Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология Специальность/направление

Тест № 2

1. Современная обезьяна, наиболее близкая к человеку по степени родства – это

А) орангутан Б) горилла; В) шимпанзе; Г) бабуин

2. Продуцентами в экосистемах являются

А) все растения; Б) только зеленые растения; В) зеленые растения и грибы; Г) все автотрофные организмы

3. Все современное человечество принадлежит к одному виду так как имеет:

А) сходное строение скелета; Б) наличие коры головного мозга;В) плодовитое потомство; Г) двусторонняя симметрия

4. Единицей эволюционного процесса является:

А) особь; Б) популяция; В) мутация; Г) вид

5. Утверждение, являющееся одним из положений клеточной теории:

А) одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты

Б) свободноживущих неклеточных форм жизни (вирусов) не существует.

В) ДНК – носитель и хранитель информации

Г) Каждая клетка возникает из клетки путем деления исходной

6. Хромосомы:

А) видны в неделящейся клетке; Б) содержатся только в соматических клетках; В) содержатся в соматических и половых клетках; Г) являются структурным элементом ядра, в котором заключен наследственный материал клетки

7. Биологический регресс характеризуется:

А) уменьшением численности особей данного вида; Б) возрастанием численности особей данного вида; В) сужением ареала; Г) уменьшением числа видов, подвидов, популяций

8.Сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющее единое целое на основе устойчивого взаимодействия между элементами живой и неживой природы, называется:

А) популяцией; Б) экосистемой; В) биосферой; Г) биоценозом

9.Колебания численности популяции связаны:

А) с изменением условий жизни (температуры, влажности); Б) со взаимодействием с другими популяциями; В) с загрязнением окружающей среды; Г) со средой обитания Д) с регулярными факторами в самой популяции

10.Устойчивость природных экосистем связана с:

А) высокой продуктивностью растений; Б) наличием массы органических веществ; В) большим видовым разнообразием; Г) интенсивной работой микроорганизмов

11.С экологической точки зрения решение проблем энергетики связано:

А) со строительством гидроэлектростанций на горных реках

Б) со строительством современных теплоэлектростанций, работающих на газе; В) с разработкой новых безопасных реакторов для атомных станций

Г) с использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии

12.Самым эффективным действием отдельного человека по улучшению экологических условий может быть:

А) повторное использование стеклотары; Б) вегетарианское питание

В) езда на велосипеде вместо использования автотранспорта

Г) активное участие в борьбе за принятие и выполнение законов по охране окружающей среды

Тест № 3

1. Образование живыми растительными клетками органических веществ называется

А) хемосинтезом; Б) фотосинтезом; органическим синтезом; Г) хлоропластом.

2. На основании исследований митохондриальной ДНК, современные генетики доказали. что у всех современных людей

А) был один общий генетический предок отец «Адам»; Б) была одна общая генетическая мать «Ева»; В) библейсткие Адам и Ева были предками; Г) не было общих предков.

3. Примером симбиоза являются взаимоотношения между популяциями

А) березы и лишайников; Б) божьей коровки и тлей; В) акулы и рыбы =- прилипалы; Г) клевера и клубеньковых бактерий.

4.Ферменты:

А) являются основным источником энергии; Б) ускоряют химические реакции и имеют белковую природу; В) транспортируют кислород

Г) участвуют в химических реакциях, превращаясь в другие вещества

5. Живое отличается от неживого:

А) составом неорганических катализаторов; Б) взаимодействием молекул друг с другом; Г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы

6. Кариотип – это совокупность:

А) признаки хромосомного набора соматической клетки; Б) признаков хромосомного набора гамет; В) количественных (число и размеры) признаков хромосомного набора; Г) количественных (число и размеры) и качественных (форма) признаков хромосомного набора

7. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

А) анаэробные гегеротрофы; Б) аэробные гетеротрофы; В) автотрофы

Г) организмы паразиты

8. Какие из абиотических факторов ( 1- минералы; 2 – свет. № азот ; -кислород) лимитируют распространение жизни в океане, но обычно не лимитируют распространение жизни на суше:

