Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология Специальность/направление

1.4.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения – ЗАОЧНАЯ

Наименование разделов и тем

Макс.

учебн.

нагр.

студента

Количество аудиторных часов при очной форме обучения (в часах)

Самостоятельная работа

Студентов

в часах

Всего

Лекции

Лаб. раб.

Практич.

в часах

3-4 семестр 2-го курса

20

20

8

8

4

116

1-3. Экология – наука об устройстве многоуровневых систем в природе, обществе и их взаимодействию Жизнь, свойства живого. Факториальная экология. Экологические факторы и их классификация

2

2

4- 5 Влияние биотических факторов окружающей среды. Взаимоотношения организмов. Основные среды жизни

2

2

6-7. Демэкология (экология популяций). Синэкология (экология сообществ и экосистем)

2

2

8-9 Биосфера - область существования живого вещества. Общие закономерности организации биосферы

2

2

10. Экология человека и проблемы экоразвития.

2

11. Пути сохранения биоразнообразия и генофонда планеты

2

С учетом индивидуальной самостоятельной работы

136

1.5 Содержание курса

1. Разделы «Экология – наука об устройстве многоуровневых систем в природе и обществе. Жизнь, свойства живого». «Факториальная экология. Классификация экологических факторов». (Темы 2.1-2.3)

требования к знаниям и умениям студентов. Студенты на качественно новом уровне, по сравнению со школьным, должны освоить понимание экологии как науки о взаимоотношениях человека с биосферой, ознакомиться с методами экологических исследований, получить четкие представления о структуре современной экологии. Иметь понятия о многообразии живого мира и уровнях организации живой материи и фундаментальных свойствах живых систем и царствах растений и животных.

Студенты учатся применять полученные знания при решении экологических задач и в лаборатории.

Студенты на качественно новом уровне, по сравнению со школьным, усваивают основные понятия факториальной экологии. Знакомятся с классификациями факторов среды и влиянием на организм абиотических факторов. Изучают законы Либиха и Шелфорда, принципом ярусности. Студенты получают представления о влиянии влажности, освещенности, температурного режима на организмы.

Литература: [1- 3, 5, 9, 14, 26].

виды самостоятельной работы студентов.

  1. Проработка лекционного материала, соответствующих разделов в учебниках.

  2. Ответ на качественные вопросы по каждой теме и подготовка к контрольной работе.

  3. Проработка методических указаний к лабораторным работам по экологии в процессе подготовки к их выполнению и защите.

  4. Обсуждение проблемных вопросов с преподавателями в рамках консультационных индивидуальных занятий.

2. Разделы «Влияние биотических факторов окружающей среды. Взаимоотношения организмов. Основные среды жизни» (темы 2.4.  2.5.)

требования к знаниям и умениям студентов. Студенты на качественно новом уровне, по сравнению со школьным, усваивают понятия внутривидовых факторов окружающей среды: внутривидовыми и межвидовыми, получают детальные знания по основным средам жизни: гидросфере, наземно-воздушной среде, почве и живым организмам. Литература: [1 – 3, 7, 14].

виды самостоятельной работы студентов:

  1. Проработка лекционного материала, соответствующих разделов в учебниках.

  2. Ответ на качественные вопросы по каждой теме и подготовка к контрольной работе.

  3. Проработка методических указаний к лабораторным работам по экологии в процессе подготовки к их выполнению и защите.

  4. Обсуждение проблемных вопросов с преподавателями в рамках консультационных индивидуальных занятий.

3. Разделы Демэкология (экология популяций). Синэкология (экология сообществ и экосистем) (Темы 2.6.-2.7)

требования к знаниям и умениям студентов. Студенты на качественно новом уровне, по сравнению со школьным, усваивают основные понятия экологии популяций, сообществ и экосистем. Знакомятся с понятиями биологического вида и популяций, статическими и динамическими характеристиками популяций, понятием биогеоценоза, компонентами экосистем, пищевыми и энергетическими связями в экосистемах, планетарным гидрологическим циклом и биомами планеты.

