Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н., Ph. D., профессор И. В. Кирия, к ф. н., доц. А. Г. Качкаева

3. Базовый учебник

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. – М.: Аспект-пресс, 2005. – 176 с.

История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.

4. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Промежуточной формой контроля является письменная контрольная работа в форме теста, а также 2 домашних работы, представляющие собой синтез теоретических представлений студентов о каком-либо медиа-феномене.

Формой контроля является экзамен в письменной форме с последующим устным собеседованием по результатам письменной работы. Слушатели должны хорошо ориентироваться в направлениях теорий информации и коммуникации, истории медиа и медианосителей, различать различные методологические подходы к изучению медиа и быть знакомыми с основополагающими текстами в этой области. Наконец, слушатели должны уметь аргументировать свою позицию, используя полученные знания, обобщать и систематизировать информацию. Итоговая оценка проставляется по формуле:

Оз*0,5+Ок*0,2+Ос*0,2+Оп

Где: Оз = оценка за экзамен по 10 бальной шкале

Ок = оценка за рубежные виды контроля по 10 бальной шкале (средняя за все)

Ос = оценка работы в ходе семинарских занятий, которая проставляется по 10 бальной шкале в зависимости от количества занятий, в которых студент проявил себя.

Оп = оценка за посещаемость, которая выставляется путем перевода показателя посещаемости в % в 10-бальную шкалу.

Итоговая оценка проставляется по 10 бальной шкале, где:

8-10 = «отлично»

6-7 = «хорошо»

4-5 = «удовлетворительно»

1-3 = «неудовлетворительно»

5. Содержание программы

Тема 1:Медиаизменения и их связь с экономическим и политическим развитием обществ.

Медиакоммуникации как распространение символических форм. Медианосители и усложнение государственных типов устройства. Усложнение общества как процесс контроля над насилием. Типы социальных порядков. Порядки закрытого доступа, характеристики их медиасреды. Порядки открытого доступа: характеристики медиасреды. Четыре формы власти и из взаимосвязи. Взаимосвязь политической и экономической форм власти. Взаимосвязь и взаимозаменяемость принудительной формы власти и символической формы власти. Медиа и эволюция экономики. Макроуровень коммуникаций в экономическом развитии (поддержка торговли, географии). Микроуровень (проблема информационной асимметрии в экономике, проблема доверия и «принуждения»). Развитие медиа как платной информации. Развитие медиа в контексте политики. Медиа в открытых политических режимах. Эволюция медиа от плюрализма мнений к «универсальности новостей». Церковь и символическая монополия, ее эволюция. Эволюция систем принуждения и коммуникативных форм их осуществления.

Основная литература:

  1. Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / Издательство Института Гайдара, 2011

  2. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.

  3. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 2 т., М.: Аспект-пресс, 2002.

  4. История печати / под ред. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина, 3 т., М.: Аспект-пресс, 2008.

  5. Thompson, John (1995), The media and modernity: a social theory of the media, Stanford: Stanford University Press.

Дополнительная литература:

  1. Тили Ч. Принуждение, капитал и европейские государства. 990– 1992 гг. / М.: Издательский дом «Территория будущего», 2009.

  2. Coyne, Christopher & Leeson, Peter (2004), “Read All About It!!! Understanding the Role of Media in Economic Development”, Kyklos, vol. 57, pp. 21-44.

  3. Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии, пер. с англ., М.: Всемирный банк, Изд-во «Весь мир», 2005.

Тема 2: Основные формы коммуникации и их развитие.

Четыре основных формы коммуникации: жест, изображение, речь и письменность. Промежуточная и переходная форма музыки как формы коммуникации. Особенности коммуникации у животных и отличие этой коммуникации от коммуникации у людей. Биологические и социальные семиотики, их отличие. Устная речь как автоматическая форма коммуникации. Изображение и эволюция изображения. Письменность как коммуникативная форма существования государств. От пиктографических к идеографическим и алфабетическим письменностям. Носители письма и их транспортабельность, ее роль. Основные коммуникативные жанры дискурса: экспрессивный, аргументативный и информативный.

