Программа модернизации системы профессионального образования Владимирской области в целях реализации стратегии социально экономического развития региона

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на период с 2011 по 2015 годы. Ее реализация будет осуществляться в 2 этапа:

первый этап (2011-1012 годы) – создание институционального, нормативно-регламентирующего, кадрового и методического обеспечения реализации основных программных мероприятий;

второй этап (2013-2015 годы) – реализация основных программных мероприятий.

Первый этап реализации Программы (2011-2012 годы) предусматривает развитие институтов организационного и информационного обеспечения взаимодействия рынков труда и профессионального образования, их методического оснащения, а также проведение первоочередных мероприятий по оптимизации региональной сети учебных заведений.

Будет разработана концепция и проект, и реализовано сетевое взаимодействие участников системы профессионального образования на основе ИКТ технологий. Пройдет публичное обсуждение и утверждение Департаментом образования Владимирской области Комплексного плана по реструктуризации областной сети учреждений профессионального образования. Данные институциональные изменения подготовят и обеспечат последующие преобразования.

Кроме того, на данном этапе произойдет изменение структуры профессиональной подготовки Владимирской области путем присоединения к ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет» ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет», а также ряда учреждений СПО. Предполагаемая структура будет представлена ниже.

На втором этапе реализации Программы (2013-2015 годы) в институционально обновленной системе профессионального образования будут реализовываться основные мероприятия по реструктуризации сети, организации сетевых форматов взаимодействия на базе ресурсных центров профессионального образования, исходя из результатов, полученных в ходе первого этапа. Будут введены в массовую практику апробированные на первом этапе модели повышения квалификации на основе модульно-накопительного принципа и персонифицированного финансирования, организованы процедуры общественно-профессиональной оценки образовательных программ учреждений профессионального образования.

На всех этапах осуществляется информационное сопровождение реализации Программы и мониторинг ее промежуточных результатов. К концу второго этапа (2015 год) осуществится комплексная модернизация региональной системы профессионального образования в целях превращения ее в ресурс социально-экономического развития Владимирской области.

  1. Приоритетные направления Программы

    1. Направление 1 Формирование эффективной территориально распределенной отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда

Цель направления:

создание эффективного механизма взаимодействия региональных рынков труда и профессионального образования во Владимирской области

Механизм взаимодействия регионального рынка труда и системы профессионального образования – это: а) способы согласования спроса и предложения рабочих/специалистов всех уровней, б) способы учета требований работодателей к их квалификации, в) форматы, нормы и регламенты участия работодателей в деятельности по достижению динамического баланса спроса и предложения. Совокупность видов деятельности и функций, которые должны реализоваться с определенной периодичностью, чтобы механизм «работал», включает в себя:

  1. Организацию системных мониторингов регионального рынка труда по показателям занятости населения; высвобождении работников в связи с технологическим перевооружением отраслей и структурными преобразованиями в экономике; актуальным требований к квалификации работников в разрезе отраслей, территорий и рабочих мест предприятий/организаций.

  2. Организацию системных мониторингов региональной системы профессионального образования с целью сбора характеристик предложения вновь подготавливаемых кадров по количественным и качественным их параметрам.

  3. Организацию мониторинга демографической ситуации в региональном масштабе и территориальном разрезе для разработки среднесрочных планов-прогнозов предложения рабочей силы, подготовленной в системе профессионального образования региона. Анализ и перспективное прогнозирование потенциала региональной системы профобразования по предоставлению образовательных услуг, востребованных региональной экономикой.

  4. Анализ и перспективное планирование на основе среднесрочных прогнозов требуемого качества профессиональной подготовки, изменений в квалификациях выпускников учреждений профессионального образования. Анализ и прогнозирование объемов и качества переподготовки и повышения квалификации действующего персонала предприятий/организаций реального сектора экономики региона (территорий).

  5. Разработка среднесрочных прогнозов кадровых потребностей социально-экономического развития Владимирской области в региональном и субрегиональном масштабах в разрезах объемных показателей и компетентностных профилей.

