Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология Специальность/направление

1.8 Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению

В течение второго курса студенты самостоятельно выполняют контрольную работу. Тематика контрольной работы соответствует тематике лекционных и практических занятий. Контрольная работа состоит из двух заданий.

В первой части студенты отвечают на пять качественных вопросов по курсу «Экология». Студенты дают краткие ответы с записью формулировок и основных выводов

Второе практическое задание выполняется в виде реферата. Содержание, примерный план реферата и литература предлагаются в методических указаниях.

Студенты защищают контрольную работу и это является допуском к экзамену.

1.9 Самостоятельная работа

По каждому из изучаемых разделов предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:

  • Проработка лекционного материала, соответствующих разделов в учебниках.

  • Ответ на качественные вопросы по каждой теме и подготовка к контрольной работе.

  • Проработка методических указаний к лабораторным работам по экологии в процессе подготовки к их выполнению и защите.

  • Обсуждение проблемных вопросов с преподавателями в рамках индивидуальных занятий.

Примерный перечень проблемных тем для самостоятельной работы студентов:

  1. Уровни организации живой материи

  2. Фундаментальные свойства живых систем

  3. Экологические факторы и их систематика

  4. Классификация факторов среды

  5. Влияние на организм абиотических факторов

  6. Солнечное излучение, влажность и количество осадков, температура и тепловой режим

  7. Внутривидовые факторы

  8. Межвидовые факторы

  9. Антропогенные факторы

  10. Основные среды обитания

  11. Биологический вид и популяция

  12. Статические характеристики популяции

  13. Хинамические характеристики популяции

  14. Биогелценоз

  15. Экологические системы как единство биоценозов и биотопов

  16. Компоненты экосистемы

  17. Биота

  18. Пищевые и энергетические связи

  19. Планетарный гидрологический цикл

  20. Биомы

  21. Геооболочки: атмосфера, гидросфера, литосфера

  22. Почва

  23. Биосфера – специфическая оболочка Земли

  24. Общие закономерности организации биосферы

  25. Человек как биологический вид в биосфере

  26. Экология человечества

  27. Загрязнения природной среды

  28. Экологический мониторинг

  29. Особо охраняемые территории

  30. Земельные ресурсы и охрана земель

  31. Энергетические загрязнения

  32. Урбанизация и ее влияние на биоферу

Кроме этого желающим студентам предлагаются задания в рамках НИРС с последующим докладом о результатах проведённых исследований на научно-практической конференции по вопросам экологии в Казанском филиале МИИТа и на студенческой научной конференции «Актуальные проблемы естествознания» в Нижегородском филиале.

1.10 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.10.1 Литература

1. И. А. Шилов Экология, М., Высшая школа, 1997

  1. Н. Ф. Реймерс Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы, М., Россия молодая. 1994

  2. А. С. Степановских Общая экология, М., ЮНИТИ, 2000

  3. Н. М. Мамедов, Н. Т. Суравегина Экология М., Школа-Пресс, 1996

  4. В. А. Радкевич Экология, Минск, «Вышэйшая школа», 1998

  5. С. Н. Боголюбов Экология, М. Знание, 1997

  6. А. К. Бродский Краткий курс общей экологии, СПб., ДЕАН, 2000

  7. А. Г. Карташев Введение в экологию, Томск, 1998

  8. В. Н. Киселев Основы экологии, Минск «Унiверсiтэцкаэ», 2000

  9. В. Ф. Панин. А. И. Сечин, В. Д. Федосеева Экология для инженера, М., издательский дом «Ноосфера», 2000

  10. Ю. В. Новиков Экология, окружающая среда и человек М., ФАИР-ПРЕСС,2000

  11. В. Ф. Протасов Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М.,Финансы и статистика, 2000

  12. В. А. Протасов, А. В. Груздов, Л. Ф. Юдина. Г. А. Никитина, О. Д Минц Охрана окружающей среды, М.,МИКХ и С. 1997

  13. В. И. Коробкин, Л. В. Передельский Экология для студентов вузов, Ростов- на- Дону, 2000

15. Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина. О. П. Мелехова Экология, М,, Дрофа, 2004

Дополнительная литература:

16 Познавательная энциклопедия ЭКОЛОГИЯ, Смоленск, «Русич», 1998

17 Ф. Корте Экологическая химия. Основы и концепции, М., Мир, 1997

18 Э. В. Гирусов, С. Н. Бобылев, А. Л. Новоселов, Н. В. Чепурных Экология и экономика природопользования, М., "Закон и право", издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.

