Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное пособие

OCR: Ихтик (г.Уфа)

, ihtik@

Мареев С.Н., Мареева Е.В.

История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2004. — 880 с. — («Gaudeamus»).

ISBN 5-8291-0402-4

В предлагаемом учебнике авторы исходят из того, что история философии есть та же философия, только в исторической форме. Лишенная своей истории философия теряет драматизм, достоверность факта, живую связь времен, а сама история превращается в набор фактов, связанных только хронологически.

Авторы в определенном смысле идут против течения, отказываясь от безбрежного плюрализма последних лет и формулируя ясное понимание предмета и метода философского знания. Философия, по их мнению, зародилась в Древней Греции, а то, что существовало на Древнем Востоке, проходит по ведомству мифологии, религии, ранних форм теоретического знания, в лучшем случае — предфилософии. В своем развитии философия прошла два явно выраженных этапа — философская классика и неклассическая философия. При этом неклассическая философия, преодолевая ограниченность классической, выходит за пределы собственно философского знания, вновь превращаясь в мифологию, литературу, позитивное знание. Своеобразие философии, считают авторы, заключается в ее предмете, которым является проблема идеального, а также в методе теоретической рефлексии.

УДК 1(091)

ББК 87.3(0)

М25

Московская академия экономики и права

Рецензенты: доктор философских наук, профессор В.М. Межуев

доктор философских наук, профессор К.Х. Делокаров

© Мареев С.Н., 2004

© Мареева Е.В., 2004

© Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2004

Знак "###" в тексте обозначает нераспознанные древнегреческие символы - (прим. сканировщика)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Как изучать философию?................3

Глава 1

РОДИНА ФИЛОСОФИИ - ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД? ................8

1. О путях развития Востока и Запада.............9

2. Древняя Индия: от Упанишад к буддизму........................................................... 18

3. Древний Китай: даосизм и конфуцианство...............................................36

Глава 2

АНТИЧНОСТЬ И РОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ .....................41

1. «Фисиология» ранних греческих философов...........................................................49

2. Пифагор и пифагорейцы...............................55

3. Парменид о Бытии и путях его познания..............................................................58

4. Атомизм как вершина греческой натурфилософии...............................................61

5. Софисты и первый опыт субъективизма .. 68

6. Сократ о человеке и сути добродетели.....77

7. Философия Платона и проблема идеального...........................................................87

8. Учение Аристотеля как энциклопедия античной философии.......................................98

9. Эллинизм и разложение античной классической традиции................................ 123

Глава 3

СРЕДНЕ ВЕКА: ФИЛОСОФИЯ КАК «СЛУЖАНКА БОГОСЛОВИЯ» .........................152

1. Отражение кризиса римского общества в философии. Эпикуреизм и стоицизм... 152

2. Филон Александрийский — «настоящий отец христианства»........................................ 159

3. О своеобразии христианского вероучения........................................................164

4. Апологеты против языческой мудрости... 171

5. «Отцы церкви» и основы христианской философии........................................................179

6. Неоплатонизм как антитеза христианству....................................................193

7. Боэций и наследие Аристотеля................. 198

8. Схоластика как «школьная» философия средневековья..................................................203

9. Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики.........................210

10. Средневековый номинализм и его вызов схоластике.........................................................220

Глава 4

ГУМАНИЗМ И ПАНТЕИЗМ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ..........................226

1. Социокультурные основы философии Возрождения.....................................................227

2. Возрожденческий гуманизм и флорентийская Академия.............................234

3. П. Помпонацци: смертная душа в присутствии Бога........................................243

4. Учения Н.Кузанского и Д.Бруно................260

Глава 5

НОВОЕ ВРЕМЯ: ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ..........................280

1. Ф. Бэкон: знание — сила.............................282

2. Т.Гоббс: между эмпиризмом и рассудочным рационализмом.................292

3. Д. Локк: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах..................................298

4. Дж. Беркли: существовать — значит быть воспринимаемым............................................318

5. Скептицизм Д. Юма: против религиозного и метафизического догматизма.................324

6. Р.Декарт и истоки новоевропейского рационализма...................................................339

7. Пантеизм Б. Спинозы: Бог как Природа... 349

8. Монадология Г.В. Лейбница........................362

Глава 6

ПРОСВЕЩЕНИЕ О ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ПУТЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА ..............381

1. Вольтер и Монтескье: «дух времени» и «дух законов»...................................................383