  6. Организация многоуровневого информационного обмена между всеми участниками взаимодействия региональных рынков профессионального образования и труда и населением региона по вопросам спроса и предложения в сфере кадрового потенциала региона.

  7. Информационное обеспечение деятельности по восстановлению позитивного имиджа регионально-значимых рабочих профессий.

  8. Информационное обеспечение эффективных профориентационных мероприятий для молодежи в соответствии с долгосрочными тенденциями занятости и социально-экономического развития территорий. Дальнейшая подготовка справочника для выпускников образовательных учреждений «Выпускник». Расширение спектра материалов, публикуемых в данном сборнике, а также круга вопросов, освещаемых в нем, вовлечение всех заинтересованных сторон в процесс создания и распространения сборника.

  9. Информационно-аналитическое обеспечение реализации продуктивной миграционной политики, основанной на долгосрочных демографических и социально-экономических прогнозах востребованности труда мигрантов в экономике региона (территорий).

Мониторинги развития региональной системы профессионального образования представляется целесообразным отнести к сфере ответственности Департамента образования Администрации Владимирской области. Сбор информации о состоянии занятости населения является прерогативой территориальных служб занятости. Отдельные виды деятельности по информированию и консультированию всех субъектов взаимодействия выполняют территориальные служба занятости населения, негосударственные рекрутинговые агентства, центры трудоустройства при вузах. Таким образом, часть рассмотренных выше видов деятельности по организации взаимодействия между рынками профессионального образования и труда закреплена и с той или иной степенью эффективности реализуется в структуре региональной экономики.

Мероприятия, планируемые к реализации в рамках направления

  1. Анализ прогнозных потребностей в трудовых ресурсах для реализации стратегий социально – экономического развития Владимирской области, обеспечивающей их учет и развитие. Повышение соответствия региональной системы профессиональной подготовки кадров актуальным и перспективным потребностям рынка труда на основе анализа и в соответствии с прогнозом

  2. Мониторинг соответствия существующей структуры подготовки по программам профессионального образования прогнозу потребности Владимирской области в трудовых ресурсах (ежегодно).

  3. Формирование перечня востребованных региональной экономикой профессий/специальностей/направлений подготовки, систематизированного по укрупненным группам специальностей.

  4. Разработка регламента формирования ежегодного государственного (регионального) заказа (задания) на подготовку кадров за счет средств областного бюджета в областные учреждения профессионального образования и конкурсного порядка его размещения на территории Владимирской области.

  5. Стимулирование развития механизмов взаимодействия системы профобразования с работодателями и перспективными рынками труда. Формирование вариативной части ООП с привлечением ведущих работодателей и крупнейших (градообразующих) предприятий региона.

    1. Направление 2 Развитие организационно-экономических и финансовых механизмов регулирования региональной системы профессионального образования

Цель направления:

оптимизация образовательных ресурсов областной системы профессионального образования в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Владимирской области

Оптимизация образовательных ресурсов учреждений профессионального образования представляет собой процесс формирования и реализации согласованной по показателям экономической и социальной эффективности модели размещения и организации деятельности на территории региона учреждений профессионального образования разных типов и видов для достижения целей:

- обеспечения динамического соответствия спроса и предложения по количеству и качеству подготавливаемых рабочих и специалистов актуальным требованиям регионального рынка труда и перспективам социально-экономического развития региона;

- удовлетворения образовательных потребностей населения в профессиональном образовании, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации;

- обеспечения показателей качества и доступности программ профессионального образования и подготовки для различных целевых групп потребителей профессионального образования и заказчиков кадров (население, государство, работодатели).

Оптимизация образовательных ресурсов включает в себя следующие процессы:

- реорганизация ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет» путем присоединения к нему ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет», а также ряда учреждений СПО региона. Предлагаемая структура представлена ниже на вкладке.

