Краткий очерк истории развития студенческого научного общества санкт-петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова

ИСТОРИЯ СНО НАШЕЙ АКАДЕМИИ

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

Костюкевич С.В., Свиридова Д.С.

СПбГМА им. И.И. Мечникова, Совет СНО, dssviridova@mail. ru

Научно-исследовательская работа студентов всегда являлась важной составляющей частью учебного процесса в нашем ВУЗе. Первоначально она была оформлена только в виде кружков СНО. Первым студенческим научным кружком в академии, в то время Государственном институте медицинских знаний (ГИМЗ), был Психоневрологический, основанный в 1923 году. Цель его создания заключалась в повышении квалификации будущего врача-невропатолога, психиатра и психотерапевта. Состоял он из 4-х секций: клинической, патологоанатомической, психотерапевтической и серологической. Работа членов кружка заключалась в углублении и расширении практических и теоретических знаний, получаемых при прохождении академического курса «амбулатория, диспансер, лаборатория, клиника», в самостоятельной разработке научных проблем и докладов по проведенной ими работе. Руководили кружком профессор Гервер Александр Владимирович, доктор Воробьева Евгения Ивановна, доктор Мясищев Владимир Николаевич, доктор Финне и доктор Пинес.

Позже были организованы кружки СНО на кафедрах Акушерства и гинекологии (1925), Гигиены труда (1926), Анатомии (1926), Нормальной Физиологии (1930), Микробиологии (1933) и др. Созданный на кафедре анатомии кружок пользовался большим успехом у студентов, он состоял из трех секций: препаровочной, рентгенологической и антропометрической. Кружковцы занимались изучением центральной нервной системы, участвовали в научных конференциях, неоднократно получали премии за проведенные исследования [9]. Чаще всего работа в кружках строилась следующим образом: студент выбирал тему, изучал литературу, готовил реферативную работу, затем приступал к практической части. Бывало, что студенческая работа, уже после окончания института, перерастала в серьезные научные исследования [6].

Студенческое научное общество, как координатор деятельности отдельных кружков, было организовано в 1928 году, и с тех пор не прекращает свою активную деятельность. Даже после тяжелых военных лет СНО восстановило работу уже в 1945 году. Руководил им в это время Аничков Сергей Викторович, заведующий кафедрой фармакологии [7]. В последующие годы СНО института возглавляли: Рысс Симон Михайлович (1946 – 1955), возглавлявший кафедру пропедевтической терапии; Уфлянд Юлий Михайлович (1955 – 1962), заведующий кафедрой физиологии; Чистович Георгий Николаевич (1962 – 1969), заведующий кафедрой микробиологии; Герловин Ефим Шмуйлович (Семенович) (1969 – 1971), заведующий кафедрой биологии; Яфаев Рауэль Хасанянович (1971 – 1981), в то время заведующий кафедрой эпидемиологии; Матышев Александр Александрович (1982 – 1993), возглавлявший кафедру судебной медицины [10]; Семенова Валентина Васильевна (1994-1997), заведовавшая кафедрой общей, военной, радиационной гигиены и медицинской экологии; Нехорошев Александр Сергеевич (1998 – 2004), профессор кафедры гигиены труда. С 2004 года СНО возглавляет Костюкевич Сергей Владимирович, заведующий кафедрой медицинской биологии.

С момента своего создания СНО института занималось активной деятельностью по организации и проведению студенческих научных конференций, конкурсов, и поддержанием контактов с научными организациями. Лучшие сновцы выезжали с докладами в разные города на межвузовские, всероссийские и международные конференции [1]. Например, наш институт был представлен авторами лучших работ в таких городах как Москва, Ивано-Франковск [2], Иркутск [4], Воронеж [11], Одесса [5], Калинин [8] и многие др. Так, в 1952 году на 2-ой Всесоюзной конференции студенческих научных обществ медицинских институтов почетными грамотами и денежными премиями были награждены студенты ЛСГМИ А.Е. Александрова, Т.В. Видик, Н.М. Жукова, В.Д. Петраков. Студенческое научное общество института поддерживало связь с молодыми учеными 22 медицинских ВУЗов страны, с медицинским факультетом Пражского университета, с Пекинским и Пхеньянским медицинскими институтами [10].

