Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология»

Новосибирский государственный технический университет

Кафедра русского языка и литературы

Общее языкознание

Программа курса. План семинарских занятий

Методические рекомендации

для студентов 4 курса специальности «Филология»

Новосибирск

2001

Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология»

Факультет гуманитарного образования НГТУ, кафедра русского языка и литературы

Курс IV, семестр VII

Лекции - 34 часа

Практические занятия – 17 часов

Экзамен - VII семестр

Программу составили:

д.ф.н., проф. Е.К. Скрибник, к.ф.н. А.М. Лаврентьев

Рецензент: к.ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы НГТУ

Г.М. Мандрикова

Содержание

Содержание 3

Предисловие 4

Содержание лекционного курса 8

Тема 1. Основные разделы общего языкознания (1 час) 8

Тема 2. Древнейшая история языкознания (1 час) 8

Тема 3. Античное и средневековое языкознание (2 часа) 9

Тема 4. Сравнительно-историческое языкознание (2 часа) 9

Тема 5. Структурная лингвистика (2 часа) 10

Тема 6. Фонология и морфология в структурной лингвистике (2 часа) 11

Тема 7. Типологическое языкознание (4 часа) 13

Тема 8. Синтаксис в структурализме, генеративистике и функционализме (2 часа) 14

Тема 9. Лингвистическая прагматика (2 часа) 16

Тема 10. Психолингвистика (2 часа) 17

Тема 11. Социолингвистика (4 часа) 18

Темы семинарских занятий 20

Семинар 1. Античное и средневековое языкознание. 20

Семинар 2. Сравнительно-историческое языкознание. 21

Семинар 3. Структурная лингвистика. 26

Семинар 4. Фонология и морфология в структурной лингвистике. 28

Семинар 5. Типологическое языкознание. 31

Семинар 6. Синтаксис в структурализме, генеративистике и
функционализме 36

Семинар 7. Прагматика, психолингвистика. 41

Мысленный образ прошедше-настоящего и потребного будущего 47

Смысловая программа высказывания = иерархия предикатов 48

Семантическая структура предложения 48

Поморфемное представление предложения 48

Моторная послоговая программа синтагмы 48

Семинар 8. Cоциолингвистика 50

Вопросы к экзамену по курсу «Общее языкознание» 57

Учебные пособия и литература 59

История языкознания: 59

Общее языкознание, структура языка: 59

Ресурсы по лингвистике в Интернет: 60

Предисловие

Цели и задачи курса “Общее языкознание”

Лекционный курс “Общее языкознание”, читающийся на IV курсе, продолжает на новом уровне задачи, ставившиеся на первом году обучения курсом “Введение в языкознание”. Цель обоих этих курсов в целом - это постановка профессионального лингвистического осмысления языка как явления действительности, как учебного предмета и как сферы профессиональной деятельности; усвоение лингвистической терминологии, современных лингвистических концепций и методов работы с языком.

Если курс “Введение в языкознание” основной своей целью имеет знакомство с понятийно-терминологическим аппаратом языкознания, то завершающий курс “Общее языкознание” суммирует знания о языке/языках, полученные на предыдущих курсах, и сводит их в единую систему, которая должна выступать как идеологическая основа и инструмент дальнейшей профессиональной деятельности. Кроме того, данный курс включает сведения об истории языкознания как истории лингвистических идей, смены научных парадигм, каждая со своими задачами, методами и результатами, и знакомит с новейшими направлениями в лингвистике.

Задачами курса «Общее языкознание» тем самым являются:

  • повторение и закрепление базовой понятийно-терминологической системы языкознания;

  • формирование умения видеть эту систему как целое и пополнять ее в ходе дальнейшего образования;

  • знакомство с современными представлениями об устройстве и функционировании языка;

  • представление о множественности научных парадигм в современной лингвистике, возможностей подхода к описанию языка с разных точек зрения и разными методами;

  • формирование умения соотносить друг с другом подходы разных школ, их метаязык и методику, разбираться в разных формальных способах представления результатов.

Основные задачи практических семинарских занятий:

  • продолжение работы над терминологией (умение дать определение термина и точно употребить его в собственном выступлении на заданную тему специально проверяется на экзамене: один из вопросов в экзаменационном билете - определение терминов из разных разделов курса);

  • знакомство с различными методами исследований, выполнение упражнений с анализом единиц языка разных уровней такими методами.

