Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н., Ph. D., профессор И. В. Кирия, к ф. н., доц. А. Г. Качкаева

Дополнительная литература

  1. Bandura A., Grusec J., Menlove F. Observational Learning as a Function of Symbolization and Incentive Set // Child Development, Vol. 37, No. 3 (Sep., 1966), pp. 499-506

  2. Bandura A. Social learning theory / NJ: Prentice Hall, EC, 1977.

  3. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация / М.: Прогресс, 1989.

  4. Bushman B. Priming effects of media violence on the accessibility of aggressive constructs in memory // Personality and Social Psychology Bulletin, n 24, 1998.

  5. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / М.: Наука, 1984.

Тема 9: Микросоциологические подходы к изучению коммуникации

Развитие социологии массовых коммуникаций после эмпирико-функционалистов. Классификация основных социологических теорий. Медиаориентированые и социально-ориентированные теории. Карта теорий.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

Дополнительная литература

  1. Фомичева И.Д. Социология СМИ / М.: Аспект-Пресс, 2007.

Тема 10: Теории информационного общества

Информационное общество как социально-философская парадигма. Технологический детерминизм Маршалла Маклюэна и Гарольда Инниса. Теории «экономики будущего» (Белл, Тоффлер, Фукуяма). Правительственные и политические доктрины по переходу к информационному обществу. Сетевая информациональная экономика Манюэля Кастелльса. Причины краха советского этатизма у Кастельса и их критика. Экономика доступа Джереми Риффкина.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / под ред. Шкаратана О.И., М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

  5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / М.: Аспект-пресс, 2004.

  6. МакЛюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М.: Академический проект, 2005.

  7. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М.: У-Фактория, 2004.

Дополнительная литература

  1. Тоффлер Э. Третья Волна / М.: Аст, 2004.

  2. Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России, №1, 2001.

  3. Абрамов Р. Похищение будущего или «футурошок» Алвина Тоффлера // Социальная реальность, № 12, 2006.

  4. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество // Мир России, №1, 2000.

  5. МакЛюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / Жуковский: Канон-Пресс-2, 2003.

  6. Innis H.A. The Bias of Communication // Canadian Journal of Economics and Political Science, Vol. 15, No. 4 (Nov., 1949), pp. 457-476.

  7. Innis H.A. Communications and Archaeology // The Canadian Journal of Economics and Political Science, Vol. 17, No. 2 (May, 1951), pp. 237-240

  8. Goody J. Evolution and Communication: The Domestication of the Savage Mind // The British Journal of Sociology, Vol. 24, No. 1 (Mar., 1973), pp. 1-12

  9. Национальные модели информационного общества / под ред. Засурского Я.Н. и Вартановой Е.Л., М.: Икар, 2004.

  10. Кирия И.В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу / М.: Изд-во МГУ, 2005.

Тема 11. Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники

Кибернетика как наука о коммуникациях, работы Норберта Винера. Теория взаимоотношений человека и машины. Понятие энтропии информации. Модель диффузии инноваций как коммуникационный процесс. Модель перевода. Модель социо-технического альянса. Концепция «индустрий воображаемого» как история инноваций в коммуникации. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя. Теории модернизации и их критика.

«Культурные исследования» Ричарда Хоггарта. Раймонд Уильямс и анализ «культурных практик». Стюарт Холл и концепция «кодирования/декодирования». Работы по восприятию телевидения Дэвида Морли. Культурные паттерны.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / М.: Вильямс, 2004.

  4. Черных А.И. Мир современных медиа / М.: Территория будущего, 2007.

  5. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос, № 5–6 (35), 2002.

  6. Гладарев Б.С. Женщина, мужчина и мобильный телефон // Социологические исследования, № 4, 2006, с. 68.

  7. Фирсов Б.М. Разномыслие в СССР 1940-1960 / СПб: Изд-во ЕУСПб, 2008.

Дополнительная литература

  1. Rogers E. M. New Product Adoption and Diffusion // The Journal of Consumer Research, Vol. 2, No. 4 (Mar., 1976), pp. 290-301.

