Предмет эт, основные вопросы (проблемы) и объекты исследования современной экономики

  1. Предмет ЭТ, основные вопросы (проблемы) и объекты исследования современной экономики.

Существуют различные представления об экономике. Обыденное понимание: экономика- это все национальное хозяйство страны, все его отрасли и виды производства товаров и услуг – промышленность сельское хозяйство, торговля и т.д.

В более строгом понимании экономика представляет собой систему отношений людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей. Во всех социальных науках определение их предмета составляет сложную проблему. Не является исключением и экономическая наука, ее определяют по-разному. Известны три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория.

Первый подход состоит в том, что поскольку материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров и услуг ограничены (или редки), эффективность экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен при сокращении другого. Кроме того, соизмеряются оптимальность нынешнего производства продукции и будущие возможности удовлетворения потребностей, при этом в обществе необходимо обеспечить полную занятость населения и достаточный объем производства. Главное в этом подходе соотношение «потребности-ресурсы», которое и выступает предметом исследования экономической теории. Данный подход характерен для представителей «Экономикса», предметом изучения которого является деятельность человека, домашние хозяйства, предприятия, фирмы в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ.

Второй подход к определению предмета экономической теории заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений. При этом исследуются не только внешние, хозяйственные проявления тех и других, но и их социальная сущность, взаимодействие субъектов общественных отношений и законы развития экономики. Данный подход характерендля марксистско-ленинской политической экономии. Однако это не означает, что поставленные вопросы не изучаются в «Экономиксе»: разница в том, что здесь они исследуются через ресурсы, факторы производства, рыночные отношения, а в политической экономии рассматриваются непосредственно.

Суть третьего подхода состоит в том, что предметом изучения экономической теории служат система общества как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а также методы государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния.

Таким образом, предметом курса экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в процессе общественного развития, их взаимодействие с производительными системами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов хозяйствования. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, обмене, распределении и потреблении, а также на различных уровнях функционирования экономической системы – микро-, макроэкономики мирового хозяйства.

Три ключевые задачи ЭТ (по Полу Самуэльсону):

  1. Какие блага производить, и в каких количествах?

  2. Какие производить блага, т.е. из каких ресурсов, и с помощью каких технологий?

  3. Для кого производить блага?

  1. Методы исследования в экономической теории, модели экономического анализа, нормативный и позитивный методы научного изложения.

К методам исследования ЭТ относят:

  1. Анализ (разделение целого на отдельные составляющие части и изучение каждой из них)

  2. Синтез (соединение отдельных частей явлений в единое целое)

  3. Индукция (умозаключение от частного к общему) пр.: цена растет => спрос падает

  4. Дедукция (умозаключение от общего к частному)

  5. Аналогия (умозаключение, основанное на переносе свойств известного явления на неизвестное) пр.: А=В и А=С => В=С

  6. Сравнение (умозаключение, определяющее сходство или различие явлений и их процессов)

Чтобы упростить понимание ЭТ, понять сущность экономической науки, строятся экономические модели – ЭТО.

В ходе создания экономической модели ЭТ познает экономические законы – это объективно существующие, устойчивые причинноследственные связи , между явлениями экономической жизни.

Пример : Закон спроса (обратная зависимость между ценой и величиной спроса)

При построении экономических моделей и выявления экономических закономерностей, ЭТ использует метод функционального анализа. Функция – переменная величина, зависящая от других переменных величин.

QD=f (P,I(доход),U(покупаемость))


Объем спроса

Общий подход к изучению естественных и общественных наук сводится к след. Принципам:

  1. Изучению подлежа объективные факты , явления;

  2. Процесс изучения предполагает расчленение сложных процессов на части, рассмотрение каждой из которых позволяет узнать свойства и особые черты частей их взаимодействия друг с другом;

  3. Методом проникновения в характерные черты изучаемых предметов, явлений, процессов выступает индукция или дедукция.

Однако кроме общих методов исследования общественные науки, в том числе и ЭТ, характеризуется особыми чертами. Эти особенности экономисты западных стран видят в том, что выявленные принципы исследования используются по-разному, в зависимости от того, относятся ли они к макроэкономике или к микроэкономике.

Макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода и т.д.

В микроэкономических исследованиях оперируют терминами: отдельная отрасль, фирма, домохозяйство, расходы данной фирмы и т.д.

Методы исследования экономических процессов:

  1. Системный подход (раскрытие экономических связей в определенной системе отношений)

  2. В каждой системе есть основа, есть начало, есть конец, как у клубка нитей. Поэтому необходимо найти начало (принцип). Этот принцип должен быть достаточно прочным и надежным, чтобы выдержать всю теоретическую конструкцию, которую мы строили, как картину в системе отношений понятий и категорий, призванных воссоздать экономическую систему общества. «Распутывание » клубка предполагает переход от одного конца к другому через прохождение все более и более сложных шагов…

  3. Качественная характеристика экономических отношений всегда имеет свою количественную характеристику (получаемый доход можно превратить в блага в количестве не превышающих этот доход).

