Научно-образовательный центр инновационного развития железнодорожного транспорта государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет путей сообщения» МИИТ

Наиболее оптимальным решением задач инновационного развития транспортного комплекса Российской Федерации является концентрация усилий на создании интегрированной инновационной транспортной среды через совершенствование структуры отраслевого научно-образовательного комплекса. Это позволит повысить эффективность его функционирования, оптимизировать расходы, сконцентрировать усилия на ключевых направлениях, исключить параллельность исследований, усилить координацию с национальными исследовательскими программами.

Ориентирами являются положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, которая предусматривает до 2012 года завершение формирования национальной инновационной системы, модернизацию фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования, решение приоритетных задач обновления структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе научно-образовательных центров по инновационному развитию; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.

Успешная реализация Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» и «Транспортной стратегии  Российской Федерации  на период до 2030 года» невозможна без эффективной деятельности отраслевых научных центров и лабораторий при вузах, финансируемых из Федерального бюджета. Опыт их функционирования в предыдущие годы показал, что успешная работа зависит от наличия долгосрочных программ с обеспечением целевого финансирования.

Опыт функционирования аналогичных научных центров и лабораторий за рубежом, например, в Лейбниц-институте физики твердого тела и материаловедения (IFW Dresden) Технического университета Дрездена свидетельствует о том, что достижение научных результатов и разработка новой транспортной техники на уровне мировых стандартов возможно только при наличии долгосрочной финансовой поддержки, системного подхода в вопросах формирования политики в области приоритетных научных направлений транспортной отрасли и финансирования полного цикла научных исследований.

В связи с этим необходимо решение вопроса о долгосрочном финансировании научно-технической деятельности отраслевых научно-образовательных центров на базе ведущих транспортных вузов. Для этого необходима разработка перспективных долгосрочных программ научно-технического развития, согласованных с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и «Транспортной стратегии  Российской Федерации  на период до 2030 года», предусматривающих инновационное развитие отрасли на основе разработки и создания прорывных технологий и транспортной техники нового поколения.

Научно-образовательные центры по инновационному развитию на базе высших учебных заведений могли бы выступать в качестве разработчиков и кураторов по реализации долгосрочных программ инновационного развития отрасли, охватывающих все направления деятельности транспортного комплекса и согласованных с Федеральной целевой программой «Развития транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» и «Транспортной стратегией  Российской Федерации  на период до 2030 года». Это обеспечило бы поступательное инновационное развитие транспортного комплекса с максимально эффективным использованием научно-производственного потенциала.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

Создание научно-образовательных центров по инновационному развитию на базе высших учебных заведений отрасли обеспечит формирование основ сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи инновационного развития экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности. Научно-образовательные центры являются опорными точками развития инноваций, центрами концентрации всех стадий инновационного развития от фундаментальных исследований до массового внедрения, что позволит оптимизировать усилия на инновационном развитии транспортной отрасли.

Создание научно-образовательных центров обеспечит возможность комплексного решения задач инновационного развития отрасли на основе интегрированного подхода включающего реализацию полного цикла инновационных разработок: фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, экспериментальные исследования и широкое внедрение результатов, широкое использование результатов научно-технической деятельности в образовательном процессе, а также подготовка кадров всех уровней по всему спектру востребованных специальностей с решением актуальной задачи сохранения и развития кадрового научного потенциала отрасли.

научно-образовательный центр должен:

  • объединить усилия университета, НИИ, научных сообществ, бизнеса и других участников инновационного процесса в первую очередь по общетранспортным направлениям научных исследований,

  • обеспечить поэтапное повышение качества выполнения НИР и ОКР до уровня передовых зарубежных разработок;

  • консолидировать усилия по формированию эффективных механизмов внедрения инноваций в транспортном комплексе и дорожном хозяйстве;

  • обеспечить внедрение на транспорте передовых прорывных технологий;

  • осуществлять подготовку и переподготовку кадров всех уровней квалификации.

