Программа дисциплины «Конституционное право России» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школы экономики»

Санкт-Петербургский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики

Кафедра конституционного и административного права

Учебная программа дисциплины

«Конституционное право России»

для специальности 030501.65 «Юриспруденция»

курс 1

Автор: д.ю.н. Ескина Л.Б.

Рецензенты:

1.

2.

Согласовано УМО Одобрена на заседании кафедры

государственного и административного

«__»___________2010 г. права

Зав. кафедрой Сивицкий В.А._________

Протокол № от « »______________2010г.

Утверждена СФ______________

Председатель ___________

«___»__________2010г.

Протокол № от «___»_______2010г.

Санкт-Петербург

2010

Пояснительная записка

Составитель:

доктор юридических наук,

профессор кафедры государственного и административного права

Ескина Людмила Борисовна

Цель учебной дисциплины.

Приобретение студентами конституционного, правового мышления, получения навыков

работы с массивом конституционно-правовых норм.

Задачи учебной дисциплины.

Освоение курса позволит студентам:

1) ориентироваться в системе источников конституционного права России;

2) научиться анализировать конституционно-правовые акты;

3участвовать в разрешении споров, касающихся конституционно-правового

регулирования;

4) комплексно оценивать итоги и перспективы развития конституционного права.

Место дисциплины в профессиональной подготовке студента.

Курс является общепрофессиональной дисциплиной.

Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

1. иметь представление:

- о конституционном праве как отрасли Российского права юридической науке, и учебной дисциплине;

- об истории и современном состоянии конституционно-правового регулирования в

России;

2.знать:

- основополагающие понятия, термины и категории конституционного права;

- институты конституционного права России, их содержание, значение, системные связи в рамках отрасли и системы права;

- нормативные правовые акты, регулирующие конституционно-правовые основы и институты.

3. уметь:

- свободно оперировать основополагающими понятиями, терминами и категориями конституционного права;

- формировать самостоятельные решения правовых проблем, возникающих в сфере конститyционно-правового регулирования;

- составлять документы, используемые в рамках конституционного процесса.

Виды и формы контроля.

В ходе изучения курса студенты готовят реферат. Реферат представляет собой

обобщенное изложение идей, концепций, точек зрения, выделенных и изученных автором

в ходе самостоятельного анализа рекомендованных и дополнительных научных

источников, законодательных и иных нормативных правовых актов о предмете

исследования, а также предложение на этой основе собственных (оригинальных)

суждений, выводов и рекомендаций по совершенствованию понятийного аппарата

конституционного права, правового регулирования соответствующих отношений,

практики функционирования конституционно-правовых институтов.

После выбора темы реферата составляется перечень источников (монографий,

научных статей, законодательных и иных нормативных правовых актов, справочной

литературы, содержащей комментарии, статистические данные, результаты

социологических исследований и т.п.). Особое внимание следует обратить на

использование законов, иных нормативно-правовых актов, действующих в последней

редакции.

В реферате необходимо, опираясь на нормативное регулирование вопроса и научную

литературу, раскрыть содержание проблемы, самостоятельно смоделировать пути ее

решения. Реферат должен носить творческий, поисковый характер.

Обычно реферат состоит из небольшого по объему введения, основной части (один-

два параграфа), заключения и списка литературы и нормативных правовых актов.

Рекомендуемый объем реферата 8-10 страниц компьютерного (машинописного) текста.

Указывается вид письменной работы (реферат) и полное название темы реферата.

Название реферата размещается в центральной части или немного выше центральной

горизонтальной линии титульного листа. Сведения о фамилии, имени, отчества автора

реферата, его принадлежности к определенному курсу, группе (указывается ее номер).

Отделению (дневное) размещаются с правовой стороны титульного листа ниже названия

темы реферата. Завершается оформление титульного листа указанием в центре нижней

строки места и года подготовки реферата. После титульного листа (вторая страница)

размещается план реферата. Каждый раздел (глава) реферата начинается с названия.

Реферат должен быть подписан студентом (подпись и дата выполнения работы ставятся

на последней странице списка использованной литературы).

