Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Д. Коваленко

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка»,

очная форма обучения

Тюменский государственный университет

2011

Коваленко Н. Д. Музыкальный лекторий для детей. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения. Тюмень, 2011, 19 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Музыкальный лекторий для детей [электронный ресурс] / Режим доступа: ., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования Института психологии и педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой музыкального образования В.В. Емельянов, к.п.н., доцент.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Коваленко Н.Д., 2011.

1. Пояснительная записка

1.1. Цель ООП ВПО – обеспечение качественной подготовки студентов, готовых к практической деятельности в системе образования, развитие у них на этой основе личностных качеств, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки.

Целью дисциплины «Музыкальный лекторий для детей» является формирование у студентов представления о важнейших принципах музыкально-просветительской деятельности преподавателя в общеобразовательной школе, расширение педагогического кругозора для успешной работы в одном из важнейших направлений эстетического воспитания школьников.

Все виды самостоятельной работы способствуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций, успешно реализуемых в области музыкальной педагогики.

Основные задачи курса:

  1. воспитание у будущего преподавателя музыки в школе необходимости постоянной и настойчивой работы по музыкально-эстетическому воспитанию школьников в целях формирования мировоззренческих основ всесторонне развитой личности;

  2. знакомство студентов с основными формами музыкально-просветительской работы;

  3. формирование у будущих специалистов представлений о правилах построения концертной программы, освоении начал риторики, работы с концертными исполнителями;

  4. знакомство студентов с правилами организации музыкального лектория, грамотного отбора музыкального материала, работы над литературным текстом;

  5. формирование у студентов навыков общения с детской и подростковой аудиторией в рамках внеклассной работы учителя музыки в общеобразовательном учреждении;

  6. воспитание профессионально грамотного специалиста, осознающего важнейшие процессы развития музыкального искусства, имеющего представление о роли и значении музыки в системе культуры.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Предмет «Музыкальный лекторий для детей» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла (Б.3.ДВ6). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения предмета гуманитарного, социального и экономического цикла «История», дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла «Педагогика» модулей «История музыкального образования» и «Музыка в контексте исторической эпохи», дисциплин вариативной части «Введение в основы теоретического музыкознания», «Организация музыкально-эстетической деятельности в общеобразовательном учреждении».

Освоение дисциплины «Музыкальный лекторий для детей»является необходимой основойдля прохождения производственной (педагогической) практики в общеобразовательной школе, в возможностях содержательного и музыкального варьирования программ, использовании различных форм работы.

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными (ОК):

  • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

общепрофессиональными (ОПК):

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  • способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  • владеть основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

в области педагогической деятельности (ПК):

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

  • способностью профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

  • решать задачи воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

специальными (СК):

  • владеть системой знаний по истории и теории музыки (СК-1);

  • готовностью и умением анализировать музыкальные произведения различных форм, жанров и стилей (СК-2);

  • способен исполнять на профессиональном уровне различные музыкальные произведения перед аудиторией учащихся разного возраста (СК-3);

  • способностью вести просветительскую работу по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию учащихся (СК-8).

В результате освоения дисциплины студент должен –

знать:

  • ценностные основы профессиональной деятельности в сфере музыкального образования;

  • основы музыкально-просветительской работы в общеобразовательном учреждении;

  • роль и значение музыки в системе культуры;

уметь:

  • применить полученные знания в музыкально-педагогической и музыкально-просветительской деятельности;

  • работать с первоисточниками (литература по проблеме и нотные образцы) с целью самообразования, направленного на совершенствование музыкально-педагогического мастерства;

владеть:

  • системой знаний по формам и методам музыкально-просветительской работы;

  • умением организовать музыкально-просветительскую деятельность в образовательном учреждении.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 6-й. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, зачетных единиц – 3. Количество лекционных часов – 17, практических (семинарских) – 34; самостоятельная работа – 57 часов. Занятия в интерактивной форме – 17 часов.

3. Тематический план

Таблица 1

№ п/п

Тема

Лекции, час.

Семинар.

(практич.) занятия, час.

Сам. работа, час.

Итого часов по теме

Из них в интеракт. форме (час)

Итого кол-во баллов

М о д у л ь 1. Основные формы музыкально-просветительской работы.

Теоретические основы риторики.

1.

Музыкально-просветительская работа как одна из форм работы по художественному воспитанию школьников. Цель, задачи, общая характеристика курса.

1

2

3

0-2

2.

Основные формы музыкально-просветительской работы в общеобразовательном учреждении

1

2

2

5

0-5

3.

Риторика как наука об ораторском искусстве.

1

2

4

7

1

0-6

4.

Этапы работы над текстом: запись текста лекции.

1

2

4

7

2

0-6

5.

Композиция лекции

1

2

4

7

2

0-6

Всего:

5

10

14

29

5

0-25

М о д у л ь 2. Теория и практика создания музыкального лектория в образовательном учреждении.

1.

Музыкальный лекторий как одна из традиционных форм музыкально-просветительской работы

1

2

4

7

0-4

2.

Этапы работы над составлением просветительской программы. Примерная тематика проводимых занятий.

1

2

3

6

0-5

3.

Теория и практика работы со специальной литературой

1

2

3

6

2

0-5

4.

Работа над текстом концертной программы

1

2

6

9

0-7

5.

Основные критерии подбора музыкального материала

1

2

6

9

2

0-7

6.

Драматургические принципы построения программы концерта.

1

2

6

9

2

0-7

Всего

6

12

28

46

6

0-35

М о д у л ь 3. Другие формы музыкально-просветительской работы с детьми.

1.

Принципы и формы работы детской филармонии: профессиональные исполнители, творческие работы учащихся.

1

2

2

5

0-5

2.

Принципы и формы работы детской филармонии: жанры устного и концертного выступления

1

2

1

4

0-5

3.

Принципы и формы работы детской филармонии: требования к составлению концертной программы

1

2

3

6

2

0-6

4.

Произнесение текста

1

2

3

6

0-8

5.

Организация творческих вечеров

1

2

3

6

2

0-7

6.

Работа музыкального театра в условиях специализированной школы

1

2

3

6

2

0-7

Всего

6

12

15

33

6

0-35

Итого (часов, баллов)

17

34

57

108

17

0-100

Из них в интерактивной форме

17

17

Таблица 2

  1. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л.Г., Тяглова С.А. Частные методики дополнительного музыкального образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  2. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (3)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  3. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Введение в основы теоретического музыкознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  4. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Полифония. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения.
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. История русской музыки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  6. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. История зарубежной музыки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  7. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (1)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ООП) по направлению подготовки бакалавров 050100.62 Педагогическое образование
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (2)

    Основная образовательная программа
    Данная ООП представляет собой систему документов, разработанную факультетом иностранных языков с учетом требований регионального рынка труда и традиций научно-педагогической школы КГПА на основе Федерального государственного образовательного

Другие похожие документы..