Власть, профсоюзы, общество: опыт реализации мобилизационных задач на водном транспорте россии в 1941-1945 гг

На правах рукописи

СЕЛЮНИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

ВЛАСТЬ, ПРОФСОЮЗЫ, ОБЩЕСТВО:

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ В 1941-1945 ГГ.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора исторических наук

Москва 2009

Диссертация выполнена в ГОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт».

Научный консультант – доктор исторических наук, профессор Малышева Елена Михайловна.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор

Куманёв Георгий Александрович

доктор исторических наук, профессор

Кондакова Нина Ивановна

доктор исторических наук, профессор

Линец Сергей Иванович

Ведущая организация – Ростовский государственный университет путей сообщения

Защита состоится 30 сентября 2009 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д.212.136.03 по историческим наукам при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова по адресу: г. Москва, Ул. Верхняя Радищевская, д.16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова

Автореферат разослан 2009 года

Учёный секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук,

доцент А.А.Орлов

Актуальность темы исследования. Изучение истории Великой Отечественной войны относится к наиболее разрабатываемым исследовательским направлениям в современной российской историографии, что во многом объясняется ее значением для судеб нашей страны.

В годы войны для решения военно-стратегических, оборонно-экономических, духовно-идеологических, социально-политических и внешне-дипломатических задач была создана управленческая система, составной частью которой являлись профсоюзы, и в частности, профсоюзы водного транспорта страны.

В обеспечении выдающейся победы Советского Союза над фашистской Германией огромную роль сыграл водный транспорт, являвшийся тогда одной из важнейших отраслей народного хозяйства.

Благодаря эффективному взаимодействию субъекта и объекта управления удалось добиться гармоничной работы всех составных звеньев водного транспорта, обеспечивавшего в течение всего периода войны против агрессоров перевозку разнообразных грузов и пассажиров.

Научный интерес к теме данного диссертационного исследования обусловлен многообразием, неповторимостью, спецификой и сложностью работы профсоюзных структур пароходств, судоремонтных предприятий, портов и пристаней, речных и морских судов.

Комплексное отражение деятельности профсоюзов водников и их роли в сложном процессе руководства коллективами морского и речного флота помогает составить полную картину деятельности управленческой системы и исторических событий периода минувшей войны.

Политический и гражданский интерес к избранной теме исследования обусловлен необходимостью глубокого изучения исторического опыта, приобретённого предыдущими поколениями. В годы Великой отечественной войны борьба против общего врага сплотила народы различных национальностей, вызвав небывалый патриотический подъем. Это сплочение возникло на основе идеи неминуемого и сокрушительного разгрома агрессоров и благодаря консолидирующей нацию деятельности общественных организаций, в том числе и профсоюзов. Достижение победы было целью и мечтой, объединяющей людей.

Объектом исследования является деятельность системы управления морским и речным флотом России в период Великой Отечественной войны.

Предметом исследования выступает реализация профсоюзными структурами водного транспорта функций, характерных для мобилизационного периода 1941-1945 гг.

Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом Великой Отечественной войны (22 июня 1941 – 9 мая 1945 гг.). Наряду с этим дается характеристика состояния водного транспорта страны и роли профсоюзов в укреплении мобилизационной готовности морского и речного флота накануне войны, приведены сведения об участииводников в разгроме японских милитаристов.

Территориальные рамки работы включают РСФСР, составлявшую 76 % территории СССР. Ныне Российская Федерация (Россия) стала отдельной страной, поэтому автор сочла возможным использовать это название и для периода Великой Отечественной войны.

Целью работы является комплексное исследование деятельности профсоюзов водного транспорта по решению мобилизационных проблем в период Великой Отечественной войны.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • расширить научную разработку проблем, связанных с деятельностью системы управления водным транспортом в условиях Великой Отечественной войны;

  • исследовать положение профсоюзных организаций морских и речных пароходств, степень их потенциальных возможностей и мобилизационной готовности к выполнению своих функций в связи с началом второй мировой войны и подготовкой СССР к отражению возможной иностранной агрессии;

  • проанализировать процесс совершенствования управления водным транспортом и роль вэтом процессе профсоюзов в начальный период Великой Отечественной войны;

  • изучить деятельность профсоюзных лидеров по мобилизации работников водного транспорта на самоотверженный труд в прифронтовых и тыловых районах, а также в заграничном плавании;

  • выявить сущность деятельности отраслевых профсоюзных структур в ходе перестройки работы трудовых коллективов флота, портов и пристаней, судоремонтных предприятий;

  • проследить процесс изменения организационно-массовой работы на водном транспорте;

  • исследовать особенности культурно-просветительской работы профсоюзов морского и речного флота;

  • проанализировать работу профсоюзных комитетов по организации пополнения водного транспорта кадрами массовых профессий и их производственного обучения в военных условиях;

  • обобщить опыт, накопленный управленческими структурами, в том числе и ведомственными профсоюзами, в процессе укрепления единства тыла и фронта.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания исторических событий, выявление внутренних противоречий как источника развития. Сложность изучения предмета исследования потребовала междисциплинарного подхода, основанного на синтезе социально-философского, исторического, политологического, социологического знания. При анализе региональной управленческой деятельности учитывался географический фактор.