  2. Заиченко С.А. Занятость в Интернет: нетипичные свойства и новые подходы к изучению // Экономическая социология, Том 2, № 5, 2002, с. 93.

  3. Wurtzel A.H., Turner C. Fonctions latentes du téléphone. Ce que manque lorsque la ligne est coupée // Réseaux, CNET, n° 55, 2002.

  4. Morley D. Interpreting Television // Popular Culture and Everyday Life (Block 3 of U203 Popular Culture). Milton Keynes: Open University Press, 1984, pp. 40-68

  5. Morley D. The 'Nationwide' Audience: Structure and Decoding. / London: BFI, 1980.

Тема 12: Школа Пало Альто, этнометодология и интеракционизм. Организационная коммуникация.

Концепция психологической лингвистики. Анализируемые переменные в психологической лингвистике. Психологическая лингвистика как инструмент анализа подсознательных отношений автора к тексту. Концепция ролей в тексте и аудиовизуальном тексте. Интеракционистские подходы к коммуникации как микросоциальный анализ. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля: личные бытовые коммуникационные ситуации. Школа Пало-Альто. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана. Социология организационных коммуникаций: актер и система.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Спб.: Питер, 2007.

  4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / М.: Канон-пресс, 2000.

Дополнительная литература

  1. Гофман И. Анализ фреймов / М.: Институт социологии РАН, 2004.

  2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / М.: Смысл, 2005.

Тема 13: Политическая экономия коммуникаций

Концепция культурного империализма Герберта Шиллера. Концепция «свободного потока информации» в международной политике США 1950-1970х гг. Неравномерное распределение коммуникационных ресурсов в мире. Политические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информации и коммуникации». Теория культурной зависимости и ее лимиты. Концепция модернизации и цифрового раскола. Теории интернационализации СМИ. Международное радиовещание в борьбе против цензур. Дебаты вокруг «культуры». Концепция культурных индустрий. Основные понятия культурных индустрий: продукт, цена, стоимость культурных продуктов. Критика экономических коммерческих моделей медиа.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, автор Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / под ред. Шкаратана О.И., М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

  5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / М.: Аспект-пресс, 2004.

  6. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики / М.: Изд-во МГУ, 1999.

  7. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / М.: Мысль, 1980.

  8. Кирия И. В., От «культурной индустрии» к «индустриям содержания»: 70 лет теоретических поисков // Меди@льманах, № 1, 2004

  9. Кирия И. В., Мобильная телефония как индустрия содержания // Меди@льманах, № 2, 2004

  10. Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей / М.: Изд-во МГУ, 1995.

  11. Багдикян Б. Монополия средств информации / М.: Прогресс, 1987.

Дополнительная литература

  1. Сиберт Ф. С., Шрамм У., Питерсон Т., Четыре теории прессы. М, Национальный институт прессы и изд-во Вагриус. 1998..

  2. McQuail D. Mass Communication theory. 2nd edition. London, Thousand Oaks, New Delhi, SAGE Publications. 1987.

  3. Mosco V., Herman A. Critical Theory and Electronic Media // Theory and Society, Vol. 10, No. 6 (Nov., 1981), pp. 869-896

  4. Mattelart A., Polan D.B. The Nature of Communications Practice in a Dependent Society // Latin American Perspectives, Vol. 5, No. 1, Culture in the Age of Mass Media (Winter, 1978), pp. 13-34

6. Тематика заданий по различным формам текущего контроля

Тематика контрольных работ

Основная форма контрольных работ – письменный тест. Тест составляется преподавателем курса на основе контрольных вопросов, проверяющих качество освоения дисциплины, и может варьировать количество вопросов, их характер и т.д. Обязательным требованием является наличие как закрытых вопросов, так и вопросов развернутого характера, оцениваемых по шкале широкого спектра и проверяющих в целом понимание общих аспектов курса.

Домашние задания и требования к ним

Домашние задания представляют собой самостоятельные сочинения оценочного характера и посвященные одному из авторов / теме, изучаемых в ходе курса. При оценке работ учитывается самостоятельность работы, глубина изучения автора, умение оперировать теоретическими концептами курса. Объем домашних заданий – не менее 5 страниц. Основные приблизительные темы домашних заданий:

По компоненту «История медиа»

  1. Средства коммуникации в экономическом развитии.

