Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ставропольский государственный педагогический институт
«УТВЕРЖДАЮ»
проректор по учебной работе
___________Шумакова А.В.
«___»_____________2010 г.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
для специальности
050301.65 русский язык и литература
«Разработано» | «Утверждено» |
проф. Атарщикова Е.Н. ____________________ | на заседании кафедры теории и методики преподавания исторических и филологических дисциплин «__»___________ 2010 г. протокол №____ ____________проф.Атарщикова Е.Н. |
«Согласовано»
декан историко-филологического факультета
_____________ проф. Атарщикова Е.Н..
Ставрополь, 2010 г.
Пояснительная записка
Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная система должна не только обеспечивать знаниями обучаемых, но и формировать потребность в самостоятельном овладении знаниями на протяжении всей жизни человека. Происходит переход от индустриального общества к обществу информационному, в котором процессы приобретения и распространения знаний становятся главными.
Есть основания полагать, что в третьем тысячелетии качественно новый уровень развития современной России будет зависеть от роста ее интеллектуального, культурного и нравственного потенциала. Следовательно, если в настоящее время наша страна не вступит на путь коренного преобразования средней и высшей школы, то в будущем она уступит во всеобщей межнациональной конкуренции.
В «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» подчеркивается: «Модернизация общества предполагает становление новой культуры, в которой ценностями является самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы. Образование может играть важнейшую роль в этом процессе».1
Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в педагогических институтах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки. Настоящая программа «Технологии и методики обучения русскому языку и литературе» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом для студентов, обучающихся по специальности 050300.62(540300) - Филологическое образование, профиль подготовки: 050301.62 (540301) Русский язык и литература.
Дидактические единицы ГОСТ бакалавриата: Методика обучения в системе филологического образования. Цели обучения в системе филологического образования. Особенности содержания обучения в филологическом образовании. Различные технологии обучения школьников в системе филологического образования: урочные и внеурочные; традиционные и современные: групповые и индивидуальные: дифференциации и индивидуализации и др. Выбор технологий обучения
в зависимости от возрастных возможностей, личностных достижений, актуальных проблем обучающихся в освоении предметной области и в зависимости oт специфики учебного предмета и содержания изучаемого учебного материала. Возможные технологи: методики построенияурока, ориентированного на развитие ключевых компетентностей
школьников. Современные средства оценивания результатов обучения иопенки достижений школьников в освоении предметной области. Методика преподавания языка (литературы) в полиэтнической и поликультурной среде. Решение воспитательных задач через предмет. Технологии построения здоровье сберегающей среды обученияшкольников.
Предлагаемый вариант программы отличается от предыдущих программ прежде всего названием, общей корректировкой, обусловленной объективными изменениями как в системе высшего и среднего образования, так и в содержании ГОСТов разных поколений, учебных программ по русскому языку для общеобразовательных школ Российской Федерации.
В связи с изменением названия курса целесообразно обосновать некоторые понятия. В современной дидактике во многих методических работах встречается термин педагогическая технология. В практике встречаются такие термины, как педагогические технологии, технологии образования, новые педагогические, инновационные учебные технологии. Однако понятие «технология» еще уточняется, термин употребляется в достаточно широком контексте. Чаще образовательную технологию определяют как совокупность определенных форм и методов обучения, обеспечивающую создание учениками образовательной продукции (А. В. Хуторской). В основе определения образовательных технологий лежат те цели, которые должны быть достигнуты (образовательный результат), способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роль в образовательном процессе.
В связи с этим в современной методике корректируются цели обучения, изменяется содержание и структура образования. Соответственно этому совершенствуются формы обучения, уточняются методы и приемы обучения. Кроме того, разрабатываются технологии, которые ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и направлены на общее развитие личности ребенка, развитие его интеллектуальных и коммуникативных умений, формирование социально значимых надпредметных умений.
