Э. Ш. Камалдинова П42 Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса : материалы постоянно действующего семинара / под общ ред. И. М. Ильинского; отв ред. Э. Ш. Камалдинова

СОЮЗ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ МОСКВЫ
И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Материалы постоянно действующего семинара

Под общей редакцией
доктора философских наук, профессора И. М. Ильинского

Издательство Московского гуманитарного университета

2008

УДК 378

БКК 74.58

П42

Публикуется по решению Президиума Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области в рамках реализации проекта постоянно действующего семинара «Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса»

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ 08-06-14142г)

Ответственный редактор

доктор философских наук, профессор

Э. Ш. Камалдинова

П42 Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса : материалы постоянно действующего семинара / под общ. ред. И. М. Ильинского ; отв. ред. Э. Ш. Камалдинова. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. — 000 с.

ISBN 978-5-98079-479-8

В статьях руководителей, ведущих ученых и преподавателей вузов — членов Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области представлены результаты научных исследований, многолетней образовательной деятельности, системного опыта вузовских коллективов по реализации современных концепций развития высшей школы в контексте Болонского процесса, по повышению качества профессионального образования в негосударственных вузах.

ББК 74.58

ISBN 978-5-98079-479-8 © Авторы, 2008

© Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области, 2008

СОЮЗ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2008


Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области — профессиональное сообщество руководителей, преподавателей и ученых негосударственных вузов, отмечающее в 2008 году свое 10-летие. Одним из приоритетов своей деятельности Союз определяет повышение качества высшего профессионального образования.

Проблемы высшего образования в негосударственном секторе традиционно анализируются и обсуждаются на международных, общероссийских конференциях, научных семинарах и совещаниях ректоров и профессорско-преподавательского корпуса.

На прошедших четырех международных научных конференциях «Высшее образование для XXI века», одним из соорганизаторов которых был СНВ Москвы и Московской области, на пленарных заседаниях, круглых столах вопросы качества подготовки специалистов в негосударственных вузах столицы и области были предметом активного обсуждения.

Этому были посвящены специальные научно-методические семинары, совещания с проректорами по научной работе, по воспитательной работе. На специальном семинаре руководителей, курирующих учебно-методические подразделения, обсуждались вопросы повышения качества высшего образования в контексте Болонского процесса.

Проходящий с 2003 года конкурс профессионального мастерства преподавателей и ученых вузов Союза «Лидер в образовании СНВ» позволяет реально оценить позитивные результаты и возможности поддержки и стимулирования творческого поиска и высокого уровня профессиональной деятельности. За эти годы около 160 человек выдвигались на конкурс по номинациям: лучший декан, заведующий кафедрой, преподаватель, ученый, молодой преподаватель, молодой ученый, научный руководитель исследовательских работ студентов, новатор образовательных технологий, наставник и друг студентов, куратор учебной практики, организатор спортивной жизни студентов.

Лучшие специалисты по решению Президиума СНВ награждены Золотой и Серебряной медалями Н. Н. Моисеева, памятными подарками, дипломами. Живая, творческая поддержка профессорско-преподавательского коллектива активизирует научный и педагогический поиск в столь важной сфере деятельности вузовского коллектива. Результаты конкурса подтверждаются награждением лучших вузовских коллективов, а их число достаточно велико, международными сертификатами и почетными наградами за системную высокопрофессиональную работу по обеспечению качественного высшего профессионального образования.

В данном сборнике представлены материалы значительного числа вузов Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, отражающие определенные достижения педагогических коллективов в этом важном деле.

Подготовка и издание сборника стали возможными благодаря финансовой поддержке проекта СНВ «Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса» Российским гуманитарным научным фондом. Реализация данного проекта способствовала значительной активизации научных поисков и внедрению положительного опыта негосударственных вузов на проходившем постоянно действующем в 2008 году семинаре по обозначенной теме.

С. И. Плаксий,

руководитель проекта, вице-президент

СНВ Москвы и Московской области,

ректор Национального института бизнеса

И. М. Ильинский

ректор Московского гуманитарного университета,

президент Союза негосударственных вузов

Москвы и Московской области,

доктор философских наук, профессор

Повышение качества образования в негосударственных вузах:

опыт Московского гуманитарного университета

Общепринятым ныне стало утверждение, что ХХI век будет веком знаний. Наращивание объема и повышение качества знаний, развитие и реализация «человеческого капитала» признаются главным условием развития экономики и общества в целом. Страна, выдвигающая перед собой амбициозные экономические программы, должна осуществлять опережающее развитие образования. Эта позиция встречает сопротивление. Сторонники традиционных теорий экономического развития, например, считают, что поднимать образование надо только вслед за обеспечением эффективности экономики. Есть и прямые попытки сократить сферу высшего профессионального образования как якобы избыточную для России.