А) 1,3 Б) 1, 4 В) 2, 3 Г) 2, 4

9.Знание демографических показателей популяций имеет важное практическое значение:

А) при лесозаготовках Б) в охотничьих хозяйствах В) при выращивании сельскохозяйственных культур; Г) для медико-санитарной службы

Д) в рыболовстве

10. Формы взаимоотношений, при которых один вид получает какое- либо преимущество, не принося другому ни вреда. ни пользы, называется:

А) протокооперацией; Б) паразитизмом; В) комменсалализмом; Г) аменсализмом

11.Важнейшее свойство экологических систем в том, что все разнообразные обитатели таких систем существуют совместно, не уничтожая полностью друг друга, а лишь ограничивая численность каждого вида определенным уровнем - это

А) устойчивость Б) самообновление В) приспособленность Г) саморегуляция

12. Детрит – это

А) горная порода Б) донный ил В) мертвые остатки растений и животных

Г) перегной

Тест № 4

1. Единица наследственной информации живого организма – это

А) аллель; Б) хромосома; В) рибосома; Г) ген.

2. Ч.Дарвин дал научное объяснение эволюции живой природы в работе:

А) «происхождение видов путем отбора; Б) «Происхождение человека и половой отбор»; «Выражение эмоций у человека и животных; «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

3. Примером паразитизма являются взаимоотношения между популяциями

А) березы и лишайников; Б) березы и белого гриба; В) березы и гриба трутовика; Г) клевера и клубеньковых бактерий
4. Движущейся и направляющей силой эволюции является

А) дивергениция признаков; Б) разнообразие условий среды; В0 приспособленность организмов к условиям среды; Г) естественный отбор наследственных изменений

5. Белки – биологические полимеры. мономерами которых являются

А) нуклеотиды; Б) аминокислоты; В) пептиды; Г) моносахариды.

6. Клетка – структурная единица живого, так как

А) в состав клетки входим около 70 химических элементов; Б) все белки клеток составлены из 20 аминокислот; В) в клетках непрерывно идут процесс биологического распада и синтеза.

7. Гомологичными называют

А) любые хромосомы диплоидного набора; Б) зромосомы. одинаковые по форме и размеру; В) хромосомы. сходные по строению и несущие одинаковые гены; Г) совокупность хромосом. находящихся в половых клетках.

8.Идиоадаптацией называют:

А) приспособление организма к условиям среды без перестройки уровня биологической организации Б) возникновение признаков, повышающих уровень организации живых организмов В) только разнообразие способов питания Г) резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов

9.Экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность современных пресмыкающихся:

А) абиотические Б) биотические В) антропогеннные

Г) абиотические и биотические

10.Особенности состояния популяции определяют такие ее показатели:

А) возрастной спектр Б) устойчивость В) плотность Г) индекс численности

Д) инерционность популяционной системы

11.Сообщество обитающих совместно организмов разных видов вместе физической средой обитания, функционирующее как единое целое, называется:

А) биоценозом Б) биотопом В) экосистемой

Г) биогеоценозом

12.Наибольшей количество гумуса содержат почвы:

А) черноземные Б) подзолистые В) суглинки

Г) серые лесные

13.Понятие «погодные условия» включает:

А) атмосферное давление Б) влажность В) уровень загрязнения атмосферы

Г) концентрацию кислорода Д) движение воздуха

Тест № 5

1. У человека хромосом:

А) 36; Б) 38; В) 46; Г) 48

2. Естественный отбор по Дарвину – это

А)случайный отбор признаков в каждом организме; Б) сохранение и передача полезных признаков следующим поколения; В) изменение организмов под влиянием внешней среды; Г) процесс избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других.