Структура курса определена необходимостью изложить в течение одного семестра сведения о языке существенно разного характера (сведения о его устройстве, о различных методах его исследования, о функционировании языка в обществе, соотношении его с другими явлениями человеческой культуры и др.). Поэтому в качестве «сюжетной основы», определяющей логику и последовательность знакомства с материалом, выбрана история научных парадигм в языкознании. Это позволяет проследить историю терминологии, изменение взглядов на язык, разработку методов, характер постановки задач; сведения же о структуре языка излагаются в разделах, посвященным тем школам, которые добились в данной области наиболее показательных результатов (фонетика и морфология – в разделе о структурализме, синтаксис – в разделах о генеративистике и функционализме и т.п.). Однако выдержать «в чистом виде» подобную схему не представляется возможным, ввиду существования ряда параллельных (или пересекающихся!) линий в истории лингвистики. Так, типология, зародившаяся одновременно со сравнительно-историческим методом и оттесненная на периферию в эпоху младограмматизма, впитав затем достижения структурализма, а также ряда более поздних концепций, является сейчас одним из динамично развивающихся направлений языкознания. В данном курсе история типологии излагается вслед за структурализмом, т.к. опыт показывает, что практическая работа на семинарских занятиях с материалом языков различных морфологических типов требует предварительного знакомства с методикой структурного анализа.

Организация работы в семестре

Работа по курсу «Общее языкознание» строится по модульно-рейтинговой системе: выполняя задания, студент может получить определенное количество баллов и при отсутствии пропусков семинарских занятий получить определенные льготы на экзамене.

Подготовка к семинару – это работа над тремя группами заданий:

  • чтение учебной литературы, текстов лекций (особое внимание здесь следует уделять работе над терминологическим аппаратом) и поиск ответов на вопросы по теме семинара;

  • выполнение заданий и упражнений;

  • подготовка рефератов для сообщений на 5-7 минут.

К каждому семинару дан список тем рефератов для самостоятельной работы (если сообщение посвящено ученому-филологу, то в этом сообщении следует дать и биографические сведения, и представление о лингвистических работах этого ученого; особое внимание следует уделить тем проблемам, которые непосредственно соотносятся с темой семинара; в конце необходимо привести список реферированных источников, минимум два названия). Выполнение реферата объемом в 2-3 страницы обязательно к каждому семинарскому занятию; староста группы следит за тем, чтобы темы распределялись между студентами равномерно и не было регулярных тематических пересечений («работы в парах и тройках»). Темы, помеченные двумя звездочками, – более сложные, рефераты по ним оцениваются выше. К концу семестра у каждого студента должно быть выполнено 8 рефератов.

Семинарское занятие состоит из 3-х частей:

  1. обсуждение основных вопросов по теме семинара;

  2. выполнение практических заданий и упражнений (за ответ на вопрос можно получить до 5 баллов). В случае необходимости на семинаре может проводиться анализ и проверка заданий, выполненных дома;

  3. сообщение студентов по самостоятельно подготовленным темам (каждое сообщение может быть оценено максимум в 10 баллов).

Рейтинг определяется по окончании семестра как среднестатистический. Студент, имеющий высокий рейтинг, во время экзамена имеет право отвечать не на все вопросы экзаменационного билета, а на один – по своему выбору.

***

При составлении заданий и упражнений к семинарам была использована следующая литература:

Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола. – М., 1967.

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 1999.

Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач. - М., 1998.

Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. - М., 1985.

Лингвистические задачи. – М., 1983.

Плунгян В.А. Общая морфология. – М., 2000.

Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сборник обзоров. – М., 1997.

Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М., 1999.

Fromkin V., Rodman R. An Introduction to Language. Fifth edition. – Harcourt Brace Jovanovich College Publishers, 1993.

Содержание лекционного курса

Тема 1. Основные разделы общего языкознания (1 час)

Место, цель и задачи курса “Общее языкознание” в системе изучаемых лингвистических дисциплин. Основные учебные пособия и литература.

Основные разделы общего языкознания:

  • история языкознания как углубление и расширение лингвистической теории, совершенствование приемов и методики лингвистического анализа;

  • теория языка;

  • методы лингвистических исследований.

Томас Кун (T.S. Kuhn. The Structure of Scientific Revolutions. – Chicago, 1970), понятия «научной парадигмы» («общепринятый образец научной практики») и «научной революции». Общее представление о периодизации истории языкознания и смене парадигм в языкознании. «Донаучный» период («период грамматического искусства», ars grammatica), и «собственно научный» период («период грамматической науки», scientia grammatica), который начинается в период средневековья с поисков «универсальной грамматики». Слабая выделенность теоретического аспекта языкознания из логики и философии. Накопление к концу XVIII в. достаточного материала для выделения новой сферы научного анализа с языком как специальным объектом исследования. Зарождение «филологии» со специальным интересом к истории языка; специализация и расширение сферы исследований до современного объема; лингвистика/языкознание ХХ в., ее деление на специализированные разделы и контакты как со смежными, так и с достаточно дальними дисциплинами.

Тема 2. Древнейшая история языкознания (1 час)

Ранние цивилизации: интерес к языку в рамках религии или философии. Древний Египет: практические задачи, связанные с обучением письму (поучения писцам, школьные упражнения, перечни слов для запоминания и правильного написания с XVIII в. до н.э.). Следы влияния древнеегипетской традиции на греческую.