В 1955 году в студенческом научном обществе института занимались более 500 человек. С 1 по 31 декабря 1956 года в ВУЗе проходил первый конкурс студенческих научных работ. Авторы лучших из них получили премии, учрежденные ректоратом и комитетом ВЛКСМ. Наиболее важные события из жизни студентов, занимавшихся научными исследованиями, освещались в «Бюллетене СНО» и газете института «За медицинские кадры».

В 1964 году в ВУЗе насчитывалось уже 38 кафедральных студенческих научных обществ, членами которых были 680 человек. Некоторые из них участвовали в работе межвузовского общества медицинской географии при Ленинградском отделении Всесоюзного географического общества, проводили исследования в лабораториях Института экспериментальной медицины [10].

В целях совершенствования работы кафедр со студентами, ещё в 70-х годах, в то время Ленинградском санитарно–гигиеническом медицинском институте (ЛСГМИ), проводились конкурсы на лучший научный студенческий кружок. При оценке работы сравнивались такие показатели, как численность, число заседаний и их посещаемость, количество студенческих научных работ за прошедший год, участие в диспансеризации, дежурства в клинике, проведение профилактических прививок, профосмотры и т. п., количество лекций, прочитанных членами кружка на предприятиях, освещение деятельности кружка в газете «За медицинские кадры», в стенновках, в фотоальбомах, в фотобюллетенях [3]. В 1984 году за организацию научно-исследовательской работы студентов ЛСГМИ был признан лучшим среди медицинских вузов РСФСР [10].

В настоящее время продолжает совершенствоваться деятельность СНО. На кафедрах занимаются около 2 000 студентов, многие из них принимают участие в конкурсе на лучшую студенческую научную работу, который, после возобновления в 2006 году, проводится ежегодно. В том же году 1 место заняла студентка 636 гр. ЛФ В.А. Корякина («Анализ ятрогений по данным секционных исследований в больнице им. Петра Великого за 5 лет (1999-2003) и их судебно-медицинское значение») ; 2 место - М.В. Цветкова и В.А. Корякина студентки 636 гр. ЛФ («Сравнительный анализ морфологической диагностики опухолей желудка по эндоскопической биопсии и операционному материалу») ; 3 место - А.И. Селезнева 419 гр. МПФ («К механизму антиоксидантной активности флавоноидов при различных способах инициации перекисного окисления липидов»).

В 2007 году победителями конкурса на лучшую студенческую научную работу были: 1 место – М.Ю. Мяснянкин 307 гр. и Е.Е. Пермякова 402 гр. МПФ («Клинико-морфологический анализ основной и сочетанной патологии при зобе Хашимото: сравнительная оценка клинической и морфологической диагностики на этапе биопсийного и операционного материала») ; 2 место - Е.Н. Дурасова 634 гр. ЛФ («Клинико-морфологические особенности аденомиоза и его сочетания с лейомиомой матки») ; 3 место - Н.П. Гаврилова и Н.В. Бодарева 642 гр. ЛФ («Анализ диагностики рака щитовидной железы на биопсийном и операционном материале»).

Кроме того, студентка В.А. Корякина стала лауреатом «Открытого конкурса на лучшую научную работу студентов ВУЗов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в 2006 году» и получила диплом Министерства образования и науки РФ за работу «Анализ ятрогений по данным секционных исследований больницы Петра Великого за 5 лет (1999 – 2003 годы) и их судебно-медицинское значение». В конкурсе участвовали студенты из 457 ВУЗов Российской Федерации и других стран.В.А. Корякина была единственным лауреатом этого конкурса по разделу «Медицинские и фармацевтические науки» из студентов вузов Санкт-Петербурга.