- реструктуризация региональной сети учреждений профессионального образования (трансформация состава единиц сети и их пространственного расположения на территории региона в соответствии с согласованными приоритетами социально-экономического развития региона и территорий),

- реорганизация образовательных учреждений (в том числе, смена их организационно-правового статуса) для повышения эффективности взаимодействия с заказчиками и потребителями образовательных услуг;

- концентрация эксклюзивных образовательных ресурсов в отдельных единицах сети (ресурсных центрах, центрах коллективного пользования и т.д.) и обеспечение их использования другими единицами сети с целью достижения сетевых эффектов повышения качества образования;

- изменение соподчиненности образовательных учреждений, фокусов и субъектов управления в системе профессионального образования в целях координации, интеграции, повышения степени управляемости системы в условиях комплексного развития;

- формирование инфраструктуры системы профессионального образования, обеспечивающей взаимодействие учебных заведений с рынком труда (маркетинговые службы, центры оценки и сертификации и т.д.);

- повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда.

Целесообразно использование следующих механизмов оптимизации региональной сети учреждений профессионального образования в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона и территорий:

1) перераспределение ответственности в сфере начального и среднего профессионального образования между уровнями государственной власти путем реализации следующих управленческих действий:

- организация и осуществление поэтапной передачи части федеральных ГОУ СПО в ведение Владимирской области,

- обеспечение координации в управлении отраслевыми учреждениями СПО путем передачи (делегирования) части функций государственного управления учебными заведениями СПО отраслевого регионального подчинения Департаменту образования;

2) интеграция образовательных учреждений:

- по горизонтальному направлению (укрупнение образовательных учреждений одного уровня образования путем их реорганизации),

- по вертикальному направлению (интеграция образовательных учреждений различных уровней профессионального образования путем их реорганизации – создание многоуровневых образовательных кластеров с филиальной сетью, в которых реализуются программы нескольких уровней профессионального образования);

3) создание профильных Ресурсных центров довузовского профессионального образования в приоритетных экономических секторах экономики области (машиностроение и металлообработка, строительный комплекс, АПК, пищевые технологии, транспорт и связь и т.д.) с целью концентрации дорогостоящих образовательных ресурсов и коллективного использования их в областной сети;

4) преобразование образовательных учреждений в иные организационно-правовые формы (автономные образовательные учреждения, новые бюджетные учреждения) с целью привлечения к управлению работодателей, расширения объемов предоставляемых образовательных услуг, финансируемых из внебюджетных источников;

5) введение сетевых форматов реализации образовательных программ.

Первым продуктом деятельности по данному направлению должен быть Комплексный план развития сети учреждений профессионального образования Владимирской области в соответствии с приоритетами ее социально-экономического развития, прошедший общественное обсуждение и утвержденный на заседании Координационного совета по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов при Администрации Владимирской области с участием работодателей региона. В нем должны быть отражены параметры поэтапного преобразования сети с детальным описанием результатов по первому этапу.

В первую очередь, должен быть «запущен» процесс создания многоуровневых образовательных кластеров довузовского профессионального образования для кадрового обеспечения приоритетных секторов развития экономики области (машиностроение и металлообработка, строительный комплекс, АПК, пищевые технологии, транспорт, связь и др.). Их целесообразно наделять «статусом» ресурсных центров, то есть обуславливать материально-техническое оснащение обязанностями обеспечивать коллективное использование уникальных ресурсов другими единицами сети, реализующими программы соответствующего профиля. Управленческим инструментом при этом может выступить вариативная составляющая ФГОС НПО/СПО, в которой будут сосредоточены региональные профессиональные модули, реализуемые в сетевом режиме на базе соответствующих ресурсных центров. Только в этом случае можно достигнуть повышения качества образования в отраслевом сегменте сети, а не в отдельном учебном заведении.

Мероприятия, планируемые к реализации в рамках направления

1. Реорганизация ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет» путем присоединения к нему ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет», а также ряда учреждений СПО региона. Реструктуризация региональной сети учреждений профессионального образования. Реорганизация образовательных учреждений для повышения эффективности взаимодействия с заказчиками и потребителями образовательных услуг.

