Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ставропольский государственный педагогический институт

«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по учебной работе

___________Шумакова А.В.

«___»_____________2010 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

для специальности

050301.65 русский язык и литература

«Разработано»

«Утверждено»

проф. Атарщикова Е.Н.

____________________

на заседании кафедры теории и методики преподавания исторических и филологических дисциплин «__»___________ 2010 г.

протокол №____

____________проф.Атарщикова Е.Н.

«Согласовано»

декан историко-филологического факультета

_____________ проф. Атарщикова Е.Н..

Ставрополь, 2010 г.

  1. Пояснительная записка

Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная система должна не только обеспечивать знаниями обучаемых, но и формировать потребность в самостоятельном овладении знаниями на протяжении всей жизни человека. Происходит переход от индустриального общества к обществу информационному, в котором процессы приобретения и распространения знаний становятся главными.

Есть основания полагать, что в третьем тысячелетии качественно новый уровень развития современной России будет зависеть от роста ее интеллектуального, культурного и нравственного потенциала. Следовательно, если в настоящее время наша страна не вступит на путь коренного преобразования средней и высшей школы, то в будущем она уступит во всеобщей межнациональной конкуренции.

В «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» подчеркивается: «Модернизация общества предполагает становление новой культуры, в которой ценностями является самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы. Образование может играть важнейшую роль в этом процессе».1

Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в педагогических институтах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки. Настоящая программа «Технологии и методики обучения русскому языку и литературе» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом для студентов, обучающихся по специальности 050300.62(540300) - Филологическое образование, профиль подготовки: 050301.62 (540301) Русский язык и литература.

Дидактические единицы ГОСТ бакалавриата: Методика обучения в системе филологического образования. Цели обучения в системе филологического образования. Особенности содержания обучения в филологическом образовании. Различные технологии обучения школьников в системе филологического образования: урочные и внеурочные; традиционные и современные: групповые и индивидуальные: дифференциации и индивидуализации и др. Выбор технологий обучения
в зависимости от возрастных возможностей, личностных достижений, актуальных проблем обучающихся в освоении предметной области и в зависимости oт специфики учебного предмета и содержания изучаемого учебного материала. Возможные технологи: методики построенияурока, ориентированного на развитие ключевых компетентностей
школьников. Современные средства оценивания результатов обучения иопенки достижений школьников в освоении предметной области. Методика преподавания языка (литературы) в полиэтнической и поликультурной среде. Решение воспитательных задач через предмет. Технологии построения здоровье сберегающей среды обученияшкольников.

Предлагаемый вариант программы отличается от предыдущих программ прежде всего названием, общей корректировкой, обусловленной объективными изменениями как в системе высшего и среднего образования, так и в содержании ГОСТов разных поколений, учебных программ по русскому языку для общеобразовательных школ Российской Федерации.

В связи с изменением названия курса целесообразно обосновать некоторые понятия. В современной дидактике во многих методических работах встречается термин педагогическая технология. В практике встречаются такие термины, как педагогиче­ские технологии, технологии образования, новые педаго­гические, инновационные учебные технологии. Однако понятие «технология» еще уточняется, термин употребля­ется в достаточно широком контексте. Чаще образовательную технологию определяют как со­вокупность определенных форм и методов обуче­ния, обеспечивающую создание учениками образователь­ной продукции (А. В. Хуторской). В основе определения образовательных технологий лежат те цели, которые должны быть достигнуты (образовательный результат), способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роль в образовательном процессе.

В связи с этим в современной методике корректируются це­ли обучения, изменяется содержание и структура образо­вания. Соответственно этому совершенствуются формы обучения, уточняются методы и приемы обучения. Кроме того, разрабатываются технологии, которые ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и направлены на общее развитие личности ре­бенка, развитие его интеллектуальных и коммуникатив­ных умений, формирование социально значимых надпредметных умений.

Современные личностно-ориентированные образова­тельные технологии учитывают возрастные, индивиду­ально-психологические особенности учащихся, ориенти­руются на ученика как на субъект образовательного про­цесса, который совместно с учителем может определять учебную цель, планировать, подготавливать и осуществ­лять образовательный процесс, анализировать достигну­тые результаты.

