Система работы с текстом изложения и сочинения на экзамене

Система работы с текстом изложения и сочинения на экзамене

Одной из актуальных проблем при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА является понимание текста. Эта проблема связана с написанием изложения и сочинения в рамках государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов.

Восприятие текста зависит не только от характера самого текста, но и от личности воспринимающего его субъекта, от уровня его владения учебными компетенциями.

Компетенции учащихся при написании изложения и сочинения:

  • Лингвистическая компетентность – умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений.

  • Языковая компетентность – практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм.

  • Коммуникативная компетентность – владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Показателем уровня учебных компетенций учащихся является степень полноты, глубины и правильности понимания текста, через который читатель или слушатель должен воспринять личность автора.

Сжатое изложение (С1.) и сочинение-рассуждение (С2.1. и С2.2.) имеют целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать информацию прослушанного и прочитанного текста, использовать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте в качестве аргумента.

Сжатое изложение - это такая форма обработки информации прослушанного текста, при которой адекватно воспроизводится основное содержание и сохраняются композиционно-логическая структура, стиль и тип речи исходного текста.

Основные умения учащихся при написании сжатого изложения:

  • Умение слушать, т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте.

  • Умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное.

  • Умение письменно передавать обработанную информацию.

Схема работы над сжатым изложением:

  • Определите тему (о чем?) и основную мысль (идею) текста.

  • Вдумайтесь в название текста (именно в нем обычно заключается тема или идея).

  • Установите причинно-следственные связи в содержании текста.

  • Определите, к какому типу речи относится текст (описание, повествование, рассуждение), и сохраняйте особенности этого типа при написании изложения.

  • Разделите текст на композиционные и смысловые части.

  • Выделите все основные микротемы.

  • В каждой микротеме выделите главную и второстепенную информацию.

  • Начинайте работу по сжиманию текста.

  • Примените различные приемы сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение), исключив второстепенную информацию.

  • Постарайтесь сохранить особенности языка данного текста и сохранить их в изложении.

  • Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

  • Напишите черновик изложения, затем перепишите в чистовик.

Учащиеся могут использовать различные приемы сжатия исходного текста - как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.

Приемы сжатия текста

  • Исключение второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнений, пояснений и пр.).

  • Упрощение синтаксических конструкций.

  • Обобщение единичных явлений и фактов, перевод частного в общее.

К основным языковым приемам исключения относятся:

  • Исключение повторов;

  • Исключение фрагмента предложения;

  • Исключение одного или нескольких синонимов.

Пример. “Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка- – то, что кладется под ухо; а вот слово “окно” не каждый свяжет со словом “око”, а ведь это родственные слова…” = “Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном”. (исключение фрагмента предложения засчет удаления однотипных примеров).

Языковые приемы упрощения:

  • Слияние нескольких предложений в одно (синтаксис предложения).

Пример. “Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения”. = “В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу”.

Языковые приемы обобщения:

  • Замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • Замена предложения или его части указательным местоимением;

  • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

  • Замена СПП простым.

Пример. “На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки”. = “На лугу росли цветы”. (Замена однородных членов обобщающим названием).

Методика проведения изложения:

  • Первое чтение текста 10 минут.

  • Осмысление прочитанного текста 5 минут.

  • Второе чтение текста 10 минут.

  • Написание сжатого изложения 75 минут.

Итого: 100 минут.

За 30 минут до завершения работы учащиеся могут воспользоваться словарями.

Сочинение-рассуждение может быть написано на лингвистическую тему (С2.1.) или на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2.). Выпускник сам выбирает, на какую тему ему писать. И то и другое задание проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему - это небольшое связное рассуждение в научном или публицистическом стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова

Цель написания сочинения на лингвистическую тему:

  • Раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности. (“Зачем нужно правильно писать?”, “Для чего мы учим правила орфографии?” и т.д.).

  • Язык нужен для живой жизни – вот основополагающий принцип

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему может быть написано:

  • в общекультурном плане,

  • с философской точки зрения.

Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения.

Структура сочинения-рассуждения:

  1. Тезис - положение, которое надо доказать.

  2. Аргументы – доказательства.

  3. Выводы – общий итог.

Тезис- главная мысль текста, главное утверждение, которое выступающий старается обосновать.

