«Методические разработки уроков развития речи младших школьников»

Стихи (1 класс)

Снежинки белые летят,

Кружатся, играют.

На землю падать не хотят,

Но падают и тают.

Однажды ранним утром

Смотрели мы в окно.

Там белый снег кружился

И падал на стекло.

Загадки (2 класс)

Покружились, покружились,

И в сугробы опустились.

Танцевали, танцевали,

Закружились и упали.

За окном плавно летит

Птица странная на вид.

А на землю упадет

И семью свою найдет.

- Тихо падает снег. Он такой мягкий, пушистый. Мы стоим и любуемся красотой снежного царства. Хочется подставить ладошку, поймать снежинку и рассмотреть ее. А удается ли вам ее рассмотреть? Почему нет? Во что превращается снежинка? (в капельку воды)

Снежинки, снежинки

На щечках у Нинки.

Застряли в косичках,

Висят на ресничках,

Мешают смотреть.

Зажала в ладошку,

Хотела немножко

Снежинки погреть.

Покрепче прижала,

Но что с ними стало?

Какая беда!

Пропали снежинки.

В ладошке у Нинки

Только одна вода!

М.Клокова

- А теперь представьте, что вы в рукавичке рассматриваете снежинки

Наземь падают снежинки.

Все вокруг белым-бело.

Все дорожки и тропинки

Белым снегом замело.

Снега кружатся частицы

Затевая чехарду.

В шерстяные рукавицы

Ловим мы их на лету.

Белоснежные частицы,

Каждая, как пух, легка.

Их теряют, словно птицы,

В зимнем небе облака.

Пышным белым покрывалом

Укрывается земля,

Налетает ветер шквалом,

Покрывало шевеля.

По щеке слезой струится

От шальной снежинки след,

Это, балуясь, резвится

Всех Морозов в мире дед.

Гаврюшкин А.

- С чем сравниваются снежинки в этом стихотворении? (с пухом)

- А откуда появляется пух? (облака, как птицы, теряет пух)

- С чем сравнивается снег, который укрывает землю? (с покрывалом)

- Давайте посмотрим, какие бывают снежинки. Слайдовая презентация.

(здесь предлагаются некоторые картинки, фотографии из слайдовой презентации)

Новая информация

Ученые, изучающие снежинки, выделили 9 основных форм снежных кристаллов. Это пластинка, звезда, столбик, еж, пушинка и т.д.


В природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали 246 форм разных снежинок. Но чаще всего, снежинки имеют 6 лучиков.

На слайдах вы видите фотографии снежинок.

С
нежинки могут походить на кружева.

Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.

В ясный морозный день слышно, как снег скрипит под ногами. Как вы думаете, почему? Это ломаются под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много — вот мы и слышимтреск.



Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили-

Крыши снегом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

III. Актуализация эмоциональной сферы детей и составление рассказов о снежинке

Расскажите про свои снежинки.

-Какие они?

-Как они выглядят?

-Какие они по характеру?

-Всегда ли веселые?

-На что похожи? (Они похожи на белые звёздочки, цветы, кружева).

-Как они летят? (кружатся, танцуют, ведут хоровод)

-
Какие чувства вызывают у вас летящие снежинки? Представьте себе, что вы летите с неба на землю, кружась, взлетаете вверх и плавно опускаетесь. Расскажите, что вы видите и что чувствуете.

А теперь послушайте, как К. Бальмонт описывает путь снежинки с неба на землю. Послушайте и скажите: какая снежинка в этом стихотворении?

К. Бальмонт «Снежинка»

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную –

На землю просится.

В лучах блистающих

Скользит умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка белая.

Какая чистая,

Какая смелая.

-Какая снежинка в стихотворении? (светло-пушистая, белая, смелая, сохранно-белая, чистая, умелая). А почему она смелая?

-С чем сравнивается снежинка? (с кристальной звездой)

Летели рядом две снежинки и разговаривали. Платьица у них кружевные, серебром покрытые. Одна снежинка была хвастунья. Она говорила: «Я самая легкая, самая нарядная, самая красивая. Я кружусь быстрее всех». А другая снежинка была скромнее. Что она ответила?

Что произошло со снежинками дальше?

- Одни снежинки падают на землю, находят своих подружек, лепятся в хлопья, а другие, самые легкие и воздушные, кружатся в завораживающем танце.