В академии ежегодно проводится Отчетная конференция студентов «Мечниковские чтения». На конференции обычно работают 35-40 секций, на каждой из которых заслушиваются 10-15 докладов. Материалы конференций публикуются. Также многие студенты академии выступали с докладами на научных конференциях в других медицинских ВУЗах страны – во Владивостокском государственном медицинском университете, Казанском государственном медицинском университете, Кировском государственном медицинском университете, Красноярской государственной медицинской академии, Кубанской государственной медицинской академии, Московской медицинской академии имени И.И. Сеченова, Российской военно-медицинской академии, Ростовском государственном медицинском университете, Самарском государственном медицинском университете, Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии, Санкт-Петербургском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова [10].

В 2001 году в ВУЗе состоялись две студенческие Всероссийские научно-практические конференции «Современные вопросы профилактической медицины» и «Вопросы теории и практики судебной медицины», в которых участвовали более 300 человек. На выездной научно-практической конференции «Современные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», проходившей в 2002 году в г. Вологде, студентка IV курса А. Федотова за свой доклад была награждена именной премией и подарком губернатора Вологодской области [10].

Отдельные кафедры самостоятельно организуют тематические конференции. Наиболее активна в этом плане кафедра судебной медицины, организовавшая и принявшая участие в следующих конференциях: 3 межвузовская конференция НСО кафедр судебной медицины г. Ленинграда (1976), IV межвузовская студенческая научная конференция кафедр судебной медицины г. Ленинграда, посвященная 60-летию Великого Октября (1977), III студенческая конференция по итогам учебно-исследовательских работ «Новые данные по механической асфиксии и другим видам судебно-медицинских экспертиз» (1979), VIII межвузовская студенческая научная конференция «Актуальные вопросы судебной медицины» (1983), межкафедральная студенческая научно-теоретическая конференция кружков СНО кафедр судебной медицины и коммунальной гигиены «Вопрос кремации и захоронения трупов» (1984), научно-практическая конференция студентов и специалистов «Вопросы теории и практики судебной медицины» (2002), научная конференция студентов и молодых специалистов, посвященная 100-летию больницы Петра Великого и 50-летию студенческого научного кружка кафедры судебной медицины СПбГМА им, И.И. Мечникова (2003), научная конференция «Актуальные вопросы теории и практики судебной медицины» (2003), научная конференция «Судебно-медицинская служба и подготовка кадров врачей в период блокады Ленинграда» (2004), конференция «Судебно-медицинская служба в период Великой Отечественной войны» (2005), региональная научно-практическая конференция студентов, молодых ученых и специалистов Северо-запада России, посвященная 100-летию Санкт-Петербургской государственной академии имени И.И. Мечникова «Актуальные вопросы теории и практики судебной медицины» (2007).

В 2006 году в академии была проведена 79-я Научно-практическая конференция СНО «Человек и его здоровье». По материалам этой конференции возобновилось издание отдельного сборника научных трудов студентов. Помимо этого лучшие работы членов студенческого научного общества публикуются и в других научных изданиях: «Российском журнале гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии», «Вестнике Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И.И. Мечникова», «Трудах Петербургского научного общества судебных медиков» и т. п. Студенты академии выступают с докладами и на международных конференциях. Так, студентка А. Васильева участвовала в 10-й Европейской конференции студентов-медиков (г. Берлин,1999) с докладом «Микробиология системного нозакамиального аспергиллеза среди больных лейкемией». На 2-й Международной конференции студентов «Медицина нового тысячелетия» (г. Люблин,2000) Г. Феденко сделала доклад на тему «Ангиохирургическая подготовка больных для хронического гемодиализа», З. Гамзатова – на тему «Клинико-морфологические особенности абсцесса малого таза», А. Бережной – на тему «Медико-социальные особенности репродуктивной функции и образ жизни современной студенческой семьи» [10]

Научно-исследовательская работа студентов была и остаётся неотъемлемым элементом высшего медицинского образования. Она способствует более углубленному изучению дисциплин, расширению профессиональной подготовки студентов и овладению новыми методами исследований, что впоследствии оказывает значительную роль на формирование их как квалифицированных специалистов выбранного профиля. Каждый студент, активно занимающийся в СНО, входит в золотой кадровый резерв, от которого зависит будущее ВУЗа, науки и здравоохранения.

