Учебно-методический комплекс по дисциплине 050706 «Педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра общей химии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине 050706 «Педагогика и психология»

Учебно-методический комплекс Составитель: ст.преподаватель

обсужден и утвержден Мудрик Т.П.

на заседании кафедры

«_14__» октября_2008__г.

Заведующий кафедрой__________проф. В.И. Левашова

Стерлитамак 2008

Оглавление

1. Титульный лист 1

2. Оглавление 2

3. Выписка из государственного образовательного стандарта 3

4. Учебная программа 5

4.1. Введение 8

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы 10

4.3. Содержание дисциплины (краткая характеристика каждой темы) 10

4.4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 12

4.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 13

5. Рабочая программа 14

5.1. Цели изучения дисциплины (цели, задачи, студент должен знать…, студент должен уметь…). 15

5.2. Содержание дисциплины (программа) 20

Перечень практических и лабораторных работ с указанием заданий, вопросов.

5.3. Учебно-методическое обеспечение (оборудование, литература и т.д.) 22

5.3.1. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя и методические указания студентам. 23

5.4. Требования к уровню освоения программы формы текущего и промежуточного контроля (тесты, контрольные работы, вопросы к экзаменам и зачетам, контрольные работы для проверки остаточных знаний). 25

6. Конспекты лекций 29

7. Электронный носитель с конспектами лекций

3. Выписка из Госстандарта

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Заместитель Министра образования

и науки Российской Федерации

А.Г. Свинаренко

___________________________

«31» января 2005г.

Номер государственной регистрации

№663 пед /сп (новый)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 050706 педагогика и психология

Квалификация учитель технологии и предпринимательства

Вводится в действие с момента переутверждения

вместо ранее утвержденного (14.04.2000г., №386 пед/сп)

Москва 2005

ЕН.Ф.05 Экология

Биосфера и человек: структура биосферы; экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Экология РБ

Учебная программа курса

Стерлитамак 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Экология РБ

Учебная программа курса

по специальности 050706 «Педагогика и психология»

Стерлитамак 2008

УДК

ББК

Учебная программа по дисциплине «Экология РБ» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта России. Предназначена для студентов специальностей «Педагогика и психология».

Составитель: Мудрик Т.П., старший преподаватель кафедры общей химии

Утверждена на заседании кафедры общей химии ПиМНО 14.10.08г., протокол №3.

Мудрик Т.П.,2008

Стерлитамакская государственная

педагогическая академия, 2008

    1. Введение

Всовременных условиях для подготовки полноценного специалиста любого профиля уже недостаточно знания предметов, которые необходимы для овладе­ния узких профессией. Выпускник вуза должен обладать еще и оп­ределенным багажом гуманитарных "общечеловеческих" знаний о настоящем и прошлом взаимоотношений людей друг с другом и с окружающей средой. Такая потребность формирует две особенности современной системы образования: гу­манитаризацию, т.е. повышение удельного веса истории, литературы, изучения языков, политологии, социологии, психологии и т.д., и экологизацию - препода­вание предметов о взаимоотношениях организмов, и в первую очередь человека, с окружающей средой.

Конфликты в обществе и конфликты человека с природой стали печальным знамением нашего времени. И смягчить их должны гуманитаризация и экологи­зация образования.

Экология — это не просто наука об отношениях организмов и условий среды. В приложении к проблеме "человек - природа" она становится средством этиче­ского и патриотического воспитания, фундаментом нравственности. Она опреде­ляет отношения между ныне живущими людьми и гармонизирует отношения ме­жду поколениями, исходя из постулата, что жить за счет детей и внуков и переда­вать им землю в состоянии сильного загрязнения промышленными и бытовыми отходами и с исчерпанными ресурсами - безнравственно!

В первую очередь рассматриваются проблемы экологии Республики Башкортостан - со­временное состояние окружающей среды и система мер по урегулированию от­ношений человека и природы, по обеспечению экологической безопасности жи­телей республики (благоприятные условия среды, качество атмосферы, воды, наличие достаточных площадей рекреационных территорий, гарантированное обеспечение полноценным продовольствием).

В РБ много таких экологических проблем, которые успешно решаются в раз­витых странах, где удалось существенно снизить уровень загрязнения окружаю­щей среды, организовать рациональное использование сельскохозяйственных угодий, достичь успеха в энергосбережении и создании системы особо охраняе­мых природных территорий. Опыт этих стран также отражен в учебнике. Этот опыт, безусловно, может быть использован для совершенствования системы эко­логической безопасности РБ.