Основная литература:

  1. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.

  2. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 2 т., М.: Аспект-пресс, 2002.

  3. История печати / под ред. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина, 3 т., М.: Аспект-пресс, 2008.

  4. Thompson, John (1995), The media and modernity: a social theory of the media, Stanford: Stanford University Press.

  5. Корнилова Е. А. Риторика – Искусство убеждать, М.: Изд-во МГУ, 2002

  6. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего, М.: Академический проект, 2005.

  7. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Маклюэн М. Понимание медиа, Жуковский: Канон-пресс Ц, 2003.

  2. McQuail D. McQuail's Mass Communication Theory, London: Sage Publications, 2000

Тема 3: История контроля массовых коммуникаций.

Организация книжного промысла в странах Европы в допечатную эпоху. Церковный контроль коммуникации. Университетские корпорации и ограничение книжного промысла. Церковный контроль в централизованных и раздробленных странах. Основные политические вызовы книгопечатания. Рескрипты и привилегии как система регулирования печатного промысла. Первые периодические издания в системе привилегий. Эпоха Просвещения и «ломка» модели элитной книги. Роль буржуазных революций в Англии и Франции в развитии свободы слова. Свобода слова как право и его ограничения. Концепции свободы слова. Манипулятивные модели регулирования прессы в 19 в.: Наполеон и Бисмарк. Установление законодательных режимов свободы слова. 20 век и разделение «пропаганды» и «журналистики». Особенности советского и пост-советского периода контроля в России. Основные ограничители деятельности медиа: давление государства, корпораций, групп влияния.

Основная литература:

  1. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.

  2. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 2 т., М.: Аспект-пресс, 2002.

  3. История печати / под ред. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина, 3 т., М.: Аспект-пресс, 2008.

  4. Thompson, John (1995), The media and modernity: a social theory of the media, Stanford: Stanford University Press.

  5. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего, М.: Академический проект, 2005.

  6. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., Изд-во МГУ, 1991.

  7. Беглов С. И. Империя меняет адрес, М.: МП-Паблиш, 1998

  8. Введение в мировую журналистику, Антология в 2 т., составитель Г. В. Пруцков, М.: Омега-Л, 2003

  9. Владимиров Л. И. Всемирная история книги, М.: Книга, 1988.

  10. Вороненкова Г. Ф. Путь длиной пять столетий, М.: Языки русской культуры, 1999.

  11. Иванян Э. А. От Дж. Вашингтона до Дж. Буша: Белый дом и пресса, М.: Политиздат, 1991

  12. История зарубежной журналистики: 1800-1945, хрестоматия, составитель Г. В. Прутцков, М., 2007

  13. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - 90-е гг.), Учеб. пособие для вузов под ред. Засурского Я.Н., М.: Изд-во МГУ, 1999.

  14. Орлов Ю.Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР, под ред. Засурского Я.Н., М.: Изд-во МГУ, 1985.

  15. Попов Ю.В. Публицисты Великой Французской революции, М.: Изд-во МГУ, 1989.

  16. Eizenstein E. The printing revolution in Early Modern Europe, Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

  17. Любимов Б. И. Общественное вещание: британская модель, М.: ВК, 2006.

  18. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Дополнительная литература:

  1. Маклюэн М. Понимание медиа, Жуковский: Канон-пресс Ц, 2003.

  2. McQuail D. McQuail's Mass Communication Theory, London: Sage Publications, 2000

Тема 4: История медианосителей и технологий медиа.

Основные формы существования книги: свиток и кодекс. Библиотеки и публичная практика потребления книги как носителя. Роль книгопечатной революции в трансформации социальной системы Европейских государств.

Изобретение оптического телеграфа Клода Чаппа: административно-политический аспект. Первая система кодирования сообщения в оптическом телеграфе. Военно-политическое использование оптического телеграфа. Первые попытки гражданского использования системы. Борьба между оптическим и электрическим телеграфом. Изобретение электрического телеграфа: первые виды применения и конкурирующие системы. Коммерциализация электрического телеграфа.

