Элективный курс по истории для учащихся 9,10-х классов на 34 часа одобрено на заседании мо

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ВОЛЖСКА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 (МОУ СОШ №7)

Вспомогательные исторические дисциплины

Элективный курс по истории для учащихся 9,10-х классов на 34 часа

ОДОБРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ МО

5 СЕНТЯБРЯ 2006 ГОДА

ПРОТОКОЛ № 1

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

ФЕДОТОВА Н.К.

Пояснительная записка

Элективный курс «Вспомогательные исторические дисциплины» выполняет функцию поддержки основного школьного курса «История Отечества» и ориентирован на учащихся, чей профиль обучения связан с гуманитарным направлением. Однако он может быть востребован и учащимися других профилей, так как содержит знания, вызывающие познавательный интерес, но не включённые в базовые программы.

Общий объём курса- 18 часов.

Цель курса - формирование активного познавательного интереса учащихся к истории, развитие навыков самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

  • оформление предоставлений о различных видах вспомогательных исторических дисциплин;

  • развитие интересов и способностей к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, активности и самостоятельности;

  • содействие развитию бережного и уважительного отношения к историческому наследию страны.

Предполагается, что в результате изучения курса его участники:

  • получают представление об основных видах вспомогательных исторических дисциплин;

  • научатся использовать информацию по теме из различных источников;

  • приобретут навыки публичных выступлений с презентацией творческих разработок.

Позиция педагога.

Она может быть вариативной на протяжении всего курса. При изучении новых тем учитель выступает в роли информатора. Его помощь, советы, консультации будут полезны учащимися при подготовке творческих отчётных работ.

Методы проведения занятий.

Ведущие формы организации учебных занятий – интервью, лекции с последующими обсуждениями; презентации ученических творческих разработок; работа в группах по определённым заданиям.

Формы контроля.

Итоговую оценку (зачёт) учащиеся получают при условии выполнения не менее 2х обязательных творческих работ по выбранным темам; решения тестовой контрольной работы по всему курсу.

Учебно-тематическое планирование курса

Название разделов

и тем

Количество

часов

ИЗ них

теоретическое

практическое

проект

1.

Вспомогательные

исторические

дисциплины.

Предмет изучения.

Задачи курса

1

1

2.

Археология

2

2

3

Нумизматика и бонистика

2

1

1

4

Фалеристика

5

2

3

5

Геральдика

2

1

1

6

Генеалогия

1

1

7

Историческая

1

1

топонимика

8

Сфрагистика

2

2

9

Палеография

1

1

Итоговый зачёт

1

Итого

18

12

1

4

Содержание

Тема 1. Вспомогательные исторические дисциплины. Предмет изучения. Задачи курса.

1 час.

Данная тема служит своего рода введением к курсу. Здесь рассматривается понятие вспомогательные исторические дисциплины, определяются задачи курса.

Вводный характер занятия предопределяет педагогическую задачу, как создание соответствующей мотивационной установки на изучение курса. С этой целью необходимо раскрыть особенности курса и степень самостоятельности и творческой активности учащихся на занятиях и при подготовке к ним.

Тема 2. Археология.

2 часа.

Тема посвящена археологии, которую в большей степени можно отнести к самостоятельной исторической науке. Но необходимость её включения в курс продиктована тем, что именно данные археологических раскопок служат основой для изучения, анализа иными вспомогательными историческими дисциплинами.

На занятиях в ходе эвристических бесед, привлекая ранее полученные знания на уроках истории, раскрываются методы и этапы археологических исследований, даётся характеристика развития российской и советской археологии

Основные понятия темы: Археология, археологические раскопки, курганы,

могильники, археологический памятник

Планирование, рассчитанное на 2 часа, может быть составлено следующим образом:

Занятие 1. Археология. Методы и этапы археологических исследований.

Занятие 2. Российская и советская археология. Крупнейшие открытия.

Тема 3. Нумизматика и бонистика.

2 часа.

На занятиях в форме интерактивных лекций, а так же в беседах с учащимися определяются особенности нумизматики и бонистики как специальных исторических дисциплин; поэтапно раскрывается история развития денежной системы России с 10 по 20 век.

Планирование темы, рассчитанное на 2 часа, может быть осуществлено в 2х вариантах:

Вариант 1.

Занятие 1. Монеты России до 20 века.

Занятие 2. Российская денежная система 20 века.

Вариант 2.

Занятие 1. Этапы развития денежной системы России (10-20 века).

Занятие 2. История денег в крылатых выражениях (сообщение учащихся по

заранее определённым темам).

Основные понятия темы: нумизматика, бонистика, «безмонетный период»,

гривна, копейка.

Тема 4. Фалеристика.

