Сидоров П. И., Парняков А. В. С 34 Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов

OCR: Ихтик (г.Уфа)

, ihtik@

Номер страницы следует за страницей - (прим. сканировщика)

БИБЛИОТЕКА

ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОАНАЛИЗА

ПСИХОТЕРАПИИ

Под редакцией профессора В.В.Макарова

П.И.Сидоров

А.В.Парняков

ВВЕДЕНИЕ

В КЛИНИЧЕСКУЮ

ПСИХОЛОГИЮ

Рекомендовано Министерством здравоохранения Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских высших учебных заведений

Том I

Академический Проект

Москва

2000

Деловая книга

Екатеринбург

2000

УДК 159.9.07

ББК 56.14

С 34

Научный консультант серии — А.Б.Хавин

Сидоров П.И., Парняков А.В.

С 34 Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416 с. — (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии)

ISBN 5-8291-0057-3 («Академический проект»)

ISBN 5-8291-0050-9 («Академический проект», т. I)

ISBN 5-88687-086-5 («Деловая книга»)

ISBN 5-88687-079-2 («Деловая книга», т. I)

Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией.

Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам и психологам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии.

© Сидоров П.И., Парняков А.В., 2000

© Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2000

© Деловая книга, 2000

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

РАЗДЕЛ 1

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Исторические предпосылки возникновения понятия "психика" ...........5

Психика и нервная система................................................................. 9

Социальная опосредованность психики человека......................... 11

Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений............................................................................................... 13

Задачи и отрасли психологической науки........................................ 16

Клиническая (медицинская) психология как отрасль психологической науки...................................................................................... 18

Основные методы исследования в психологии.............................. 23

Дополнительные методы исследования в психологии.................. 27

Глава 2 ПСИХИКА И МОЗГ

Клеточный уровень организации нервной системы..................... 34

Структурная организация нервной системы.................................. 36

Основные функциональные блоки мозга........................................ 46

Теория системной локализации высших психических функций 48

РАЗДЕЛ 2

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 3 ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Ощущения................................................................................................ 53

Восприятия............................................................................................... 64

Психофизиология органов чувств...................................................... 76

Глава 4

МНЕМИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Представления...................................................................................... 95

Основные мнемические процессы................................................. 98

Типы памяти......................................................................................... 101

Виды памяти......................................................................................... 105

Формирование и развитие памяти.................................................. 108

Теории памяти..................................................................................... 109

Нарушения памяти............................................................................. 113

Методы исследования памяти.......................................................... 117

Глава 5

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ

Мышление............................................................................................ 121

Нарушения мьшшения...................................................................... 147

Воображение....................................................................................... 157

Речь и ее функции.............................................................................. 164

Нарушения речи................................................................................. 171

Глава 6

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Определение и общая характеристика эмоций............................ 179

Основные свойства эмоций.............................................................. 180

Функции эмоций................................................................................. 182

Классификация эмоций..................................................................... 185

Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе................................ 193

Нейрофизиологический субстрат эмоций.................................... 196

Теории эмоций.................................................................................... 197

Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.................................................................................. 201

Патология эмоциональной сферы.................................................. 207

"Исследование эмоций и чувств....................................................... 210

Глава 7

ВОЛЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Понятие воли......................................................................................... 218

Побудительная и тормозная функции воли................................... 220

Волевая регуляция деятельности человека..................................... 222

Воля и потребности............................................................................. 225

Этапы волевого акта............................................................................ 230

Возрастные особенности волевой регуляции и формирование волевых свойств личности............................................................ 232

Двигательная активность: психологическое строение движений, действий и навыков........................................................................ 234

Рабочие движения и работоспособность человека..................... 242

Патология волевой и произвольной регуляции............................ 244

Исследование воли............................................................................... 254

Глава 8

ВНИМАНИЕ

Определение и функции внимания.................................................. 256

Формы и уровни внимания............................................................... 257

Свойства внимания.............................................................................. 258

Развитие внимания у детей................................................................ 260

Нейрофизиологические механизмы внимания............................ 262

Нарушения внимания......................................................................... 264