Основными целями являются

Цель1. Формирование конкурентоспособного на мировом уровне научного центра, обеспечивающего реализацию полного цикла инновационных разработок в сфере железнодорожного транспорта, транспортного строительства и межтранспортного взаимодействия

Задачи:

В соответствии приоритетными направлениями научных исследований одной из важнейших задач является создание энергоэффективной, экологически чистой транспортной техники нового поколения.

Создание новых поколений высокоскоростной, энергоэффективной, экологически чистой транспортной техники в целях перехода к инновационному пути развития, обеспечения стратегических национальных приоритетов и безопасности государства, в интересах народно-хозяйственного, социально-экономического и научно-технического прогресса страны будет способствовать обеспечению надёжного функционирования транспортных комплексов и систем в течение увеличенных сроков эксплуатации, создание научно-технического и технологического задела превышающего мировой уровень в обеспечении разработки перспективных высокоскоростных транспортных систем, систем диагностики, предупреждения отказов и аварийной защиты транспортных средств, характеризующихся высокой технической эффективностью за счет разработки и внедрения новых методов ранней диагностики, комплексного анализа параметров и прогнозирования, оценки точности и достоверности информации.

Создание высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.

Это обеспечит:

  • решение конкретных теоретических и прикладных первоочередных задач транспортной отрасли по созданию высокоскоростных транспортных средств, высокоскоростных транспортных систем и интеллектуальных систем управления, создание единого транспортно-информационного пространства и развития транспортной инфраструктуры для организации высокоскоростного движения, производительных сил, методов и технологий скоростного строительства транспортных объектов.

  • разработку теоретических основ и создание высокоскоростных транспортных средств на новых физических принципах, интеграцию субъектов Федерации в единое транспортно-информационное пространство, обеспечение стратегических национальных приоритетов, формирование согласованного инновационного пути развития отраслей экономики за счет организации транспортно-информационных связей.

  • разработку оптимальных методов организации движения всех видов транспортных средств на основе интеллектуальных систем управления с учетом разделения транспортных потоков по скоростям, массе и другим критериям с позиции обеспечения безопасности пользователей и перевозочного процесса.

Интеллектуальные системы управления и навигации рассматриваются как комплексные системы информационного обеспечения и управления транспортными потоками, основанные на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий и методов управления.

Основные ожидаемые результаты:

формирование в Российской Федерации единой транспортной системы, отвечающей стратегическим национальным приоритетам и безопасности государства, интересам народно-хозяйственного, социально-экономического и научно-технического прогресса страны, построенной на принципах инновационного пути развития, включающий гармонизацию развития всех видов транспорта, оптимизацию их взаимодействия на принципах логистического подхода в целях решения главной задачи - устойчивого развития регионов и государства в целом.

В основе лежат принципы модернизации всего транспортного комплекса на основе разработки и внедрения новейших достижений отечественной науки и промышленного производства в области создания научно-технической и технологической продукции превышающей мировой уровень, в обеспечении разработки перспективных энергоэффективных, экологически чистых высокоскоростных транспортных систем, транспортных средств и транспортных технологий, характеризующихся высокой технической эффективностью за счет разработки и внедрения комплексного многофакторного анализа и прогнозирования, оценки точности и достоверности информации, комплексного внедрения новых конструкционных, в том числе композиционных материалов, при создании базовых элементов конструкций транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры и технологий.

Основными направлениями деятельности научно-образовательного центра являются:

1. Решение первоочередных теоретических и прикладных задач транспортной отрасли по созданию новых поколений энергоэффективной, экологически чистой транспортной техники (авиационно-космической, железнодорожной, автомобильной, водной). Применение в традиционных конструктивных схемах новых технических решений (например, новых типов экологически чистого железнодорожного тягового подвижного состава на основе использования новых видов топлива и т.д.), использование нетрадиционных компоновочных схем железнодорожного подвижного состава (универсальные вагоны-трансформеры) и т.д

2. Разработка и внедрение принципиально новых подходов и решений при развитии транспортной инфраструктуры, организации строительства объектов транспортного комплекса с применением новых методов и технологий скоростного строительства железнодорожных линий и объектов инфраструктуры в том числе для районов Севера и Северо-Востока страны.