Реферат представляется на кафедру в срок, установленный учебным графиком. Реферат

считается принятым при его положительной оценке преподавателем, либо рецензентом,

назначенным кафедрой. Непредставление реферата свидетельствует о невыполнении

студентом учебного плана по конституционному праву и может служить основанием для

не допуска его к экзамену по этой учебной дисциплине.

В ходе освоения учебной дисциплины студенты выполняют две контрольные работы.

С требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольных работ, студентов

знакомит преподаватель, осуществляющий проведение семинарских занятий в группе.

Итоговый контроль – экзамен.

Критерии оценки

Оценивание знаний студентов в рамках всех форм контроля проводится по 10-

балльной шкале.

Итоговая оценка формируется по накопительной системе.

В накопительной системе оценка каждой формы контроля имеет свой вес в

формировании итоговой оценки.

Накопленная оценка представляет собой сумму всех форм контроля.

Оценка за реферат составит 0,2 итоговой оценки, за контрольные работы - 0,3 ( 0.15-

каждая), а ответ на экзамене 0,5 итоговой оценки. Для получения итоговой оценки-

оценки за реферат, контрольные работы и экзамен суммируются. Экзамен считается

сданным, если итоговая сумма составила 4 балла и выше. Округление происходит от 0,1

до 0.4 - к меньшему; от 0,5 до 0,9 – к большему.

Оценка удовлетворительно – 4 балла Присутствуют неполные знания по

существу вопроса, почерпнутые в учебнике

Оценка хорошо - 6 - 7 баллов Присутствуют системные знания по кур-

су, но знание действующего законодатель-

ства недостаточны

Оценка отлично - 9 - 10 баллов Ответ отличают логичность, системность,

полнота изложенного теоретического ма-

териала

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

« КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ»

Тема 1. Конституционное право России как отрасль права, юридическая наука и учебная дисциплина.

Понятие и предмет науки конституционного права. Содержание, основные задачи и цели науки конституционного права Российской Федерации. Система науки конституционного права России и основы ее построения. Категориальный аппарат.

Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права.

Классификация источников конституционного права по форме, наименованию, происхождению по юридической силе. Виды источников конституционного права. Конституция Российской Федерации. Декларации. Федеративный договор. Федеральные конституционные и федеральные законы РФ. Регламенты и иные акты палат Федерального Собрания. Акты Президента РФ. Акты Правительства и органов исполнительной власти РФ. Акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Конституции (Уставы), законы субъектов Российской Федерации. Акты высших должностных лиц. Акты органов законодательной, исполнительной и судебной властей субъектов Федерации. Нормативно - правовые акты местного самоуправления.

Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры как источники конституционного права Российской Федерации.

Иные источники конституционного права как отрасли российского права.

Место конституционного права в системе российского права.

Конституционно-правовые нормы и их особенности. Классификация норм конституционного права. По юридическим особенностям: общие и частные, материальные и процессуальные. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. По функциям в механизме правового регулирования: исходные - нормы-начала, нормы-принципы, нормы-цели, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции; регулятивные и охранительные нормы. По форме выражения предписания: запрещающие, обязывающие, управомочивающие, дозволяющие. По юридической силе: нормы, содержащиеся в Конституции, в Федеральных конституционных законах, федеральных законах и в подзаконных актах. По действию в пространстве: нормы, действующие на всей территории РФ, на территории субъектов федерации и на территории местного самоуправления. По времени действия: постоянные (неограниченного времени действия), временные (ограниченного временем действия) и нормы, действующие при чрезвычайных ситуациях. Нормы, действующие по кругу лиц: общие и специальные.

Конституционно - правовые институты их виды, особенности.

Конституционно - правовые отношения и их признаки. Предпосылки возникновения конституционно - правовых отношений. Виды конституционно - правовых отношений: постоянные и временные; материальные и процессуальные; регулятивные и охранительные; простые и сложные; односторонние и двухсторонние (многосторонние).

Состав конституционно - правовых отношений: объект, субъект и содержание.

Субъекты конституционно - правовых отношений, их особенности и виды. Индивидуальные и коллективные (юридические лица) субъекты.

Содержание конституционно - правовых отношений: субъективные права и юридические обязанности участников конституционно - правовых отношений.

Конституционное право Российской Федерации как учебная дисциплина, ее задачи и функции. Система учебного курса.