3. Примером хищничества являются взаимоотношения

А) божьей коровки и тлей; Б) рыжих муравьев и тлей; В) муравьев и божьей коровки; Г) рыжего и черного тараканов

4.Эволюция - это:

А) представление об изменении и превращении организмов Б) объяснение исторических смен форм живых организмов глобальными катастрофами

В) необратимое и, в известной мере, направленное историческое развитие живой природы Г) раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов

5. Биоэлементами называют химические элементы

А) входящие в состав живой и неживой природы Б) участвующие в жизнедеятельности клетки; В) входящие в состав неорганических молекул

Г) являющиеся главным компонентом всех органических соединений клетки

6.Клетки всех живых организмов сходны по строению и химическому составу, что свидетельствует о:

А) происхождении живого из неживой природы Б) едином происхождении живого; В) способности всех клеток к фотосинтезу

Г) -сходных процессах обмена веществ

7. Аллельные гены – это гены:

А) определяющие развитие комплекса признаков Б) отвечающие за развитие одного признака; В) расположенные в одних и тех же локусах (местах) гомологических хромосом и отвечающие за развитие одного признака ; Г) гены, подавляющие проявление рецессивного гена

8. Симбиотическиая гипотеза возникновения эукариот утверждает, что путем симбиоза подвижных эукарит с фотосинтезирующими организмами возникла:

А) первая животная клетка Б) первая растительная клетка; В) прокариотическая клетка; Г) многоклеточный организм

9.Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:

А) абиотического Б) биотического В) антропогенного

Г) вообще не экологического

10.Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательных для другого партнера, называется:

А) комменсализмом Б) мутуализмом В) протокооперацией Г) нейтрализмом

11.Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

А) 1% Б) 5% В) 10% Г) 15%

12.Транспирация – это

А) испарение воды с поверхности океанов Б) биологическое испарение воды растениями; В) образование органических веществ Г) круговорот биогенных элементов

13.Рациональное питание предусматривает:

А) необходимость учета потребностей организма в различных питательных веществах Б) предпочтение более калорийной пищи

В) оценку и учет энергетической ценности продуктов питания

Г) учет возраста, деятельности и состояния здоровья

Д) регулярный прием пищи в определенное время

Билеты

Билет № 1

  1. Какая взаимосвязь существует между экологией. биогеграфией и биохимией?

  2. О чем свидетельствует термины “холодоустойчивые” и “теплолюбивые” организмы?

  3. Оказывают ли какое-либо влияние на обитателей водоемов кислотные дожди и какое изменение?

  4. Какой экологический фактор или ресурс может ограничить нормальное развитие организма – вплоть до вымирания? Покажите это на примере.

  5. Почему плотность популяции не может расти бесконечно?

  6. Перечислите свойства общие для организма и популяции.

  7. Могут ли биогеоценозы эволюционировать и в какую сторону?

  8. Опишите на любом примере отношения, в котором находятся домашние животные.

  9. Какое значение имеет круговорот веществ в природе?

  10. Какое питание можно считать рациональным?

  11. Почему каждой семье необходимо иметь родословное дерево?

12. Можно ли представить себе существование биосферы без геосферы? Какое влияние оказывает биосфера на геосферу?

Билет № 2

  1. Каким образом живые организмы влияют на круговорот воды и других веществ в природе?

  2. Поясните каким образом может проявиться ограничивающее взаимодействие абиотических факторов среды.

3. Какие нарушение могут возникнуть в жизнедеятельности клеток или любого организма в результате уменьшения, а затем прекращения поступления воды в них?

4. Какие экологические свойства птиц можно определить по форме клюва? По форме лап? По форме крыльев? Почему крупным животным требуется большее количество энергии, чем мелким?

  1. Почему колебания численности хищников несколько отстают от колебаний численности жертв?

  2. Какими биологическими свойствами определяется в популяции рождаемость и смертность?

  3. Почему лес способствует смягчению климата?

  4. Почему самоочищение системы является ее важнейшим свойством?

  5. Что может вызвать нарушение круговорота вещества в природе?

  6. Почему условия в сельской местности более благоприятны для здоровья человека, чем в крупных городах?

  7. Какое влияние на жизнедеятельность человека оказывает солнечное излучение и каким образом оно воспринимается человеком?

  1. Охарактеризуйте те особые социальные потребности. реализация которых поддерживает жизнедеятельность общества и его целостность Билет № 3

  2. Почему энергия течет в одном направлении, а вещество “вращается” на месте?

  3. Чем объясняется многообразие классификаций экологических факторов?

  4. Какова роль кислорода в жизнедеятельности обитателей различных глубин?

