Методическое пособие для студентов библиотечного факультета

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

Библиотечный факультет

Кафедра АБС и ВТ

Сбитнев С.А., Колкова Н.И.

МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В БИБЛИОТЕКЕ

Методическое пособие

для студентов библиотечного

факультета

Кемерово, 1992

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В конце 60-х годов в учебный план факультетов был введен курс "Основы научно-технической информации". В программе этого курса предусматривалось изучение главным образом средств малой механизации, а также знакомство со средствами копирования и микрофиль­мирования. Эти средства рассматривались в программе с точки зре­ния обработки информации (сортировка, поиск) и копирования биб­лиотечной документации и снятия копий документов в интересах чи­тателя.

В первой половине 70-х годов в практику работы различных типов библиотек всё настойчивее пробивали дорогу аппараты для электрографического копирования документов. Электрографические методы копирования все шире и шире применялись для дублирования библиотечных карточек: для различных каталогов и картотек к этому вре­мени библиотеки накапливают опыт по копированию для читателей ста­тей из журналов, описаний к авторским свидетельствам и патентам, гостов, а также снятия копий страниц отдельных изданий для восстановления главным образом справочников, учебников.

Появление на рынке электрографических аппаратов создает возможности для библиотек организовывать производственные лаборатории по копированию документов, как в интересах читателя, так и самих библиотек с целью пополнения собственных фондов за счет копий от­дельных изданий. У библиотек появилась возможность доукомплектовать свои фонды, а также условия, при которых обеспечивается более на­дежная сохранность оригиналов. Считалось модным, применение в ра­боте библиотек (за неимением других средств) средств малой механи­зации (рейтер - карты, карты с краевой перфорацией, унитермкарты, перфокарты на просвет).

К концу 70 - х годов в сферу обслуживания читателей по МБА включаются новые носители информации: микрофиши, рулонные микрофильмы. А для создания справочного аппарата, в котором наряду с поисковым образом документа включен и сам документ, распространя­ются апертурные карты (фильм - сорт).

Практика применения различных технических средств побудила высшую библиотечную школу к ответной реакции включить в учебный план факультетов самостоятельный курс "Технические средства библиотечной работы". В 1982 году выходит учебное пособие под редак­цией А.В.Соколова по данной дисциплине. В учебном пособии и прог­рамме курса предусматривалось изучение главным образом работы биб­лиотекаря в качестве оператора и не сосредоточивалось внимание на библиотечной технологии, а также областей и эффективности примене­ния технических средств в библиотеке. Технические средства рас­сматривались с позиций, прежде всего их традиционной библиотечной технологии, где главным образом процессы преобразования информа­ции выполнялись вручную. В учебном пособии практически не освеща­лись вопросы, которые связаны с разработкой новых технологических процессов и операций, приемов, которые к жизни вызывались техни­ческими средствами. Таким образом, не отводилось достаточное вни­мание широкому использованию средств механизации на всех участках работы библиотеки.

В 1986 году под редакцией профессора К.В.Тараканова издается пособие по курсу "Информатика", в котором достаточно подробно в теоретическом плане ( ,с.38-64) рассматриваются информационные процессы и обращается внимание на автоматизацию семантической обработки информации ( , с.113-144). Не оспаривая важности теоретического осмысления в библиотечном пособии вопросов обра­ботки информации в учебном пособии, следует отметить, что в нем не рассматриваются вопросы прикладного значения. Осознавая экономическую, социальную значимость механизации и автоматизации библиотечной технологии в учебный план факультетов в конце 80-х годов был включен самостоятельный курс "Механизация и автоматизация технологических процессов в библиотеке", в программе которого долж­ны быть устранены те недостатки в изучении студентами прикладных задач курса, в котором внимание сосредоточивается на библиотечной технологии, которая ориентирована на применение широкого комплек­са механизации и автоматизации производственных процессов в биб­лиотеке как особого вида производства по созданию библиотечных продуктов и услуг. В курс включены все те разделы, которые связа­ны с отбором и систематизацией, информационным и библиотечным об­служиванием, которые составляют сущность библиотечной технологии. В курсе подробно рассматриваются и вопросы управления как техно­логическими процессами, так и библиотекой.