Дисциплина ориентирована на создание системы ценностных представленший о языке, совершенствование и развитие языкового образования, разработку новых технологий уроков по русскому языку.

В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук о развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы, подготовка к различным видам профессиональной деятельности, использование передового педагогического опыта.

В современной дидактике созданы теоретические пред­посылки в развитии этой идеи, определены структурные компоненты образовательной технологии:

  1. Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта.

  2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя на этом этапе — при­влечение учащихся к занятиям познавательной деятель­ностью и поддержка этого интереса.

  3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собст­венно процесс обучения, на котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения.

  4. Контроль качества усвоения материала.

За последние двадцать лет методика обучения русскому языку в школе развивалась поступательно, непрерывно пополняясь не только многочисленными разработками прикладного характера, но и целостными концепциями, которые нашли отражение в новых программах (1988, 1992, 2001 гг.) и в новых учебно-методических комплексах.

Все эти изменения учтены в обновленном курсе «Технологии и методики обучения русскому языку и литературе» для студентов-филологов в настоящей программе. Список литературы является не только перечнем обязательной литературы по данной учебной дисциплине, но и представляет весь имеющийся в настоящее время в распоряжении ученых-методистов и учителей-новаторов и практиков учебно-методический комплекс.

Профессиональная, методическая компетенция учителя русского языка обеспечивается лекционно-практическим курсом, основанным на позитивном, коммуникативно-деятельностном и системном подходе к теории методики и практики ее реализации. Основным результатом освоения дисциплины является формированное мышление выпускника вуза, предполагающее оперирование методическими понятиями, понимание реальных учебных ситуаций и применение методических знаний в разных, нередко меняющихся условиях.

При всем многообразии форм обучения учителю важно уметь представить в школьном курсе русского родного языка целостную лингвистическую систему и обеспечить развитие речи уча­щихся в динамике учебного процесса. Особое внимание методи­ческой науки к тексту и его роли в обучении проявляется в умении выпускника педвуза методически целесообразно отбирать и использовать текстовый материал, анализировать его с позиций лингвистики текста, герменевтики и др., по-новому моделиро­вать уроки с опорой на текст.

Статус русского языка как родного, государственного и языка межнационального общения накладывает на учителя особую ответственность мировоззренческого плана. В связи этим студент овладевает методикой формирования у школьни­ков ценностных представлений о русском языке, выработкой чувства национального самосознания, связанного с поддержани­ем культуры русской речи.

В систему методической подготовки будущего учителя рус­ского языка входят:

  • теоретическая подготовка, которую студенты получают на лекциях, спецсеминарах, спецкурсах, закрепляют ее при написании рефератов, курсовых и дипломных работ;

  • практическая подготовка студентов реализуется на прак­тических и лабораторных занятиях, а также во время учебных и педагогических пед­практики.

Составной частью данного курса является последующее прохождение студентами производственной (педагогической) практики в базовых школах в течение 8 недель.

2.Цель и задачи дисциплины:

Раздел «Методика обучения русскому языку»

Цель учебного курса - формирование профессиональной компетенции и творче­ского потенциала личности учителя-лингвиста; демонстрация личностно-ориентированных технологий преподавания русского языка, гарантирующая каждому студенту получение качественного образовательного результата.

Учебная дисциплина призвана формировать высококвалифицированных специалистов в области филологии. Ее назначение состоит в том, чтобы обучающиеся могли овладеть знаниями методологического характера, которые послужат им своего рода ключом в решении задач как познавательного, так и непосредственно практического характера..

