Пояснительная записка. Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.

Номинация «Грани педагогического мастерства»

1 место

Суконкина Светлана Геннадьевна,

руководитель РМО инструкторов по физической культуре,

заместитель заведующей по воспитательно - методической работе МДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 25 «Теремок»

г. Вольска Саратовской области»

Модифицированная программа дополнительного образования

по обучению детей в баскетбол. Кружок «Школа мяча»

Пояснительная записка.

Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.

Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:

  • недостаточная двигательная активность детей в течение дня, (особенно в холодный период года)

  • большая загруженность статическими занятиями

  • желание реализовать себя в движении

  • взаимосвязь с программой Физическая культура (начальная школа, учебная программа для учащихся 1-4 классов под ред. А.П. Матвеева, совместно с М.В. Малыхиной) по обучение детей игровым видам спорта с первого класса

  • недостаточность внимания в Программе воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) игровым видам спорта, обучению детей игре в баскетбол, футбол, волейбол

  • желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным

Одним из путей совершенствования физического воспитания в нашем ДОУ – применении известных и хорошо зарекомендовавших себя средств физического воспитания: спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол и др.)

Дополнительная образовательная программа «Играйте на здоровье!» Л.Н. Волошиной (программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет) направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, а также развитие двигательных способностей в выполнении широкого спектра технических и тактических навыков владения мячом, в соответствии с установкой игровой ситуации. Программа полностью построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.

Новизна программы.

Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции учебно-воспитательного процесса и кружковой работы.

Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п.

Занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения упражнений с мячом.

Содержание программы сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.

Отличительные особенности программы

Данная программа модифицированная, базируется на ведущих теоретических идеях следующих программ:

- «Старт», Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина;

- «Программа Олимпийского образования дошкольников», И.А. Филиппова;

- «Играйте на здоровье» (Волошина Л.Н., Новичкова Л.В.);

- Современные здоровьесберегающие технологии, разработчики В.Л. Старковскова, А.С. Галанова, Т.А. Куценко;

- Технология «Обучение детей дошкольного возраста игре в баскетбол»

Адашкявичене Э.Й.

Детский сад работает по «Программе воспитания, обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., 2005 года), региональной программе «Основы здорового образа жизни» Н. П. Смирновой.

Программа обеспечивает

  • всестороннее развитие личности в процессе физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков

  • способствует личной заинтересованности детей в самостоятельном совершенствовании своих результатов

  • создает оптимальные условия (специфичные для дошкольников) для реализации творческой активности

Положительная эмоциональная окрашенность физической деятельности детей (умение владеть мячом) и руководителя обеспечивает комфортную обстановку на занятиях и укрепляет желание дальнейшей работы. Смена видов действия с мячом, использование различных дополнительных игровых приемов с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует и, снимает напряжение.

Программа представляет собой систему, позволяющую научить ребенка свободно владеть мячом, передвигаться с ним по площадке в различных направлениях, развитие скоростных качеств, преодоление контакта с противником и создание условий для завершающего броска по кольцу.

Программа предусматривает как индивидуальное умение владения с мячом, так и действие в микрокомандах – парами, тройками, пятерками.

Перспективное планирование обеспечивает освоение программного материала в определенной последовательности. Повторяемость занятий позволяет закреплять умения и навыки.

Принимая во внимание необходимость индивидуальной и коллективной работы с детьми, распределение программного материала можно считать примерным.

Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Актуальность данного направления в работе с детьми-дошкольниками обуславливается тем, что в Программе воспитания и обучения детей в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) недостаточно уделено внимание развитию игровых видов спорта. А требования программы «Физическая культура» (начальная школа, под редакцией А.П. Матвеева), предусматривает обучение детей с 1 класса спортивным играм: футболу, волейболу, баскетболу и др.

Методика начального обучения игры в баскетбол детей школьного возраста разработана и отражена в работах Н.И. Преображенского, Т.А. Зельдович, С.А. Кераминаса, Ю.Ф. Буйлина и Ю.И. Портных и др.

Однако содержание и методика обучения элементам игры в баскетбол детей дошкольного возраста специально не разрабатывались. Тем не менее, авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования элементов баскетбола в качестве одного из средств физического воспитания старших дошкольников. Так, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. Т.И. Осокина. Е.А. Тимофеева и др. рекомендуют применять игру в баскетбол или включать элементы баскетбола в подвижные игры.

Следовательно, необходимо детально разработать методику обучения элементам игры в баскетбол детей дошкольного возраста для использования ее в кружковой работе, определение его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности. При этом необходимо учитывать и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, и специфику работы дошкольного учреждения.

На седьмом году жизни у детей происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность, точность, особенно при выполнении цикличных и ацикличных видов деятельности. Дети лучше осваивают ритм движения. Быстро переключаются с одного темпа на другой, что особенно важно при обучении игры в баскетбол. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов, глазомер. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений с мячом, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании упражнений с мячом не только его основные элементы, но и детали, начинают осваивать более тонкие движения в действии кистью при передаче, ведении, броска мячом по кольцу.

