» Бийск

Министерство образования и науки РФ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Т.Н. Зырянова

МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация

и сертификация» для студентов специальности
151001 «Технология машиностроения»

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического
университета им. И.И. Ползунова

2011

УДК 006.91: 389 (076)

З89

Рецензент:

А.В. Жеранин, к.т.н., доцент кафедры ТМ БТИ АлтГТУ.

Зырянова, Т.Н.

З89

Метрология, стандартизация и сертификация: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 151001 «Технология машиностроения» / Т.Н. Зырянова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011. – 23 с.

Методические рекомендации содержат основные сведения о дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», включая цели, задачи, структуру, рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов и изучению дисциплины.

Приведены содержание самостоятельной работы студентов, план-график выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплине, характеристика, описание и требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы студентов, рекомендуемая литература.

УДК 006.91: 389 (076)

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

производственной безопасности и управления качеством.

Протокол № 09/10 от 16.11.2010 г.

© Зырянова Т.Н., 2011

© БТИ АлтГТУ, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ..…………………………………….…

4

2 СТРУКТУРА КУРСА……………………………………………….

6

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ..………..

9

4 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ…………………………………………………………..

9

5 ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………

11

6 ХАРАКТЕРИСТИКА, ОПИСАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К

ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.………………….

11

7 ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ…………………………………………………………..

16

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

19

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основанием для введения дисциплины в учебный процесс является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 151001 «Технология машиностроения» направления подготовки дипломированных специалистов 657800 № 513 тех/дс от 28.02.2001 г.

Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 151001 «Технология машиностроения».

Основная цель: в результате изучения дисциплины студент должен приобрести знания в области метрологии, стандартизации и сертификации.

Дисциплина состоит из четырех взаимосвязанных модулей:
1) метрология; 2) взаимозаменяемость; 3) стандартизация; 4) сертифи-кация. Каждый модуль рассматривается как самостоятельный и в непосредственной связи с другими модулями курса.

Изучение дисциплины предусматривает применение таких активных методов обучения, как тематическое изложение отдельных учебных элементов, решение ситуационных задач, индивидуализация обучения и повышение удельного веса самостоятельной работы студентов, управляемой преподавателем.

Учебный курс имеет практическую часть (практические занятия в объеме 17 часов.). Цель практических занятий: закрепить приобретённые на лекциях теоретические знания, научиться применять их при решении задач, возникающих в практической деятельности инженеров; научиться обрабатывать результаты многократных измерений; научиться осуществлять выбор допусков и посадок гладких цилиндрических соединений; научиться рассчитывать посадку с натягом цилиндрического зубчатого колеса на вал, ознакомиться с различными сертификатами соответствия продукции; изучить требования к форме сертификата соответствия и правила его заполнения; научиться проверять подлинность и правильность заполнения сертификата, как одной из форм входного контроля качества продукции; изучить схемы сертификации продукции; ознакомиться с различными категориями и видами стандартов.

Для проведения практических занятий используются:

– методические рекомендации по выполнению практических работ для студентов всех форм обучения;

– тесты контроля текущих знаний;

– федеральные законы;

– национальные стандарты;

– правила и рекомендации в области стандартизации;

– технические регламенты;

– сертификаты соответствия;

– декларации о соответствии.

Учебный курс включает лабораторные работы в объеме 17 часов. Цель лабораторных работ: закрепить приобретённые на лекциях теоретические знания, научиться пользоваться измерительными приборами. Для проведения лабораторных работ используются:

- методические рекомендации по выполнению лабораторных работ для студентов всех форм обучения;

- измерительные приборы (штангенинструменты, микрометри-ческие инструменты, нутромеры индикаторные, скобы с отсчетным устройством, резьбовые микрометры, плоскопараллельные концевые меры длины и т.д.).

Промежуточный контроль знаний студентов проводится на основании проведения контрольных опросов на практических занятиях, выполнения и защиты расчетно-графических работ, состоящих из четырех заданий.

Итоговый контроль знаний студентов осуществляется с помощью итогового тестирования, состоящего из трех вопросов в экзаменационных билетах по основным разделам курса: метрологии, взаимозаменяемости, стандартизации и сертификации.