  2. Технологический медиадетерминизм: за и против.

  3. Коммуникации и этапы развития общества.

  4. Концепция М. Кастельса: больше футурологии или социологии?

  5. Теория Д. Маккуэйла и ее роль в понимании истории медиа.

  6. Сопровождает ли технология развитие общества или общество идет за технологией?

  7. Маршалл Маклюэн и «Галактика Гутенберга».

  8. Роль книгопечатания в развитии медиа.

  9. Организация цензуры в странах Запада.

  10. Цензура: различные теоретические подходы.

  11. Четыре теории прессы: Ваши представления!

  12. Информационное общество – понимание термина.

  13. Медиа и средства коммуникации в мировой экономической мысли

  14. Масс-медиа, политическая и экономическая системы как механизм.

По компоненту «Теория медиа»

  1. Парадигма «силы медиа» в ранних линейных теориях (теория пули).

  2. Парадигма «ограниченных эффектов» в работах Колумбийской школы

  3. Теория двухступенчатого потока информации

  4. Вариации парадигмы ограниченных эффектов (теории повестки дня и спирали молчания).

  5. Пол Лазарсфельд и теория двухступенчатого потока информации

  6. П. Лазарсфельд как представитель эмпирико-функционалистского направления изучения СМИ.

  7. Э. Ноэль Нойманн и теория «спирали молчания».

  8. М. Маккомбс и Д. Шоу и теория «повестки дня»

  9. Концепция «общественного мнения» У. Липмана.

  10. Коммуникационные модели: от линейных к цикличным.

  11. Теодор Адорно и философия музыки

  12. Парадигма культурных индустрий и ее трансформация

  13. Теория коммуникационного контроля в работах Маркузе и поздней Франкфуртской школы

  14. Теория «общественной сферы» Ю. Хабермаса.

  15. Хабермасовская теория действия.

  16. Теория галактик М. Маклюэна

  17. М. Кастельс об информационном обществе

  18. Теория диффузии инноваций у Э. Роджерса

  19. Теория «перевода» Б. Латура

  20. Теория обретения пользы и удовлетворения Э. Каца

  21. Парадигма активного потребителя в работах Э. Каца

  22. Теория культурного доминирования

  23. Культурный империализм Г. Шиллера

  24. Г. Шиллер как представитель политэкономии массовой коммуникации.

  25. Г. Шиллер и манипуляторы сознанием

  26. Теория культурных индустрий в политэкономической традиции

  27. Этнометодология Г. Гарфинкеля

  28. Теория интеракционизма И. Гоффмана.

  29. Теории о понятиях информации и коммуникации

  30. Социологическая традиция изучения информации и коммуникации

  31. Культурологическая традиция изучения СМИ

  32. Теория индустриализации культуры в работах Франкфуртской школы

  33. Социальный и коммуникативный контроль в работах Маркузе и Хабермаса

  34. Ю. Хабермас и теория общественной сферы.

  35. Теория гегемонии А. Грамши и роль масс-медиа в ней.

  36. Теория знака в лингвистической традиции изучения СМИ.

  37. Модель коммуникации с точки зрения Р. Барта

  38. Концепция мифа в работах Р. Барта

  39. Методика анализа текста в лингвистической традиции изучения СМИ.

  40. Актантная модель А. Греймаса

  41. Т. Ван-Дейк и дискурс новостей.

  42. Теории информационного общества.

  43. Э. Тоффлер об информационном обществе.

  44. М. Кастельс о распаде СССР и информационных факторах.

  45. Информациональное общество М. Кастельса.

  46. Эволюция моделей технической инновации

  47. Основные направления исследований Cultural Studies.

  48. Новая парадигма «активного пользования» в теориях СМИ.

  49. Политэкономическая теория медиа.

  50. Теория культурного империализма.

  51. Крупные концерны медиа и критика концентрации в работах политэкономии медиа.

  52. Критика «нового мирового информационного порядка» в теориях культурного доминирования.