3. Разработка и внедрение новых конструкционных и композиционных материалов и покрытий на основе новейших достижений в области наноидустрии, органического и неорганического синтеза, металлургии и термической обработки, работающих в различных климатических и температурных условиях; разработка технологий комплексного внедрения перспективных конструкционных и композиционных материалов при строительстве объектов транспортной инфраструктуры (быстротвердеющие бетоны, строительство автодорог и аэродромных покрытий), в базовые конструктивные элементы, обеспечивающих повышение энергомассовых характеристик и экономических показателей транспортной техники, уменьшения себестоимости перевозок;

4. Разработка и создание отечественного высокоэффективного, экологически чистого транспорта на принципах магнитной левитации на основе использования эффекта сверхпроводимости с применением наноматериалов, новых типов источников питания и аккумулирования энергии на основе высокотемпературных сверхпроводников, разработки и внедрения методов передачи энергии на подвижной состав.

5. Разработка и внедрение энергоэфффективных экологически чистых технологий, обеспечивающих повышение надежности, долговечности транспортных средств и сооружений.

6. Основными целями и задачами научно-образовательного центра в области создания высокоскоростных транспортных средств, высокоскоростных транспортных систем и интеллектуальных систем управления в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры являются:

  • построение высокоэффективных высокоскоростных транспортных систем;

  • обеспечение высокого качества транспортного обслуживания всех пользователей;

  • повышение пропускной и провозной способности транспорта и транспортной инфраструктуры;

  • повышение уровня безопасности движения для новых видов транспортных средств;

  • снижение вредного воздействия транспортного комплекса на экосистему;

  • снижение потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспорта и транспортной инфраструктуры;

  • снижение задержек и увеличение скорости сообщения на всех видах транспорта на основе создания системы управления транспортными потоками, действующей в реальном времени;

  • обеспечение управления движением высокоскоростными транспортными средствами с использованием системы позиционирования ГЛОНАСС, а также наземных систем позиционирования, обеспечивающих высокую точность определения местоположения;

  • расширение использования системы позиционирования ГЛОНАСС для новых технологий обеспечения оперативного автоматизированного контроля движения транспорта и оперативного управления им;

  • создание принципиально нового информационного обеспечения субъектов управления транспортным комплексом с интеграцией сервисов, доступным всем участникам транспортной сети;

  • повышение оперативности управления парком транспортных средств специальных, ремонтных, эксплуатационных и аварийных служб, в том числе с использованием системы позиционирования ГЛОНАСС;

  • снижение негативных последствий сбоев в устойчивом функционировании транспортной системы;

  • обеспечение интегрированного подхода к созданию технического, информационного и программного обеспечения развития транспорта и транспортной инфраструктуры.

Наиболее перспективные разработки в данной области, превышающие мировой уровень или соответствующие ему:

  1. Учебное пособие 2008 ` ` Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Учебное пособие
    Данное пособие является одной из первых научно-учебных разработок по сравнительно новой, находящейся еще в стадии становления, дисциплине «Территориальная организация населения».
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ инженерного профиля в рамках повышения квалификации работников Московского аэроузла на основе организации системы дополнительного обучения кадров
  3. Теория и методология инновационного развития железнодорожного транспорта россии

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре бухгалтерского учета, анализа и аудита в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»
  4. Устав федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения» (далее – Университет) является федеральным государственным образовательным учреждением высшего
  5. Программа развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»

    Программа
    развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.
  6. Ет) является федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования (далее высшее учебное заведение)

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения» (далее – Университет) является федеральным государственным образовательным учреждением высшего
  7. Яется федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования (далее высшее учебное заведение)

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» (далее – Университет) является федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального
  8. Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования (3)

    Документ
    1.1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» (далее - Университет) является учреждением высшего профессионального образования.
  9. «Тюменский государственный нефтегазовый университет» справочник абитуриента по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования Дорогие друзья! (2)

    Справочник абитуриента
    Тюменский государственный нефтегазовый университет сегодня – это девять учебных институтов в городе Тюмени, институты в городах Тобольск, Сургут, Новый Уренгой, Ноябрьск, комплекс учреждений начального и среднего профессионального

Другие похожие документы..