«Мемориал»

Соблюдение прав беженцев и вынужденных переселенцев

Миграционная ситуация в регионе мало отличается от миграционной ситуации в стране, проблемы в основном одни и те же: люди оказываются обманутыми работодателями, у них маленькая заработная плата, у людей нет социальной защиты, нет медицинской страховки, нет жилья.

Нет ярко выраженного притока граждан, такого, как в приграничных регионах (там каждый пятый всего населения – мигрант). Все осталось на уровне прошлого года. На сегодня в базе данных Управления по делам миграции Рязанской области по иностранным гражданам официально зарегистрировано около 8000 человек. Нелегальных работников в регионе – примерно 3500–4000 человек (по протоколам РОВД и протоколам об административных нарушениях миграционного Управления). Но динамика очень стремительная. Сегодня человек есть, а завтра он уже уехал… О реальных цифрах говорить очень сложно. Так, на сентябрь число прибывших за 9 месяцев – 10376 человек, выбыло 10633 человек, то есть у нас происходит снижение уровня числа приезжих, отрицательное сальдо. Здесь учтена и внутренняя миграция между областями. Если брать ситуацию с приезжающими из стран СНГ, как и последнее десятилетие, держится положительное сальдо, то есть, к нам больше приезжают, чем уезжают в страны СНГ. Больше всего в последнее время прибывших из Узбекистана (около 60 процентов). Далее – Казахстан, Украина. Из дальнего зарубежья – незначительный процент. И из-за визового режима «нелегалов» из дальнего зарубежья практически нет. Из ближнего зарубежья если раньше ехали в основном русскоязычное население регионов, то сейчас уже выезжают представители титульных наций.83

В сравнении с прошлым годом, в миграционной ситуации есть существенные изменения. Так, внесены изменения в законодательную базу об административных правонарушениях – ужесточены наказания за них. Увеличился штраф по ст. 18.8 (это нарушение правил пребывания иностранных граждан на территории России). Штраф увеличился до размеров от 10–15 минимальных размеров оплаты труда, тогда как раньше штраф составлял от 5–15 МРОТ. Внесены серьезные изменения в статью 18.10 (нарушение правил привлечения и использование в РФ иностранных работников, либо осуществление иностранными работниками трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу). То есть, практически появилась новая статья. Нарушения работодателем правил влечёт наложение административных штрафов на граждан, в размере от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда. На должностных лиц – от 25 до 100 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от 500 до 2000 минимальных размеров оплаты труда. Это уже ощутимо. Если раньше было от 20 до 25, то сейчас от 500 до 2000. Эти поправки вступят в силу в конце ноября, поэтому пока мы еще не знаем, как повлияют эти они на ситуацию. «Я считаю, что ужесточение ответственности – это правильная тенденция, так как надо заставлять работодателей уважать закон. Ведь сколько средств недополучает бюджет из-за нарушений. Никто не против миграции, если она законна, и гражданин прибывает на территорию РФ законно. Ну, а когда законодательство нарушается, надо принимать какие-то меры. Иначе, что же будет, если все мы перестанем соблюдать закон. И это касается и российских, и иностранных граждан», – считает Любовь Петровна Ярославцева, и.о. начальника Управления по делам миграции Рязанской области.

Раньше существовал парадокс: госпошлина составляла 4000 рублей, а административный штраф за нарушения составлял 20 минимальных окладов – 2000 рублей. Некоторым работодателям выгоднее было законно не оформлять, заплатить штраф 2000 рублей, и не платить пошлину 4000 рублей. А сейчас поправки к закону будут стимулировать работодателей привлекать работников только на законных основаниях. «Поэтому, видимо, и сделали штрафы больше. То есть, политика властей в этой области в целом правильная», – комментирует Л.П. Ярославцева.

Миграционные процессы, происходящие в регионе – очень сложные, считает заместитель начальника районного отделения милиции Е.В. Попков: «Границы открыты, приезжают все. Очень много граждан Узбекистана, Таджикистана, в основном Средняя Азия, Азербайджан. Приезжают к нам на заработки. Регистрируются на 3 месяца, время проходит и люди «зависают». Мы периодически проводим рейды. Вот, например, вчера одного по решению суда депортировали. Считаю, что к мигрантам должны быть более жесткие требования. Например, китайцы: приехали давно, у нас работают, дети ходят в русскую школу, говорят по-русски, а живут без регистрации. Необходимо чтобы всеми вопросами с мигрантами занималась одна служба, а то этим сейчас занимается в основном милиция». Одна из причин проблем мигрантов, считают сотрудники правоохранительных органов, – отсутствие регистрации, то есть легальности положения, а отсюда, соответственно, низко квалифицированная работа и низкая заработная плата.84