Дискуссии об образовании сегодня ведутся не только у нас, но и во всем мире, поскольку в последние десятилетия возникла и с невероятной скоростью развилась во всем мире тенденция массовизации высшего образования. В некоторых развитых странах обсуждается вопрос о всеобщем обязательном высшем образовании. Невероятно обострился вопрос о доступности высшего образования для всех, а также о его качестве.

В современных российских условиях проблему качества высшего образования нередко подменяют вопросом о различии государственных и негосударственных вузов, причем с негосударственными вузами связывается низкое качество образования. Конечно, это ложное толкование проблемы, и сегодня обществу становятся известны многочисленные факты, свидетельствующие о непорядках в государственных вузах, в том числе и с громким именем. Но на этом основании нельзя уходить от проблемы вузов негосударственных и умалчивать о том, что с первых дней возникновения негосударственных вузов и поныне потребители образовательных услуг сталкиваются с фактами вопиющего безобразия в организации учебного процесса во многих (не в отдельных, а именно во многих!) негосударственных вузах, о которых «сигнализируют» в Министерство образования и науки, органы власти, СМИ, рассказывают друзьям и знакомым, обращаются с жалобами на эти вузы и в Союз ректоров России. Хорошо известно, что среди негосударственных вузов есть псевдовузы, по сути дела, образовательные «пирамиды», во главе которых стоят люди бесчестные и безответственные. Такого рода вузы устанавливают демпинговые цены за обучение в них и только поэтому набирают необходимый контингент. Есть вузы, не имеющие достаточных аудиторных площадей, не ведущие никакой научно-исследовательской деятельности и воспитательной работы со студентами. К сожалению, в нынешнем обществе такое возможно, поскольку в нем достаточно людей, которым нужен диплом, а не знания. Они и востребуют «вузы», в которых одни делают вид, что учат, а другие — будто бы учатся. Не было бы этих явлений, не было бы и фактов, которые возмущают порой даже самых нетребовательных студентов. Все это нельзя не признать.

Но правда и в том, что негосударственное образование в России находится в стадии становления и некоторые его недостатки — неизбежные издержки «юного возраста». Правда и в том, что в России уже встали на ноги десятки негосударственных вузов, которые работают на уровне ведущих госвузов, а в некоторых случаях, может быть, и лучше.

К этим лучшим негосударственным вузам относится Московский гуманитарный университет. МосГУ — это учебное заведение с почти 65-летней историей, которому в 2003 году был присвоен правовой статус «университет». В 2008 году этот статус был подтвержден. Университет представляет собой негосударственное некоммерческое образовательное учреждение, которое:

  • реализует образовательные программы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

  • осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно–педагогических работников;

  • выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

  • является ведущим научным и методическим центром в области социологии молодежи и молодежной политики.

В МосГУ создана уникальная для негосударственного учебного заведения материально-техническая база, позволяющая обеспечить проведение учебного процесса и научных исследований на современном уровне. Численность обучающихся в университете составляет более 10 тыс. человек. Получаемое образование по ряду специальностей уникально, что связано с активным экспериментированием вуза: здесь впервые в России были созданы факультет социальной работы и факультет рекламы. Московский гуманитарный университет — единственный негосударственный вуз, где ведется обучение по специальностям «международные отношения» и «регионоведение». Здесь сильные позиции сформировались в научно-исследовательской сфере: работает Институт фундаментальных и прикладных исследований, развиваются научные школы в тесном контакте с академической наукой (например, с Институтом психологии РАН), издается научный журнал «Знание. Понимание. Умение», включенный в список ВАК по семи специальностям. Здесь регулярно проводятся международные и всероссийские научные конференции, заседания Русского интеллектуального клуба и т. д.

Московский гуманитарный университет сотрудничает со многими университетами и научно-исследовательскими центрами из разных стран мира, международными и региональными организациями. 15 мая 1999 года на общем собрании студентов, преподавателей и сотрудников вуза при участии Генерального директора ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Ф. Майора и мэра Москвы Ю. М. Лужкова территория университета была провозглашена «Территорией культуры мира». В рамках университета был создан Международный институт ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии» — единственный в России.

Университет позиционирует себя как образовательное учреждение, готовящее специалистов по широкому спектру специальностей социально-гуманитарного профиля, конкурентоспособных как в государственном, так и негосударственном секторах экономики.

В университете ведется планомерная работа по совершенствованию качества подготовки специалистов. Развитие системы обеспечения качества осуществлялось поэтапно, и к настоящему времени эта система представляет собой сложную и многоуровневую конструкцию, включающую нормативную базу, организационные структуры, научное, методическое, финансовое, материально-техническое обеспечение. Наряду с системой внешней оценки деятельности университета, которую устанавливают государственные органы, нами разработана система внутренней оценки и самооценки деятельности подразделений (факультетов, кафедр) по подготовке специалистов, которая включает в себя:

- систему проектирования, планирования и обеспечения качества подготовки специалистов;

- систему мониторинга качества подготовки специалистов;

- систему контроля и оценки качества подготовки специалистов, деятельности структурных подразделений (учебных и учебно-вспомогательных).

