Учебно методический комплекс по истории древнего мира для дневного отделения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Кафедра всеобщей истории

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ИСТОРИИ

ДРЕВНЕГО МИРА

для дневного отделения

Составитель:

ст.преподаватель Денисов И.В.

Учебно – методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры «___»_______200___г.

Заведующий кафедрой _____________ Сиротин С.В.

Стерлитамак – 2008

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования и науки

Российской Федерации

А.Г.Свинаренко

«31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации

701 пед/сп (новый)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 032600 История

Квалификация учитель истории

Вводится в действие с момента переутверждения
вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., № 365пед/сп)

Москва 2005

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032600 ИСТОРИЯ

  1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Феде-
    рации №686 от 02.03.2000г.

  2. Квалификация выпускника- учитель истории

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя
истории по специальности 032600 История при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществ-
лять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; спо-
собствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и
последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать-разно-
образные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающих-
ся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать
необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской
Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою
профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в
других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяю-
щими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной
защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

1.3.1. Область профессиональной деятельности

Среднее общее (полное) образование.

1.3.2. Объект профессиональной деятельности.

Обучающийся.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Учебно-воспитательная;
социально-педагогическая;
культурно-просветительная;
научно-методическая;
организационно-управленческая.

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, подготовлен к выполнению основ-
ных видов профессиональной деятельности учителя истории, решению типовых задач профес-
сиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

  1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее обра-
    зование.

  2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)
    общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-
    нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
    общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032600 ИСТОРИЯ

3.1.Основная образовательная программа подготовки учителя истории разрабатывается
на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя
учебный план, программы учебных дисциплин, программу практики.

  1. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной про-
    граммы подготовки учителя истории, к условиям ее реализации и срокам ее освоения опреде-
    ляются настоящим Государственным образовательным стандартом.

  2. Основная образовательная программа подготовки учителя истории состоит из дисци-
    плин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонен-
    та, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по
    выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в

федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки учителя истории должна преду-
сматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную ат-
тестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДПП -дисциплины предметной подготовки;
ФТД - факультативные дисциплины.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной про-
граммы подготовки учителя истории должно обеспечивать подготовку выпускника в соответст-
вии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным обра-
зовательным стандартом.

3.6. Основная образовательная программа должна быть направлена на обеспечение
профессиональной подготовки выпускника, воспитание у него гражданской ответственности,
стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. Это может
быть достигнуто как включением в основную образовательную программу соответствующих
курсов (разделов дисциплин), так и организацией внеаудиторной работы (научно-
исследовательской, кружковой, конференций, семинаров, встреч с ведущими специалистами и

т.д.).

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032600 ИСТОРИЯ

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего

часов

ДПП.Ф.01История древнего мира374

История первобытного общества. Природа и человек в древности. Ан-
тропо- и расогенез. Расселение древнейшего человека. Центры палеоли-
тической культуры Развитие материальной культуры и ее своеобразие в
различных регионах расселения человека. Эволюция общественной орга-
низации. Виды социальных связей. Возникновение элементов государст-
венности, новых политических институтов. Ранние формы религиозных
представлений. Первобытное искусство.

Древний Восток. Древнейшие цивилизации Восточного Средиземно-
морья, Азии, Центральной и Южной Америки. Специфика природно-
географических условий и этнические процессы в регионах возникновения
ранних государств. Государство и общины, функции и формы древнейших
государств. Особенности социальной структуры. Вклад древнейших циви-
лизаций в развитие мировой культуры.

Древняя Греция. Особенности природных условий и население древ-
ней Эллады. Ахейская культура и "гомеровская" Греция. Становление гре-
ческих городов-государств. Греческая колонизация и специфика древне-
греческого полиса. Специфика рабства в Афинах и Спарте. Расцвет афин-
ской демократии, ее институты и особенности. Возвышение Македонии.
Особенности эллинизма и сущность эллинистического периода в истории
античной цивилизации. Формирование понятия античной культуры. Мифо-
логия, религия и культура древней Эллады.