Система государственных монополий на средства связи. Особенности скелета транспортных инфраструктур и систем связи. Конкуренция между телефоном и телеграфом. Техническое устройство телефона. Особенности первых использований телефона. Телефон как система деловой связи. Применение телефона в сельской местности: американская и европейская модели. Телефон как система персональной связи и мутация городов в конце XIX в. Телефонное отставание и его причины.

Первые опыты по переносу изображений. Опыты Ньепса и изобретение фотографии как химического процесса для переноса гравюр. Дагер и изобретение дагеротипии (классической фотографии). Оппозиция системы «копирования» изображения и системы «уникального» изображения. Изобретение фотобумаги. От профессиональной к любительской съемке.

Акустическая дагеротипия. Опыты Надара. Томас Эдисон и изобретение фонографа. Фонограф как прибор, не вписавшийся в потребность музыкальной индустрии. Особенности записи музыки на восковый валик. Появление патефона. Патефон и фонограф: преимущества и недостатки.

Радио и телевидение как медианосители и средства транспорта. Основные технические и инфраструктурные особенности вещания: эфирное, кабельное, спутниковое. Цифровое телевизионное вещание. Интернет и электронные коммуникации.

Основная литература:

  1. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 1 т., М.: Аспект-пресс, 2001.

  2. История печати / под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой, 2 т., М.: Аспект-пресс, 2002.

  3. История печати / под ред. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина, 3 т., М.: Аспект-пресс, 2008.

  4. Thompson, John (1995), The media and modernity: a social theory of the media, Stanford: Stanford University Press.

  5. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего, М.: Академический проект, 2005.

  6. Владимиров Л. И. Всемирная история книги, М.: Книга, 1988.

  7. Eizenstein E. The printing revolution in Early Modern Europe, Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

  8. Поллак П. Из истории фотографии. – М.: Планета, 1983.

  9. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. – М.: Едиториал УРСС, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Маклюэн М. Понимание медиа, Жуковский: Канон-пресс Ц, 2003.

  2. McQuail D. McQuail's Mass Communication Theory, London: Sage Publications, 2000

  3. Хилько Н.Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии. Омск: Сиб.филиал Российского ин-та культурологии, 2003. – 104 с.

  4. Члиянц Г. Из истории телеграфа. РАДИОхобби, № 3/01, с. 2.

  5. Flichy P. Une histoire de la communication moderne, Paris : La Découverte, 1991

Тема 5: История аудиовизуального искусства.

Предыстория. Изобретение техники кино (Эдисон), способа и формы его существования – киносеанса (братья Люмьеры). Декабрь 1895г. – дата рождения кинематографа.1902г. – рождение экранной информации (братья Патэ и их «Патэ-журналь»). 10-е годы ХХ в. – начало формирования экранного языка как нового искусства и способа освоения (отражения) сочиненного (сыгранного) и реального материала. Дэвид Уарк Гриффит.

Расцвет «великого немого» (1916-1928) и звукового кино (1928-1940). 20-е гг. – возникновение и формирование трех ее основных направлений: «киноправда» Дз.Вертова, историко-монтажное кино Эсфири Шуб и сценарный фильм Виктора Турина. Мировое влияние Вертова: забвение его на родине, в СССР, и последователи его и ученики за рубежом (Франция, Англия, Польша, США и др.). Американская (Гриффит) и советская (Эйзенштейн) школы монтажа, т.е. осмысления и экранного воплощения материала. Экспериментальный этап телевидения. Мировые телевизионные державы.

Послевоенная аудиовизуальная эстетика. Факторы развития аудиовизуальной культуры (социальные, политические, экономические, технические, этетические). Тенденции в кино: неореализм и «новая волна». Тенденции в искусстве – движение к постмодернизму. Тенденции в СМИ: начало массового телевидения, «золотой век документалистики» в США, телевидение периода «оттепели» в СССР, новая документалистика. Уроки кинематографа (итальянский психологизм, японская созерцательность). Интерес к индивидуальности и быту. ХХ съезд КПСС (1956) и начало эпохи «оттепели» – относительных свобод в обществе и СМИ. Начало самопознания ТВ как новой коммуникации Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957г.) как пропагандистская акция, задуманная с широким размахом и ориентированная на мировое общественное мнение. Роль и место в ней телевидения. Овладение новыми жанрами и формами экранной информации и началами телеискусства: мобильный кинорепортаж. Прямой телерепортаж с ПТС (отечественные ПТС-5 и английские ПТС-Маркони). Первые комментаторы – ведущие и телерепортеры.