«Вальс снежинок» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

-Что вы представляли, когда звучала музыка?

IV. Обсуждение структуры сочинения

1) вступление, в котором говорится о предмете речи

- Я хочу рассказать о…

- Мне упала на варежку…

- В окно заглянула …

- Я – снежинка…

2) основная часть — описание внешнего вида предмета, характера, настроения (Удачное использование сравнений, образов)

3) заключение — отношение к предмету или его оценка. Свои мысли, чувства.

  1. Словарная работа

Каждому ученику раздается карточка, на которой написано:

Снежинка (какая?)

белая пушистая мягкая легкая чистая смелая воздушная серебристая кружевная спокойная нежная быстрая колючая добрая злая

снежинка похожа на …звездочку цветок кружево бабочку пушинку

я испытываю восторг, радость, грусть, восхищаюсь, любуюсь

VI. Итог урока

- Мы с вами были на празднике Зимы, наблюдали за снежинкой, любовались и восхищались ее красотой. Дома вы напишите сочинения о своей снежинке, опишите ее внешний вид, характер, настроение, запишите свои мысли, впечатления.

Сочинение называется «Моя снежинка». Но вы можете написать от имени рассказчика-героя «Я снежинка».

Урок развития речи

3 класс

Тема: Урок-путешествие «Весна в поэзии и музыке». Подготовка к сочинению.

Цель урока:

развивать у детей умение и желание создавать свои авторские произведения на основе воображения, эмоционального воздействия поэзии и музыки

Задачи:

  1. Развивать у детей воображение, фантазию

  2. Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас

  3. Развивать память, внимание, наблюдательность

  4. Прививать любовь к поэзии.

  5. Учить детей слушать и понимать музыку

Ход урока

I.Орг. момент

Я предлагаю вам отправиться в мир пробуждающейся природы, мир прекрасного. С помощью поэзии, музыки, наблюдений, впечатлений и фантазии мы постараемся увидеть, почувствовать и передать красоту прекрасного времени года - весны! Результатом нашего урока будут ваши рассказы о сегодняшнем путешествии. А в своих сочинениях вы опишите самые яркие впечатления.

II. Вспомним начало весны. Как долго мы ее ждали! Мы устали от морозов, холодных ветров, вьюг и метелей. И как радовались первым лучам весеннего солнца, первой капели, проталинам.

Звучит музыка Ф.Шопена «Вальс № 7»

Природа просыпается после глубокого зимнего сна. Слабые лучи солнца несмело и слегка касаются поверхности земли. Холодный снег еще не пускает тепло солнечных лучей к спящим в земле в ожидании тепла и влаги, корням.

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И ветви елей шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

Ф.И. Тютчев

- Как вы понимаете последнее четверостишие? Что значит «природа невольно улыбнулась весне»?

- Вы помните, как долго зима не хотела уходить, уступать свое место весне, как она злилась. Шла борьба между зимой и весной.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»

- Почему поэт изобразил зиму в виде ведьмы, а весну как прекрасное дитя? (зима долго длилась, состарилась, весна только начинается, она красивая, молодая)

- А что значит «все засуетилось»? (тает снег, побежали ручейки, запели птицы)

- А как вы понимаете «умылася в снегу и лишь румяней стала, наперекор врагу»?

III. Весну часто называют «Утро года». Как вы думаете, почему? (В это время года просыпается земля, обновляется природа).

С каждым днем солнце пригревает все сильнее и сильнее, его лучи растопили снег, и начинает просыпаться вся земля.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала...

Алексей Плещеев

Корни растений пьют живительную влагу и пробуждают своей энергией жизнь на поверхности земли. Тело деревьев наливается сладким соком, начинается сокодвижение, ветви буреют, набухают почки.

На иве распустились почки,

Берёза слабые листочки

Раскрыла - больше снег не враг.

Трава взошла на каждой кочке,

Заизумрудился овраг.

Константин Бальмонт

- Как вы понимаете выражение «Заизумрудился овраг»?

-Ребята, вы, наверно, наблюдали, как плачет береза. А почему она плачет?

В роще плакала берёза В белом платьице рябина,

Капли сока, словно слёзы, Раскрасавица калина

Ручейками вниз стекали, Вся украсилась цветами,

На траве росой блистали. Привлекая птичек стаи.

