Учебное пособие аспирантам москва 2003 А. Г. Войтов философия учебное пособие

А.Г. ВОЙТОВ

ФИЛОСОФИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

АСПИРАНТАМ

Москва - 2003

А.Г. Войтов

ФИЛОСОФИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

АСПИРАНТАМ

Москва - 2003

УДК

ББК

В

Войтов А.Г. ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ АСПИРАНТАМ. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 514 с.

Многие выдающиеся философы считали философию наукой о науке. Ее называли наукоучением, метанаукой (наукой о науке), а в западной традиции – эпистемологией (учением о знании) или философией науки. Философия – фундаментальное основание теоретической науки. Общепризнанна неадекватность существующей философии потребностям теоретической науки. В последние годы изданы многие новые ее версии. Не излагая специально истории философии, предлагаемое пособие содержит много собственных мыслей великих философов о сущности, формах и функциях философии как орудии (органоне) теоретизации наук.

Предлагаемая версия философии – первое пособие, которое позволяет овладеть могуществом философствования представителям всех наук. Оно особенно важно аспирантам, докторантам как руководство в исследованиях.

 Войтов А.Г., 2003

Предкам – с благодарностью

Современникам – с уважением

Филодоксам – с сочувствием

Потомкам – в назидание

Scientia vinces

«Наукой победишь!»

Предисловие

Вне науки нет общества. Основополагающее значение науки для общества предполагает адекватное ее познание. И приходится удивляться тому, что до сих пор общество обходиться без понимания науки как общественного явления. Если не поднять качественно (скачкообразно) осмысление науки обществом, то общество не переживет третьего тысячелетия – порожденные наукой силы, прежде всего ядерные, убьют общество при данном уровне озверения даже немногих людей (террористы).

Значение философии для науки  традиционный объект исследований. Имеется много ответов на него. Здесь представлена версия «прагматичной философии», известной с древности в форме положения:

«философия – наука наук»


Наука была объектом познания с древности. По крайней мере, в древнегреческой философии уже ясно прослеживается данный факт. В последующее время постоянно росло внимание философии к науке как объекту познания. Многообразны исследованные аспекты науки, обильны специально написанные работы на эту тему и т.п. Только использование накопленного обществом знания науки может быть основой для движения вперед. Для этого надо осознать проблему понимания науки как общественного явления, выявить духовное наследие по данному вопросу, синтезировать его в единую концепцию, разработать дидактику ее освоения народом.

«НАУКА – НАРОДУ»


Бедность людей – результат не стихийного развития, а социальной борьбы. Ее преодолеть можно только с помощью освоения народом интеллекта с тем, чтобы разорвать порочный круг украинской присказки: «почему он бедный, потому что дурной, а почему он дурной, потому что бедный». Классик экономической науки ХХ века А. Маршалл констатировал: «Бедных губит нищета». И средством для этого оказывается их невежество. «…Бедность производит такое же разрушительное действие на душу, как пьянство на тело…» [181.2.348]* .

Интеллект  борьба  жизнь.

В ХIХ веке уже была высказана мысль: «…Каждый человек неоспоримо имеет право на полное развитие своих способностей и общество вдвойне совершает преступление против личности, когда делает невежество неизбежным следствием бедности» [181.2.543]. Тогда же стали отстаивать право рабочих на развитие всех своих способностей, в том числе и мышления [см. 181.3.282]. Именно с мышления следует начинать борьбу с бедностью. И здесь вспомним идею Экклезиаста: «… Во дни несчастья размышляй». А размышление требует интеллекта, т.е. способности мыслить, и теоретической эрудиции.

В ХХ веке многообразны работы о науке. И они важны. В них рассматривали науку и как духовное явление. Однако, имеющихся работ о специфике научной духовности не достаточно. Обычно о науке говориться скороговоркой в виду отсутствия адекватного ее познания как духовного феномена. Не отрицая значения существующих книг надо монографически проработать этот аспект науки. В последнее десятилетие издан десяток монографий о науке в целом. Они не решают проблем содержательного понимания науки в качестве специальной учебной дисциплины как важного основания

*). Первое (одно) число указывает но­мер источника в списке литературы. Последнее число (если им­еется) - ном­ер страницы соответствующего издания. Среднее число (если и­меется) - но­мер том­а. Третье число (при четырех численно­м шифре) - часть то­ма. Разные сноски даны через точку с запятой.

теоретической образованности людей. При этом надо решить ряд проблем, прежде всего, обобщенно, синтетически, системно, теоретически объяснить феномен науки. Для этого следует уточнить саму суть науки, систематику ее форм и т.д. И речь не идет о том, что эту проблему может снять один исследователь. Исходим из возможного идеала, в том виде как он видится на основе всего накопленного философского наследия.