2. Ж.-Ж. Руссо и проблема отчуждения.....391

3. Механистический материализм барона Гольбаха.............................................................401

4. «Человек-машина» Ламетри.......................406

5. Ощущение как основа познания...............410

6. Теория социальной среды: «воспитание создает все»......................................................412

7. Д. Дидро и парадоксы «разорванного сознания»...........................................................414

8. П.Ж.Ж. Кабанис и «вульгарный материализм»...................................................418

Глава 7

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИКА КАК ВЕРШИНА КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ...............421

1. И.Кант — основоположник классической немецкой философии....................................423

2. И.-Г. Фихте и обоснование деятельной природы субъекта...........................................443

3. Философская эволюция Ф.В.Й. Шеллинга: натурфилософия — эстетический идеализм — философия откровения........455

4. Система объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля.....................................................465

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха...................................................491

Глава 8

К.МАРКС И «ОБМИРЩЕНИЕ ФИЛОСОФИИ» 501

1. Жизненный путь К. Маркса.......................501

2. Становление философа: докторская диссертация......................................................506

3. Расставание с Гегелем..................................510

4. Критика антропологизма Л. Фейербаха и историческое понимание сущности человека.............................................................513

5. Маркс об отчуждении труда.......................517

6. Критика «казарменного коммунизма» .... 523

7. Материалистическое понимание истории..............................................................529

8. Материалистическое понимание истории и диалектический метод..............538

9. Ф. Энгельс: от сражения с Шеллингом до «Диалектики природы»...........................541

10. О марксизме сегодня.....................................548

Глава 9

ФОРМИРОВАНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (ПРЕЛЮДИЯ) ...........550

1. А. Шопенгауэр и зарождение неклассической традиции............................551

2. О. Конт и начало позитивизма..................558

3. С. Киркегор: первый опыт экзистенциализма...........................................568

4. Ф. Ницше и «философия жизни».............585

Глава 10

ОТ ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ .................594

1. «Логический атомизм» Б. Рассела............596

2. «Языковая игра» Л. Витгенштейна...........608

3. «Критический рационализм»

К. Поппера........................................................611

Глава 11

З.ФРЕЙД И ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА .............623

1. Теория Фрейда: истоки и перспективы... 623

2. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга... 631

3. «Фрейдомарксизм» Э. Фромма.................635

Глава 12

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ XX ВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ И АТЕИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ .........642

1. М. Хайдеггер: экзистенция как «здесь-бытие».................................................................642

2. К. Ясперс: от экзистенциальной коммуникации к философской вере.........651

3. Ж.-П. Сартр: «другие — это ад»...............664

4. А. Камю: между метафизическим и историческим бунтом................................672

Глава 13

ГЕРМЕНЕВТИКА в XX ВЕКЕ (ЕЕ ИСТОРИЯ и ОСНОВНЫЕ ИДЕИ) ...........681

1. Христианская «герменевтика» Ф. Шлейермахера............................................682

2. В. Дильтей о герменевтике «сочувствия» ...................................................... 685

3. Герменевтический круг Х.Г. Гадамера............................................................687

Глава 14

ПОСТМОДЕРНИЗМ: ФИЛОСОФИЯ КАК ЛИТЕРАТУРА .............................692

1. О понятиях «модерн» и «постмодерн» .... 692

2. Философия как «письмо»............................699

3. «Ризома» вместо логики...............................701

4. Телесное «событие» как антипод идеи... 702

5. Цинизм против нравственного закона.... 705

Глава 15

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ФИЛОСОФСКОГО РАЗВИТИЯ ......................709

1. Об основных этапах русской философской мысли..................................................................710

2. П.Я. Чаадаев как основоположник оригинальной русской философии. Славянофилы и западники..........................720

3. Философские основания идей русских революционеров-демократов......................752

4. Учение B.C. Соловьева как вершина русской религиозной философии.............778

5. Русская философия «серебряного века» и персонализм Н. А. Бердяева....................803

6. Лев Шестов и русский экзистенциализм ...840

Заключение. Можно ли говорить о «конце философии»? .................................869

Введение. Как изучать философию?