А вокруг весна светилась! Всех весна принарядила,

Словно облако спустилось Лишь берёзка загрустила:

На деревья и упало Плачет терпким сладким соком.

Лебединым покрывалом. Не грусти, не так всё плохо.

Т Лаврова

- Что нужно сделать, чтобы березка не плакала?

Надо плотно замазать царапины или надрез пластилином, воском или забить мхом. Это спасет дерево от высыхания и предохранит от проникновения бактерий и грибов. Сокодвижение продолжится и появятся первые клейкие листочки.

Шепчет солнышко листочку:

- Не робей, голубчик!

И берёт его из почки

За зелёный чубчик. В.Орлов

- Представьте, себя листочком, который только что появился на свет. Маленький, нежный, зеленый, пахнущий свежестью, весной.

Расскажите о себе (листочке) с позиции автора-рассказчика. (Как я выгляжу? Какое у меня настроение? О чем я думаю? Что я могу ответить солнышку? О чем я расскажу своим братьям-листочкам? Что я могу сказать людям?)

IV. 1. Мы с вами дождались тепла и отправляемся в лес. Мы выходим утром и наблюдаем за пробуждением природы. Заходим в лес. Остановились и огляделись.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, -

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится, -

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, - мы свои.

С. Погореловский

- Как вы понимаете слово «дремучий»?

- Почему ночью лес шумит листвою, а на заре шепчет?

- Какими сказками и чудесами полон лес?

Постепенно просыпается лес. Солнце поднимается выше и выше. Голубеет небо.

Как легко и свободно дышится в лесу! Когда войдешь в лес, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц.

Закройте глаза и представьте себя в лесу. Послушайте звуки леса.

- Что вы слышите? Что видите?

Отпылала заря на востоке,

И послышалось в ближних кустах,

Непролазно-густых, невысоких,

Нежно-тихое пение птах.

Налетело на птиц вдохновенье,

В догорающем свете зари.

Не спугни их чудесное пенье,

И душою, и сердцем замри.

Звучат голоса птиц

2. Птицы пели так громко, что разбудили лес и всех его обитателей. Загудели пчелы и шмели. Бабочки порхают с цветка на цветок. Майские жуки с гудением носятся между ветвями. Просыпаются первые весенние цветы.

Сейчас вы будете слушать музыку. Попробуйте представить утро, пробуждение природы, ощущение пространства, воздуха, голоса лесных обитателей на фоне тишины, покоя утренней природы.

Звучит музыка Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» (пьеса «Утро»)

-Ребята, что вы представляли, когда слушали музыку?

Идем дальше и видим: на цветочке сидят насекомые: бабочка, жук, шмель и разговаривают. Подойдем тихонечко поближе и послушаем, о чем они говорят.

Дети читают стихи в костюмах насекомых.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем я так мила,

Весь бархат мой, с его живым миганьем, лишь 2 крыла.

Не спрашивай, откуда появилась? Куда спешу?

Здесь на цветок я мягкий опустилась и вот сижу.

Надолго ли, без цели, без усилья? Дышать хочу.

Вот-вот сейчас, сверкнув, расправлю крылья и улечу.

А.Фет

Шмель тяжелый, полосатый,

Целый день летал по саду.

Он не просто так летал,

Он цветы в саду считал.

Он ворчал: «Трудна работа!

Ведь цветам в саду нет счета!»

- Эй, жук, мой друг!

Расскажи, где ты живешь?

Что нас в гости не зовешь?

Ты себе построил дом?

- А зачем мне строить дом? Широка его дорожка,

Я живу под лопухом. Будто взлетная дорожка!

Он и крыша и навес. Будто взлетная дорожка!

Если жарко – в тень залез, Посмотри, я зажужжал,

Если дождик – я исчез. Я завелся! Побежал.

Хорошо под лопухом! И взлетел. И лечу!

Мой лопух – аэродром! И лечу, куда хочу- у-у-у-у!

Музыка «Полет шмеля» из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

- О чем еще могли рассказать насекомые друг другу?

3. На поля дохнуло ветром вешним ,

Ивы распустились за прудом.

У тропинки маленький подснежник

Загорелся синим огоньком.

Закачался, слабенький и гибкий,

Удивленно радуясь всему,

И в ответ с приветливой улыбкой

Солнце наклоняется к нему.

С.Красиков

Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега.

В саду, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна;

Скажите, ведь правда, что это весна?»