Пока в Рязани около 400 семей переселенцев, которые получили свидетельство вынужденного переселенца, и не получили жилищных льгот, не получили субсидий, не получили квартир. В год в Рязани выделяется примерно 10 квартир. Был период, когда выделялось 15. «Когда в Рязани при таком темпе может «рассосаться» эта очередь? – спрашивает Н.С. Кондакова, заместитель Председателя Рязанской областной общественной организации переселенцев «Содружество», у которой сотрудники Рязанской Школы прав человека брали тематическое интервью, – Это может случиться быстро, только если переселенцы будут быстрее умирать, потому что поставлены на учет в основном пожилые люди». Третий год действует льгота – возможность получить субсидию на жильё. В прошлом году 10 человек получили субсидию, в этом – 15. Но в прошлом году несколько человек получили квартиры, а в этом году квартиры получили пока только две семьи. «Так что, резких увеличений решения социальных проблем у мигрантов не наступило. Хотя были многочисленные обещания регионального руководства в прессе. Обещали, что после структурных и кадровых изменений будет что-то положительное… Но пока все не реорганизовано – все сидят на своих местах и ждут, что будет дальше».85

В юридическую приемную «Рязанского Мемориала» обратилась гражданка Л.. 30 октября 2001 года она вместе с семьей, состоящей из трёх человек, приехала из Казахстана на постоянное место жительства в г. Рязань. Решением территориального органа Министерства Федерации России по Рязанской области от 28 марта 2002 года Л. была признана вынужденным переселенцем, в связи с чем ей было выдано соответствующее удостоверение. В марте 2002 года Л. обратилась с заявлениями в территориальный орган Министерства Федерации России по Рязанской области (ныне Управление по делам миграции УВД Рязанской области) и в Управление по жилью администрации Рязанской области по вопросу постановки Л. и членов ее семьи на учет нуждающихся в предоставлении постоянного жилья. С мая 2002 года Л. проживает по договору найма с собственником жилого, где она зарегистрирована по месту пребывания. В августе 2004 года она вновь обратилась с заявлением в Управление по делам миграции УВД Рязанской области, в Федеральную миграционную службу МВД России и в Управление по жилью администрации г. Рязани по вопросу жилищного обустройства ее семьи. Решением начальника Управления по жилью администрации г. Рязани ей было отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.86

В с. Ерахтур Шиловского района Рязанской области живет женщина, два года не получающая пенсию из-за того, что не может зарегистрироваться. Два года назад она приехала с Украины, и не имеет российского гражданства.87

Рязанская областная Дума обратилась к Президенту РФ и Председателю Правительства с просьбой ускорить решение вопроса перевода жилых помещений из миграционного фонда временного жилья в жилые помещения для постоянного проживания, а для вынужденных переселенцев – участников ВОВ решить этот вопрос в 2004 году. По данным миграционной службы областной фонд жилья для мигрантов состоит из 323 жилых помещений, из которых 255 относятся к фонду временного поселения, и 70 – для постоянного проживания. Во временном фонде проживают 260 семей вынужденных переселенцев, из них 15 семей участников ВОВ. Проживая во временном фонде, они не имеют реальную возможность получить другое жилье, и вынуждены продлевать свой статус вынужденного переселенца уже в течение 5–6 лет после исчисления пятилетнего срока, установленного законом РФ «О вынужденных переселенцах». При этом не разрешается зарегистрировать для постоянного проживания родственников по возможному уходу.88

Управление по делам миграции областного УВД провело в декабре 2004 года рейд по городским стройкам. В ходе него было задержано 19 нелегальных мигрантов-гастербайтеров. Среди задержанных есть таджики, узбеки, молдаване и сербы. Их участь – депортация на родину.89

В районной газете «Новая Мещера» Клепиковского района Рязанской области опубликована статья-разъяснение начальника милиции общественной безопасности района М. Артемова и начальника паспортно-визовой службы района В. Бычкова положений Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Постановления «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу».90

В районной газете «Спасские вести» Спасского района Рязанской области опубликованы разъяснения сотрудников паспортно-визовой службы Спасского РОВД о необходимых документах, предоставляемых в службу отъезжающих за границу и прибывающих из-за границы.91

На вопросы корреспондента газеты «Шиловский вестник» отвечал начальник паспортно-визовой службы Шиловского района Рязанской области С.В. Елисеева: «...с начала года служба зарегистрировала свыше 350 иностранцев, принято 76 заявлений о выдаче разрешений на временное проживание и более 160 – о приеме в гражданство РФ... За правонарушения только по нашему району к административной ответственности привлечено более 100 иностранцев...» Далее идет знакомство населения с документами, регламентирующими регистрацию и пребывание иностранных граждан на территории РФ.92

РАЗДЕЛ 3. СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СВОБОД

Право на периодическую смену власти через выборы

Приведём несколько фактов.