Структура Владимирского государственного университета представлена в разделе 8.7.

2. Разработка, общественное обсуждение и утверждение Координационным советом по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов при Администрации Владимирской области с участием работодателей региона Комплексного плана развития сети учреждений профессионального образования Владимирской области в соответствии с приоритетами ее социально-экономического развития.

3. Обеспечение координации в управлении отраслевыми учреждениями СПО путем передачи (делегирования) части функций государственного управления учебными заведениями СПО отраслевого регионального подчинения Департаменту образования Администрации Владимирской области.

4. Поэтапный перевод бюджетных учреждений областной системы профессионального образования в статус автономных учреждений (по особому графику в соответствии с Комплексным планом развития сети учреждений профессионального образования).

5. Формирование многоуровневых образовательных кластеров довузовского профессионального образования в статусе государственных автономных учреждений СПО с филиальной сетью (по особому графику в соответствии с Комплексным планом развития сети учреждений профессионального образования). Развитие систем дистанционного и заочного образования для оптимизации профессиональной подготовки кадров.

6. Оснащение и «запуск» ресурсных центров для приоритетных секторов развития экономики (машиностроение и металлообработка, строительный комплекс, АПК, пищевые технологии, транспорт, связь и др.) Владимирской области (по особому графику в соответствии с Комплексным планом развития сети учреждений профессионального образования).

7. Формирование и утверждение в установленном порядке пакета регионального нормативного и методического обеспечения реализации сетевых образовательных программ на базе ресурсных центров для приоритетных секторов развития экономики Владимирской области (машиностроение и металлообработка, строительный комплекс, АПК и др.).

8. Реализация сетевых образовательных программ по современным производственным технологиям (машиностроение и металлообработка, строительный комплекс, АПК) на базе областных ресурсных центров.

9. Разработка предложений по порядку и условиям размещения средств на подготовку кадров для своих нужд работодателями, включая возможности софинансирования такой подготовки за счет бюджетных средств.

10. Стимулирование размещения средств на подготовку кадров для своих нужд работодателями.

  1. Оргкомитет конференции (3)

    Документ
    В разделе «Аналитика» представлены обновленные списки книг, диссертаций, статей, журналов, а также полнотекстовые издания, касающиеся рынка труда и рынка образовательных услуг.
  2. Стратегия развития региона

    Документ
    Т.И. Точеная. Стратегический и конъюнктурный подходы к оценке инвестиционной деятельностью в регионе 45 СВ. Тейванов. Инвестиционная привлекательность и инвестиционное проектирование франчайзинга 54 Д.
  3. «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов местного самоуправления Камешковского района»

    Задача
    экономическом совещании «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов местного самоуправления Камешковского района»
  4. Отчет о реализации Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы

    Содержательный отчет
    Отчет о реализации Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы (далее - Концепция) подготовлен в соответствии с Законом Московской области № 11/96-ОЗ «О Концепции, прогнозах и государственных программах
  5. Программа социально-экономического развития муниципального образования «заларинский район»

    Программа
    Руководствуясь Федеральным Законом от 6.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.30 Устава МО «Заларинский район»
  6. Отчет Министерства культуры Московской области о ходе реализации Среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2010 года за 2009 год

    Содержательный отчет
    В целях реализации Среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2010 года и решения задачи по созданию условий для повышения уровня и качества жизни населения Московской области Министерством культуры
  7. Развитие системы профессионального образования в Башкирии (начало XVII века до 1917 года) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им.
  8. Отчет о работе отделения профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Бюро Отделения работало в следующем составе: Баврин И.И., Берулава М.Н., Жураковский В.М., Круглов Ю.Г., Манушин Э.А., Мухаметзянова Г.В., Новиков А.М.
  9. «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления Владимирской области»

    Задача
    на областном экономическом совещании «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления Владимирской области»

Другие похожие документы..