Когда мы приступаем к изучению какой-нибудь науки, то нам предлагают прежде всего усвоить ее предмет, т. е. понять, что изучает данная наука. География изучает Землю, математика изучает количественные и пространственные отношения, механика изучает движение и взаимодействие тел и т.д. Но все это изучает наука. И каждый отдельный индивид, который хочет заниматься соответствующим предметом, изучает прежде всего не предмет, а науку, которая им занимается. Иначе говоря, прежде чем стать математиком и делать в ней собственные открытия, человек должен усвоить те специфические понятия, термины и приемы, при помощи которых математика изучает свой предмет. Обычно это называют методом. С этого и начинается изучение всякой науки.

Сложность, таким образом, заключается в том, что нельзя понять предмет науки раньше понимания ее метода. Ведь даже в таком, казалось бы, простом случае, как география, нельзя просто сказать, что ее предметом является Земля: Землю изучает также и геология. Но это тем более относится к философии. Чтобы узнать, что она изучает, надо, прежде всего, вместо пустых гаданий на кофейной гуще, обратиться к самой философии в ее развитии, т. е. к истории философии. Однако нетерпение часто требует невозможного, а именно дать науку, как говорил Гегель, раньше науки.

Все это прекрасно понимал замечательный русский философ С.Н. Трубецкой. «Прежде чем вопрошать природу, — писал он, — мы, обыкновенно, спрашиваем людей, от которых мы можем узнать несравненно больше, научиться гораздо скорей и верней всему, что они в действительности знают. И только не удовлетворенные их ответами, мы обращаемся к немой природе и думаем над ее загадками. Но как

3

бы много ни дала нам природа, как бы многому она нас ни научила, люди дают нам больше, потому что их она учила дольше и раньше нас. Если же мы, не пройдя всей школы человеческой мысли, не усвоив их результатов, обратимся к непосредственному исследованию природы вещей, то мы рискуем навсегда ограничиться грубыми попытками, неизбежными ошибками, пережитыми нашими предшественниками» [1].

Слово «наука» в русском языке означает «научение». Наука — это все то, что дается прежде всего путем научения, целенаправленного и систематического. Человек должен прежде всего знать все то, что сделано до него. «В философии, — пишет Трубецкой, — не всегда следуют этому простому и естественному правилу. У нас в особенности, никогда не знавших умственной школы, случайное, произвольное философствование составляет обычное явление. Случайные чтения и споры, случайности характера и воспитания — при отсутствии правильной дисциплины ума — часто определяют собой всю нашу философию» [2].

1 Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994. С. 483-484.

2 Там же. С. 484.

С.Н. Трубецкой имел в виду Россию конца XIX — начала XX столетий. Но дело в том, что смешение науки философии с произвольным философствованием в той или иной мере находило себе место во все времена. Что же касается нашего времени, то сейчас, когда свобода понимается как свобода от всякой дисциплины, как полный во всем произвол, под «философией» нередко понимают пустое рассуждательство, «дискурс», и всевозможные выдумки безо всякой связи с какой-либо устойчивой философской традицией.

Отсутствие философского профессионализма и сознательное игнорирование такового подпитывается тем обстоятельством, что в центре внимания философии находится сам человек, его сознание и самосознание. А поскольку каждый человек имеет какой-то жизненный опыт и что-то о себе понимает, то уже поэтому он считает себя «философом». В этом смысле «философом» считал себя полковник Скалозуб: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы. О том как истинный философ я сужу Мне только бы досталось в генералы». В определенном отношении философия, более чем какая-либо другая наука, близка человеку. Она действительно о нем самом. Но медицина тоже о нас, о нашем здоровье. И потому каждый сам себе доктор. Однако на профессионального врача все-таки учатся, и даже дольше, чем на инженера или учителя. И чистое знахарство здесь может оказаться не только бесполезным, но и вредным.

4

Против философской самодельщины и предупреждает Трубецкой. А до него это делали другие известные философы. И все они указывали на одно лекарство — это историзм, исторический подход к делу. «По-видимому, единственным верным средством против такого зла, — писал Трубецкой, — может служить усиленное изучение истории философии или хотя бы истории философских вопросов. На деле обычным оправданием самодельного философствования является предвзятое, неразумное отрицание объективной логики в развитии коллективной мысли человечества» [3].

Именно исторический подход позволяет ухватить ту объективную логику развития коллективной мысли человечества, которая составляет собственное содержание философии, в отличие от иных форм знания. Это содержание ясно прорисовывается там, где мы восходим по ступеням истории, осмысляя различные постановки и решения философских вопросов. В этом случае история уже не выглядит лавкой всяких древностей, не стоящих между собой ни в какой объективной связи. Да и теория, которая составляет здесь по сути внутренний нерв истории, уже не является произвольным построением, набором схем, словосочетаний и терминов, частично заимствованных из естествознания, частично — из искусства или из религии. Ведь как раз именно такая гремучая смесь часто преподносится публике под громким названием «современная философия».