Элементарные действия игры в баскетбол должны более широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В кружковую работу могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижения благоприятного физического развития, разносторонней двигательной подготовленностью детей, ознакомлением детей с баскетболом в доступной форме и преемственности в работе по физическому воспитанию ДОУ и начальной школы.

Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

Нормативно - правовая база

  • Конвенция о правах ребёнка.

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». (№124-ФЗ от 24.07.98 г.)

  • Закон Российской Федерации «Об образовании». (№12-ФЗ от 1992г.)

  • Концепция дошкольного воспитания. (16.06.1989г.)

  • Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». (№80-ФЗ от 29.04.99 г.)

  • Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№52-ФЗ от 30.03.99г.)

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (№ 666 от 12.09.2008г.)

  • Приказ МО РФ №448 от 22.08.96г. «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений»

  • Письмо МО РФ №65/23 - 16 от 14.03.2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

  • Приказ МО РФ и МЗ РФ № 186/272 от 30.06.1992г.

  • Приказ МО РФ и МЗ РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО № 2715/227/166/19 от 16.07.2002г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»

  • Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1. 1249 – 03)

  • «О преемственности дошкольного и начального школьного образования в предметной области «Физическая культура» МО. РФ

  • «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»

  • Рекомендации по безопасности занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении и организации медицинского контроля за детьми (выдержки из методических рекомендаций «Техника безопасности на уроках физкультуры», М., СпортАкадемпресс.2001)

Краткая характеристика ДОУ и группы детей,

участвующих в реализации программы

МДОУ «Детский сад № 25 «Теремок» функционирует с 1985 года,

расположен в типовом двухэтажном здании 3 252,3 кв. метров, территория детского сада – 11,528 га.

Детский сад в 2007г. аккредитован на вторую квалификационную категорию, в 2006г. получена лицензия на ведение образовательной деятельности.

Детский сад имеет 11 возрастных групп с наполняемостью в соответствии с нормами СанПиН.

ДОУ функционирует на базе типового дошкольного учреждения, которое отвечает всем гигиеническим и санитарным требованиям.

ДОУ укомплектовано высококвалифицированными педагогическими кадрами:

Всего педагогов в ДОУ 31, (два медицинских работника)

педагогов с высшей категорией – 5;

педагогов с первой категорией – 21;

педагогов со второй категорией – 4;

педагогов без категории - 1

Образовательный ценз педагогов ДОУ

высшее образование – 18

среднее специальное – 11

незаконченное высшее -2

Мониторинг состояния здоровья детей проводился врачом – педиатром, педагогами и медицинскими работниками ДОУ с помощью скрининг – тестов и тестов по оценке состояния здоровья детей. По результатам мониторинга распределили детей по группам здоровья:

1 группа - 85 – 40.5%

2 группа – 124 – 58%

3 группа – 3 – 1,5%

Был проанализирован режим дня и организация всей жизни учреждения, чтобы в дальнейшем включить занятии кружка «Школа мяча» в режим воспитательно-образовательной работы. Руководитель кружка один раз в неделю проводит с детьми специально организованные занятия по обучению детей элементам игры в баскетбол, различным упражнениям с мячом, другим спортивным играм. Имеется план кружка и табель посещаемости.

Дети подготовительной группы «Ромашка», которые посещают кружок «Школа мяча» хорошо развиты физически, отклонений в здоровье нет. Из 21 одного ребенка 11 человек имею первую групп здоровья, 10 человек вторую группу здоровья. Все дети группы имеют высокий и средний уровень физического развития. В группе 12 девочек и 9 мальчиков.

Цельработы кружка «Школа мяча» (обучение детей игре в баскетбол): освоение техники игры в баскетбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

Количество занятий – 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в учебный год (с сентября по май).

Длительность кружкового занятия для детей подготовительной группы 25-30 минут.

Место проведения кружка – спортивный зал ДОУ
Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.

Количество детей в кружке: 12-15 человек.

  1. Пояснительная записка 2 Характеристика участников образовательной деятельности Принцип работы школы

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ 9 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре
  2. Пояснительная записка Содержание программы по этапам обучения

    Пояснительная записка
    Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям.
  3. Пояснительная записка Статус моу сош №34 как предшкольно-школьного образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации предшкольного и начального общего образования (1)

    Пояснительная записка
    Статус МОУ СОШ №34 как предшкольно-школьного образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации предшкольного и начального общего образования.
  4. Пояснительная записка Статус моу сош №34 как предшкольно-школьного образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации предшкольного и начального общего образования (2)

    Пояснительная записка
    Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека.
  5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)

    Образовательная программа
    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)
  6. Основная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка (3)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования Государственного образовательного учреждения Центра образования «Гамма» № 1404 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
  7. Теория и методика физического воспитания и спорта

    Документ
    Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе (Н.
  8. Пояснительная записка (26)

    Пояснительная записка
    «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (Письмо от 14.03.2 г. №65/23-16);
  9. Общеобразовательная программа дошкольного образования государственного образовательного учреждения (1)

    Образовательная программа
    Образовательная программа ГОУ детского сада № 2332 является моделью организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет

Другие похожие документы..