В газете «Московский комсомолец – Рязань» было опубликовано обращение жителей Клепиковского района о ситуации, сложившейся в районе после выборов главы района Ю.А. Григорьева: «После выборов начались массовые увольнения людей, неугодных ему (имеется в виду глава администрации Клепиковского района Ю.А. Григорьев). В основном это беззащитные женщины, которых он оставляет без средств к существованию, а ведь за ними семьи. Люди в районе удивлены и возмущены его, скажем откровенно, неадекватными поведениями. Недавно поступила команда сжечь высвободившиеся в р.п. Тума деревянные здания участковой больницы – это почти 800 квадратных метров помещений, вполне пригодных для жилья. Есть подозрения, что это месть Григорьева Туме за нежелание жителей поселка видеть его главой района».93

14 марта 2004 года на гражданина Сивакова Владимира Петровича, был составлен протокол об административном правонарушении. В тот день Владимир Петрович пришел в избирательный участок, располагавшийся в школе № 48, взял три бюллетеня. Проголосовал за кандидата в губернаторы и за кандидата в Городской Совет. А вот бюллетень для избрания Президента свернул вчетверо и положил в карман, решил поподробнее почитать о кандидатах, а уж потом проголосовать. Но как только Сиваков вышел из кабины избирателей, тут же к нему подбежали несколько человек и стали требовать, чтобы он опустил бюллетень в урну. Подоспел сотрудник милиции, потребовал предъявить паспорт. Сверив фотографию с оригиналом, сказал, чтобы мужчина в обязательном порядке проголосовал. На что Владимир Петрович ответил, что он закон не нарушает, а нарушают его те, кто его задержал. Подошел еще один милиционер, Сивакова вывели в другое помещение. По пути изъяли у него избирательный бюллетень. Затем вызвали по рации наряд милиции. Пока ждали, один из сотрудников, назвавшись оперативником, стал задавать разнообразные по своей сути вопросы. Например, любит ли задержанный Президента, где работает… В.П. Сиваков сказал, что работает в правозащитном обществе «Мемориал». Милиционеры между собой стали выяснять, что это «за зверь такой». Один из них предположил, что это те, которые защищают антисемитов. Затем последовала отправка в отделение, составление протокола об административном правонарушении и два часа ожидания копии протокола. После чего задержанного отпустили. На следующий день Владимир Петрович позвонил в Московский районный отдел милиции и поинтересовался, какое решение принято по протоколу о правонарушении, якобы им совершенным. На другом конце провода ответили: «На гражданина Сивакова наложен штраф в размере 500 рублей». На вопрос: «Когда я смогу получить постановление?» последовал ответ: «Какое постановление? Мы ничего не выдаем. Иди и плати». Не получив постановления, Владимир Петрович обратился письменно в РОВД Московского округа и УВД Рязанской области о выдаче ему копии постановления о назначении административного наказания. Но ответа не последовало. Пришлось обратиться к министру внутренних дел. Через несколько месяцев от начальника ОВД Московского округа пришло письмо, в котором говорилось, что проверку по жалобе Сивакова считать законченной, поскольку нарушений со стороны работников милиции не выявлено. Выслали протокол о правонарушении, в котором ни слова не было сказано о постановлении о наложении штрафа. Между тем, служба судебных приставов возбудила исполнительное производство. Владимиру Петровичу пришлось еще раз обращаться к министру внутренних дел. Только после этого милиция общественной безопасности провела расследование по невысылке постановления о наложении административного наказания. И только 17 августа, через 4 месяца (а не через 3 дня, как положено), милиция общественной безопасности, наконец, выслала злополучное постановление. У Владимира Петровича появилась возможность обжаловать незаконные действия милиции в суде. 15 сентября 2004 года Московский районный суд отменил постановление ОМОБ Московского РОВД о наложении административного наказания в виде штрафа на гр. Сивакова и прекратил производство по делу. Как показывает практика, именно служители закона подчас не имеют даже приблизительного представления о законе. Но бюллетень для голосования по выборам Президента 14 марта милиционер у Владимира Петровича изъял, а значит, лишил прав на осуществление народовластия. Без его на то желания. Возможно, его бюллетенем воспользовался кто-то другой.94

Право на организацию местного самоуправления

В этом году в Рязанской области заметно активизировалась работа по совершенствованию местного самоуправления. В течение года Рязанской областной Думой рассматривалось и принималось несколько десятков законов, связанных с местным самоуправлением. Большинство из них, к сожалению, касалось территориально-организационных вопросов, а не содержательной деятельности местного самоуправления.

