Учебное пособие для вузов

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

ТЕХНОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

Под редакциейИ.Г. Зайнышева

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Москва

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» «Московский государственный социальный университет» 2000

ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.

Авторский коллектив Московского государственного соци­ального университета предпринял попытку систематизиро­вать основные положения курса технологии социальной рабо­ты, вытекающие из требований Государственного образова­тельного стандарта.

Учитывая новизну излагаемых положений, авторский кол­лектив будет признателен за все замечания, предложения и пожелания в адрес предлагаемого Учебного пособия, с благо­дарностью их воспримет и сделает все, чтобы их учесть при переработке Учебного пособия.

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

На исходе XX в. перед человечеством со всей остротой встали радиальные проблемы, свидетельствующие о тенденции наступле-№Я кризисных явлений, которые ставят под угрозу само его Существование. Особое беспокойство вызывают экономическая и экологическая ситуации, неравномерность роста народонаселе­ния на планете, нарастающее увеличение нищеты, безработицы, болезней, нарушения в генофонде. Из-за этих опасных тенденций, явственно ощутимых и в России, демографы и представители российских органов здравоохранения ожидают, что в XXI в. в РФ сократится численность мужчин и детей, и значительную часть населения будут составлять престарелые вдовы, страдающие хро­ническими заболеваниями. По данным Государственного комите­та По статистике, количество умерших от неестественных причин и в результате ишемической болезни сердца и сердечно-сосудис­тых заболеваний среди работоспособных мужчин с 1990 г. удвои­лось. В настоящее время продолжительность жизни мужчин в России в среднем составляет 57,4 года, а женщин — 72 года.

Политические и социально-экономические катаклизмы, вызванные резким переходом страны от социалистической системы хозяйствования к капиталистической, создали благо­приятную почву для роста преступности, коррупции, разрыву Между доходами богатых и бедных, снижения уровня жизни Яаселения, что способствует увеличению социального напря­жения. В этих условиях прежняя система социальной защиты :<К социальных услуг населению все чаще дает сбои. ; Поэтому требуется соответствующая перестройка системы социальной работы. Это влечет за собой необходимость подготовки специалистов социальных служб, повышение их профессионализма, использование в практике социальной работы современных эффективных технологий.

Д 1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий

^ Освоение технологии в любой сфере деятельности, ее после­довательное применение на практике является важнейшим

требованием к профессионалу, поэтому программа подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием в об­ласти социальной работы включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин.

Что же вкладывается в понятия «социальная технология», и «технология социальной работы» и как соотносятся между собой эти понятия?

Технология (от греч. 1есНпе — искусство, мастерство, умение + 1о§о8 — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объек­та. Первоначально определение технологии было ориентиро­вано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные мате­риалы. В современном языке смысловое пространство понятия технологии значительно расширилось, и содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект техноло­гий социальных процессов.

Если в сфере материального производства понятие техноло­гии утвердилось прочно, а ее многовековые традиции не вызы­вали никаких сомнений со стороны теоретиков и практиков, то технологизация социальной сферы, понятие «социальная технология» утвердилось не сразу. Еще в середине 70-х годов подвергалась сомнению сама возможность технологизации со­циальной сферы.

Длительное время дискуссионным оставалось предметное пространство социальной технологии и в России, хотя стоит отметить, что приоритет в разработке вопросов социальной инженерии и технологии принадлежит российским ученым, а именно коллективу Центрального института труда (ЦИТ), со­зданного при ВЦСПС в 1920 г. А.К. Гастевым. Социальная инженерия, «трудовая технология» понималась цитовцами как техническая деятельность по совершенствованию и сопря­жению организации производства и социальных факторов в целях повышения производительности труда, облегчения и улучшения его условий.

Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматри­валось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные на­уки и социальная технология», опубликованная на русском языке в 1976 г.1 Автор книги утверждал, что возможность

1Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976.

»


технологизации социальных процессов обусловлена структу­рой человеческой деятельности, что смысл социальных техно­логий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию соци­альных отношений и процессов.

Размышления Н. Стефанова вызвали широкий отклик оте­чественных обществоведов и активизировали исследования проблем технологизации социальной сферы. В частности, воп­росы технологии стали разрабатываться специалистами в об­ласти социального управления. Так, уже в 1977 г. выходит в свет книга В. Г. Афанасьева « Человек в управлении обществом », в которой социальная технология предстает важным элемен­том механизма управления, а ее сущность понимается как перевод требований объективных законов на язык практики социального управления: «Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предпи­саний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставлен­ных целей»1.

Начиная со второй половины 70-х годов и фактически по настоящее время продолжается интенсивная научная разра­ботка проблем, связанных с социальными технологиями. Ана­лиз публикаций по этим вопросам свидетельствует, что соци­альные технологии находятся в центре внимания широкого круга научной общественности. Естественно, исходным пунк­том научного исследования проблем социальной технологии является определение ее сущности.