Древний Рим. Древнейшее население Апеннинского полуострова. Ос-
нование Рима и его борьба за гегемонию в Италии. Этнические процессы и .
формирование Римского рабовладельческого государства, латинской куль-
туры. Политические институты в Риме. Социальная структура римского об-
щества. Типы рабовладельческого хозяйства и особенности рабства в Ри-
ме. Развитие экономики и роль свободного труда. Гражданские войны и
переход к монархической форме правления. Принципат и доминат. Раннее
христианство и его особенности. Развитие римской культуры как заключи-
тельный этап формирования античной культуры.

СОДЕРЖАНИЕ

Выписка из ГОС ВПО по специальности «032600 – История» (2005 г.)

Учебная программа

Пояснительная записка

I.Объем дисциплины и виды учебной работы

II.Содержание дисциплины

2.1. Разделы дисциплины и виды занятий

2.2. Содержание разделов дисциплины

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

IV. Содержание итогового и промежуточного контроля

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы студентов

4.2. Примерный перечень вопросов к экзамену

4.3. Примерная тематика курсовых работ

4.4. Примерный перечень вопросов, вынесенных на государственный

итоговый междисциплинарный экзамен по истории

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Список рекомендуемой литературы

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

5.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

VI. Словарь основных терминов

Рабочая программа

Пояснительная записка

Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)

II. Содержание разделов дисциплины и тем

2.1. Тематика лекций

2.2. Тематика семинарских занятий

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

3.1. Методические указания для преподавателей

3.2. Методические указания для студентов

IV. Содержание итогового и промежуточного контроля

4.1. Задания для самостоятельной работы студентов

4.2.Список монографических исследований рекомендуемых

к самостоятельному изучению

4.3. Вопросы контрольных работ

4.4. Контрольные тесты для внутрисеместровой проверки

4.5. Контрольные задания для проверки остаточных знаний

4.6. Тематика курсовых работ

4.6.1. Методические указания по выполнению курсовых работ

4.7. Перечень вопросов к экзамену по курсу

V. Материалы государственного итогового междисциплинарного

экзамена по истории

VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

VII. Словарь основных терминов

VIII. Хронологическая таблица

  1. Учебно методический комплекс по истории древнего мира для дневного отделения (2)

    Пояснительная записка
    Курс «История древнего мира» предназначен для студентов педагогических вузов. Целью данной дисциплины является знакомство студентов с историей древнего мира как подразделения исторической науки, методами исторического исследования.
  2. Учебно методический комплекс по истории древнего мира для заочного отделения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  3. Учебно методический комплекс по истории древнего мира для заочного отделения (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  4. Учебно – методический комплекс по истории средних веков для дневного отделения.

    Рабочая программа
    Учебный курс «История средних веков» является составной частью общеисторического блока по всеобщей истории. Курс относится к циклу дисциплин предметной подготовки и преподается в рамках дисциплин федерального компонента ГОС ВПО по
  5. Учебно методический комплекс по истории древнего мира для факультета башкирской филологии

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно методический комплекс по истории средних веков для дневного отделения Составители: к и. н., доцент Сиротин С. В

    Пояснительная записка
    Учебный курс «История средних веков» является составной частью общеисторического блока по всеобщей истории. Курс относится к циклу дисциплин предметной подготовки и преподается в рамках дисциплин федерального компонента ГОС ВПО по
  7. Учебно-методический комплекс по истории южных и западных славян с древнейших времен до начала XX в. (для студентов специальности «Документоведение»)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории южных и западных славян (с древнейших времен до начала XXI в.) предназначен для студентов исторического факультета (специальности «Документоведение») и должен способствовать более глубокому самостоятельному
  8. Учебно-методический комплекс по факультативу «зоология беспозвоночных» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Цель факультатива – изучение разнообразия животных, их структурно-функциональных адаптаций к условиям существования, роли в биоценозах. Задачи факультатива – расширить и углубить знания студентов об особенностях строения и жизнедеятельности
  9. Учебно-методический комплекс по факультативу «зоология беспозвоночных» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель факультатива – изучение разнообразия животных, их структурно-функциональных адаптаций к условиям существования, роли в биоценозах. Задачи факультатива – расширить и углубить знания студентов об особенностях строения и жизнедеятельности

Другие похожие документы..