Цель преподавания дисциплины: подготовить студентов к производственной, научно-исследовательской и коммерческой деятельности.

В системе подготовки инженеров специальности 151001 важное место занимают вопросы качества продукции. Рациональное решение этих вопросов в значительной степени зависит от уровня подготовки и знаний специалистов по точности изготовления деталей, узлов и механизмов, метрологии, стандартизации и сертификации.

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, должны позволить будущим инженерам обеспечить необходимый уровень качества продукции.

Задачи изучения дисциплины: получение знаний об основных понятиях метрологии, как науке об измерениях, методах и средствах их обеспечения; об единицах физических величин, погрешностях измерения и средств измерения; научно-технических принципах и методах стандартизации, использование которых позволяет значительно повысить качество продукции.

В преподавании дисциплины ставятся также задачи ознакомления студентов со спецификой выбора полей допусков и посадок, с выбором допусков формы и расположения, с выбором параметров шероховатости и с оценкой влияния назначаемых допусков на качественные показатели изделий и их частей, с основами Национальной системы стандартизации РФ, различными формами подтверждения соответствия, схемами и системами сертификации, схемами декларирования, деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Необходимо научить студентов обоснованно выбирать схему сертификации в случае подачи заявки на получение сертификата соответствия в добровольной системе сертификации. Студент обязан привыкнуть к соблюдению действующих технических регламентов.

2 СТРУКТУРА КУРСА

Основные положения курса «Метрология, стандартизация и сертификация» излагаются на лекциях. Необходимая детализация и освоение курса лекций обеспечиваются во время лабораторных работ, практических занятий и самостоятельной работы, а более глубокое изучение дисциплины достигается при выполнении расчетно-графических заданий.

В пятом семестре изучается дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация», которая разбита на четыре модуля.

В объеме курса предусмотрено: тридцать четыре часа лекционных занятий, семнадцать часов практических занятий и семнадцать часов лабораторных занятий. В рамках дисциплины рассматриваются нижеследующие темы.

2.1 Модуль 1. Метрология

Тема 1. Теоретические основы метрологии

Общие вопросы дисциплины. Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира. Физические величины и их единицы.

Тема 2. Основные понятия, связанные со средствами измерений (СИ)

Закономерности формирования результата измерения. Понятие погрешности. Основные источники погрешностей результатов измерений. Погрешности измерений и средств измерений. Понятие многократного измерения. Алгоритмы обработки многократных измерений.

Тема 3. Принципы метрологического обеспечения

Понятие метрологического обеспечения. Организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения. Метрологические службы. Структура и функции метрологической службы предприятия, организации, учреждения, являющихся юридическими лицами.

Тема 4. Правовые основы обеспечения единства измерений

Нормативная база обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений.

2.2 Модуль 2 . Взаимозаменяемость

Тема 5. Точность деталей, узлов и механизмов

Квалитеты. Ряды значений геометрических параметров, виды сопряжений в технике.

Тема 6.Отклонения, допуски и посадки

Размеры. Отклонения. Допуски. Посадки в системе отверстия и в системе вала. Внесистемные посадки.

Тема 7. Расчет посадки

Расчет и выбор посадки с натягом.

Тема 8. Единая система нормирования и стандартизации показателей точности

Нормирование микронеровностей деталей. Контроль геометрической точности деталей, узлов и механизмов.

Тема 9. Размерные цепи

Классификация размерных цепей и методы их расчета.

2.3 Модуль 3. Стандартизация

Тема 10. Основы стандартизации

Исторические основы развития стандартизации. Правовые основы стандартизации. Федеральный закон «О техническом регулировании». Технические регламенты.

Тема 11. Международная организация по стандартизации (ИСО)

Тема 12. Национальная система стандартизации

Основные положения национальной системы стандартизации (НСС). Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов и национальных стандартов.

Тема 13. Научная база стандартизации

Методы стандартизации. Научно-технические принципы. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации.

2.4Модуль 4. Сертификация

Тема 14. Общие положения стандартизации

Исторические основы развития сертификации. Термины и определения в области сертификации. Основные цели и объекты сертификации. Качество продукции и защита потребителя. Сертификация, ее роль в повышении качества продукции и развитие на международном, региональном и национальном уровнях.