Современные личностно-ориентированные образовательные технологии учитывают возрастные, индивидуально-психологические особенности учащихся, ориентируются на ученика как на субъект образовательного процесса, который совместно с учителем может определять учебную цель, планировать, подготавливать и осуществлять образовательный процесс, анализировать достигнутые результаты.
Дисциплина ориентирована на создание системы ценностных представленший о языке, совершенствование и развитие языкового образования, разработку новых технологий уроков по русскому языку.
В основе дисциплины — исторически сложившаяся методология лингвистического знания, достижения современных наук о развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы, подготовка к различным видам профессиональной деятельности, использование передового педагогического опыта.
В современной дидактике созданы теоретические предпосылки в развитии этой идеи, определены структурные компоненты образовательной технологии:
Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта.
Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя на этом этапе — привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.
Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, на котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения.
Контроль качества усвоения материала.
За последние двадцать лет методика обучения русскому языку в школе развивалась поступательно, непрерывно пополняясь не только многочисленными разработками прикладного характера, но и целостными концепциями, которые нашли отражение в новых программах (1988, 1992, 2001 гг.) и в новых учебно-методических комплексах.
Все эти изменения учтены в обновленном курсе «Технологии и методики обучения русскому языку и литературе» для студентов-филологов в настоящей программе. Список литературы является не только перечнем обязательной литературы по данной учебной дисциплине, но и представляет весь имеющийся в настоящее время в распоряжении ученых-методистов и учителей-новаторов и практиков учебно-методический комплекс.
Профессиональная, методическая компетенция учителя русского языка обеспечивается лекционно-практическим курсом, основанным на позитивном, коммуникативно-деятельностном и системном подходе к теории методики и практики ее реализации. Основным результатом освоения дисциплины является формированное мышление выпускника вуза, предполагающее оперирование методическими понятиями, понимание реальных учебных ситуаций и применение методических знаний в разных, нередко меняющихся условиях.
При всем многообразии форм обучения учителю важно уметь представить в школьном курсе русского родного языка целостную лингвистическую систему и обеспечить развитие речи учащихся в динамике учебного процесса. Особое внимание методической науки к тексту и его роли в обучении проявляется в умении выпускника педвуза методически целесообразно отбирать и использовать текстовый материал, анализировать его с позиций лингвистики текста, герменевтики и др., по-новому моделировать уроки с опорой на текст.
Статус русского языка как родного, государственного и языка межнационального общения накладывает на учителя особую ответственность мировоззренческого плана. В связи этим студент овладевает методикой формирования у школьников ценностных представлений о русском языке, выработкой чувства национального самосознания, связанного с поддержанием культуры русской речи.
В систему методической подготовки будущего учителя русского языка входят:
теоретическая подготовка, которую студенты получают на лекциях, спецсеминарах, спецкурсах, закрепляют ее при написании рефератов, курсовых и дипломных работ;
практическая подготовка студентов реализуется на практических и лабораторных занятиях, а также во время учебных и педагогических педпрактики.
Составной частью данного курса является последующее прохождение студентами производственной (педагогической) практики в базовых школах в течение 8 недель.
2.Цель и задачи дисциплины:
Раздел «Методика обучения русскому языку»
Цель учебного курса - формирование профессиональной компетенции и творческого потенциала личности учителя-лингвиста; демонстрация личностно-ориентированных технологий преподавания русского языка, гарантирующая каждому студенту получение качественного образовательного результата.
Учебная дисциплина призвана формировать высококвалифицированных специалистов в области филологии. Ее назначение состоит в том, чтобы обучающиеся могли овладеть знаниями методологического характера, которые послужат им своего рода ключом в решении задач как познавательного, так и непосредственно практического характера..