В ходе работы над диссертацией автор стремилась следовать научной объективности при отборе противоречивых архивных материалов и оценке публикаций, формулировании выводов. Принцип историзма помогал исследователю понять сущность, взаимосвязь явлений и факторов, определить хронологические рамки, периодизацию процесса. Сравнительно-исторический метод позволил выявить специфику работы профсоюзных структур и трудовых коллективов водного транспорта на различных фазах войны. Сочетание логического и исторического методов дало возможность проанализировать ключевые проблемы, оценить результаты, достигнутые исторической наукой. Сравнительно-сопоставительный метод позволил оценивать сходные события в различных регионах страны. Применение статистического метода помогло подсчитать реальные объёмы перевезённых водниками грузов, а также результаты работы портовиков и судоремонтников. Принцип системности дал возможность рассматривать управленческую структуру и как определённую целостность, и как деятельность самостоятельных элементов. Институциональный принцип применён при анализе деятельности профсоюзных структур различного уровня (ВЦСПС, центральных комитетов профсоюзов морского и речного транспорта, бассейновых, местных, заводских, судовых комитетов).

Источниковая база. Онавключает в себя источники, которые можно разделить на группы.

В первую группу, основную группу, источников входят неопубликованные, архивные документы. При написании диссертации автором использованы материалы 24-х центральных, местных, ведомственных архивов. В фонде 9469 Российского государственного архива экономики (РГАЭ) представлены материалы о работе речного транспорта страны. Описи 1,2,3,4,5 содержат документы секретариата и канцелярии Наркомречфлота, отраслевых управлений, различных служб, информации, справки, приказы, распоряжения, директивы, свидетельствующие о мерах управленческого аппарата по перестройке речного транспорта на военный лад и развитию перевозочной деятельности в экстремальных условиях.

Документы, характеризующие деятельность морского транспорта отложились в фонде 8045 Наркомморфлота. Годовые отчёты морских пароходств об эксплуатационной работе изобилуют цифрами, но бедны подробными комментариями, анализом положительных и негативных процессов. Встречаются и противоречия между итоговыми данными и пояснениями к ним. Тем не менее, ценность годовых отчётов бесспорна. Они позволяют исследователю уяснить динамику выполнения трудовыми коллективами заданий фронта и тыла, особенности региональной деятельности.

В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) автор изучила интересные материалы, характеризующие сущность работы профсоюзных структур речного и морского флота. В фонде 5451 отложились документы организационно-инструкторского отдела, сектора труда и зарплаты ВЦСПС, протоколы Президиума ВЦСПС, совещаний по подведению итогов соревнования. Фонд 7913 (описи 1 и 13) насыщен документами центральных комитетов профсоюза рабочих речного и морского транспорта, включая протоколы и стенограммы заседаний президиумов и пленумов, различные материалы бассейновых комитетов профсоюзов.

Этот фонд содержит богатейший материал о трудовом и ратном героизме моряков и речников, об участии водников во Всесоюзном социалистическом соревновании, о максимальном использовании ими внутренних резервов производства, новаторстве, о работе профсоюзных комитетов по привлечению кадров на транспорт и их производственному обучению, об оказании всесторонней помощи фронтовикам и их семьям.

Ценные военно-исторические документы, позволяющие автору в целом осветить деятельность управленческой системы, извлечены в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). Фонд 17 содержит протоколы заседаний местных партийных органов, стенограммы конференций и пленумов областных и краевых комитетов ВКП(б), информации и справки с мест в вышестоящие инстанции. Анализ этих данных позволяет судить о степени эффективности работы властных структур, о взаимодействии партийных комитетов с профсоюзами. Изучение постановлений ГКО СССР, содержащихся в фонде 644, даёт возможность постичь логику управленческих действий высшего руководства страны.

Документы о деятельности политуправления морского флота (8 описей) и политических отделов морских пароходств сосредоточены в фонде 473. Исследователь имеет богатые возможности для познания форм и методов работы чрезвычайных органов управления. Фонды 1 и 7 содержат документы, которые свидетельствуют о большом вкладе трудящейся молодёжи во всенародное дело разгрома агрессоров. Материалы, сосредоточенные в РГАСПИ, позволяют создать целостную картину функционирования системы управления водным транспортом, в том числе - общественных организаций и трудовых коллективов.