Методы исследования внимания..................................................... 268

Глава

9 СОЗНАНИЕ

Общая характеристика и основные понятия................................. 272

Содержание сознания и уровень бодрствования........................ 276

Формирование сознания в онтогенезе.......................................... 280

Взаимодействие сознания и бессознательного........................... 281

Бодрствование и сон — основные состояния сознания........... 283

Нарушения сознания......................................................................... 292

Проблема измененных состояний сознания................................ 297

Методы исследования сознания...................................................... 300

РАЗДЕЛ 3

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 10

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ

Личность, индивид, индивидуальность.......................................... 302

Структура личности............................................................................ 307

Глава 11

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Мотивационная сфера личности.................................................... 319

Понятие о направленности личности............................................ 325

"Я"-концепция и мотивация личности.......................................... 330

Изучение "Я"-концепции и мотивации личности...................... 334

Основные теории и модели описания мотивации..................... 338

Глава 12

СПОСОБНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТ

Способности и задатки способностей............................................ 343

Умственные способности (интеллект)............................................ 349

Глава 13 ТЕМПЕРАМЕНТ

Гуморальные теории темперамента............................................... 360

Конституционные теории темперамента........................................ 361

Тип высшей нервной деятельности и темперамент..................... 365

Диагностика темперамента................................................................ 366

Глава 14

ХАРАКТЕР

Определение характера........................................................................ 375

Соотношение социального и биологического в характере......... 376

Структура характера............................................................................. 377

Характер и внешность человека........................................................ 381

Типология характера............................................................................ 384

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................................ 399

ПРЕДИСЛОВИЕ

Клиническая психология — область, пограничная между клинической медициной и психологией. Это отражается как в самом названии, так и в ее содержании. Важность ее для медицины уже никто не оспаривает. Современная клиническая практика требует восстановления у больного не только соматического здоровья, но также оптимального психологического и социального функционирования; более того, психологическое состояние человека самым активным образом влияет на его здоровье, зачастую обуславливает быстроту и качество выздоровления при заболеваниях. Поэтому в подготовке врача существенно возрос объем необходимых знаний, умений и навыков. Ведь современному врачу знания и умения в области психологии так же необходимы, как знания и умения в области анатомии или физиологии. Кроме того, практическое здравоохранение уже требует привлечения к участию в лечебном процессе и специалистов гуманитарного профиля — клинических психологов, социальных работников. Психология необходима и каждому представителю новой профессии в медицине — менеджерам здравоохранения.

В учебник вошли традиционные, проверенные временем и прочно занявшие в отечественной клинической психологии свое место представления. Вместе с тем, современное фундаментальное образование в медицинском вузе трудно представить без экскурсов в смежные разделы психологии и психотерапии. С этой целью авторами представлены материалы по основам психологии и введению в психотерапию.

Учебник содержит систематическое краткое изложение основных разделов общей, возрастной и социальной психологии. Первый раздел построен из вводных материалов, относящихся к предмету психологии и, в частности, клинической психологии. Второй раздел посвящен систематическому описанию основных психических процессов и состояний личности, их нарушениям и методам обследования. Третий и четвертый разделы вводят в круг проблем, изучаемых в персонологии, описывают основные теоретические направления и эмпирические исследования психологии личности. Пятый раздел посвящен психологии развития и возрастной клинической психологии. Шестой раздел знакомит студентов с основами социальной психологии, в частности с закономерностями межличностных отношений и общения, психологией групп и психологическими основами групповой терапии. Седьмой и восьмой разделы вводят студента в круг проблем по темам: "Личность и болезнь", "Врач и больной

3

(психология лечебного процесса)". Сюда же включено описание психологии умирания, суицидального поведения, а также психологических основ психотерапии, психокоррекции, психологического консультирования, психогигиены и психопрофилактики. Список рекомендуемой основной литературы для дополнительного углубленного изучения и предметный указатель облегчат пользователям работу с изданием.