Тема 15. Виды сертификации

Условия осуществления сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Правила и порядок проведения сертификации.

Тема 16. Схемы и системы сертификации

Система сертификации ГОСТ Р. Схемы сертификации соответствия. Схемы декларирования.

Тема 17. Органы по сертификации и испытательные лаборатории

Аккредитация органов по сертификации и испытательных (измерительных) лабораторий (понятие и цели аккредитации, общие требования к аккредитующим органам, органам по сертификации продукции, испытательным лабораториям). Сертификация услуг. Сертификация систем качества.

В системе профессиональной подготовки специалистов по специальности «Технология машиностроения» дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» играет важную роль. Данная дисциплина взаимосвязана со многими дисциплинами, которые студент будет изучать в дальнейшем: «Проектирование машиностроительного производства», «Детали машин и основы конструирования», «Технология машиностроения» и «Автоматизация производственных процессов в машиностроении». Очевидна также связь с такими областями знаний, как высшая математика (умение обрабатывать результаты измерений, знание теории вероятностей), начертательная геометрия, инженерная графика (умение выполнять эскизы и чертежи деталей, сборочные чертежи), механика, материаловедение, технология конструкционных
материалов (знание конструкционных материалов и марок сталей),
информатика (знание форм и методов разработки алгоритмов вычис-лительных задач), с которыми студент уже ознакомился в ходе обучения.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса Оценка содержания подготовки специалистов через организацию учебного процесса (2)

    Документ
    Специальность 151001Технология машиностроения является базовой специальностью техникума, была открыта, как и само учебное заведение по ходатайству базового предприятия - Донецкого экскаваторного завода.
  2. Итоговый отчет ореализации инновационной образовательной программы «Модернизация образовательного процесса как условие подготовки компетентного специалиста для автомобилестроительного кластера» Отчет представлен образовательным учреждением

    Содержательный отчет
    Настоящий отчет содержит основные результаты выполнения инновационной образовательной программы ГОУ СПО Тольяттинским Машиностроительным техникумом «Модернизация образовательного процесса как условие подготовки компетентного специалиста
  3. Республиканский учебно-научный методический центр

    Документ
    Республиканский учебно-научный методический центр Министерства образования Республики Башкортостан (РУНМЦ МО РБ) в 2010 – 2011 году свою работу осуществлял согласно плану, утверждённому Министерством образования Республики Башкортостан,
  4. Методические указания к выполнению курсовой работы. Требования к оформлению. Содержание и последовательность решения задач

    Методические указания
    Метрология, стандартизация, сертификация. Методические указания к выполнению курсовой работы. Требования к оформлению. Содержание и последовательность решения задач.
  5. Отчет о самообследовании фгоу спо «Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум»

    Содержательный отчет
    В 2008 году в соответствии с графиком прохождения комплексной экспертизы Рособрнадзора Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум (ДГПГТ) подлежит Государственной аттестации, что является обязательным условием для осуществления
  6. «Тюменский государственный нефтегазовый университет» справочник абитуриента по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования Дорогие друзья! (2)

    Справочник абитуриента
    Тюменский государственный нефтегазовый университет сегодня – это девять учебных институтов в городе Тюмени, институты в городах Тобольск, Сургут, Новый Уренгой, Ноябрьск, комплекс учреждений начального и среднего профессионального
  7. Отдел по делам молодежи администрации г. Магнитогорска учебная база

    Документ
    Риторика; теория и практика лексикографии; литературная критика и редактирование; теория и история художественной культуры; теория языкознания; зарубежная филология; прикладное языкознание
  8. Сборник тем научных работ для участников научно-образовательного соревнования «Шаг в будущее, Москва» Москва 2010

    Документ
    В этом сборнике рассказано о факультетах и специальностях МГТУ им. Н.Э.Баумана, показаны научные интересы кафедр, основные темы и направления исследования, собраны методические и организационные материалы, разработанные за последние
  9. Заключение экспертной комиссии о результатах самообследования

    Документ
    Экспертная комиссия, созданная приказом областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ульяновский авиационный колледж» от 11.

Другие похожие документы..