  5. Почему затраты энергии зависят от характера питания?

  6. Каковы природные механизмы регулирования численности популяций?

  7. В чем заключается явление регулирование численности популяций?

  8. Какова роль редуцентов в биоценозе?

  9. Почему тропических лес гораздо богаче видами, чем леса других природных зон?

  10. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми в настоящее время?

  11. Почему изучение адаптивных возможностей человека имеет важное практическое значение?

  12. Почему природные факторы определяют биологические часы?

Что такое динамическое равновесие? При каких условиях оно может длительно поддерживаться в социоэкосистемах?

Билет № 4

  1. Какие организмы поглощают диоксид углерода из атмосферы?

  2. Приведите примеры растений и животных, которые приспособились в процессе естественного отбора к неблагоприятным условиям засушливости

  3. Почему естественный радиационный фон Земли не представляет большой опасности для жизни?

  4. В чем различие экзотермных и эндотермных животных? Как те и другие поддерживают свой тепловой баланс?

  5. Объясните причины неудачи химической стратегии регулирования численности популяций?

  6. Какими свойствами обладает популяция?

  7. Какой фактор является лимитирующим длину пищевой цепи?

  8. В чем опасность разрушения природных систем для человека?

  9. В чем заключается главная функция биосферы?

  10. Что такое индустриальная пустыня? Какие виды индустриальных пустынь вы знаете?

  11. Чем отличаются условия жизни человека в условиях высокогорья и в тропическом лесу?

Какая связь между ограниченностью пространства Земли и обострением современной экологической ситуации?

Билет № 5

  1. Приведите примеры изменения климата или отдельных климатических условий под влиянием жизнедеятельности самых различных организмов, видов, популяций.

  2. В жаркое время года многие животные (грызуны, черепахи) впадают в спячку, а некоторые, например, африканская рыба протоптер – в анабиоз. С чем это связано?

  3. Какое экологическое значение имеет такое приспособление как разновременность созревания семян и плодов у растений?

  4. К какому виду организации живого относится особь?

  5. Назовите проблемы, возникающие при попытке регулировать численность популяции.

  6. Что называют демографическми характеристиками популяции?

  7. В результате уничтожения воробьев падает урожай зерновых. Как это объяснить?

  8. Почему кислотные дожди являются для многих регионов нашей планеты экологической проблемой?

  9. Где и чем определены границы биосферы?

  10. В чем экологический вред применения химических средств для борьбы с сорняками? Почему он приводит к экономическому ущербу?

  11. Почему общественность выступает против уничтожения тропических лесов?

12. Какое общество и когда может столкнуться с экологическими проблемами?

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Природопользование Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Физика входит в федеральный компонент цикла естественнонаучных дисциплин специализации и является обязательной для изучения. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного
  2. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по всем специальностям .
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Специальность 230201. ЗИС, 190402. ЗТС, 230101. ЗВМ, 190701. ЗПП, 270102. ЗГС, 270112. ЗВК,270201. ЗМТ, 270204. ЗЖД, 190205. ЗДМ, 140104. ЗЭН, 190401.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (ДПип-озо, Филфак-озо)

    Учебно-методический комплекс
    Необходимость введения курса «Экология Республики Башкортостан» обусловлена возрастающей ролью учителя в формировании знаний школьников об окружающей среде, влиянии человека на биосферу, о последствиях этого влияния, а также ролью
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология растений» Учебно-методический комплекс Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Экология растений, с одной стороны, является разделом общей экологии, рассматривающей действие факторов на растения, с другой, - разделом ботаники, рассматривающей адаптации растений к факторам среды, морфологические образования, причины
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине экология микроорганизмов (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебная программа по дисциплине «Экология микроорганизмов» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначается для студентов специальности: 020801.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Филологический факультет)

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология растений»

    Учебно-методический комплекс
    Вода как экологический фактор. Осадки, относительная влажность воздуха. Испарение. Коэффициент увлажнения. Совместное воздействие влажности и температуры на зональное распределение растительного покрова.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экология»

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080507 «Менеджмент организации», 080104 «Экономика труда».

Другие похожие документы..