19. Р. Энос, С. Э. Бейли Биология окружающей среды. Проблемы и решения, М., Колос, 1997

  1. В. Алексеев, Н. В. Гуздева, А. Г. Муравьев, Э. В. Гушина Практикум по экологии. Учебное пособие, Москва АО МДС, 1996

  2. . В. Добровольский Основы биогеохимии, М. Высшая школа, 1998

  3. .. Н. Ласточкин Геоэкология ландшафта, СПб, Изд-во С.-Пб. ун-та, 1995

  4. А. П. Пехов Биология с основами экологии, СПб, Изд-во «Лань, 2000

  5. В. И. Белоницкая, Г. В. Козьмин, Б. И. Сынзыныс Экосистемы. Обнинск, ИАТЭ, 1998

  6. В. И. Кормилицын. М. Г. Лысков Системный анализ влияния хозяйственной деятельности на экосистемы, М., Изд-во МЭИ. 1998

  7. В. И. Кормилицын Экосистемы и их компоненты, М., Изд-во МЭИ, 1996

  8. З. Брем, И. Мейнке Биология. Справочник школьника и студента, М., «Дрофа», 2000

  9. Н. А. Воронков Основы общей экологии, М., «Агар», 1999

  10. Т. А. Демина Экология, природопользование, охрана окружающей среды, М.,Аспект-пресс, 1998

1.10.2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин

В учебном процессе для освоения дисциплины используются следующие технические средства:

  • компьютерное и мультимедийное оборудование (на лекциях, для самоконтроля знаний студентов, для обеспечения студентов методическими рекомендациями в электронной форме);

  • приборы и оборудование учебного назначения (при выполнении лабораторных работ, исследований в рамках НИРС);

  • пакет прикладных обучающих программ (для самоподготовки и самотестирования);

  • видео- аудиовизуальные средства обучения (интерактивные доски, видеопроекторы);

  • электронная библиотека курса (библиотека методических указаний в аудиториях для выполнения лабораторных работ: доступ свободный).

Ресурсы Интернет

  1. - информационно-экологический портал.

  2. .ua - сайт научно-просветительского центра «Экология. Наука. Техника».

  3. - портал Информационного Центра Правительства Москвы, раздел «Экология».

1.10.3 Методические указания студентам

1. Климова Т.Ф., Климова Д.В Экология. Рабочая программа и задание на контрольную работу для студентов 2 курса, М., РГОТУПС, 2005 с. 76

2. Климова Т.Ф., Климова Д. В. Экология. Методические указания для выполнения практических и лабораторных работ для студентов 2 курса, М, РГОТУПС, 2002

1.10.4 Методические рекомендации преподавателю

  1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

  2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

  3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

  4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

  5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

  1. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

  • формулировка темы, соответствующей программе и Госстандарту;

  • определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

  • выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

  • подбор литературы для преподавателя и студентов;

  • при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

  • составление плана семинара из трёх – четырёх вопросов;

  • предоставление студентам четыре – пять дней для подготовки к семинару;

  • предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

  • создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

  • полнота и конкретность ответа;

  • последовательность и логика изложения;

  • связь теоретических положений с практикой;

  • обоснованность и доказательность излагаемых положений;

  • наличие качественных и количественных показателей;

  • наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

  • уровень культуры речи;

  • использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

  • качество подготовки;

  • степень усвоения знаний;

  • активность;

  • положительные стороны в работе студентов;

  • ценные и конструктивные предложения;

  • недостатки в работе студентов;

  • задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

  1. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

  2. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

2 МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе проведения занятий осуществляется текущий контроль знаний студентов. На каждом лабораторном и практическом занятии фиксируются результаты самостоятельную работу в лаборатории, за работу у доски и за контрольную работу.

Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации строго соответствует Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в университете.

По итогам промежуточной аттестации формируется общий балл, который учитывается при приёме экзамена.