При этом сложность и многогранность социальных техно­логий, разнообразие подходов к их анализу не могли не поро­дить множества определений сущности социальных техноло­гий. Среди них наиболее характерными являются трактовки социальной технологии как «способа управления, регулирова­ния и планирования социальных процессов»2, как «конечного продукта социального проектирования, необходимого для обес­печения процессов воспроизводства и совершенствования дея­тельности»3, как «совокупности приемов, методов и воздей­ствий, применяемых для достижения поставленных целей»4,

М., 1977.

1Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. — С.235.

2Дикарева АА., Мирская М.И. Социология труда. М., 1989. С. 28.

3 Марксистско-ленинская социология. М., 1989. С. 153.

4 Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 345.

как социологической категории, обозначающей и характери­зующей способ целенаправленного решения общественной про­блемы в виде определенного набора процедур и операций и как средства практического достижения поставленных целей1.

Приведенные определения лишний раз подтверждают, что любая попытка дать точное и полное определение сущности сложного социального феномена (а именно таковой и является социальная технология) будет неполным и будет носить отно­сительный характер. Вместе с тем, любая претензия на облада­ние абсолютной истины относительно динамичных систем, какими являются социальные процессы и отношения, непра­вомерно. Каждое из приведенных определений социальных технологий отражает определенный существенный аспект, име­ющий важное значение для характеристики социальной тех­нологии и технологий социальной работы.

Объектом и социальной технологии, и технологии социаль­ной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект исследования опре­деляет и обусловливает наличие органичных глубоких внут­ренних межпредметных взаимосвязей социальных техноло­гий и технологий социальной работы.

Для понимания соотношения социальных технологий и технологии социальной работы дадим наше определение этим понятиям.

Социальные технологии — это система знаний об опти­мальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а так­же сама практика алгоритмического применения оптималь­ных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Технология социальной работы — это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное об­служивание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Среди ученых, занимающихся проблемами социальных тех­нологий, порой замечается стремление расширить ее предмет­ную область, включая в нее и вопросы социального проектиро­вания, прогнозирования и управления. Представляется, что

1 См.: Современные социальные технологии: сущность , многообра­зие форм и внедрение. Материалы Международной научно-практичес­кой конференции 18-20 апреля 1991 года. Часть II. Белгород, 1991. С.177-178.

такое расширительное толкование социальных технологий ве­дет к смешению ее с социальной инженерией и социальным управлением, а в итоге — к размыванию собственного предме­та исследования со всеми негативными как для науки, так и для практики последствиями.

Когда заходит речь о технологии социальной работы, неред­ко можно встретить и скептическое отношение к возможности и необходимости ее технологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что социальная работа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и лично­го обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической под­готовки специалистов социальной работы, забывая о том, что социальная работа — это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми.

Специалистами в области социальных технологий вырабо­таны следующие необходимые условия технологизации прак­тической деятельности в социальной сфере:

— объект воздействия должен обладать определенной сте­пенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;

— должны быть выделены элементы системы объекта соци­ального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;

— возможность формализации реально происходящих про­цессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

— возможность воспроизводства и повторяемость опера­ций, процедур или показателей в новых условиях.

Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система научных знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отве­чает указанным основным условиям технологизации. Следова­тельно, проблема заключается не столько в возможности техно­логического подхода к социальной работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструмен­тария, в усвоении опыта их применения на практике.

Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане — как систему теоре­тических знаний и практику, которая представляет собой орга­низацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и

приемов воздействия на различные объекты социальной рабо­ты. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и регио­нальном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных тех­нологий, специфика которых обусловлена конкретным субъек­том и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непос­редственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населе­ния по месту жительства или работы.

Выработка технологии решения социальных проблем — процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомен­даций. Можно выделить три основных этапа разработки тех­нологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.

Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделе­нием структурных элементов и выявлением причинно-след­ственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.

Методический этап характеризуется решением задач выбо­ра источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента соци­альной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выво­дов в конкретные рекомендации для преобразующей деятель­ности.

Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением ал­горитма действий.

Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенно­го алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норма­тива предписанных процедурных действий, объективных кри­териев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют:

динамичность, состоящая в постоянной смене содержа­ния и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;

10

непрерывность, обусловленная необходимостью посто­янно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;

цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчи­вом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиен­тами;

дискретность технологического процесса, которая зак­лючается в неравномерности воздействия на клиентов с мо­мента определения цели до исполнения решения.

Таким образом, технология социальной работы отражает ее Прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологичес­ких процессов — основа профессионализма кадров социальной , сферы деятельности и специалистов социальных служб.

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (8)

    Учебное пособие
    Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2 .
  5. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  6. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  7. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..