Основными задачами изучения дисциплины являются:
-закрепление в учебном процессе базовых положений теории и методики преподавания русского языка в России;
обеспечение будущего учителя фундаментальными научно-методическими знаниями о процессе обучения русскому языку и воспитания детей средствами своего предмета;
вооружение студента-лингвиста методами, формами и способами реализации компетентностного подхода к преподаванию русского языка, что позволит в дальнейшем в разнообразной профессиональной деятельности учителя в современной дифференцированной школе развивать языковые способности личности и создавать обучающую речевую среду. Предусмотрено ознакомление студентов с разными методическими направлениями, более глубокое и самостоятельное изучениe ими концептуально новых идей, овладение общеучебными явлениями получения информации с учетом современных информационных технологий и специальными типами умений, обеспечивающих осмысление практики организации обновленного учебного процесса;
- познание студентами проблемных положений лингводидактики (русский язык как родной, неродной, иностранный) с учетом специфики контингента региона;
- обобщение и углубление общетеоретических знаний о разнообразных педагогических технологиях, используемых при обучении языкам:
модульная технология обучения (Т. И. Шамова, П. И. Третъяков, И. Б. Сенновский),
технология развивающего обучения (И. С. Якиманская, Л. В. Занков и др.),
игровая технология (Ш. А. Амонашвили, О. В. Канарская, Д. Б. Эльконин),
проблемно-эвристическая технология (А. В. Хуторской)
обучение в малых группах, метод проектов, информационные технологии {Е. С. Полат),
информационные технологии на основе алгоритмов (Н. Н. Алгазина) и др
- осмысление проблем методологии теории политической и правовой мысли;
расширение представлений о системе традиционных уроков по русскому языку;
приобретение дополнительных навыков о системе нетрадиционных уроков, необходимых в практической деятельности учителя русского языка: интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях,; уроки в форме соревнований (лингвистический турнир, лингвистический бой), уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (интервью, репортаж, лингвистическое исследование), уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, урок-презентация), уроки с использованием фантазии (урок-сказка), уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференция, аукцион, бенефис, телепередача), уроки, основанные на имитации деятельности организаций и учреждений (заседание ученого совета, дебаты в парламенте), уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, урок-путешествие, гостиная, лингвистический театр)и т.д.;
Программа дисциплины технологии итогового контроля по русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 Русский язык и литература
Программа дисциплиныУчебно-методический комплекс дисциплины Психология для специальности 050301. 65 Русский язык и литература со специализацией " Практическая журналистика" «Разработано»
Учебно-методический комплексЦелью предлагаемого пособия по психологии, представляющего собой учебно-методический комплекс (УМК), для студентов педагогических специальностей является обеспечение обучающих и обучающихся комплексом программного, нормативного, методического,Учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» Специальность 050301. 65 Русский язык и литература со специализацией со специализацией "Практическая журналистика"
Учебно-методический комплексОсновные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.Программа дисциплины опд. Ф. 04. Теория и методика обучения иностранному языку цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Теория и методика обучения иностранному языку» (2)
Программа дисциплиныДисциплина ориентирует на преподавательскую, научно-методическую, воспитательную, культурно-просветительскую виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)
Программа дисциплиныВ основе дисциплины — исторически сложившаяся методология лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (1)
Программа дисциплиныВ основе дисциплины — исторически сложившаяся методология лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,Программа обучения студентов (sullabus) криминология для специальности: 050301 Юриспруденция форма обучения: дневная Всего 2 кредита
ПрограммаСиллабус составлен на основании учебной программы по дисциплине «Криминология» и с учетом положений утвержденного учебного плана для специальности 050301 - «Юриспруденция»Программа дисциплины опд. Ф. 04. Теория и методика обучения иностранному языку цели и задачи дисциплины Цель
Программа дисциплиныосуществлять процесс обучения учащихся с ориентацией на задачи воспитания и развития личности школьников с учетом специфики преподаваемого предмета (иностранный язык);Программа дисциплины опд. Ф. 04 Теория и методика обучения иностранному языку цели и задачи дисциплины Цель
Программа дисциплиныобобщенные способы решения методических задач – рациональную последовательность учебных действий ученика и обучающих действий учителя, направленных на достижение поставленной на уроке задачи;