Основными задачами курса является изучение современного состояния природных ресурсов Башкортостана и основных принципов рационального природопользования, влияния экологических факторов среды на здоровье населения.

Программа представлена в четырех разделах. Изучение курса начинается с подробной характеристики природной среды Башкортостана и современного состояния природных ресурсов.

В последующем разделе подробно рассматриваются природные сообщества и экосистемы Башкортостана: общая характеристика, а также распространение на территории республики всех типов экосистем. Рассматривается воздействие всех форм загрязнения и загрязнителей на природные экосистемы и здоровья населения.

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

60

1

Аудиторные занятия

40

Лекции

26

Практические занятия (семинары)

14

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

6

Курсовые работы \ рефераты

-

Вид итогового контроля:

-зачет,

экзамен

6

-

1

4.3. Содержание дисциплины

Экология

Круг проблем, история, структура. Состояние окружающей среды и развитие экологии в Башкортостане. Экологические факторы.

Экология видов

Законы аутэкологии, адаптации, жизненные формы и экологические группы, стратегии поведения организмов, биологическое разнообразие, биологическая индикация, функциональные группы видов, популяция.

Взаимоотношения организмов. Экосистема.

Состав и классификация экосистем, почва, круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

Экосистема.

Биологическая продукция и биомасса, аккумуляция организмами загрязняющих веществ, экологические сукцессии, экологическое равновесие. Биосфера: общая характеристика биосферы, абиогенные составляющие биосферы.

Круговорот веществ в биосфере. Влияние человека на биосферу. Ноосфера. Рациональное использование естественных экосистем: лесные экосистемы, естественные кормовые угодья.

Рациональное использование естественных экосистем.

Водные экосистемы, болотные экосистемы, горные экосистемы. Охрана естественных экосистем, совершенствование структуры землепользования и регулирование поголовья скота, поддержание плодородия почв, экология растениеводства, защита растений.

Сельскохозяйственные экосистемы. Экология животноводства, с/х загрязнение, энергосбережение, продовольственная безопасность РБ: настоящее и будущее. Экология города: урбанизация, особенности городских экосистем, загрязнение атмосферы и воды, экологические проблемы городского транспорта, физическое загрязнение городской среды, бытовые стоки и бытовые отходы, озеленение, экология жилища, мегаполисы мира и концепция экосити.

Экология промышленности. Проблемы энергетики, классификация загрязняющих веществ и экологические нормативы, характеристика наиболее опасных загрязняющих веществ, загрязнение атмосферы, загрязнение воды.

Экология промышленности.Загрязнение почв, очистные сооружения, проблема твердых отходов. Экологические мировоззрения в начале третьего тысячелетия.

Методы управления природопользованием.Экономические механизмы рационального природопользования, экологическая экспертиза и ОВОС. Методы управления природопользованием: экологическое право, экологическая безопасность РБ.

Нравственно-этические аспекты рационального природопользования. Устойчивое развитие: регулирование роста народонаселения, продовольственная безопасность, решение энергетической проблемы.

Устойчивое развитие.Ресурсосбережение, контроль уровня загрязнения, охрана биологического разнообразия.

Устойчивое развитие. Преодоление потребительского подхода, роль международного сотрудничества, «концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине 050706 «Педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (2)

    Учебно-методический комплекс
    5.4. Требования к уровню освоения программы формы текущего и промежуточного контроля (тесты, контрольные работы, вопросы к экзаменам и зачетам, контрольные работы для проверки остаточных знаний).
  2. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический очерк. Категория развития.
  3. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Возрастная психология» относится к циклу дисциплин предметной подготовки и имеет большое значение для теоретической и практической подготовки студентов по специальности «Педагогика и психология».
  4. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ » ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ
  5. Учебно-методический комплекс по специальности 05076 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: канд психол н. доцент

    Учебно-методический комплекс
    Сущность брака и семьи. Социализация детей в семье. Функции семьи (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, воспитательная, психотерапевтическая, сексуально-эротичексая, первичного социального контроля).
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историческое краеведение» специальность 050706 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Историческое краеведение» является вспомогательной исторической дисциплиной, которая призвана вооружить студентов знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной историко-краеведческой работы.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «философия» для всех специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философии; учение о бытии; монистические направление и плюрастические концепции
  8. Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по специальности 050706 ( 031000) «Педагогика и психология»

    Информационно-методическое пособие
    И 931 Итоговая государственная аттестация: Методическое пособие для преподавателей и выпускников факультета психологии НГПУ /Составители Вотчин И.С., Белобрыкина О.
  9. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель

    Учебно-методический комплекс
    Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.

Другие похожие документы..