1960-1970 гг. 60-е - новая эстетика кино и ТВ, основные жанры. Новый гуманитарный контекст: постиндустриальное общество (общество потребления Европе и Северной Америке) и новые темы и язык аудиовизуального искусства. «Сладкая жизнь» Ф.Феллини и поставленная,по сути, проблема «симулякра» (спустя десятилетия осмыслена философами, в частности Бодрияром). «Приключение» М.Антониони и проблема «дедраматизации», т. е. отмена традиционной драматургии. «Золотой век документалистики» в США. Эдд Мэрроу и «расследовательская журналистика» в Америке и Европе (методы спровоциорованнолй ситуации, методы провокации, методы наблюдения). Выбор в США президентом конгрессмена Кеннеди и поражение «политического тяжеловеса» Никсона. «Первая телевизионная война в гостиной» (Вьетнам). Пересмотр роли и значения ТВ в социально-политической жизни общества (теледебаты). Особая эстетика ТВ, связанная с условиями просмотра и восприятия: персонификация, периодичность (сериальность), привычка к просмотру. СССР – эксперименты по программирования. Создание молодежного ТВ – редакции молодежных программ (февраль 1958). Ежемесячная программа «В эфире – Молодость». Особое место и роль телевизионного творчества И.Л.Андроникова (его «устные рассказы», фильмы-исследования).

Современное кино и ТВ. Утверждение нормативной стилистики (цвет, звук, приемы монтажа, процесс производств и проката и пр.) привычного сегодня кино. Цветное кино стало преобладать над черно-белым, перевернулось понятие нормы: если раньше само по себе использование цвета претендовало на художественную значимость (цвет в «Броненосце Потемкине», цвет в финале Андрея Рублева), то отныне ч\б кадры стали претендовать на особую значимость. Информационное общество, движение к глобальному телевидению и крупнейшая индустрия нового времени - медиаиндустрия. Возникновение качественно нового – круглосуточного, общемирового информационного телевидения. Постмодернизм» в кино. Д.Линч, П.Гринуэй, К.Тарантино. Глобализация кинопроцесса, в число лидеров выходят режиссеры нетрадиционных кинематографических держав – скандинавские, южно славянские, испанские, китайские, корейские. Яркие представители эпохи – Д.Джармуш, А.Сокуров, О.Иоселиана, Э.Кустурица. Т.Бертон, П.Альмодовар. Перестройка, гласность и ТВ. Коммерциализация отечественного ТВ, его плюсы и минусы. Закат эры «олигархов» и усиление пропагандистского потенциала ТВ.

Основная литература:

  1. Борецкий Р.А. В Бермудском треугольнике ТВ (гл.4). М..1998.

  2. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М., 2002.

  3. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996.

  4. Телерадиоэфир: история и современность (статьи Р.Борецкого, С.Муратова, В.Голованова). М.,2008

  5. Филиппов С Киноязык и история. Краткая история кинаматографа и киноискусства. М.,2006

  6. Юровский А.Я. Телевидение – поиски и решения. М., 1983

Дополнительная литература:

  1. Садуль Ж. История кино искусства: от его зарождения до наших дней. М.,1967

  2. Салкелд О. Лени Рифеншталь: триумф и воля. М,2003

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  4. Марьямов Г.Кремлевский цензор. Сталин смотрит кино.М.,1992.

  5. Фрейлих С.И. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. М.,1992

  1. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н (1)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  2. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н (2)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  3. «Высшая школа экономики» (ниу вшэ)

    Документ
    Об открытии профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (МВА)» по специализации «МВА - Стратегическая логистика и бизнес-аналитика».

Другие похожие документы..