Вслед за немецким философом начала XX века О. Шпенглером, можно было бы сказать, что «мы принимаем историю философии как последнюю серьезную тему философии» [4]. Шпенглер считал, что современная философия со времен И.Канта перестала быть серьезной, — все серьезное осталось в прошлом. И несерьезность современной философии проявляется в том, что она стремится лишить всякой серьезности великие философские системы прошлого.

3 Там же.

4 Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1, М., 1993. С. 182.

В истории нет истины, говорят скептики, ведь история философии являет нам картину борьбы всех против всех. А значит закономерен вывод о том, что нет почвы для единой, обязательной для всех философии, и она в принципе невозможна. Но совершенно противоположный вывод сделал из борьбы философских учений Г.В.Ф. Гегель. Если все

5

философские системы отрицают друг друга, рассуждал он, то это может означать только то, что они имеют общее поле для борьбы, для отрицания и для критики. Эту общую почву для всех философских систем Гегель усмотрел в Разуме: «Есть лишь один разум, поэтому и философия только одна и лишь одной быть может» [5].

5 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т. 1. С. 270.

Все различия, которые имеются между различными философиями, — это различия между различными моментами одной и той же Философии. И если они отрицают друг друга, то это означает, что отрицательность не есть нечто только негативное по отношению к разуму, а она представляет собой его существенный момент, и, следовательно, существенный момент самой Философии. И с точки зрения этой ее специфики история философии может рассматриваться как закономерный и необходимый процесс. Поэтому совершенно не случайно то, что именно Гегелю впервые удалось представить историю философии как единое и взаимосвязанное целое.

Но сказать, что точка зрения философии — это точка зрения разума и не более, это значит по большому счету отождествить философию с любой другой теорией и наукой. Ведь теоретическая физика и биология тоже стоят на точке зрения разумного постижения мира, но они изучают природу в ее различных формах и срезах. В отличие от них, классическая философия исследует не природу, а человека. И человек ее интересует прежде всего как носитель духа, идеального, идеалов, как субъект свободы и творчества. Именно таким авторы видят предмет философии, начиная с великого Сократа, который по сути явился родоначальником собственно философского знания.

  1. Учебное пособие по истории и философии науки, универсальной эпистемологии

    Учебное пособие
    Учебное пособие служит осмыслению философии как науки наук (общей теории науки) и предназначено для аспирантов, докторантов всех наук, преподавателей философии и студентов философских факультетов, а также всем, кто стремится овладеть
  2. Учебное пособие для высшей школы С. М. Мареев

    Учебное пособие
    Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов нефилософских специальностей
  3. Учебное пособие аспирантам москва 2003 А. Г. Войтов философия учебное пособие

    Учебное пособие
    Многие выдающиеся философы считали философию наукой о науке. Ее называли наукоучением, метанаукой (наукой о науке), а в западной традиции – эпистемологией (учением о знании) или философией науки.
  4. Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Согласовано: Рекомендовано кафедрой (3)

    Учебно-методический комплекс
    Студенты должны овладеть знаниями в области философии и выработать навыки интеллектуальной деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности, исходя из накопленного
  5. Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Москва

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по философии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей
  6. Философия XX века Мареев

    Книга
    Предлагаемое пособие носит далеко не описательный характер. В его основе не просто изложение взглядов философов XX века, а попытка понять истоки той или иной позиции.
  7. Философия XX века

    Документ
    Указанный подход оригинален в обоих смыслах этого слова. Он осуществлен в последовательном виде в нашей учебной литературе впервые и необычен на фоне анало-гичных изданий последних лет.
  8. 1. Философия, ее предмет, основные функции, роль в жизни человека и общества Мировоззрение, его структура и исторические типы (мифология, религия, философия). Особенности философского мировоззрения

    Литература
    Предлагаемые планы семинарских занятий охватывают наиболее значимые темы курса «Философия». Преподаватель может варьировать выносимые на занятия темы в зависимости от выделенного на семинары времени.
  9. Планы лекций и семинарских занятий по философии для студентов Методические указания

    Методические указания

Другие похожие документы..