П.Соловьева

Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни.

Подснежник белого цвета называется галантус. Два длинных узких листа, выходящие прямо из земли. Над ними, как белый фонарик, цветок на тонкой, легко качающейся ножке.

- Куда так тянется этот фонарик? (А тянется он к солнышку, чтобы солнышко этот фонарик зажгло).

- Как вы думаете, если бы выбившийся из-под земли подснежник увидел, что погода плохая, вернулся бы он обратно под снег?

Несмотря на свою хрупкость, подснежник очень выносливый и сильный. Он может выдержать 10° мороза. Случается, что во время цветения возвращается зима со снегопадами и морозами. Тогда легкий цветок пробивается к свету сквозь снег (название подснежник). Заледенеет, станет ломким, как стеклышко. А появится солнце – оттает и снова цветет.

- Вы сейчас будете слушать пьесу П.Чайковского «Подснежник». Эта пьеса наполнена светлым лирическим чувством, построена на вальсообразном ритме, вся проникнута солнцем, радостным настроением, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы и радостное чувство ожидания и надежды на будущее.

Насладитесь музыкой, ощутите прелесть первых весенних цветов, расцветающей природы, представьте краски весны, почувствуйте их у себя в душе.

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Подснежник»

- Расскажите, что вы представляли, когда слушали музыку?

Распустились почки, лес зашевелился.

Яркими лучами весь озолотился,

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый.

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

А.С.Дрожжин

Идем по лесной тропинке. Выходим на поляну и замираем. Перед нашим взором расстилается удивительный цветочный ковер. Окраски у многих весенних цветов золотистые, блестящие, словно само солнышко, голубые, как весеннее небо, розовые, как утренняя заря. Подснежник, фиалка, медуница, незабудка, ландыш, мать-и мачеха – первые весенние цветы.

А самый нежный, таинственный цветок, который совмещает в себе мелодию весеннего леса и тонкий волшебный аромат – ландыш.

Дети рассказывают стихи

  • О ландыш! Отчего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы, роскошней и пышней.

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственной твоей…

П.Чайковский

  • Чернеет лес, теплом разбуженный ,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

По солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

С. Маршак

- В чем таинственная прелесть ландыша?

Ветер колышет стебли цветов, они наклоняют головки друг к другу, одни задумались о чем-то, другие шепчутся, третьи загадочно улыбаются, а самые молодые, танцуют.

Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Идем по тропинке дальше, любуемся красотой зеленого леса, дышим воздухом, наполненным ароматом свежей листвы, травы, цветов, и не заметили, как наступил вечер. Пора домой.

А дома вы поделитесь своими впечатлениями и опишите свое путешествие в сочинении «Утро года». Вы можете выбрать свое название сочинения в зависимости от того, что вы захотите описать.

  1. «Методические разработки уроков развития речи младших школьников» (1)

    Методические разработки
    Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». Сочиняя стихи, сказки, свои авторские произведения, дети как бы будят в себе эту Жар-птицу.
  2. Развитие речи младших школьников на функционально-стилистической основе

    Автореферат диссертации
    Защита диссертаций состоится 8 ноября 2007 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.212.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Рязанском государственном университете имени С.
  3. Формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 30 мая 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.212.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Рязанском государственном университете имени С.
  4. Формирование культуры речи младших школьников на литературном материале 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык) (1)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 7 ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.212.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Рязанском государственном университете имени С.
  5. Формирование культуры речи младших школьников на литературном материале 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык) (2)

    Автореферат диссертации
    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Реферат диссертации размещен на сайте университета (www.
  6. Методические основы овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным компонентом речи в условиях компьютерно опосредованного обучения 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» сентября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в Елецком государственном университете имени И.
  7. Методическая система литературного развития младших школьников при изучении курса «Литературное чтение» на бурятском языке

    Автореферат диссертации
    Д 212.022.08 при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 67 , г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, Бурятский государственный университет.
  8. Методические рекомендации по развитию коммуникативно речевых умений у учащихся 3 класса в процессе словарно

    Методические рекомендации
    Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.
  9. Методическая разработка уроков информатики в 5 классе по теме «Знакомство с компьютером»

    Методическая разработка
    Тема «Знакомство с компьютером», как одна из ключевых тем курса, которая вводит ученика, только что перешагнувшего порог младшей школы в «Мир информатики».

Другие похожие документы..