Тема рассчитана на 5 уроков. Из них 2 лекции. На трёх уроках (это возможно в самом конце изучения курса, так как необходимо время для подготовки компьютерных презентаций) происходит защита учащимися творческих разработок. Занятия нацелены на то, чтобы дать общее представление о наградной систем^ России, об этапах её становления и развития. Дополнить и конкретизировать знания учащийся смогут при подготовке компьютерных презентаций заранее выбранных тем.

Интегрированный характер темы проявляется в обретении учащимися навыков творческих разработок с использованием компьютерных технологий.

Основные понятия темы: Фалеристика, орден, медаль, статусу, полный кавалер

Ордена.

Планирование темы:

Занятие 1. Наградная система Российской империи. Этапы становления. Особенности (лекция).

Занятие 2. Советская фалеристика (лекция).

Занятие 3. Компьютерная презентация темы «Ордена Российской Империи».

Занятие 4. Компьютерная презентация темы «Награды Советского Союза и времён Великой Отечественной войны».

Занятие 5. Компьютерная презентация темы «Ордена и медали Российской Федерации».

Тема 5. Геральдика.

2 часа.

Содержание этой темы раскрывает особенности геральдики, предметом изучения которой является гербы; знакомит учащихся с правилами геральдики, этапами развития городской геральдики в России. Особое место в теме уделено истории государственного герба России и Республики Марий Эл.

Основные понятия темы: геральдика, герб, девиз, герольдмейстер, геральдические правила.

Планирование темы, рассчитанное на 2 часа, можно выполнить следующим образом:

Занятие 1. Геральдика как специальная историческая дисциплина. История государственного герба России (лекция).

Тема 6. Генеалогия.

Тема рассчитана на 1 час. На занятии рассматривается развитие европейской и российской генеалогии, её эволюция, проводятся примеры генеалогий известных российских родов.

Воспитательное значение темы заключается в том, чтобы побудить учащихся изучать прошлое своей семьи, уважать его.

Основные понятия темы: генеалогия, генеалогическое древо.

Занятие. Европейская и российская генеалогия. Этапы становления и развития.

Тема 7. Историческая топонимика.

Данной теме отведено одно занятие. Главная задача - дать характеристику исторической топонимике, предметом изучения которой являются происхождения названий рек, населённых пунктов, городов.

При изучении темы возможно и целесообразно использование внутрипредметных и межпредметных связей. В частности, уроки географии, краеведения могут дать учащимся основу для размышлений и происхождении ряда географических названий.

Урок 1. Необычная география.

Тема 8. Сфрагистика (сигиллография).

2 часа.

Тема посвящена изучению истории печати в России. Охарактеризовать роль и значение печати в государстве, раскрыть особенности форм, изображений на печатях, их виды в разные периоды истории России.

Основные понятия темы: сфрагистика, сигиллография, матрица, оттиск, вислые печати, прикладные печати, геммы.

Планирование:

Занятие 1. Русские печати 10-17 веков.

Занятие 2. Печати российской империи и СССР.

Тема 9. Палеография.

1 час.

Изучение данной темы завершает элективный курс. На занятия даются общие представления о палеографии, которая занимается изучением внешних признаков рукописных и печатных источников в источников в их историческом развитии. Учащимся необходимо усвоить задачи палеографии, методы исследований.

Основные понятия темы: палеография, пергамент, устав, полуустав. Итоговое занятие:

В форме письменного ответа проверяются знания учащихся за весь курс. С учётом выполнения текущих творческих работ выставляется итоговая оценка (зачёт).

Приложение №1

Темы для сообщений по нумизматике и бонистике

История денег в крылатых выражениях

  1. «Зарыть талант в землю».

  2. «Внести свой пай (свою лепту)».

  3. «Богат как Крез».

  4. «Мал золотник, да дорог».

  5. «Что ни шаг, то гривна».

  6. «На лбу написано ...».

  7. «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

  8. «Орёл или решка».

  9. «Поклоняться золотому тельцу».

  10. «Деньги не пахнут».

  11. «Колесо фортуны».

  12. «Не всё то золото, что блестит».

  13. «Копейкой рубль крепок».

  14. «Воздай кесарю - кесарево, а богу - богово».

  15. «Бешеные деньги».

Приложение №2

Темы для компьютерных презентаций по фалеристике

I Ордена Российской Империи.

  1. Орден Святой Анны.

  2. Орден Белого Орла.

  3. Орден Святого Андрея Первозданного.

  4. Ордена и медали Русской Православной Церкви.

  5. Орден Св. Великомученицы Екатерины.

II Советские Ордена и медали.

  1. Орден «Красная Звезда».

  2. Орден Суворова 1, 2,3-й степени.

  3. Орден Кутузова 1, 2, З-й степени.

  4. Орден Александра Невского

  5. Орден Ушакова и Нахимова 1, 2й степени.

  6. Орден «Победа».

  7. Медали времён Великой Отечественной войны.