Чтобы выделить тезис из высказывания, надо:

  1. Прочитать текст и разделить его на структурные части (часто эти части помогают выделить абзацы);

  2. Выписать из каждой части предложение (или часть предложения), выражающее главное суждение (часть тезиса);

  3. Соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.

Выделение тезисов поможет правильно составить план текста.

Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему?”, а аргументы отвечают: “Потому что…”.

Аргументация предполагает также и приведение примеров, иллюстрирующих языковое явление, и цитирование (но чрезмерно не увлекаться!).

Способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны прежде всего со способами цитирования, а также с применением вставных конструкций (указания в скобках на номера соответствующих предложений).

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (С2.2) направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста, т.е. состоит в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу.

Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного взадании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки (!!!).

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (С2.2) -это ответ на вопрос, предполагающий некий сформировавшийся уровень жизненныхобобщений, нравственную зрелость, дающий большую свободу в подбореаргументов и дающий возможность выразитьсвои моральные убеждения.

Основные умения при написании сочинения-рассуждения:

  • Понимать основную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты;

  • Адекватно передать ее в собственном письменном высказывании;

  • Логично, последовательно и связно подтверждать версию автора или доказывать свою, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходного текста.

Грамотность и фактическая точность речи оценивается при проверке изложения и сочинения в целом, то есть суммируются.

Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности,- одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении всего школьного курса. И центральное место в этой работе должно занимать обучение в основной школе. Именно на этом этапе формируется комплекс умений, который обеспечивает владение речью.

По данной проблеме мною создана презентация “Система работы над изложением и сочинением при подготовке к ГИА9” (Приложение 1).

  1. Мастер-класс. Гиа. 9 класс. Творчество на экзамене по русскому языку

    Документ
    Развитие и совершенствование современного образования в условиях информатизации не представляется возможным без внедрения различного рода инноваций, пересмотра целого ряда принципиальных позиций в отношении того, чему и как учить сегодняшнего выпускника.
  2. Комплексная работа с текстом как путь подготовки

    Документ
    Наряду с достоинствами новой формы экзамена Т. М. Пахнова отмечает и те трудности, с которыми сталкиваются учителя и учащиеся при подготовке к итоговой аттестации в IX классе.
  3. Изложение миниатюра в работе над развитием речевой и коммуникативной компетенций

    Изложение
    В статье рассмотрены многообразные приемы использования изложений-миниатюр как творческих работ, развивающих мышление и память детей, формирующих грамотный выразительный язык учащихся на впечатлениях образцовой речи литературных произведений.
  4. Программа Вступительных испытаний по русскому языку (изложение) Кафедра русского языка и литературы

    Программа
    Абитуриент на экзамене по русскому языку и литературе (сочинение для филологического факультета) должен продемонстрировать знание литературного материала в рамках программы, правил орфографии и пунктуации, основ стилистики1 и умение
  5. Сочинение-рассуждение как разновидность вторичного текста: базовые характеристики (на материале письменных работ учащихся средней школы) 10. 02. 01 Русский язык (1)

    Сочинение
    Защита состоится 29 марта 2011 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.08 при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  6. Сочинение-рассуждение как разновидность вторичного текста: базовые характеристики (на материале письменных работ учащихся средней школы) 10. 02. 01 Русский язык (2)

    Сочинение
    В настоящее время чрезвычайно актуальным является изучение мыслительных процессов и социально значимых действий людей, которые осуществляются через порождаемые и воспринимаемые речевой личностью тексты.
  7. Программа семинара Йордан Б. А. Организаторам и участникам Всероссийского семинара руководителей кадетских школ (кадетских школ-интернатов) колончин К. В (1)

    Программа
    Модель информатизации Тамбовского областного государственного образовательного учреждения кадетской школы-интерната «Тамбовский кадетский корпус имени Л.
  8. Программа семинара Йордан Б. А. Организаторам и участникам Всероссийского семинара руководителей кадетских школ (кадетских школ-интернатов) колончин К. В (2)

    Программа
    Регистрация в администрации Тамбовской области. Знакомство с информационно – методической выставкой «Участие региона в приоритетном национальном проекте «Образование»»
  9. Система работы по организации исследовательской деятельности учащихся

    Документ
    В данной брошюре обобщен опыт работы школы-лицея по организации исследовательской деятельности школьников. В практике работы используются рекомендации РНПЦ «Дарын», а также материалы статей А.

Другие похожие документы..