«Методические разработки уроков развития речи младших школьников»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 города Томска

Килина Надежда Александровна,

учитель начальных классов

Номинация «Начальная школа» (русский язык)

Тема:

«Методические разработки уроков развития речи младших школьников»

Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». Сочиняя стихи, сказки, свои авторские произведения, дети как бы будят в себе эту Жар-птицу. Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.

Именно в этом я вижу актуальность и новизну предлагаемых уроков развития речи. Такими уроками я создаю почву для появления ростков творчества. У детей появляется потребность обмениваться впечатлениями, появляются мысли, чувства, которые они стремятся высказать.

Большое значение на уроках имеет эмоциональный фон: стихи, музыка. Стихи рассказывает наизусть учитель и заранее подготовленные дети. Конечно, не всё в стихотворениях может быть понятно младшим школьникам. Стихи оказывают эмоциональное и эстетическое воздействие на ребенка. Дети вслушиваются в звучание стиха, его интонацию, чувствуют ритм. Стихи дают пищу воображению, дают возможность детям увидеть образы и картины, а не только понять смысл.

Материал предлагаемых уроков можно использовать также на уроках литературного чтения и при подготовке внеклассных мероприятий. Главное, чтобы у детей появилось желание творить.

Уроки-путешествия затрагивают душу ребенка, развивают воображение, фантазию, побуждают детей к творчеству, играют большую роль в подготовке к сочинениям.

Глубокое эмоциональное воздействие на детей оказывает классическая музыка. Постепенно у детей развивается умение слушать музыку, представлять образы, фантазировать, появляется потребность в музыке.

Урок развития речи

1 класс, декабрь

Тема: «Путешествиев зимний лес»

Цель:развивать у обучающихся умение составлять связный текст на основе воображения, наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия поэзии, музыки

Задачи:

  1. Развивать у детей воображение, фантазию

  2. Развивать речь, обогащать словарный запас

  3. Развивать память, внимание, наблюдательность

  4. Приобщать детей к миру поэзии, музыки

Ход урока

- Я предлагаю вам вместе со мной совершить путешествие. Мы отправимся в зимний лес, но не в обыкновенный лес, а в сказочный. Согласны? С собой в дорогу я предлагаю взять наблюдательность, фантазию и находчивость. Мы постараемся увидеть красоту зимнего леса, заглянем в его тайны, послушаем звуки.

Представьте утро. Мы выходим из своих домов и направляемся к лесу. Воздух чистый, свежий, мороз пощипывает щеки, под ногами скрипит снег.

Постепенно просыпается лес. Солнце поднимается выше и выше, и мы видим, как на вершинах сосен играет золотистый солнечный свет. Голубеет небо.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин

Заходим в лес. Остановились и огляделись.

Нас встречает зимний лес.

Он стоит, как белый терем,

Полный сказок и чудес!

В.Степанов

А какие бывают чудеса в зимнем лесу? Давайте пофантазируем.

- Закройте, ребята, глаза и представьте себя в лесу.

- Что вы видите?

Послушайте звуки леса.

- Какие звуки вы слышите?

- Обратите внимание на снег. Какой он?

- С чем можно сравнить снег на поляне? На елях?

- Чем покрыты березки?

Тихо в лесу. Только слышно, как шепчутся берёзки. Стоят они нарядные, в серебряных платьях. Все они стройные, красивые. Хочется потрясти берёзку и постоять под её серебряным дождём.

- Как вы думаете, о чём шепчутся берёзки?

Послушайте, какой лес увидел русский поэт Ф.И.Тютчев. Возможно, он увидел то же, что и вы, но выразил свои впечатления в стихах. Слушайте и представляйте.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец, и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Что вы представляли, когда слушали стихотворение?

Мы с вами любуемся красотой зимнего леса и не заметили, как пошел снег. С неба стали плавно спускаться снежинки – одна красивее другой. Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

А какая ваша снежинка? Расскажите о ней.

Как она выглядит?

На что похожа?

Какое у нее настроение?