В течение нескольких последних лет в Рязани работает созданный по инициативе нескольких лидеров молодёжных организаций, в том числе и представителей Рязанской Школы права человека, Молодёжный парламент. В газете «Рязанские ведомости» от 10 июня 2004 года статья «Лидеры нового поколения» заместитель председателя комитета по социальной политике Рязанской областной Думы подводит итог работы рязанского Молодежного парламента. «Главная цель парламента – содействие решению проблем детей и молодежи нашего региона». «В Молодежную Думу входят представители от молодежных и детских общественных объединений, учебных заведений области». «Среди основных направлений деятельности: участие в разработках проектов нормативных актов и программ, разработаны поправки к региональной программе «Молодежь Рязанщины», проект Закона Рязанской области «Об уполномоченном по правам человека», подготовлен проект Закона Рязанской области «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений Рязанской области», предложение к проекту Федерального закона «О молодежи»; предложение к проекту федеральной целевой программы «Правовое просвещение и образование в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты»; проект Концепции региональной молодежной политики...». В январе минувшего года на территории области прошел первый Всероссийский семинар-совещание «Развитие молодежного парламентаризма в РФ». По итогам конкурса, объявленного департаментом по молодежной политики Министерства образования РФ в октябре 2002 года области был присвоен статус Опорно-эксперементальной площадки по реализации программы «Создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране». Особое внимание хочется обратить на то, что среди инициатив Молодёжного парламента – инициативы, связанные с продвижением темы прав человека.95

Районная газета Чучковского района Рязанской области предлагает полутора страничный газетный разворот, где заместитель прокурора Чучковского района О.А. Плекшева знакомит читателей с положением о местном самоуправлении.96

  1. «Мемориал» (11)

    Доклад
    восстановление исторической правды и увековечение памяти жертв политических репрессий; содействие полной и гласной моральной и юридической реабилитации лиц,
  2. «Мемориал» (1)

    Доклад
    Рязанский «Мемориал» работает в сфере защиты прав человека, изучения репрессивной политики государства, правового просветительства и благотворительной деятельности с 1989 года.
  3. «Мемориал» (6)

    Бюллетень
    Правозащитный центр «Мемориал» продолжает работу на Северном Кавказе. Мы предлагаем вашему вниманию очередной бюллетень – краткое описание основных событий трех летних месяцев 2010 г.
  4. «Мемориал» (10)

    Бюллетень
    22 июня Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла жесткую резолюцию по вопросу о соблюдении прав человека на Северном Кавказе. Резолюция была составлена по итогам поездки докладчика ПАСЕ по проблеме эффективности правовых
  5. «Мемориал» (4)

    Бюллетень
    Правозащитный центр "Мемориал" продолжает работу на Северном Кавказе. Мы предлагаем вашему вниманию очередной бюллетень, - краткое описание основных событий трёх летних месяцев 2008 г.
  6. «Мемориал» (8)

    Бюллетень
    Начавшаяся 7 августа полномасштабная война России с Грузией отодвинула далеко на задний план все прочие новости, приходящие с Кавказа. Не считая необходимым здесь комментировать причины и ход начавшейся на Кавказе новой драмы, должны
  7. «Мемориал» (12)

    Бюллетень
    ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ЦЕНТР "МЕМОРИАЛ"MEMORIAL HUMAN RIGHTS CENTER127051, Россия, Москва, Малый Каретный пер., д. 12Тел. +7 (495) 225-3118Факс +7 (495) 624-2025E-mail: memhrc@Web-site:
  8. «Мемориал» (2)

    Доклад
    При этом с российской стороны конкурируют (или сосуществуют) две картинки. Согласно одной, армия принесла благодарному чеченскому народу освобождение от бандитского режима, быстрыми темпами идет налаживание мирной жизни, но разрозненные,
  9. «Мемориал» (7)

    Доклад
    Статья 31 Конституции РФ гарантирует право граждан и общественных объединений на проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.

Другие похожие документы..