III Ордена и медали Российской федерации.

  1. Орден «За заслуги перед Отечеством».

  2. Орден Мужества.

  3. Орден Дружбы.

  4. Медаль «За спасение погибших».

  5. Звание герой России.

  6. Медаль «Золотая Звезда».

  7. Орден Жукова и памятная медаль Жукова.

Приложение №3

Вопросы и задания для итогового обобщения.

1. Дайте определения:

Iвариант: археология, бонистика, палеография, статус, герольдмейстер,

археологический памятник, генеалогическое древо.

IIвариант: Сфрагистика, генеалогия, археологические предметы, фалеристика,

орден, герб, топонимика.

2. Охарактеризовать:

Iвариант: Безмонетный период. Причины.

IIвариант: Печати средневековой Руси.

1.Пётр1

2. Екатерина II

З.Павел1

4. Александр I

3. Соотнесите:

A. Орден Св. Андрея Первозданного

B. Орден Св. великомученицы Екатерины

C. Орден Св. великомученика и Победоносца Георгия

D. Орден Св. Анны

4. Вычеркните лишнее из логического ряда:

A. «Моржовки», «шелковки», «медведи», «Кузнецы», «гончары».

B. Нумизматика, бонистика, палеография, историография, фалеристика.

C. Звезда, бант, орденская лента, крест.

D. «Денга», алтын, «полушка», червонец, гривна.

Литература

Основная.

  1. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). /Гл. редактор A.M. Прохоров. - М.,
    1978.

  2. Города России. Энциклопедия. /Гл. редактор Г.М. Лаппо. - М., 1994.

  3. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие.
    /Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. - М., 2003.

  4. Каменцева Е.И., Устинов И.В. Русская сфрагистика и геральдика. - М, 1974.

  5. Кузнецов А. Энциклопедия русских наград. - М., 2002.

  6. Малышев А.И. Бумажные денежные знаки России и СССР. - М., 1991.

  7. Мурашов Г.А. Титулы, чины, награды. - СПб., 2003.

  8. Семар Г.М. Среди монет, мер и весов. - М., 1992.

  9. Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. - М., 1985.

  10. Соболева Н.А. Русские печати. - М, 1992.

Дополнительная.

  1. Барабин А. Как появился двуглавый орёл в гербе России. // Наука и жизнь, 2001. №3.

  2. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. - М., 1990.

  3. Горбаневский М.В. Имена земли Московской. - М., 1985.

  4. Константиновский рубль: Новые материалы и исследования. - М., 1991.

  5. Фёдоров- Давыдов Г.А. Монеты - свидетели прошлого. Популярная нумизматика. -
    М., 1985.

  1. Рабочая программа элективного курса по истории «Культура России 20 века»

    Рабочая программа
    Программа курса разработана для учащихся 9 класса. Она рассчитана на 17 часов и имеет целью, заинтересовать учащихся особенностями своей родной культуры, пробудить интерес к искусству, к быту, традициям своего народа, расширить кругозор,
  2. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8) (1)

    Учебно-методическое пособие
    В.И. Игошин, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского;
  3. Методика обучения математике детей

    Учебно-методическое пособие
    Разработанное на основе многолетнего практического опыта работы авторов в сфере образования учебно-методическое пособие адресовано учителям математики, преподавателям, студентам вузов, обучающимся по специальности 050201 – «математика
  4. Образовательная программа моу гимназии №5 (на период 2008-2010 гг.) Рассмотрена и одобрена на

    Образовательная программа
    Под образованием в Законе Российской Федерации «Об образовании» понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)
  5. Элективные курсы (1)

    Документ
    В настоящем сборнике представлены материалы победителей областного конкурса «Лучший элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения», проводимого в 2008 году.
  6. Обновление содержания образования через формирование ключевых компетенций

    Документ
    - формирование читательской компетентности младшего школьника; совершенствование всех видов речевой деятельности, привитие умения работать с разными видами информации;
  7. Публичный отчетный доклад (20)

    Публичный отчет
    Для внедрения информационных технологий в учебный процесс школы создаются условия: материально-техническая база и педагогический состав, владеющий новыми технологиями.
  8. На повторный курс оставленных одна. Школа работает в одну смену по режиму пятидневки с 6-м развивающим днем. Учебный год делится на четверти в 1-9-х классах и на 2 полугодия для учащихся 10-11-х классов

    Документ
    Базисный учебный план общеобразовательной средней школы №720 состоит из 2-х частей: инвариантной и вариантной. В инвариантной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного
  9. Краткий очерк истории развития студенческого научного общества санкт-петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова

    Научно-исследовательская работа
    Научно-исследовательская работа студентов всегда являлась важной составляющей частью учебного процесса в нашем ВУЗе. Первоначально она была оформлена только в виде кружков СНО.

Другие похожие документы..