Летели подружки-снежинки и разговаривали.

- Как вы думаете, о чем они могли говорить?

Одни снежинки падают на землю, лепятся в хлопья, а другие, самые молодые, легкие и воздушные, танцуют.

Звучит музыка «Вальс снежинок» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

Мы долго ходили по лесу, любовались красотой заснеженного леса и не заметили, как заблудились. Как же мы найдем дорогу домой?

И вдруг слышим вдали какие-то звуки. Что это? Это звенят колокольчики.

Музыка « Тройка» П.И.Чайковского

Колокольчики звенели громче и громче и, вот, наконец, мы увидели с вами тройку лошадей.

Вся в инее морозном, и в снегу,

На спуске под гору, в разгоне на бегу,

Постромки, опустив и перегнув дугу,

Остановилась бешеная тройка!...

Л.А.Мей

А тройка эта волшебная. Мы садимся в сани и мчимся вперед.

Задевая за верхушки

Проплывают облака.

Вот и домик на опушке,

Это домик лесника

В. Степанов

Лесник встречает нас у порога и приглашает в свой дом. Мы сидим у печки, греемся, пьем чай с травками и слушаем рассказы лесника о следах и повадках звериных, о приметах народных, о растениях диковинных.

Много знает он и загадок о зиме. Попробуйте отгадать.

  1. Покружились звездочки

В воздухе немножко.

Сели и растаяли

На моей ладошке (Снежинки)

  1. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет(Иней)

  1. Без рук, без ног.

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле все приклоняет(Ветер)

  1. Без досок, без топоров -

Через речку мост готов,

Скользко, весело, светло,

Мост, как синее стекло (Лед)

  1. В новой стене, в круглом окне

Днем стекло разбито, ночью вставлено (Прорубь)

  1. Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык (Заяц)

  1. Летом бродит по дороге

Между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге

От мороза, пряча нос (Медведь)

  1. Какой это мастер на стекла нанес,

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

А какие удивительные узоры на окнах в избушки лесника! Откуда берутся эти причудливые узоры?

Представьте, что их нарисовал внук Деда Мороза. Серьезных дел ему еще не доверяют. Но т. к. он очень любит рисовать, ему разрешают иногда расписывать окна. А сегодня он нарисует сказочный лес. А вы ему поможете? Нарисуйте, что вы увидели и запомнили в нашем путешествии. Отразите в своих рисунках самые яркие впечатления.

Итог урока:

Выставка рисунков и сопроводительные рассказы детей.

- А сейчас давайте расскажем стихи леснику. Дети рассказывают стихи о зиме.

Хорошо у теплой печки,

Но пора в обратный путь,

Машет нам лесник с крылечка-

Заходите как-нибудь!

В.Степанов

Волшебная тройка везет нас домой. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Зима».

Наступил вечер. Природа готовится ко сну.

Ты посмотри, какая красота!

Вечерний снег мерцает еле-еле,

Поляна лунным светом залита,

Вокруг немой заиндевелой ели…

Во власти предотлетной тишины

Березы белоствольные застыли.

И, легкий иней, весь в лучах луны

Летит, летит, подобно звездной пыли.

С.Смирнов

- Вам понравилось путешествие? Что особенно?

Ребята, дома вы закончите свои рисунки. Кто умеет писать, попробуйте дома написать свой рассказ о сегодняшнем путешествии. А кто ещё не умеет писать, могут поделиться с родителями своими впечатлениями и попросить их записать.

Урок развития речи

2 класс

Тема: Моя снежинка. Подготовка к сочинению

Цель: развивать умение составлять связный текст на основе воображения детей, их собственных наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия поэзии, музыки, картин

Задачи:

  1. Обучать детей составлению рассказа

  2. Развивать у детей воображение, фантазию

  3. Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас

  4. Развивать память, внимание, наблюдательность

  5. Прививать у детей любовь к поэзии

Ход урока

I. Орг. момент

Лазурью светлою горят небес вершины,

Блестящей скатертью подернулись долины

И ярким бисером усеяны поля.