2.1 Материалы промежуточного контроля

Для промежуточного контроля знаний студентам предлагаются в рамках самостоятельной работы студентам предлагаются тесты в системе КОСМОС и вопросы. Ниже приводится примеры материалов, используемых для промежуточного контроля знаний в рамках самостоятельной работы студентов.

Тесты

Тест №1

1. Самой низкой биомассой и продукцией среди экосистем суши обладают

А) тундра и тайга; Б) пустыни и тайга; В) тайга и пустыни; Г) пустыни и тундры

2. Материалом для эволюционных процессов служит:

А) генетическая разновидность популяции; Б) вид; В) благоприобретенные признаки; Г) бесполезные или вредные признаки

3. Первые организмы на нашей планете:

А) возникли в море; Б) были одноклеточные; В) возникли на суше; Г) могли расти и размножаться

4. Воспроизведение и непрерывность цепи живых организмов на Земле обеспечивается:

А) видообразованием Б) дрейфом генов В) энергетическим обменом Г) размножением

5.Ген -это:

А) мономер белковой молекулы Б) материал для эволюционных процессов

В) участок молекулы ДНК. содержащий информацию о первичной структуре белка; Г) способность родителей передавать свои признаки следующему поколению

6. Появление и развитие человека относят:

А) палеогеновому периоду; Б) неогеновому периоду; В) антропогеновому периоду; Г) кайнозойской эре

7.Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом. называется:

А) экосистемой; Б) биоценозом; В) биотопом; Г) ареалом

8.Популяцию характеризуют следующие свойства:

А) рождаемость, смертность; Б) среда обитания, условия жизни; В) численность, плотность; .Г) возрастная структура, возрастной спектр; Д) распределение в пространстве (дисперсия)

9.Изъятие травоядных животных из экосистемы природного пастбища вызовет:

А) повышение интенсивности конкуренции и увеличение разнообразия видов растений; Б) понижение интенсивности конкуренции и уменьшение разнообразие видов растений; В) понижение интенсивности конкуренции и увеличение разнообразия видов растений; Г) повышение интенсивности конкуренции и уменьшение разнообразия видов растений

10.Выпадение кислотных дождей связано с:

А) изменением солнечной радиации; Б) повышением содержания углекислого газа в атмосфере; В) увеличением количества озона; Г) выбросами в атмосферу оксида серы и оксидов азота

11.Различают два адаптивных типа человека. Один из них «спринтер», характеризующийся

А) высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов; Б) низкой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов; В) способностью переносить длительные физические нагрузки; Г) способностью выполнять монотонную работу

12. СПИД передается:

А) воздушно-капельным путем Б) при пользовании вещами больного

В) половым путем; Д) при пользовании посудой больного. _,

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Природопользование Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Физика входит в федеральный компонент цикла естественнонаучных дисциплин специализации и является обязательной для изучения. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного
  2. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по всем специальностям .
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Специальность 230201. ЗИС, 190402. ЗТС, 230101. ЗВМ, 190701. ЗПП, 270102. ЗГС, 270112. ЗВК,270201. ЗМТ, 270204. ЗЖД, 190205. ЗДМ, 140104. ЗЭН, 190401.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (ДПип-озо, Филфак-озо)

    Учебно-методический комплекс
    Необходимость введения курса «Экология Республики Башкортостан» обусловлена возрастающей ролью учителя в формировании знаний школьников об окружающей среде, влиянии человека на биосферу, о последствиях этого влияния, а также ролью
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология растений» Учебно-методический комплекс Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Экология растений, с одной стороны, является разделом общей экологии, рассматривающей действие факторов на растения, с другой, - разделом ботаники, рассматривающей адаптации растений к факторам среды, морфологические образования, причины
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине экология микроорганизмов (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебная программа по дисциплине «Экология микроорганизмов» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначается для студентов специальности: 020801.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Филологический факультет)

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология растений»

    Учебно-методический комплекс
    Вода как экологический фактор. Осадки, относительная влажность воздуха. Испарение. Коэффициент увлажнения. Совместное воздействие влажности и температуры на зональное распределение растительного покрова.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экология»

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080507 «Менеджмент организации», 080104 «Экономика труда».

Другие похожие документы..