Литература: [3, 5 – 8, 14].

виды самостоятельной работы студентов:

  1. Проработка лекционного материала, соответствующих разделов в учебниках.

  2. Ответ на качественные вопросы по каждой теме и подготовка к контрольной работе.

  3. Проработка методических указаний к лабораторным работам по экологии в процессе подготовки к их выполнению и защите.

  4. Обсуждение проблемных вопросов с преподавателями в рамках консультационных индивидуальных занятий.

4. Раздел «Биосфера - область существования живого вещества. Общие закономерности организации биосферы» (темы 28.-2.9)

требования к знаниям и умениям студентов. Студенты на качественно новом уровне, по сравнению со школьным, осваивают основные явления и понятия раздела. Детально разбирают вопросы строения Земли - геооболочки (атмосфера, гидросфера, литосфера), биосферы как специфической оболочки Земли. Разбирают принципы организации биосферы и закономерности ее организации.

Литература: [1 – 3, 10 – 14].

виды самостоятельной работы студентов:

  1. Проработка лекционного материала, соответствующих разделов в учебниках.

  2. Ответ на качественные вопросы по каждой теме и подготовка к контрольной работе.

  3. Проработка методических указаний к лабораторным работам по экологии в процессе подготовки к их выполнению и защите.

  4. Обсуждение проблемных вопросов с преподавателями в рамках консультационных индивидуальных занятий.

1.6 Темы практических занятий

Тема 1. «Экология человека и проблемы экоразвития.» (тема 2.10)

Вопросы к теме:

  1. Человек как биологический вид в биосфере

  2. Экология человечества

  3. Место и роль человека в биосфере

  4. Техногенные формы воздействия на биосферу

  5. Кибернетические свойства биосферы.

  6. Исследования Римского клуба

  7. Глобальные модели Медоузов.

Литература: [2, 8, 10 – 15].

Тема 2 «Пути сохранения биоразнообразия и генофонда планеты» (тема 2.11)

Вопросы к теме

1. Глобальные экологические проблемы.

2. Загрязнения природной среды

3. Экологический мониторинг

4. Особо охраняемые природные территории

5. Водные ресурсы и охрана вод

6. Земельные ресурсы и охрана земель

7. Проблема утилизации твердых отходов

8.Урбанизация и ее влияние на биосферу

Литература: [2, 8, 10 – 15].

1.7 Лабораторные работы (лабораторный практикум)

Лабораторные занятия по дисциплине «Экология » проводятся в специально оборудованных лабораториях с применением необходимых средств обучения: лабораторного оборудования, образцов для исследований, методических пособий, компьютерных средств обработки результатов измерений.

При выполнении лабораторных работ проводятся: подготовка оборудования и приборов к работе, изучение методики работы, воспроизведение изучаемого явления, измерение величин, определение соответствующих характеристик и показателей, обработка данных и их анализ, обобщение результатов.

В ходе проведения работ используются план работы и таблицы для записей наблюдений. При выполнении лабораторной работы студент ведет рабочие записи результатов измерений (испытаний), оформляет расчеты, анализирует полученные данные путем установления их соответствия нормам, сопоставления с известными в литературе данными, а также данными других студентов. Окончательные результаты оформляются в форме выводов к работе.

Полный парк лабораторных и практических работ на кафедре содержит порядка 20 работ, ко всем имеются методические указания, изданные в РОАТе. Соответствующий библиографический указатель приведён в Приложении 1, ниже в виде примера дана краткая характеристика типичных работ, выполняемых студентами на втором курсе (в третьем и четвертом семестрах) по 4 лабораторных работы за курс.

№№ и названия разделов и тем

Цель и содержание лабораторной работы

Результаты лабораторной работы

Лабораторная работа № 1 Моделирование круговорота веществ и энергии в биоте – 1

Раздел 7.