  53. Теория коммуникативного центра и периферии

  54. Теории культурных индустрий в политэкономии коммуникации

  55. Этнометодология и интеракционизм как коммуникационные теории

Формы проведения семинарских занятий

  1. Анкетирование аудитории для составления ее профиля. Индивидуальная карта медиа мира. Обсуждение карт и методы ее корректировки. Медиакомпетентность, медиаграмотность и медиаиммунитет. Обсуждение этих понятий и составляющих. Эффекты медиа, их примеры в конкретных передачах, фильмах и т. д. Вопросы анкеты:

    • Какие медиа вам известны?

    • Ваши мотивы обращения к медиатекстам.

    • Напишите известные вам фамилии исследователей медиа.

    • Какие отраслевые журналы/ сетевые ресурсы посвящены проблемам медиа?

    • Какие новости сегодня обсуждаются в СМИ.

    • Какие из них вам интересны? Почему?

  1. Задание к семинару. Просмотреть фильмы: Народ против Лари Флинта (1996), Гражданин Кейн (1941), «Пираты силиконовой долины», «Социальная сеть». Разбор интервью Дэвида Фроста с Ричардом Никсоном. Обсуждение роли медиа в формировании образа политика, журналиста, власти в целом. Трансформация образа одного человека в различных медиа.

  2. Группы (3-5 человек) должны представить доклад и наглядный материал по следующим странам: США, Япония, Франция, Китай, Германия, Великобритания, ОАЭ, Италия, Канада. В докладах должны быть освещены следующие вопросы:

    • Органы, контролирующие медиа.

    • Законы, регулирующие деятельность медиа.

    • Виды цензуры и наказания за нарушение цензурного режима.

    • Радио- и телевизионные программы с наиболее высокими рейтингами.

    • Лидеры кинопроката, самые посещаемые сайты и газеты самым высоким тиражом за последний год.

    • Десять произведений (кинофильмы, книги, музыка) и десять авторов, запрещенных в данной стране за последние 5 лет. Причины, по которым они подверглись цензуре.

    • Темы, обсуждаемые в СМИ за последнюю неделю. Какие страны упоминаются в СМИ и в каких разделах (экономика, политика, культура).

7. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

По компоненту «История медиа»

  1. Виды и формы коммуникаций.

  2. Ключевые отличия массовой коммуникации.

  3. Место массовой коммуникации в уровнях коммуникаций.

  4. Основные атрибуты массовых коммуникаций.

  5. Основные жанры коммуникаций.

  6. Функции медиа и коммуникаций на микроэкономическом уровне: обслуживание обмена.

  7. Медиа и коммуникации как информация о рыночных альтернативах.

  8. Медианосители и трансформация форм социальной организации.

  9. Медиа и коммуникации и их роль в порядках закрытого и открытого доступа.

  10. Формы цензуры в период средневековья.

  11. Контроль университетских книжных корпораций как форма цензуры.

  12. Трансформация роли церкви в регулировании идеологических норм.

  13. Роль книгопечатания в мировой культуре.

  14. Книгопечатание и Эпоха Возрождения.

  15. Роль книгопечатания в движении Реформации.

  16. Книгопечатание как «разменная карта» в борьбе за влияние и автономию немецких княжеств.

  17. Французская система регулирования прессы. Французский принцип свободы печати.

  18. Роль Великой Французской Революции в книжном и газетном промысле.

  19. Роль Звездной палаты и Компании типографщиков в регулировании печатного промысла в Великобритании.

  20. Британский принцип свободы печати.

  21. Эволюция свободы печати в Великобритании.

  22. Наполеон Бонапарт и манипулирование прессой.

  23. Развитие регулирования прессы во Франции в 19 в.

  24. Развитие регулирования прессы в Великобритании в 18-19 вв.

  25. Бисмарк и манипулирование прессой.

  26. Американский принцип свободы печати.

  27. Массовая пресса и ее роль в конце 19 в.

  28. Военная пропаганда 1 мировой войны.

  29. Немецко-фашистская пропаганда и пропаганда союзников во 2 мировой войне.

  30. Появление радио и телевидения как предприятий медиа.

  31. Особенности развития газетного и медиарынка Великобритании после войны.

