«Роль художественного произведения в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения» с. 4 Раздел II. Педагогические технологии, применяемые на уроках якутской литературы с. 6 Раздел III. Материалы, применяемые на уроках якутской литературы…с. 9 Раздел IV. Анализ качества знаний учащихся, по

Федеральное агентство по образованию

Министерство образования РС (Я)

Государственное нетиповое образовательное учреждение лицей-интернат

«Республиканский лицей»

ПОРТФОЛИО

учителя якутской литературы

Поповой Матрены Петровны

Якутск, 2009

Содержание

Резюме…………………………………………………………………………….с.3

Раздел I. Эссе на тему: «Роль художественного произведения в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»…………………..с.4

Раздел II. Педагогические технологии, применяемые на уроках якутской литературы……………………………………………………………………….с.6

Раздел III. Материалы, применяемые на уроках якутской литературы…с.9

Раздел IV. Анализ качества знаний учащихся, полученных на уроках якутской литературы……………………………………………………………с.15

Раздел V. Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта………………………………………………………….с.16

Раздел VI.Оценка педагогической деятельности учителя………………….с.26

Раздел VII. Документы, подтверждающие достижения педагога………….с.27

Резюме

Поповой Матрены Петровны

1. Родилась 01 декабря 1975 года в селе Хара-Алдан Алексеевского района ЯАССР.

2. В 1992 году окончила Таттинскую среднюю школу им. Н.Д. Неустроева.

3. В 1992 г. поступила в Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова на факультет якутской филологии и культуры

4. В 1996 г. – Первый стипендиат им.А.Е. Кулаковского

5. В 1997 г.Окончила ФЯФиК ЯГУ с красным дипломом

6. В 1997/98 уч.г. – стажер-преподаватель кафедры якутской литературы ФЯФиК ЯГУ

7. С 1998 по 2001 гг. – аспирант очного обучения ЯГУ при кафедре якутской литературы.

8. С 2001 по 2004 гг. – ассистент кафедры якутской литературы

9. В 2002 г.– стипендиатим. Суоруна Омоллоона

10. В 2004 г. – защитила кандидатскую диссертацию по специальности: 10.01.02 – Литература народов Российской Федерации (якутская литература) при ЯГУ им. М.К. Аммосова на тему: «Основные тенденции развития современной якутской поэзии. 1980-2000гг.»

С 2004 г. по настоящее время – доцент кафедры якутской литературы

11. В 2007/2008 уч.г. – заместитель зав. кафедрой якутской литературы ФЯФК ЯГУ

12. С 2008 г. по настоящее время – председатель профбюро ФЯФК ЯГУ

13. С 2008 г. по настоящее время по совместительству работает в государственном нетиповом школе-интернат «Республиканский лицей» в качестве учителя якутской литературы.

РАЗДЕЛ I.

Эссе на тему:

« Роль художественного произведения в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

В наше сложное время, когда с каждым годом усиливается социальная напряженность, общество как никогда нуждается в духовном, нравственном возрождении. Поэтому перед педагогами стоит решение сложнейших задач современного общества – воспитание духовно развитой, морально-устойчивой личности. В этом деле художественная литература, как один из видов искусства, может помочь: выполнить особую миссию – миссию воспитательную, просветительскую. Она выступает как источник нравственного и эстетического воспитания, она является одним из главных источников формирования общей культуры у человека.

Художественная литература как зеркальное отражение самой жизни носит в себе глобальную информацию: от бытовых реалий до глубоких философских раздумий. Через произведения талантливых писателей подрастающее поколение познает жизнь, учится воспринимать, понимать истинные ценности жизни.

В государственном нетиповом образовательном учреждении «Республиканский лицей» одним из основных предметов, включенных в обязательную программу обучения, является якутская литература.

В учебниках включены лучшие произведения якутских писателей. Учащиеся, начиная с шестых классов, знакомятся с лиро-эпическими произведениями классика якутской литературы А.Е. Кулаковского, с большим энтузиазмом читают комическое произведение «Дьүһүн кубулуйумтуо» А.И. Софронова, сопереживают вместе с лирическими героями в патриотических стихотворениях П.А.Ойунского, пейзажной лирике В.М. Новикова.

В произведениях якутских писателей, независимо от жанра, особенности стиля, доминируют гуманистические начала, гармонично сочетаются национальные и общечеловеческие ценности, перекликаются экологическая и нравственно-философская проблематики. Благодаря этим тенденциям якутская литература на мировом уровне оценивается как самодостаточный историко-культурный феномен и принадлежит к числу самых богатых и развитых среди младописьменных литератур. Таким образом, на уроках якутской литературы учащиеся не только получают знания в области литературы, но и воспитываются в нравственном и эстетическом плане, обретают духовное богатство.

РАЗДЕЛ II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ ЯКУТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Как утверждает известный педагог нашего времени Щуркова Надежда Егоровна, педагогическая технология эта – «… прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми как решающий фактор взаимодействия детей с окружающим миром, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности», искусством которого владеет педагог»1.