Основные термины: конституционное право, конституционно-правовой институт, конституционное правоотношение, конституционно-правовая норма, внутригосударственный договор.

Контрольные вопросы:

1. Понятие и система науки Конституционного права России.

2. Понятие и система Конституционного права России как отрасли права.

3. Источники Конституционного права России.

4. Проблема выделения подотраслей в Конституционном праве России. Конституционно-правовые институты.

5. Конституционно-правовые нормы и отношения.

Тема 2. Теоретические основы учения о конституции

Основные теоретические положения общего учения о Конституции. Понятие и сущность конституции. Фактическая и юридическая Конституции. Виды Конституций: по способу принятия (принимаемые референдумом, парламентом, специальным конституционным органом, октроированные), по способу изменения («гибкие», «жёсткие»), конституции переходного периода (временные). Верховенство и высшая юридическая сила Конституции РФ. Структура и содержание Конституции России. Социальная ценность Конституции Российской Федерации.

Понятие функций конституции. Система функций конституции: юридическая, политическая, экономическая, социальная, идеологическая, учредительная, стабилизирующая.

Понятие реализации Конституции. Механизм реализации конституционных норм.

Особый механизм охраны Конституции. Правовая охрана Конституции Российской Федерации. Непосредственные формы реализации Конституции РФ. Конституционный контроль в Российской Федерации. Особый порядок принятия, изменения и внесения конституционных поправок. Субъекты, обладающие правом внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Основания и порядок пересмотра Конституции РФ. Конституционное Собрание: его статус и полномочия.

Соотношение Конституции РФ и норм международного права.

Основные термины: Конституция, функции Конституции, прямое действие Конституции, охрана и защита Конституции, пересмотр Конституции РФ, внесение поправок в Конституцию РФ.

Контрольные вопросы:

1. Основные доктринальные подходы к пониманию Конституции.

2. Классификация Конституций.

3. Система функций Конституции.

4. Пересмотр и внесение поправок в Конституцию РФ.

5. Соотношение Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права.

  1. Программа дисциплины «Конституционное право России» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста Авторы программы (2)

    Программа дисциплины
    В рамках курса КПР также изучается история возникновения современного типа российской государственности и дается общее представление о формах и типах государственности в современном мире, что является необходимой предпосылкой перед
  2. Программа дисциплины «Конституционное право России» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста Авторы программы (4)

    Программа дисциплины
  3. Программа дисциплины «Конституционное право России» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста Авторы программы (1)

    Программа дисциплины
    В общем плане предметом данного курса является изучение основ организации и деятельности современного российского государства. В рамках данного курса студенты должны постигнуть:
  4. Программа дисциплины «Конституционное право России» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста Авторы программы (3)

    Программа дисциплины
    В рамках курса КПР также изучается история возникновения современного типа российской государственности и дается общее представление о формах и типах государственности в современном мире, что является необходимой предпосылкой перед
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право России» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста Составитель: д ю. н., профессор М. А. Краснов

    Учебно-методический комплекс
    значение и основные проявления таких базовых для современной российской государственности понятий, как демократия, правовое государство, федерализм, права человека и гражданина;
  6. Учебно-методический комплекс по предмету «Конституционное право России» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
    В настоящем Учебно-методическом комплексе (УМК) частично использованы методические рекомендации, содержащиеся в УМК 1,2 по предмету «Теория государства и права», автором-составителем которого является проф.
  7. Программа дисциплины «Конституционное право России»

    Программа дисциплины
    В рамках курса КПР также изучается история возникновения современного типа российской государственности и дается общее представление о формах и типах государственности в современном мире, что является необходимой предпосылкой перед
  8. Программа дисциплины «Конституционное и муниципальное право России» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста Авторы программы (1)

    Программа дисциплины
    В общем плане предметом данного курса является изучение основ организации и деятельности современного российского государства, а также системы местного самоуправления.
  9. Программа дисциплины «Конституционное и муниципальное право России» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста Авторы программы (2)

    Программа дисциплины
    В рамках курса КПР также изучается история возникновения современного типа российской государственности и дается общее представление о формах и типах государственности в современном мире, что является необходимой предпосылкой перед

Другие похожие документы..