Вавилонская филология (III – I тыс. до н.э.): систематизация лингвистических знаний в целях школьного преподавания (возникло вместе с письмом около XXX в. до н.э.), двуязычные и многоязычные словники уже с XXVIII-XXVII вв. до н.э. С XV-XII вв. описание парадигмы глаголов и местоимений, грамматические термины.

Изобретение «финикийского письма», родоначальника всех алфавитов мира (2-я пол. II тыс. до н.э.).

Тема 3. Античное и средневековое языкознание (2 часа)

Древнейшие традиции: индийская, европейская (античная), китайская, арабская. Причины возникновения античных традиций (решение конкретных практических задач – обучение письму или чтению, риторика, стихосложение); предпосылки – наличие национальной письменности и двуязычие (задача обучения языку культуры, не являющемуся родным). Общие особенности: центральное понятие неделимого «слова», нормативный подход (негативная оценка языковых изменений), поиск «истинных слов». Разное понимание источника нормы (классические тексты, классические грамматики, язык определенных групп). Основные итоги: классические схемы описания грамматики, термины (падеж, склонение, спряжение, словоизменение и пр.), классификация слов по частям речи.

Европейское языкознание в эпоху Возрождения. Первые грамматики европейских языков. Философские грамматики: модисты, П. де ла Раме, Ф. Санчес (Санкциус). Грамматика Пор-Рояля (1660).

Тема 4. Сравнительно-историческое языкознание (2 часа)

Предпосылки нового этапа в развитии языкознания: географические открытия XV-XVI вв., рост количества известных языков, конец «гегемонии» латинского языка. Предшественники компаративистики: анонимный исландский «Первый грамматист» (XII в.); Данте Алигьери, «De vulgari eloquentia» (XIV в.); отец и сын Скалигеры (XV-XVI вв.); Г.В. Лейбниц; И.Г. Гердер и др.

«Открытие» санскрита в конце XVIII в. как толчок к развитию индоевропеистики. Первые опыты сравнительно-исторического языкознания: У. Джонс, А. и Ф. Шлегели. Формирование сравнительно-исторического метода в трудах компаративистов первой половины XIX в.: Ф. Боппа, Р. Раска, Я. Гримма, А.Х. Востокова (Остенека). А. Шлейхер: реконструкция праязыка как цель компаративных исследований.

Младограмматизм: выдвижение на первый план понятия звукового закона, требование научной строгости методов, отказ от «философствования». Работы А. Лескина, К. Бругмана, Г. Пауля, Б. Дельбрюка, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова. Сохранение практической ценности результатов младограмматиков.

Развитие сравнительно-исторических исследований в XX в. Ф. де Соссюр, А. Мейе. Ностратика. «Глоттохронология» М. Сводеша. Современные классификации языков мира (Дж. Гринберг, Р. Диксон и др.).

  1. Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» (1)

    Методические рекомендации
    Лекционный курс “Общее языкознание”, читающийся на IV курсе, продолжает на новом уровне задачи, ставившиеся на первом году обучения курсом “Введение в языкознание”.
  2. Рабочая программа по дисциплине Методология гуманитарного познания для специальности философия. Реализуется на факультете Философии и психологии

    Рабочая программа
    Целью изучения студентами специальности Философия учебной дисциплины Методология гуманитарного познания является формирование у них философских знаний о природе гуманитарных наук, о философской методологии гуманитарного познания.
  3. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине социология коммуникации для студентов 5 курса очной формы обучения специальность 020300 социология

    Учебно-методический комплекс
    Социология коммуникации как специальная отрасль социологии; предмет и аппарат социологии коммуникации (коммуникативный акт, информация, речевая деятельность, социокоммуникативная система); социологические доминанты коммуникации; системность
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 2 курса дневного отделения исторического факультета Составитель: канд филол наук

    Учебно-методический комплекс
    Функциональные стили современного русского языка. Классификация стилей. Специфические и общие стилевые черты. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие стилистической нормы.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 3 курса заочного отделения технолого-экономического факультета Составитель: канд филол наук

    Учебно-методический комплекс
    Научный стиль и его подвиды. Жанры письменной научной речи (монография, статья, тезисы доклада, курсовая и дипломная работа как первичные научные тексты; аннотация, реферат, конспект как вторичные научные тексты), структура и языковое
  7. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  8. Рабочая программа по курсу «русский язык и культура речи» для студентов очной формы обучения по специальности 031001 «филология» факультета филологии и журналистики

    Рабочая программа
    Русский язык и культура речи: Рабочая программа для студентов очной формы обучения / сост. Л.А. Араева, М.Н. Образцова; Кемеровский государственный университет.
  9. Методические рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900)

    Методические рекомендации
    Библиотечно-информационная деятельность : метод. рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Учреждение Рос.

Другие похожие документы..