  4. Количественная оценка изучаемых фактов (необходимый метод познания экономической сущности каждого вида производственных отношений и форм ее внешнего проявления) это надежный метод проникновения в сущность экономических отношений на различных уровнях жизнедеятельности народного хозяйства.

  5. Абстрагирование (выявление общих закономерностей, обобщить частные, отдельные факты, их особенности)

Позитивная ЭТ – описание, анализирование функционирования экономики без рекомендаций.

(объясняет почему в России объем производства товаров и услуг за 1990-1998 гг. сократился на 45%, а за 1999 – 2004гг. вырос на 37%)

Нормативная ЭТ – дает рекомендации, рецепты действий. Это та часть ЭТ, которая вызывает наибольшие споры среди экономистов. Так, российские экономисты предполагают весьма различные способы активизации экономического роста в России и решения экономических задач.

3. Основные этапы формирования ЭТ как науки. Экономическая мысль периодов античности и средневековой западноевропейской экономической мысли.

ЭТ – одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире. Еще тогда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических взглядов. Выделяют 4 этапа развития ЭТ как науки.

На первом этапе решалась проблема формирования экономики как науки. К нему относятся учения Древнего мира и Средневековья вплоть до возникновения в экономической мысли классической школы (сер. 16 в.). В этот период ученые пытались систематизировать экономические взгляды и воззрения, определить границы экономической науки.

На втором этапе ученые занимались разработкой проблем терминологии и формирования систем экономических категорий (16 –сер. 19 вв.). В течение данного периода ЭТ выделяется в самостоятельную дисциплину и ученые приступают к разработке ее категориального аппарата. По мере становления рыночной экономики формируется и система экономических категорий, раскрывается их сущность и содержание, определяются функции экономической науки, подвергается эволюции ее предмет, который становится системообразующим элементом всей системы категорий, обогащается методология исследования социально-экономических явлений, формируются теоретические подходы к основным направлениям внешней и внутренней политики.

На третьем этапе начинаются исследования проблем развития и функционирования всей экономической системы, механизма ее регулирования, определяется функциональная роль экономики (сер.19 – нач.20 вв.).Теоретический анализ социально-экономических явлений обогащается по мере выделения и исследования субъективных, психологических, социальных, правовых, технологических и экологических аспектов в трактовках экономических категорий. Видоизменяется и методология, расширяется предмет исследования ЭТ, выделяется микроэкономика, активно формируются функциональные и отраслевые дисциплины, внедряются идеи социального контроля общества над экономикой.

На четвертом этапе решаются проблемы управляемости экономической системы: ее функционирования, регулирования, формирования инфраструктуры и институционального оформления. В течение данного периода (нач.20в.и современность) ученые разрабатывают различные модели функционирования экономических систем, приступают к поиску вариантов оптимального сочетания рыночных и государственных методов регулирования экономики смешанного типа, исследуют проблемы функционирования мировой экономики как системы рынков ресурсов, товаров, капитала.

Итак, экономическая теория как наука начинается с того момента, когда она стала выступать в качестве системы знаний о развитии экономики, общества со своими законами и закономерностями, принципами и методами. По признанию историков экономической мысли, это произошло в 17-18 вв. – в период становления капитализма.

4. Эволюция предмета экономическая теория и школ этапа «политическая экономика» (классификация и характеристика экономических школ данного периода)

Политическая экономия.

В 1615 году Антуан де Монтретьен написал «Трактат политической экономии. Советы королю и королеве, как управлять государством», в котором дал название политической экономии.

а) меркантилизм: от итальянского «торговец, купец». М. возник в Европе в начальный период становления капитализма, когда быстро развивалась международная торговля. Основу богатства видели не в приумножении натуральных продуктов, а в накоплении денег (золота, серебра). Источником такого накопления должен был стать доход, возникающий при торговом обмене. Такое богатство возрастает только при внешней торговле. Они считали, что для создания благоприятного торгового баланса, государство должно проводить политику протекционизма.

б) Классическая буржуазная политэкономия: она открыла реальный источник богатства общества – процесс производства, впервые стала исследовать хоз. Деятельность, как систему, охватывающую производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. К.б.п. не ограничилась описанием экономических явлений и перешла к выявлению их сущности и законов распределения. По их мнению, богатство нации создается в производстве, производство же основывается на естественных законах, а поэтому и не нуждается во вмешательстве государства.