Наука – духовное явление, форма разума, мудрости. Она возникла как обыденное сознание людей вместе с обществом. В связи с этим необходимо показать ее суть и место ее среди других духовных элементов. В этом и состоит функция философии как науки наук.

На рубеже второго и третьего тысячелетия наука сдала свои позиции антинауке, псевдонауке. Вложили свою лепту в дискредитацию науки и те, кто считал себя представителем науки. Задача общества – качественно поднять значение науки, сделать ее плодотворной идеологией, что возможно на основе ее превращения в теорию. И средством этому может быть только философия.

Законом развития является сохранение исходных форм объекта. Это относиться и к философии. За 2500 лет возникло много форм философии, которые сохраняются и сегодня. И их бессмысленно критиковать. Следует уяснить главное – философия часто вырождается в филодоксию и философию надо спасать от филодоксов, считающих себя «истинными философами». Надо восстановить философию и развивать ее, придавая ей прагматическую, позитивную, популярную функцию. Следует реализовать девиз философии Х. Вольфа – «Для житейской надобности»:

Борьба за практичность философии не отделима от ее теоретизации. И для философии как науки истинна присказка: «Нет ничего практичнее теории». Идеалом философии следует считать теоретическую философию.

Теоретизация философии

Практичность, популярность философии

Философия – наука и ее теоретизация является общей закономерностью развития науки. Теоретическая философия, т.е. философия в строгом смысле слова, выкристаллизовывается с самого начала возникновения философии. Ее суть можно изложить разными словами. В частности, философия – основание науки или наука о науке, интеллекте. Философия призвана учить философствовать, прежде всего, мыслить или применять логику и диалектику в качестве прямого, непосредственного, общенаучного, сознательного, практического, наблюдаемого метода мышления. Она призвана объяснить науку как духовное явление. В целом, теория философии состоит из универсальной онтологии, эпистемологии, гносеологии, методологии.

Философия

┌──┴──┐

эпистемология онтология

┌──┴──┐

методология  гносеология


Итак: философия – средство развития науки, ее основание. И наиболее плодотворно эту функцию философия выполнит в том случае, когда теоретически объяснит интеллект, науку. Только в таком случае восторжествует девиз А.С. Пушкина:

«Да здравствует разум!»


***

Первая часть (главы 1-5) – осмысление проблем науки. Действительность многообразна. Её высшая форма – общество, ведущим элементом которого все более становится идеология. Идеология детерминирует современное общество. Одновременно она оказывается главным препятствием общественному прогрессу. Только теоретическая наука может стать идеологией общественного прогресса. Переход к ней требует разработки теоретической философии в меру ее превращения в науку о науке.

Вторая часть (главы 6-11) – объяснение основных признаков (свойств) науки на разных этапах ее развития: знания, учения, теория. Теоретическая наука становится нормой по мере разработки особой науки о науке, чем с древности является философия. Теоретическая наука – единство трех типов теорий: методологии, гносеологии и онтологии.

Третья часть (главы 12-14) раскрывает функции теоретической философии. Последовательно изложены методология, гносеология и универсальная онтология как философские основания теоретической науки.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ДЛ – диалектическая логика

ДМ – диалектический метод

ТДМ – технология диалектического мышления

МЭЛ – Маркс, Энгельс, Ленин

СМ – самоучитель мышления

ОТД – общая теория денег

ФТЭ – фундаментальная теория экономики

ФОТН – философское основание теоретической науки

ИЭУ – история экономических учений

ОТЭ – общая теория экономики (синоним ФТЭ)

ОТТ – общая теория техники

МПСО – материальные производительные силы общества

НКМ – научная картина мира

ИОД – информационное отражение действительности

НОД – научное отражение действительности

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач

ООД – опережающее отражение действительности

ОТС – общая теория социологии

СМИ – средства массовой информации

3РФК – Третий Российский философский конгресс

РФО – Российское философское общество

СУБД – система управления базами данных.

Часть 1. ОСМЫСЛЕНИЕ НАУКИ

  1. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

С древности (смотри Аристотеля) категория «бытие» была исходной для философии. К настоящему времени категория «бытие» стала весьма неопределенной и обремененной множеством идей разного плана. Не видится возможности традиционного преодоления всех этих ее значений с тем, чтобы добиться требующейся ясности и практичности. Обойдемся без данного обозначения исследуемой проблемы, заменив ее имя (название). Для этих целей воспользуемся словами «действительность», «реальность», «мир»*. Не путайте слова:

бытие, сущее, субстрат, субстанция,

сущность, реальность, действительность, вещи,

тела, объекты, природа, материя, мир.