Настоящий учебник написан для студентов медицинских высших учебных заведений и учитывает требования программ по психологии не только медицинских факультетов (лечебное дело, педиатрия, стоматология и другие), но и факультетов клинической психологии, медико-социальной работы и медицинских менеджеров. Эти обстоятельства повлияли на структуру учебника, потребовали введения материалов справочного характера, позволяющих студентам получить необходимую информацию без специального обращения к соответствующим курсам, не предусмотренным на каждом отдельном факультете.

Учебник отражает основные положения системы подготовки по клинической психологии и смежным областям, разработанные авторами и апробированные в течение многих лет на разных факультетах Архангельской государственной медицинской академии, где, как известно, кроме традиционных медицинских в 1995 году открыт факультет медико-социальной работы, а с 1997 функционируют факультет медицинского менеджмента и первый в медицинских вузах России факультет клинической психологии.

Материалы издания представлены в наиболее доступной для восприятия форме. Данный учебник будет, несомненно, полезен и для студентов, изучающих психологию не только в медицинских вузах, а также для всех специалистов, получающих профессиональную подготовку в области психиатрии и психотерапии.

Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации

профессор Н.Н. Володин

Вице-президент Европейской Ассоциации Психотерапии, заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования

профессор В.В. Макаров

4

РАЗДЕЛ 1

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Исторические предпосылки возникновения понятия

Каждая конкретная наука имеет свои особенности, которые отличают ее от других дисциплин. Издавна явления, изучаемые психологией, выделялись и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Их особый характер усматривался в принадлежности к внутреннему миру человека, который существенно отличается от внешней действительности, от того, что человека окружает. Эти явления группировались под названиями "восприятие", "память", "мышление", "воля", "эмоции" и другие, в совокупности образуя то, что именуется психикой, внутренним миром человека, его душевной жизнью. Психология — это наука о психике человека, т.е. его внутреннем, душевном мире.

  1. А. Б. Хавин Сидоров П. И., Парников А. В

    Список учебников
    С34 Введение в клиническую психологию: Т. II.: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2 . — 381с.
  2. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по направлению подготовки 030300. 62 «Бакалавр психологии» n п/п

    Документ
    Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности /Бейниш Хаймович Ланда. – Москва: Сов. спорт, 2004. - 192с.
  3. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по специальности 030301. 65 «Психология» n п/п

    Документ
    Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. Игорь Сергеевич Барчуков, Авенир Александрович Нестеров. – Москва: Академия, 2006.
  4. Програма фахових вступних випробувань з філософії для вступників у Львівський національний університет

    Документ
    Міфотворчість як філософська проблема. Міфологія як соціокультурний феномен. Соціально-філософські погляди Гегеля їх історичні послідовники. Особливості релігійного світогляду.
  5. Методические рекомендации и варианты контрольных работ по курсу «Психология»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации и контрольные задания по курсу «Психология» составлены для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета Омской государственной медицинской академии в соответствии с государственным образовательным
  6. «Медицинская психология» (1)

    Книга
    Учебник создан авторским коллективом, объединяющим ведущих специалистов по клинической психологии, под общей редакцией профессора Б. Д. Карвасарского, главного психотерапевта Министерства здравоохранения РФ, председателя Проблемной
  7. «Медицинская психология» (2)

    Книга
    Учебник создан авторским коллективом, объединяющим ведущих специалистов по клинической психологии, под общей редакцией профессора Б. Д. Карвасарского, главного психотерапевта Министерства здравоохранения РФ, председателя Проблемной
  8. «Медицинская психология» (3)

    Книга
    Учебник создан авторским коллективом, объединяющим ведущих специалистов по клинической психологии, под общей редакцией профессора Б. Д. Карвасарского, главного психотерапевта Министерства здравоохранения РФ, председателя Проблемной
  9. «Медицинская психология» (4)

    Книга
    Учебник создан авторским коллективом, объединяющим ведущих специалистов по клинической психологии, под общей редакцией профессора Б. Д. Карвасарского, главного психотерапевта Министерства здравоохранения РФ, председателя Проблемной

Другие похожие документы..