Автором диссертации изучены документы фондов 1 и 20 архива Федерального агентства морского и речного транспорта (АФАМРТ), где отложились квартальные и годовые отчёты пароходств, приказы и инструкции управленческих структур, информации, материалы с мест о выполнении производственных заданий тружениками судоремонтных предприятий, портовиками, экипажами морских и речных пароходов. Характерно, что подавляющее количество документов содержит позитивные данные о трудовых достижениях рабочих и служащих. Это отражает объективную картину состояния производственного процесса.

В центральном архиве г. Москвы (ЦАГМ) и центральном архиве общественно-политической истории столицы (ЦАОПИМ) содержатся документы Московско-Окского пароходства и Канала Москва-Волга: стенограммы совещаний управленческого состава, протоколы партийных и профсоюзных собраний, информации низовых общественных организаций о привлечении и подготовке кадров речников, о развёртывании новаторства в подразделениях и на судах.

Содержательные материалы о деятельности профсоюзных структур Балтийского и Северо-Западного речного пароходств почерпнуты в центральном государственном архиве и центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга. Сохранились данные о работе ленинградских портовиков, об эвакуации экипажами Балтийского транспортного флота населения и материальных ценностей Риги, Таллинна и других прибалтийских портов. Имеются документы о передаче военному командованию торговых кораблей и их авральном переоборудовании, об участии водников в войсковых операциях, строительстве оборонительных сооружений, о вступлении водников в партизанские отряды и полки народного ополчения, о героических буднях речников и моряков на Ладожских трассах.

Многочисленные материалы о деятельности трудовых коллективов и общественных организаций речных и морских пароходств изучены автором в архивах Архангельской, Астраханской, Ленинградской, Ростовской, Одесской областей, Приморского, Хабаровского, Пермского, Краснодарского краёв, Республики Дагестан.

Вторую группу источников составили статистические и документальные сборники. Заметим, что данные статистических сборников часто нуждались в сопоставлении и проверке.

Третью группу источников образуют материалы и документы коллекций музейных экспонатов в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Хабаровске, Перми, Астрахани, Ростове-на-Дону, Одессе, Новороссийске, Волгограде.

  1. Профсоюзы промышленных предприятий дона и кубани в период великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

    Диссертация
    Защита состоится _26_ января 2007 г. на заседании диссертационного совета Д 212.208.08 по историческим наукам при Ростовском государственном университете по адресу:
  2. Фонды архива: на 01. 10. 2011 г по списку фондов числится в наличии 408 фондов, 84196 единиц хранения

    Документ
    Осташковское районное производственное колхозно-совхозное управление создано в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О перестройке управления сельским хозяйством» № 267 от 22 марта 1962 г.
  3. Германии (1941 1945 г г.) Вдвух выпусках. Выпуск 1 Москва 2002г счётчик 1ч liveintenet ru для uniqum ru счётчик майл-ру на уникум-ру экз.№

    Документ
    Сборник Военно-научного общества посвящён одному из самых драматичных и мало изученных периодов отечественной истории – начальному периоду Великой Отечественной войны.
  4. Уничтожить Россию весной 1941 г. Документы спецслужб СССР и г 1937-1 94S гг. Владимир Ямпольский Уничтожить Россию весной 1941 г

    Документ
    В книге нашли отражение следующие вопросы: кто явился виновником войны — Германия или СССР; готовил ли Советский Союз превентивный удар по Германии; какие цели преследовала Германия в отношении СССР — уничтожение государственности, расчленение, оккупацию
  5. Н. С. Конарев Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945

    Документ
    Рассказывается о революционных, боевых и трудовых традициях железнодорожников, показаны огромная работа железных дорог в обеспечении нужд фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны, развитие их в послевоенный период.
  6. Библиографический указатель изданий Коми научного центра Уро российской академии наук: 2001-2005 гг

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель изданий Коми научного центра УрО Российской академии наук: 2001-2005 гг. (в 2-х частях) / Научная библиотека Коми научного центра УрО РАН.
  7. Курс на индустриализацию Крах Бухарина

    Документ
    Субботний день у профессора Преображенского выдался сложный. С утра две ответственные консультации, затем — обход палат в стационаре, а после обеда, когда уже подумывал уехать домой (обещал жене пораньше приехать на дачу в Переделкино),
  8. К 1945 г времени прекращения серийного производства было построено 6784 дб-3/Ил-4, из них около 5300 составляли Ил За время серийного производства затра

    Документ
    К 1945 г. - времени прекращения серийного производства - было построено 6784 ДБ-3/Ил-4, из них около 5300 составляли Ил-4. За время серийного производства затраты труда на постройку одного Ил-4 уменьшились с 20 тыс.
  9. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Документ
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются

Другие похожие документы..