в) физиократы – французская школа политэкономии. Основатель Франсуа Кене. Сельское хозяйство является единственной отраслью производства, где естественным путем возникает тот дополнительный «чистый продукт», за счет которого увеличивается богатство страны.

г) английская школа политической экономии – родоначальники: Адам Смит, Дэвид Риккардо, Уильям Петти. Петти впервые высказал мысль о труде как основном источнике богатства («природа – мать, труд – отец богатства»). Адам Смит в своём труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» признал основой экономики господство частной собственности , свободная конкуренция и свободная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность. По Смиту, все экономические процессы направляются «невидимой рукой»(стихийным действием естественных законов). Английские классики считали, что богатство создается не только в сельском хозяйстве, но и во всех других отраслях материального производства. Они показали, что всеобщей формой богатства является стоимость, воплощенная в товарах и деньгах. Саму стоимость создает труд работников, производящий товары. Смит и Риккардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономии.

5. Эволюция предмета экономическая теория и школ этапа «экономикс» (классификация и характеристика экономических школ данного периода)

Экономикс термин вденем Альфредом Маршаллом. 1890 – «Принципы экономикс». Экономикс – это наука об использовании людьми ограниченных или редких ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские возможности, информация) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена с целью потребления. Экономикс делит всю экономическую теорию на два раздела: микроэкономика и макроэкономика. Экономикс использует не причинно-следственный, а функциональный подход (т.е. фактически использует горизонтальные связи между предметами)

а) неоклассическое направление

монетаризм: Милтон Фридмен. Решающим фактором в развитии экономики является денежная система и прежде всего – денежная масса (количество денег в обращении)

экономика предложения: если снизить налоги, экономика не будет уходить в тень, прекратится бегство капитала за границу, люди будут стремиться заработать как можно больше => увеличатся поступления в бюджет

теория общественного выбора: изучает способы и методы, которые используют люди для извлечения выгоды, работаю на госучреждение

теория рациональных ожиданий: согласно этой теории, все хозяйствующие агенты очень быстро используют всю доступную информацию для решения своих денежных интересов и быстро приспосабливаются к рынку

институционализм: исследует кругооборот общественного продукта внутри и посредством социальных институтов

2) кейнсианское направление (Джон Кейнс (1883-1946)). Современное развитие невозможно без вмешательства государства в экономику посредством госзаказов, налоговой и финансовой политики, создания новых рабочих мест. Кейнс впервые поделил экономику на микро и макро. Его теория была применена на практике президентом Рузвельтом.

неокейнсианство.

  1. Основной образовательной программы по направлению 080100. 62. 03 Экономика (профиль «финансы и кредит»)

    Документ
    - Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г.
  2. Требований, предъявляемых к квалификационной (дипломной) рабо­те студента-выпускника. Для студента-выпускника выбор темы исследования

    Дипломная работа
  3. Вопросы для зачета по курсу «Экономика» для филологов

    Документ
    В Европе в 15—16 веках нашей эры в эпоху, которая получила название “эпоха великих географических открытий”, а также “эпоха первоначального накопления капитала”
  4. Мировая экономика (4)

    Учебно-методическое пособие
    М 62 Мировая экономика: Учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов инженерно-экономических специальностей ФБО / Л.А.Минчукова; М-во образования Респ.
  5. Константинов М. С. Гносеология социальных наук как политическая проблема

    Документ
    По справедливому замечанию В.Н.Дубровина и Ю.Р.Тищенко, «пафос всего творчества М.К.Петрова  освобождение сознания живущего поколения людей от социального фетишизма, когда социальные институты и знаковые системы наделяются самостоятельностью
  6. Основная образовательная программа начального общего образования гоу сош №684

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования ГОУ СОШ № 684 г. Москвы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной
  7. Эта книга о том, как люди открывали свою родную планету. Великое географическое открытие порой длилось веками и в нем принимали участие десятки, а то и сотни ис (1)

    Книга
    Эта книга о том, как люди открывали свою родную планету. Великое географическое открытие порой длилось веками и в нем принимали участие десятки, а то и сотни исследователей.
  8. Эта книга о том, как люди открывали свою родную планету. Великое географическое открытие порой длилось веками и в нем принимали участие десятки, а то и сотни ис (2)

    Книга
    Подвиг познания Земли длился тысячелетиями. Первое знакомство с новой местностью или акваторией было зачастую поверхностным. Это порождало порой самые фантастические представления о дальних странах и народах.
  9. Эта книга о том, как люди открывали свою родную планету. Великое географическое открытие порой длилось веками и в нем принимали участие десятки, а то и сотни ис (3)

    Книга
    Подобные карты-схемы в дальнейшем неоднократно перерисовывались, всё точней отражая реальность: действительный лик Земли и облик ее отдельных регионов.

Другие похожие документы..