Я преподаю предмет якутской литературы учащимся 7-го, 8-го классов. Для достижения продуктивной работы на уроках, как учителя, так и ученика, мною используется метод педагогического воздействия. Данный метод состоит из пяти основных содержательных блоков, где ставятся пять основных содержательных проблем:

Содержательный блок

Содержательная проблема

Вопросы технологического

решения

«Человека – человек»

Педагогическое общение

Педагогическое общение;

Поло-ролевая дифференциация;

Этикет как форма общения

«Группа – человек»

Организация работы педагога с группой

Содержание групповых занятий;

Психологический климат

«Человек – культура»

Педагогическое требование

Предъявление требования;

Педагогический конфликт

Человек – информация

Информативно-речевое педагогическое воздействие

Конструирование содержания речи;

Этика отношения к слушателям

Человек – форма выражения его «я»

Педагогическая техника

Голос педагога;

Мимика педагога;

Физическая и психологическая свобода

Для организации педагогического воздействия важно основываться на принципы, которые диктуют постоянство, свойственное общему воспитательному процессу.

Рассмотрим картину системы принципов педагогической технологии:

Принципы

Общий Частный Дополнительный

- субъектности - свободы выбора - поля личностного

- ценностности - амплификация влияния

- системности - здесь и сейчас

Принцип субъектности направлен на возбуждение самостоятельного осмысления происходящего и связей «я» воспитанника с реальным миром предметов и людей, событий и явлений.

Принцип ценностности помогает педагогу выявлять и раскрывать перед учеником ценностное содержание окружающего мира. Для реализации этого принципа учитель владеть философским мышлением, уметь выявлять скрытую в объектах ценность жизни.

Принцип системности ориентирует педагога на личностную целостность человека как носителя социальных отношений.

Принцип свободы выбора напоминает педагогу о правеучащегося производить ежемоментный выбор.

Принцип амплификации – для применения данного принципа учитель должен владеть навыками актера: быть артистичным, речь должна выделяться интонационной выразительностью, движение – яркой пластикой.

Принцип «здесь и сейчас» - данный принцип акцентирует внимание педагога и детей на настоящее, на «сейчас» и основывается на следующие формулировки: «здесь и сейчас сделай то, что ты говоришь», «здесь и сейчас исправь то, что тебе не нравится» и.т.д.

Принцип поля личностного влияния – всегда напоминает о роли влияния личности педагога на личность ребенка.

РАЗДЕЛ III. МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ ЯКУТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конспект урока

Тема

Рассказ «Куоратчыт» А.И. Софронова-Алампа

Класс

Учебник

Программа

7

Учебник-хрестоматия 7 класс. Авторы-составители С.К. Колодезников, ЯЛ.Д. Колодезникова, Е.К Васильев 1-е изд.- Якутск: Бичик, 2000

Норуот айымньыта уонна уус-уран литература. 5-11 кылаас. – Дьокуускай: Полиграфист, 1996

Урок №

Разработал

1

(по теме)

Попова Матрена Петровна якутской литературы

Планирование

авторское

Цели урока

  • познакомить учащихся с творчеством классика якутской литературы А.И. Софронова-Алампа;

  • выявить художественные особенности рассказа как эпического произведения; Ознакомить с литературными терминами (сюжет, проблема, персонаж, характер);

  • развивать навык выразительного чтения и анализа эпического произведения;

Применяемые технологии

Microsoft Power Point

Применяемые формы работы

Слово учителя, сообщение учащегося, выразительное чтение

Применяемая педагогическая технология

метод педагогического воздействия - «группа -человек»;

принцип частный - амплификация

План урока

Время

1.

Ознакомление учащихся с творчеством Алампа. Обзор

10 мин.

2.

Особенности эпического произведения. Обзор

9 мин.

3.

Чтение рассказа «Куоратчыт»

25 мин.

4.

Домашнее задание: работа с текстом рассказа «Куоратчыт»

1 мин.

  1. Средства диагностики рефлексивных умений учащихся

    Документ
    В настоящей публикации нам бы хотелось обсудить вопрос о специфике подхода учителя к диагностике рефлексивных умений на примере задания для проверки уровня сформированности выделенного нами в ранее проведенном исследовании [1] рефлексивного
  2. Диссертация на соискание учёной степени (59)

    Диссертация
    Актуальность исследования обусловлена процессами, проходящими в мировом масштабе, характеризующимися стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада, всплеском осознания
  3. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  4. Выступления (15)

    Документ
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  5. Субъектов российской федерации (2)

    Закон
    В сборнике приведены законодательные и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере культуры и извлечений из них в части культуры, являющиеся законодательной базой деятельности организаций культуры, примеры государственного
  6. Статьи (35)

    Документ
    Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Взаимодействие традиционной и информационной культуры в контексте постнеклассической философии / Мат. межрегион. научно-практ.
  7. Статьи (42)

    Документ
    Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Современная философская методология и её значение для непрерывного гуманитарного образования В мат. межрегион. научно метод.
  8. Книга снабжена уникальным Именным указателем к I и II томам истории Русского народа в XX веке

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований «Терновый венец России» открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  9. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (1)

    Реферат
    Аменд, А.Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [Текст]: избранные статьи: в 2 т. / А.Ф. Аменд; под общ. ред. А.А. Саламатова, А.

Другие похожие документы..