Синэкология (экология сообществ и экосистем)

Тема . Биогеохимические функции живого вещества

Изучение планетарного энергетического цикла

Знакомство с малым биологическим циклом круговорота веществ и энергии в природе

Лабораторная работа № 2 Моделирование системы «хищник – жертва»

Раздел 7.

Синэкология (экология сообществ и экосистем)

Тема . Биогеохимические функции живого вещества

Изучение межвидоввовой конкуренции

Колебания численности травы, травоядных и хищников при ограниченной емкости среды

Лабораторная работа № 3 Внутривидовая борьба за пищевые ресурсы.

Раздел Демэкология

Тема Внутривидовые взаимоотношения.

Изучение внутривидовой конкуренции гусениц в условиях ограничения пищевых ресурсов

Определение минимального количества пищи, изменения числа куколок в зависимости от изменения количества пищи.

Лабораторная работа № 4 Роль различных организмов в круговороте веществ

Раздел 7.

Синэкология

Тема

Биогеохимические функции живого вещества

Выявление роли различных видов живых организмов в круговороте веществ

Расчет отношения вторично продукции к потребленному и усвоенному корму

Лабораторная работа № 5 Адаптация, поведение, эволюция

Раздел 5.

Влияние различных факторов ОС.

Тема

Температура и температурный режим

Интерпретация результатов двух экспериментов по измерению частоты сердечных пульсаций двух видов наземных улиток при различных температурах

Установление влияния температуры на частоту сердечного ритма пульсаций у улиток и эффекта акклиматизации к низкой температуре

Лабораторная работа № 6 Биология питания птенцов куропатки

Раздел 3.

Факториальная экология

Тема

Влияние биотических факторов на организм.

Сопоставление массы птенцов и степени их выживаемости с количеством растений и членистоногих поедаемых птенцом

Установление взаимосвязи между возрастом птенца и содержанием членистоногих в пище

Лабораторная работа № 7Обонятельная аттракция при гиперпаразитизме

Раздел 4. Влияние биотических факторов ОС

Тема

Взаимоотношения организмов

Анализ данных о степени поражении тли паразитоидом

Установление зависимости долей тлей, пораженных паразитоидом на двух участках в зависимости от плотности популяции

Лабораторная работа № 8 Стратегии пищевого поведения лося

Раздел 4. Влияние биотических факторов ОС

Тема

Взаимоотношения организмов

Ознакомление с теорией поиска пищевых ресурсов

Расчет минимальной массы водных и наземных растений, поедаемых лосем, чтобы удовлетворить потребность в натрии

Лабораторная работа № 9 Энергетический баланс морских блюдечек

Раздел 7 Синэкология

Тема

Пищевые и энергетические цепи

Понимание процессов переноса энергии в экосистемах

Расчет энергии, расходуемой моллюском на эксрекцию слизи

Лабораторная работа № 10 Круговорот азота в вечнозеленом лесу

Раздел 8

Биосфера – область существования живого вещества

Тема:

Биосферный биохимический цикл

Определение максимальной величины биомассы, массопереноса и содержания азота в компонентах экосистемы пихтового леса

Расчет максимального количества азота. Накопленного каждой компонентой системы и проходящей через каждую компоненту

Лабораторная работа № 11 Комплексная борьба с вредителями

Раздел 11

Глобальные экологические проблемы

Тема:

Загрязнение природной среды

Оценка влияния пестицидов на тлю и личинок божьей коровки

Определение величины концентрации инсектицидов при котором численность вредителя снижается на 50% и зависимости смертности фитофагов и насекомых – хищников от концентрации Раздел 12

Глобальные экологические проблемы

Тема:

Загрязнение природной среды

Инсектицидов

Лабораторная работа № 12 Промышленные источники диоксида углерода и его фиксация лесом