Люди обычно не задумываются о действительности, в которой они живут. Для них она просто данный факт. Наука же требует осмысления этого факта, что оказывается не простым делом. В науке пока нет монистичной теории действительности.

Действительность динамична, многообразна и т.п. И люди приспосабливаются к ней. Средством их адаптации становится их внутренний (духовный) мир, в котором отражается действительность в той или иной мере. И задача состоит в том, чтобы исследовать, как отражается действительность в духовности, сознании, науке, особенно в наиболее развитой ее форме  онтологии.

*) Если бы обыденное сознание различало слова и понятия, то проблемы не было бы: здесь речь идет не о слове, а о понятии. Для его обозначения используют разные слова. Названные слова часто используют в качестве синонимов [см. 303.64]. Слово «мир» порой предпочтительнее ввиду его краткости. Категория «действительность» широко распространена среди исследователей. В частности, Гегель назвал так третий отдел «Науки логики». И. Кант использовал часто слово «мир». См. также статью А. Макушинского [175].

«Действительностью» являются три разных объекта:

А) слово русского языка как средство общения

Б) психический образ реальности в голове (уме)

В) реальность вне головы.

Действительность

┌────────┼─────────┐

слово  понятие  реальность

«Действительность» – это, прежде всего, русское слово. Им обозначено (названо) наше понимание того, что существует в нашей голове, когда мы думаем об окружающем мире – реальности. «Действительность» – это понятие в голове теоретически воспринимающего реальность человека. «Действительность» – это также реальность, существующая вне людей. Каждый из этих объектов следует изучать на основе их развития. Их конкретнее объясним следующим образом:

  1. Царство (или мир) знаков «между головами». Представим его последовательностью: знаки – имена (звуки) – слова – символы. Их используют как средство общения.

  2. Царство (мир идей) идейных моделей «в головах людей». Представим его последовательностью: «следы» – идеи – образы – понятия – онтология (всё).

  3. Царство (мир реалий) реальной действительности «вне головы». Оно идет от гипотетических субстратов (самых мелких ее элементов, праматерии), включая поля, тела, предметы, вещи и до всей вселенной.

Иначе, обособим три элемента действительности (реальности, мира):

Мир (реальность)

┌──────────┼───────────┐

действительный – идейный – знаковый

Знаковая реальность

Идейная реальность


Действительная реальность

Слова «действительность», «мир», «реальность» используем как синонимы. В то же время им можно придать следующие различия (наложив на них круги Эйлера):

Действительность

┌───┴───┐

мир знаковая

┌───┴───┐

реальность идейный

┌───┴───┐

природа  социальная

┌───┴───┐

физическая биологическая

Обособим следующие элементы действительности:

Действительность

┌───┴────┐

Непознанная  Познанная

┌───┴───┐

Обыденным сознанием  систематически

┌───┴───┐

Доктринально  Теоретически

┌───┴───┐

Основание  Онтология

Для новорожденных действительность – непознанное явление. Затем она все более осваивается сознанием человека. Высшей формой ее познания является теория и ее ядро – онтология. Индивидуальное сознание зависит от прогресса общественного сознания, в том числе и педагогики. Превращение непознанной в познанную действительность – исторический процесс развития общества. Онтогенез личности начинается с самого общего представления о действительности, а конца ему нет.

  1. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8) (2)

    Учебно-методическое пособие
    Кондаурова, И.К. Научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания: учебно-методическое пособие / И.
  2. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8) (3)

    Учебно-методическое пособие
    Пособие содержит 208 творческих заданий по элементарной математике и методике ее преподавания. Задания рассчитаны на расширение методико-математического кругозора студентов, развитие их познавательной самостоятельности.
  3. Учебное пособие предназначено для изучающих экономическую теорию студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, а также всех тех, кто интересуется теоретической экономикой. Содержание

    Учебное пособие
    Учебное пособие подготовлено в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом по курсу экономической теории. Дана характеристика экономической системы общества и рыночной экономики, рассматриваются классические
  4. Учебно-методическое пособие Издательство Москва (1)

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В.
  5. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (3)

    Учебное пособие
    М 79 Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  6. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (4)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  7. Учебное пособие москва 2003 ббк 86. 2 Удк 2

    Учебное пособие
    Учебное пособие Зеленкова Михаила Юрьевича – доктора политических наук, действительного члена (академика) Академии военных наук, члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук,
  8. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8) (1)

    Учебно-методическое пособие
    В.И. Игошин, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского;
  9. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.

Другие похожие документы..