На празднике зимы красуется земля

И вас приветствует живительной улыбкой.

Здесь снег, что легкий пух,

Повис на ели гибкой.

Там, темный изумруд посыпав серебром,

На мрачной сосне он нарисовал узоры.

Рассеялись пары, и засверкали горы,

И солнца луч вспылал на своде голубом.

П. Вяземский

-Мы с вами попали на праздник Зимы. А кто будет хозяйкой этого праздника, вы узнаете, отгадав загадку:

Что за звездочки сквозные

На пальто, на рукаве.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке.(Снежинки)

- Да, сегодня главная на нашем празднике будет снежинка. И мы будем о ней говорить, делиться своими наблюдениям, впечатлениями, находить образы, сравнения и сочинять про нее рассказ. А называться он будет так «Моя снежинка». Мы будем описывать внешний вид снежинки, характер, настроение. Я желаю вам творческих успехов!

  1. Подготовительный этап

1. Эмоциональное воздействие

Чтобы понаблюдать за снежинкой, больше о ней узнать, мы с вами отправимся в Зимнее царство, в царство метелей, вьюг, морозов, царство снега.

Ф.Тютчев «Чародейкою зимою»

-Зимой очень часто идет снег. Он согревает землю, укутывает деревья, защищает их от морозов.

Снежинки кружатся, на землю ложатся,

Как тысячи белых ежат.

Шапкой на дерево, шубкой на землю –

От холода пусть не дрожат.

- Землю укрою,- скажет снежинка.-

Пусть ей будет тепло!

И под сугробом выживет кустик

Всем морозам назло!

Весной зацветет и зазеленеет,

Радость людям неся.

Укрою его сейчас потеплее,

Замерзнуть ему нельзя.

Смелей, снежинка, падай вниз

И не задень лучом карниз!

Петросянц А.

- С кем сравниваются снежинки? (с белыми ежатами) А дерево чем укрывает? (шапкой). Землю? (шубкой).

Снег украшает землю, лес, превращает их в сказочное снежное царство.

2. -Актуализация знаний и получение новой информации

- А вы знаете, как образуются снежинки?

Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они маленькие, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.

Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок.

Мы много раз наблюдали за снегопадом. Вы наблюдали за снежинками в окно, сочиняли стихи, загадки. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети читают стихи и загадки собственного сочинения

  1. «Методические разработки уроков развития речи младших школьников» (1)

    Методические разработки
    Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». Сочиняя стихи, сказки, свои авторские произведения, дети как бы будят в себе эту Жар-птицу.
  2. Развитие речи младших школьников на функционально-стилистической основе

    Автореферат диссертации
    Защита диссертаций состоится 8 ноября 2007 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.212.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Рязанском государственном университете имени С.
  3. Формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 30 мая 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.212.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Рязанском государственном университете имени С.
  4. Формирование культуры речи младших школьников на литературном материале 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык) (1)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 7 ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.212.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Рязанском государственном университете имени С.
  5. Формирование культуры речи младших школьников на литературном материале 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык) (2)

    Автореферат диссертации
    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Реферат диссертации размещен на сайте университета (www.
  6. Методические основы овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным компонентом речи в условиях компьютерно опосредованного обучения 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» сентября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в Елецком государственном университете имени И.
  7. Методическая система литературного развития младших школьников при изучении курса «Литературное чтение» на бурятском языке

    Автореферат диссертации
    Д 212.022.08 при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 67 , г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, Бурятский государственный университет.
  8. Методические рекомендации по развитию коммуникативно речевых умений у учащихся 3 класса в процессе словарно

    Методические рекомендации
    Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.
  9. Методическая разработка уроков информатики в 5 классе по теме «Знакомство с компьютером»

    Методическая разработка
    Тема «Знакомство с компьютером», как одна из ключевых тем курса, которая вводит ученика, только что перешагнувшего порог младшей школы в «Мир информатики».

Другие похожие документы..