Раздел 12

Глобальные экологические проблемы

Тема:

Загрязнение природной среды

Определение площади необходимой для посадок сосны фиксирующей суммарное количество диоксида углерода, выбрасываемой предприятием

Расчет количества диоксида углерода ежегодно фиксируемого 1 га елового леса

Лабораторная работа № 13 Вынос консервантов с территории лесопильного завода

Раздел 12

Глобальные экологические проблемы

Тема:

Загрязнение природной среды

Изучение утечки консервантов с территории лесопильного завода

Установление динамики и распределения консервантов по профилю почвы вблизи территории завода

Лабораторная работа № 14 Загрязнение тяжелыми металлами и устойчивость к ним

Раздел 12

Глобальные экологические проблемы

Тема:

Загрязнение природной среды

Изучение загрязнения тяжелыми металлами устьев 4-х рек

Установление зависимости концентрации свинца и меди в окружающей седее с содержанием в тканях червей

Лабораторная работа № 15 Оценка радиационного состояния окружающей среды

Раздел 12

Глобальные экологические проблемы

Тема:

Загрязнение природной среды

Оценка радиационного состояния окружающей среды

Измерение мощности экспозиционной дозы естественного фона, почвы, образцов воды и продуктов питания по гамма - излучению

Лабораторная работа № 16 Изучение радиоактивной загрязненности местности цезием-137

Раздел 12

Глобальные экологические проблемы

Тема:

Загрязнение природной среды

Анализ уровня радиоактивного загрязнения почв центральных областей РФ

Расчет процента загрязненных территорий, установление «горячих точек» и миграционных процессов в загрязненных зонах

Лабораторная работа № 17 Кислотное загрязнение среды

Раздел 12

Глобальные экологические проблемы

Тема:

Загрязнение природной среды

Определение водородного показателя химических реактивов и образцов воды

рН образцов воды и химических реактивов

Лабораторная работа № 18 Автотранспорт – основной загрязнитель биосферы

Раздел 12

Глобальные экологические проблемы

Тема:

Загрязнение природной среды

Определение загруженности улиц автотранспортом

Оценка уровня загрязненности атмосферы ОГ автотранспорта

Лабораторная работа № 19 Моделирование механизма парникового эффекта

Раздел 12

Глобальные экологические проблемы

Тема:

Загрязнение природной среды

Изучение механизма возникновения парникового эффекта с помощью моделирования

Модель парникового эффекта

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Природопользование Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Физика входит в федеральный компонент цикла естественнонаучных дисциплин специализации и является обязательной для изучения. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного
  2. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по всем специальностям .
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Специальность 230201. ЗИС, 190402. ЗТС, 230101. ЗВМ, 190701. ЗПП, 270102. ЗГС, 270112. ЗВК,270201. ЗМТ, 270204. ЗЖД, 190205. ЗДМ, 140104. ЗЭН, 190401.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (ДПип-озо, Филфак-озо)

    Учебно-методический комплекс
    Необходимость введения курса «Экология Республики Башкортостан» обусловлена возрастающей ролью учителя в формировании знаний школьников об окружающей среде, влиянии человека на биосферу, о последствиях этого влияния, а также ролью
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология растений» Учебно-методический комплекс Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Экология растений, с одной стороны, является разделом общей экологии, рассматривающей действие факторов на растения, с другой, - разделом ботаники, рассматривающей адаптации растений к факторам среды, морфологические образования, причины
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине экология микроорганизмов (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебная программа по дисциплине «Экология микроорганизмов» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначается для студентов специальности: 020801.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Филологический факультет)

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология растений»

    Учебно-методический комплекс
    Вода как экологический фактор. Осадки, относительная влажность воздуха. Испарение. Коэффициент увлажнения. Совместное воздействие влажности и температуры на зональное распределение растительного покрова.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экология»

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080507 «Менеджмент организации», 080104 «Экономика труда».

Другие похожие документы..