Основными задачами изучения дисциплины являются:

-закрепление в учебном процессе базовых положений теории и методики преподавания русского языка в России;

  • обеспечение будущего учителя фундаментальными научно-методическими знаниями о процессе обучения русскому языку и воспитания детей средствами своего предмета;

  • вооружение студента-лингвиста методами, формами и способами реализации компетентностного подхода к преподаванию русского языка, что позволит в дальнейшем в разнообразной про­фессиональной деятельности учителя в современной диф­ференцированной школе развивать языковые способности личности и создавать обучающую речевую среду. Предусмотрено ознакомление студентов с разными методическими направлениями, более глубокое и самостоятельное изучениe ими концептуально новых идей, овладение общеучебными явлениями получения информации с учетом современных информационных технологий и специальными типами умений, обеспечивающих осмысление практики организации обновленного учебного процесса;

- познание студентами проблемных положений лингводидактики (русский язык как родной, неродной, иностранный) с учетом специфики контингента региона;

- обобщение и углубление общетеоретических знаний о разнообразных педаго­гических технологиях, используемых при обучении язы­кам:

  • модульная технология обучения (Т. И. Шамова, П. И. Третъяков, И. Б. Сенновский),

  • технология развива­ющего обучения (И. С. Якиманская, Л. В. Занков и др.),

  • игровая технология (Ш. А. Амонашвили, О. В. Канарская, Д. Б. Эльконин),

  • проблемно-эвристическая технология (А. В. Хуторской)

  • обучение в малых группах, метод про­ектов, информационные технологии {Е. С. Полат),

  • ин­формационные технологии на основе алгоритмов (Н. Н. Алгазина) и др

  • - осмысление проблем методологии теории политической и правовой мысли;

  • расширение представлений о системе традиционных уроков по русскому языку;

  • приобретение дополнительных навыков о системе нетрадиционных уроков, необходимых в практической деятельности учителя русского языка: интегрированные уроки, основанные на меж­предметных связях,; уроки в форме соревнований (лингвис­тический турнир, лингвистический бой), уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в обще­ственной практике (интервью, репортаж, лингвистическое исследование), уроки на основе нетрадиционной организа­ции учебного материала (урок мудрости, урок-презента­ция), уроки с использованием фантазии (урок-сказка), уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-кон­ференция, аукцион, бенефис, телепередача), уроки, осно­ванные на имитации деятельности организаций и учреж­дений (заседание ученого совета, дебаты в парламенте), уроки, имитирующие общественно-культурные мероприя­тия (заочная экскурсия, урок-путешествие, гостиная, лингвистический театр)и т.д.;

  1. Программа дисциплины технологии итогового контроля по русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 Русский язык и литература

    Программа дисциплины
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Психология для специальности 050301. 65 Русский язык и литература со специализацией " Практическая журналистика" «Разработано»

    Учебно-методический комплекс
    Целью предлагаемого пособия по психологии, представляющего собой учебно-методический комплекс (УМК), для студентов педагогических специальностей является обеспечение обучающих и обучающихся комплексом программного, нормативного, методического,
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» Специальность 050301. 65 Русский язык и литература со специализацией со специализацией "Практическая журналистика"

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
  4. Программа дисциплины опд. Ф. 04. Теория и методика обучения иностранному языку цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Теория и методика обучения иностранному языку» (2)

    Программа дисциплины
    Дисциплина ориентирует на преподавательскую, научно-методическую, воспитательную, культурно-просветительскую виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
  5. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  6. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (1)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  7. Программа обучения студентов (sullabus) криминология для специальности: 050301 Юриспруденция форма обучения: дневная Всего 2 кредита

    Программа
    Силлабус составлен на основании учебной программы по дисциплине «Криминология» и с учетом положений утвержденного учебного плана для специальности 050301 - «Юриспруденция»
  8. Программа дисциплины опд. Ф. 04. Теория и методика обучения иностранному языку цели и задачи дисциплины Цель

    Программа дисциплины
    осуществлять процесс обучения учащихся с ориентацией на задачи воспитания и развития личности школьников с учетом специфики преподаваемого предмета (иностранный язык);
  9. Программа дисциплины опд. Ф. 04 Теория и методика обучения иностранному языку цели и задачи дисциплины Цель

    Программа дисциплины
    обобщенные способы решения методических задач – рациональную последовательность учебных действий ученика и обучающих действий учителя, направленных на достижение поставленной на уроке задачи;

Другие похожие документы..