С 2003 года на базе принципов всеобщего управления на основе качества, а также стандартов серии ИСО 9000 ведется планомерная работа по формированию внутриуниверситетской системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:2001.

В итоге МосГУ сегодня — вуз, имеющий ясную и последовательную политику в области обеспечения качества подготовки специалистов, которая неразрывно связана со стратегией вуза.

Московский гуманитарный университет с 1994 года позиционировал себя как центр развития образования, науки и культуры, определив свою миссию следующим образом: обеспечить удовлетворение потребностей общества и личности путем расширения доступа и охвата молодежи различными уровнями и ступенями профессионального образования, способствовать удовлетворению потребностей общества, направленных на творческое развитие и образованность своих членов; способствовать удовлетворению потребности развивающейся экономики страны в целом и конкретного региона для обеспечения кадрами различных уровней образования и квалификации; влиять на совершенствование самой системы образования как важнейшего социального института общества, качества деятельности образовательных учреждений, в том числе за счет создания конкурентной среды.

Принципами, положенными в основу осуществления и развития образовательной деятельности университета, являются: единство процессов обучения и воспитания в интересах развития личности обучающихся; гуманизация процессов обучения и воспитания; единство фундаментализации и специализации образования; опережающий характер образования; непрерывность образовательного процесса, реализуемая посредством многоуровневых преемственных образовательных программ; интеграция образования и профессиональной сферы в интересах гармонизации требований рынка труда к качеству подготовки специалистов и профессионально-образовательных программ; интеграция науки и образования в интересах формирования профессиональной и духовной элиты общества.

Исходя из так понимаемой миссии и принципов, сформулированы общие целевые установки деятельности университета: непрерывно совершенствовать процессы обучения, воспитания на основе научных исследований, прогнозов и оценок; реализовать политику качества, направленную на удовлетворение всех заинтересованных сторон посредством установления требований к качеству подготовки специалистов на основе текущих и прогнозируемых потребностей многоукладной экономики; обеспечить востребованность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда за счет высокого качества вузовской составляющей подготовки специалистов; развивать научно-исследовательскую деятельность и использование научных достижений в совершенствовании содержания образования и технологий обучения.

Университет поставил перед собой и корпоративные цели: сформировать корпоративную культуру, ориентированную на идеологию качества; развивать качество образования до элитного уровня; сформировать вокруг Университета специфическое научно-образовательное и экономическое пространство (инкорпорированность вуза во внешнюю среду); быть лидером в системе негосударственного высшего профессионального образования России; быть одним из лучших вузов системы отечественного образования, интегрироваться в мировое научное и образовательное пространство.

  1. Камалдинова Айнура Мирзахмедовна

    Документ
    Дисциплины: Software engineering, архитектура компьютерных сетей и систем, програмирование на 1С:Бухгалтерия 7.7/8.0, проектирование и администрирование баз данных, Programming in Oracle, Web-дизайн и верстка, Web programming, Project
  2. Статьи не вошли в список работ по году выхода в свет

    Документ
    Аленичев В. М., Суханов В. И. Концепция формирования карьерного пространства с использованием информационной технологии Горный информационно-аналитический бюллетень.
  3. Доклады и материалы (1)

    Доклад
    Высшее образование для XXI века : III Международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2006 г. : доклады и материалы. Вып. 1 / под общ. ред. И.
  4. «Повышение потенциала организаций, работающих по принципу «равный-равному», в реализации программ изменения поведения».

    Содержательный отчет
    Информационная кампания «Живи Безопасно!» реализовывалась силами добровольцев трех некоммерческих общественных организаций работающих в сфере профилактики ВИЧ-инфекции:
  5. Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии) (Автор Карпушина Л.

    Программа
    Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии)
  6. По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов, май-июнь 2005 года Москва Издательство Московского гуманитарного университета 2005

    Документ
    Материалы пятого этапа социологического мониторинга, проводимого в российских вузах с 2 г. В центре исследования — сравнение ситуации в государственных и негосударственных вузах на основе мнений студентов.
  7. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. М., 2002. 303 с. Редакционная коллегия

    Реферат
    Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2 -2001 годы / Министерство образования Российской Федерации.
  8. Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров россии

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» мая 2012 года в «15» часов на заседании Совета на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д.
  9. «Московский гуманитарный университет» (2)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «17» ноября 2011г. в 15.00 час. на заседании диссертационного совета Д 521.004.03 при ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет» по адресу: 395, г.

Другие похожие документы..