  32. СМИ в зонах оккупации в Германии после войны.

  33. Развитие медиа во Франции после войны.

  34. Пресса США и власть.

  35. Основные трансформации письменности и его носителей.

  36. Эффективность письма и эволюция письменности от идеографических к силлабическим письменностям.

  37. Форма книги и ее эволюция.

  38. Трансформация внешнего вида книги с появлением книгопечатания.

  39. Трансформация форм библиотек

  40. Организационные формы книжного промысла.

  41. Оптический телеграф и его социальное значение.

  42. Оптический телеграф как административный канал коммуникации.

  43. Электрический телеграф как корпоративная система.

  44. Телефон и телеграф: борьба двух коммуникационных систем.

  45. Технологии «сохранения» информации: изобразительной (фото и кино) и аудиальной (фонограф).

  46. Трансформация форм музыкальной практики в 19 в. и устройства ее облегчающие.

  47. Огюст и Луи Люмьеры. Кино как аттракцион. Начало истории кинематографа.

  48. Братья Патэ: рождение экранной журналистики.

  49. Жорж Мельес: кино как “сфотографированный театр”. .Возникновение и формирование языка экранного искусства. Д.У.Гриффит.

  50. Рождение экранной публицистики. Дз.Вертов и его “Киноправда”. Историко-монтажный (архивный) фильм. Эсфирь Шуб.

  51. Сценарная документалистика: от “Турксиба” Виктора Турина до экранного стереотипа “пропаганды успехов”.

  52. С.М.Эйзенштейн о ведущей роли кинодокументалистики в 20-е годы. Монтаж и его различное понимание американской и советской киношколами.

  53. Передача изображения на расстояние. Научно-технические предпосылки ТВ: Максвелл, Герц, Столетов и др.

  54. Первые идеи и опыты реального ТВ: Нипков и Розинг. Роль и место проф. Б.Л.Розинга в истории телевидения.

  55. Состояние мирового телевидения в 30-е годы ХХ века. Пропагандистские устремления тоталитарной власти – толчок к опережающему развитию ТВ в нацистской Германии. Война 1939-45гг.: тормоз в развитии ТВ.

  56. Новый этап в развитии аудиовозуальной коммуникации 50-60 гг. Основные характеристики и факторы развития.

  57. Открытия кинематографа 50-60 гг . Общая характеристика.

  58. «Неореализм». Характеристика направления, эстетические открытия и приемы, представители направления.

  59. «Новая волна» Характеристика направлений, эстетические открытия и приемы, представители направления.

  60. Советское кино 60-х. Тематика, эстетика, наиболее яркие режиссеры периода.

  61. Телевидение «оттепели» в истории страны (СССР) и «новостная документалистика» в США

  62. 1960 -1968 гг. Новая эстетика телевидения. Основные жанры и программы. Споры о «документальности» и «малоэкранном кино» на телевидении.

  63. 1960-е годы как переломные в истории ТВ развитых стран мира. Массовое телевидение. Оформление трех статусных форм телевидения, их характеристика.

  64. Август 1968г. – толчок к распаду мирового коммунистического движения. Растущая изоляция СССР от внешнего мира, влияние этих обстоятельств на деятельность кино и телевидения.

  65. 1985г.: новое партийное руководство страны. Политика «перестройки и гласности»: противоречие между стратегией (цели, задачи), тактикой (реальная практика) и конечными результатами. Печать и телевидение.

  66. ТВ и гласность: попытки освободиться от идеологического прессинга и цензуры. Роль и место ТВ в событиях августа 1991-го года.

  67. Размежевание телевидения на производителя и вещателя. Начало коммерциализации ТВ. Роль и место рекламы на ТВ.

  68. Указ Президента о преобразовании «Останкино» в ОРТ. Оценка реальной ситуации, сложившейся после Указа.

  69. Мобилизация федеральных телеканалов и роль российского олигархата в предвыборной борьбе 1996-го года.

  70. НТВ до и после президентских выборов 1996г.

  71. Создание канала «Культура», характеристика его структуры и рубрик.

