Конспект лекций по дисциплине «безопасность жизнедеятельности» для иностранных студентов 1-4 курсов дневной и заочной форм обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Харьковская национальная академия городского хозяйства

А.В. ОВЧАРОВ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(для иностранных студентов 1-4 курсов дневной и заочной форм обучения

специальностей: 6.050200 – «Менеджмент организаций»,

6.050200 – «Логистика»; 6.100400 – «Транспортные системы»,

6.100400 – «Организация и регулирование дорожного движения», 6.100400 – «Организация перевозок и управление на транспорте»;

6.050100 – «Экономика предприятия», 6.050100 – «Учет и аудит»;

6.092108 – «Теплогазоснабжение и вентиляция»;

6.090603 – «Электротехнические системы электропотребления»,

6.090605 – «Светотехника и источники света»;

6.092100 – «Промышленное и гражданское строительство»,

6.092100 – «Городское строительство и хозяйство»;

6.080101 – «Геодезия, картография и землеустройство»;

6.092200 – «Электрические системы и комплексы транспортных средств»,

6.092200 – «Электрический транспорт»,

6.092200 – «Электромеханические системы автоматизации и электропривод»;

6.050400 – «Туризм», 6.050400 – «Гостиничное хозяйство»)

Харьков – ХНАМГ – 2008г.

УДК 574.2:57.03(477)(07)

Конспект лекций по дисциплине „Безопасность жизнедеятельности”. /Авт. А.В. Овчаров. - Харьков: ХНАГХ, 2008. – 167 с.

Автор: А.В. Овчаров

Рецензент: Б.М. Коржик

Рекомендовано кафедрой безопасности жизнедеятельности, для иностранных студентов 1-4 курсов дневной и заочной форм обучения специальностей: 6.050200 – «Менеджмент организаций», 6.050200 – «Логистика»; 6.100400 – «Транспортные системы», 6.100400 – «Организация и регулирование дорожного движения», 6.100400 – «Организация перевозок и управление на транспорте»; 6.050100 – «Экономика предприятия», 6.050100 – «Учет и аудит»; 6.092108 – «Теплогазоснабжение и вентиляция»; 6.090603 – «Электротехнические системы электропотребления», 6.090605 – «Светотехника и источники света»; 6.092100 – «Промышленное и гражданское строительство», 6.092100 – «Городское строительство и хозяйство»; 6.080101 – «Геодезия, картография и землеустройство»; 6.092200 – «Электрические системы и комплексы транспортных средств», 6.092200 – «Электрический транспорт», 6.092200 – «Электромеханические системы автоматизации и электропривод»; 6.050400 – «Туризм», 6.050400 – «Гостиничное хозяйство».

Рекомендовано кафедрой безопасности жизнедеятельности, протокол №7 от 11.12.2007 года.

© Овчаров А.В., ХНАГХ, 2008

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Лекция 1. Введение………………………………………………………….

7

1. История развития и этапы формирования БЖД как науки……..

7

2. Усилия правительства Украины по преодолению глобальной социоэкологической ситуации……………………………………………….

11

3. Место «Безопасности жизнедеятельности» среди наук………...

12

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………….

13

Блок 1.1. Лекция 2. Безопасность жизнедеятельности как категория……………………………………………………………………..

13

1. Научные основы безопасности жизнедеятельности…………….

13

2.Основные понятия и определения в безопасности жизнедеятельности……………………………………………………………

14

3. Классификация источников опасности, опасных и вредных факторов……………………………………………………………………….

17

Блок 1.2. Лекция 3. Системный анализ в безопасности жизнедеятельности…………………………………………………………..

21

1. Системно-структурный подход и системный анализ – методологическая основа безопасности жизнедеятельности……………...

21

2. Система «Человек – жизненная среда» и её компоненты……...

24

3. Уровни системы «Человек – жизненная среда»………………...

26

Блок 1.3. Лекция 4.Риск как оценка опасности.................................

27

  1. Общая оценка и характеристика опасностей………………….

27

  1. Оценка риска опасностей……………………………………….

28

  1. Концепция приемлемого (допустимого) риска………………..

30

  1. Управление риском……………………………………………...

31

  1. Качественный анализ опасностей………………………………

35

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2. ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК – ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА»…………………….

38

Блок 2.1. Лекция 5.Человек как биологический и социальный субъект………………………………………………………………………...

38

  1. Человек, его биологические и социальные признаки…………

38

  1. Деятельность человека………………………………………….

39

  1. Среда жизнедеятельности человека……………………………

43

3.1.Природная среда……………………………………………

43

3.2.Техносфера…………………………………………………..

46

3.3.Ноосфера…………………………………………………….

47

3.4.Социально-политическая среда……………………………

50

Блок 2.2. Лекция 6.Физиологические особенности организма человека……………………………………………………………………….

52

  1. Строение и свойства анализаторов безопасности жизнедеятельности…………………………………………………………….

52

  1. Характеристика основных анализаторов ………………………

54

  1. Общие представления об обмене веществ и энергии………….

56

Блок 2.3. Лекция 7.Психологические особенности человека……...

60

  1. Значение нервной системы в жизнедеятельности человека…..

60

  1. Психика человека и безопасность жизнедеятельности………..

62

  1. Психические процессы………………………………………….

62

  1. Психические состояния………………………………………….

64

  1. Психические свойства…………………………………………...

65

  1. Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека..

69

  1. Основные положения эргономики……………………………...

70

  1. Медико-биологические и социальные проблемы здоровья…...

71

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3. ОПАСНОСТИ, КОТОРЫЕ ПРИВОДЯТ К РЕАЛИЗАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И МЕРОПРИЯ ТИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ….…..

73

Блок 3.1. Лекция 8.Природные опасности…………………………...