  1. Здесь ты можешь стать ученым //Газета. За медицинские кадры. – апрель 1988

  2. Иванов А.Я. Научное студенческое общество, его роль в подготовке научных кадров и воспитании студентов //Журнал. Здравоохранение Российской федерации. – 1967. – №5. – С. 34-36

  3. Конкурс на лучший студенческий кружок //Газета. За медицинские кадры. – сентябрь 1967

  4. Конференция в Сибири // Газета. За медицинские кадры – март 1983

  5. Коротков Д. Это сближает студентов. О поездке НСО в Одессу //Газета. За медицинские кадры. – 17 мая 1957

  6. Макарова В. Первые шаги в науку //Газета. За медицинские кадры. – 12 мая 1980

  7. Малыгина Е. И поддается гранит науки //Газета. За медицинские кадры. – 30 октября 1985

  8. Пучков В. Обменялись опытом. О поездке на конференцию НСО в г. Калинин //Газета. За медицинские кадры. – 24 мая 1957

  9. Шабров А.В., Романюк В.П. Санкт-Петербургская Государственная медицинская Академия имени И.И. Мечникова. К 100-летию со дня основания. Часть 1 (1907 – 1945). – СПб: СПбГМА им. И.И. Мечникова,2006

  10. Шабров А.В., Романюк В.П. Санкт-Петербургская Государственная медицинская Академия имени И.И. Мечникова. К 100-летию со дня основания. Часть 2 (1945 – 2007). – СПб: СПбГМА им. И.И. Мечникова,2008

  11. Шастин Н. На Всероссийской студенческой // Газета. За медицинские кадры – март 1987

  1. Урок демократии в истории республиканской Турции от нейтралитета к оппозиции: турецкий еженедельный журнал "Акис" в борьбе за демократию в 5

    Урок
    Алексеева Т.Е., Присяжный М.Ю., Ядрихинская Л.С. Факультативы в высшей школе: права и обязанности студента и преподавателя / Серия «Библиотека УМУ: вопросы и ответы».
  2. Р. И. Асфандияров заведующий кафедрой анатомии человека

    Монография
    А. И. Краюшкин, Л. И. Александрова, Н. И. Гончаров История кафедры анатомии человека. Под редакцией профессора В.Б. Мандрикова. Монография. – Волгоград, 2010.
  3. Региональная инновационная конференция Самара 20

    Документ
    Сборник материалов IV Всероссийской (78-й Итоговой) студенческой научной конференции «Студенческая наука и медицина XXI века: традиции, инновации и приоритеты» / Под редакцией академика РАМН, профессора Г.
  4. Алексеева И. С., Панина С. В.

    Документ
    Алексеева И.С., Панина С.В. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы (на материале Республики Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008.
  5. Программа развития и деятельности

    Программа
    В июле 1996 года исполнилось два года со дня официального учреждения Балтийской Педагогической Академии - общественного творческого объ­единения педагогов и психологов Санкт-Петербурга и стран Балтии - на за­ключительном пленарном
  6. Развитие науки и техники в дореволюционном российском обществе

    Документ
    Культура - это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Национальная культура России является составной частью мировой культуры.
  7. Московский психолого-социальный институт С. С. Новикова история развития социологии в россии (учебное пособие)

    Учебное пособие
    В предлагаемом учебном пособии рассматриваются основные этапы развития и становления российской социологической науки. Пособие предназначено для студентов и учащихся, изучающих курс общей социологии, историю ее развития в России, а
  8. Психолого-социальный институт С. С. Новикова история развития социологии в россии (учебное пособие)

    Учебное пособие
    В предлагаемом учебном пособии рассматриваются основные этапы развития и становления российской социологической науки. Пособие предназначено для студентов и учащихся, изучающих курс общей социологии, историю ее развития в России, а
  9. В. В. Ильин история философии

    Документ
    Б. Я. Пукшанский, зав. кафедрой философии Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г. В. Плеханова, доктор философских наук, профессор;

Другие похожие документы..