  72. Усиление политико-пропагандистского потенциала ТВ в предвыборном сезоне 1999-2000гг. ОРТ и НТВ в центре «информационных войн».

  73. Проблема журналистской этики.

  74. Реорганизация и переформатирование канала НТВ после 2000г.

  75. Унификация политико-пропагандистского облика федеральных каналов ТВ – тенденция развития отечественного ТВ последних лет.

  76. Основные тенденции развития мирового телевидения на переломе ХХ-ХХ1 вв.

  77. Коммерческое и общественное ТВ, их сосуществование на современном этапе; эфирное (открытое) и кабельное (подписное) ТВ.

  78. Аудиовизуальная коммуникация в новом технологическом цикле истории человечества: от массовой телевизионной коммуникации к глобально-сетевой индивидуальной коммуникации (Интернет)

По компоненту «Теория медиа»:

  1. Понятия информации и понятия коммуникации

  2. Понятия СМИ и медиа

  3. Математическое и гуманитарное представление об информации.

  4. Медиа и СМИ: сходства и различия.

  5. Каноническая схема коммуникации Г. Ласуэлла и ее элементы в науке о коммуникациях.

  6. Чикагская школа и первые исследования урбанизированной коммуникации.

  7. Первые исследования массовых коммуникаций.

  8. Классификация основных теорий массовой коммуникации

  9. Математическая теория информации и ее производные в теориях коммуникации.

  10. Эмпирико-функционалистская группа теорий

  11. Гарольд Ласуэлл и изучение эффектов пропаганды.

  12. Функциональная социология медиа.

  13. Парадигма «пропагандистской силы» в ранних исследованиях масс-медиа.

  14. Парадигма «ограниченных эффектов» масс-медиа.

  15. Концепция «демократического реализма» У. Липмана, теория «общественного мнения».

  16. Парадигма ограниченных эффектов медиа как основной предмет исследований Колумбийской школы.

  17. Теория двухступенчатого потока информации.

  18. Элиху Кац и «теория обретения пользы и удовлетворения».

  19. Теория «повестки дня» и «спирали тишины».

  20. Вальтер Беньямин и первые работы по индустриализации культуры.

  21. Концепция культурной индустрии Адорно и Хоркхаймера.

  22. Теория технической рациональности и мономерного человека Маркузе.

  23. Юрген Хабермас и концепция «публичной сферы».

  24. Концепции знака в структурной лингвистике.

  25. Структурная антропология Клода Леви-Стросса и ее роль в коммуникациях.

  26. Мифы как форма языка. Ролан Барт и семиотический анализ продуктов коммуникации.

  27. Лингвистическая теория массовой коммуникации.

  28. Теун Ван Дейк и когнитивная теория дискурса новостей.

  29. Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры. Понятие научения.

  30. Теория прайминга.

  31. Семиосоциопсихологическая теория Т. Дридзе.

  32. Актантная модель А.-Ж. Греймаса

  33. Современные социологические концепции массовой коммуникации.

  34. Информационное общество как социально-философская парадигма.

  35. Технологический детерминизм Маршалла Маклюэна.

  36. Теории «информационной экономики будущего» (Белл, Тоффлер, Фукуяма).

  37. Сетевая информациональная экономика Манюэля Кастелльса.

  38. Норберт Винер и кибернетика в теориях коммуникации.

  39. Модели диффузии инноваций.

  40. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя.

  41. «Культурные исследования» как направления исследования массовых коммуникаций.

  42. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля.

  43. Школа Пало-Альто в теориях коммуникации.

  44. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана.

  45. Концепция культурного империализма Герберта Шиллера.

  46. Политические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информации и коммуникации».

  47. Теория культурной зависимости и ее лимиты.

  48. Концепция культурных индустрий.

  49. Основные понятия культурных индустрий: продукт, цена, стоимость культурных продуктов.

Автор программы
профессор, к.ф.н., Ph.D. _______________________ И.В. Кирия
  1. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н (1)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  2. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н (2)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  3. «Высшая школа экономики» (ниу вшэ)

    Документ
    Об открытии профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (МВА)» по специализации «МВА - Стратегическая логистика и бизнес-аналитика».

Другие похожие документы..