73

  1. Значение природных опасностей в жизни человека…………..

73

  1. Литосферные стихийные бедствия……………………………..

74

  1. Гидросферные стихийные бедствия……………………………

79

  1. Атмосферные стихийные бедствия……………………………..

80

Блок 3.2. Лекция 9.Опасности техногенного характера…………...

84

  1. Техносфера и оказываемое ею влияние………………………...

84

  1. Антропогенное влияние на окружающую среду………………

85

  1. Аварии с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду……………………………………………………………………………

87

  1. Аварии с вытеканием сильнодействующих ядовитых веществ.

89

  1. Аварии на транспорте....................................................................

91

  1. Пожары и взрывы………………………………………………..

93

Блок 3.3. Лекция 10.Социально-политические опасности...............

95

  1. Социально-политические опасности и пути их реализации….

95

  1. Войны……………………………………………………………..

96

  1. Терроризм………………………………………………………...

99

  1. Экстремальные ситуации криминогенного характера………...

101

  1. Социальные опасности: алкоголизм, курение…………………

104

Блок 3.4. Лекция 11. Комбинированные опасности...........................

108

  1. Антропогенные факторы природных стихийных бедствий…..

108

  1. Природно-техногенные опасности……………………………..

108

  1. Природно-социальные опасности………………………………

111

Блок 3.5. Лекция 12.Опасности в современной урбанизированной среде…………………………………………………………………………….

122

  1. Урбанизация и её последствия………………………………….

122

  1. Загрязнение атмосферы городов………………………………..

124

  1. Загрязнение воздуха городских помещений…………………...

125

  1. Загрязнение питьевой воды в городах………………………….

126

  1. Шумовое, вибрационное и электромагнитное загрязнение городов…………………………………………………………………..

128

Блок 3.6. Лекция 13. Предупреждение чрезвычайных ситуаций….

130

  1. Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций………………………………………………………………………..

130

  1. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций…….

134

Блок 3.7. Лекция 14. Организация устранения негативных последствий чрезвычайных ситуаций…………………………………….

140

  1. Определение уровня чрезвычайных ситуаций, регламент представления информации об их угрозе или возникновении……………...

140

  1. Организация жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях……………………………………………………………………….

145

  1. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций……………

147

Блок 3.8. Лекция 15.Правовые основы безопасности жизнедеятельности……………………………………………………….….

148

  1. Основы БЖД в Конституции Украины…………………………

148

  1. Законодательство Украины об охране здоровья……………….

149

  1. Охрана труда в законодательстве Украины……………………

151

Блок 3.9. Лекция 16.Нормативные и организационные основы внедрения безопасности жизнедеятельности…………………………….

153

  1. Пожарная безопасность и безопасность дорожного движения.

153

  1. Гражданская защита и защита населения Украины от влияния ионизирующих излучений……………………………………………………..

154

  1. Законодательство Украины о защите окружающей среды……

156

Блок 3.10. Лекция 17. Управление в области безопасности жизнедеятельности……………………………………………………………

159

  1. Государственные органы управления в области БЖД…………

159

  1. Управление и контроль вопросов охраны труда, здравоохранения………………………………………………………………..

159

Блок 3.11. Лекция 18.Надзор за безопасностью жизнедеятельности...........................................................................................

162

  1. Органы надзора за здравоохранением…………………………..

162

  1. Структура надзорных органов гражданской защиты и защиты населения в условиях ЧС……………………………………………………….

163

  1. Госконтроль за охраной окружающей природной среды……

165

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...

166

  1. Конспект лекций по дисциплине «Экономика отрасли» для специальности 260303 «Технология молока и молочной продукции» направления 260300 «Технология сырья и продуктов животного происхождения» для дневной и заочной форм обучения

    План-конспект
    Экономика – это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
  2. Конспект лекций по дисциплине отечественная история для всех направлений бакалаврской подготовки и специальностей

    Лекция
    Рабочая программа составлена кандидатом политических наук, доцентом Б.В. Шарыкиным и кандидатом исторических наук, доцентом Н.В. Чугуновой обсуждена на заседании кафедры истории и культурологии гуманитарного факультета,
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс включает в себя программу курса, планы семинарских и практических занятий и другие методические материалы. Практическая значимость данного комплекса состоит в том, что он призван обеспечить высокий уровень
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в ТГИМЭУП по специальности «Юриспруденция». Он включает в себя программу курса, планы семинарских и практических занятий, методические рекомендации по написанию
  5. Безопасность жизнедеятельности. Техника безопасности. Нормативная литература (1)

    Литература
    Колесник, О.А. Расчет молниезащиты : Метод. указания к выполнению практической работы по дисциплине "Производственная безопасность" для студентов специальности 280102 "Безопасность технологических процессов и производств" / О.
  6. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности 260301 Технология мяса и мясных продуктов

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 260301 – «Технология мяса и мясных продуктов» ведется в Воронежской государственной академии с 1963 года в соответствии с приказом
  7. Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право»

    План-конспект
    Конспект лекций по уголовно-исполнительному праву подготовлен с целью оказания помощи слушателям в изучении данного предмета. Автор не стремился к подробному рассмотрению всех изучаемых вопросов.
  8. Безопасность жизнедеятельности. Техника безопасности. Нормативная литература (2)

    Литература
    Балаба, В.И. Безопасность технологических процессов бурения скважин : В 2 ч.: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров 130500 "Нефтегазовое дело" и для
  9. Курс лекций по дисциплине «теория государства и права»

    Документ
    Изучая курс ТГП, необходимо постоянно учитывать ее фундаментальный характер, взаимосвязь не только с философскими, экономическими, политическими учениями, но и с отраслевыми юридическими науками.

Другие похожие документы..