Глубокое освоение курса невозможно без отсутствия знаний по дисциплинам в профессиональной подготовке. Курс строится на базе тех знаний, которые получены студентами в дисциплинах "Общая и специальная библиотечная технология", "Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии", "Вычислительная техника и программирова­ние", а также на цикле курсов специализации: "Технология информационно-библиографического обслуживания нужд общественной практики", "Управление формированием и эксплуатацией библиотечных фондов", "Технология автоматизированной обработки информации в библиотеке". Изучение курса предполагает обстоятельное знание студентами кур­сов "Иностранный язык", "Психология", "Педагогика", "Экономика". Большое влияние на требования к изучению дисциплины накладывает квалификационные характеристики выпускников факультета, в которых отражаются современные научные достижения и требования практики. Теперь уже с полной уверенностью можно сказать, что уходит в историю система научных взглядов на библиотеку. Как культурно-просветительное учреждение, а на библиотекаря как работника идеологи­ческого фронта. В курсе "Механизация и автоматизация технологи­ческих процессов в библиотеке" она рассматривается как особый вид производства по производству библиотечных продуктов и услуг. Библиотечная технология, производственные процессы по преобразо­ванию информации являются одним из сложнейших процессов, в кото­рых реализуются технологические операции, весьма слабо поддающие­ся формализации и алгоритмизации. Главной целью курса является использование современных методов накопления и использования биб­лиотечных ресурсов в интересах членов общества. Сделать ресурсы доступными для каждого члена общества, снизить трудоемкость эксплуатации ресурсов, обеспечить оперативность в информационном и биб­лиотечном обслуживании, представить современному предпринимателю, коммерсанту, научному работнику новые виды библиотечной продукции, новые более комфортные услуги.

Курс "Механизация и автоматизация технологических процессов в библиотеке" изучается в 5 - 8 семестрах и включает: лекции, семинарские занятия, лабораторные работы, а также написание и публич­ную защиту курсовых проектов на отдельных этапах в качестве проме­жуточных контрольных точек могут вводиться решением Совета зачеты и экзамены.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Студент должен иметь ввиду, что все те трудности, которые могут ему встретиться при изучении курса связаны, прежде всего, с обстоятельными его знаниями, которые он получил при изучении курсов про­фессиональной подготовки, с тем усердием и упорством, которые связаны с глубокими знаниями, а не представлениями о технологичес­ких процессах и технологических приемах, которым подвергается каждый документ, прежде чем стать элементом сложной информацион­ной системы, которой является библиотека. Не может быть освоен курс студентом, если он не владеет методами подготовки, обработки и ввода документов в систему; если у него поверхностные знания о единстве и взаимосвязях информационных процессов входе эксплуатации документов в библиотеке. Студент должен владеть приемами и методами, позволяющими ему поставить и описать информационную за­дачу, которая должна быть реализована в библиотеке. Курс строит­ся на основательных знаниях студента не только о репертуаре тех­нологических процессов, операции и приемов, которые составляют сущность библиотечной технологии, но и уметь разрабатывать прог­рамму и стратегию поиска информации в различных информационных массивах. Студенту важно осознать, что не любой выданный им доку­мент в библиотеке может удовлетворить информационные потребности читателя. Сформированные и созданные информационные массивы есть результат деятельности коллективов различных специалистов, которые обеспечивают в конечном итоге работу библиотеки. Любая библиоте­ка может достичь высоких показателей по информационному и библио­течному обслуживанию только тогда, когда она взаимодействует со всем библиотечным и информационным её окружением. В профессиональ­ной литературе студент найдет ответы на все те вопросы, которые связаны с комплексной механизацией и автоматизацией технологичес­ких процессов. Однако заметим, что сведения по этим вопросам рассредоточены по многим источникам. В отдельных случаях они отрывоч­ны, неполны. Таким образом, трудности изучения курса связаны с отсутствием хорошего учебника или учебного пособия. Поэтому данное методическое пособие должно послужить путеводителем по всем тем вопросам, которые связаны с механизацией и автоматизацией процессов в библиотеке. Усиление требований к изучению предмета обуславливается многими причинами. Во-первых, с ежегодным повышением оснащенности библиотек современными техническими средства­ми, во-вторых, повышением требований к качеству библиотечных про­дуктов и услуг со стороны читателей как налогоплательщиков, на средства которых и существует библиотека и, наконец, усложнением экономической и социальной жизни страны. В конечном счете рыноч­ные отношения в экономике по новому ставят вопросы, связанные с производством библиотечных продуктов и услуг. Залогом успешного решения задач по комплексной механизации и автоматизации библио­течной технологии является федеральная программа информатизации России. Этой программой охватываются все отрасли народного хозяй­ства, в том числе культура и искусство. На программу информатиза­ции выделяются достаточные средства, прежде всего для развития сис­тем связи и передачи документальной информации. Несмотря на демок­ратические начала организации материала по курсу, кроме самоконт­роля со стороны студента, устанавливается контроль за прохождени­ем курса со стороны преподавателей.

МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В БИБЛИОТЕКЕ

Учебная программа

Тема I. Предмет, задачи и взаимосвязи курса с дисциплинами профессиональной подготовки.

Сущность и краткая характеристика профессиональной деятельнос­ти специалиста библиотекаря-библиографа как технолога. Разрыв между задачами и возможностями их решения в библиотеке. Библиотечная технология как объект и предмет курса. Стимулы повышения эффективности деятельности библиотек, проблемы и пути реше­ния.

Тема 2. Библиотека - особый вид производства библиотечных продуктов и услуг.

Основные понятия и их определения: библиотечный продукт, библиотечная услуга, производственный процесс, технологические процессы. Библиотечная технология как совокупность производственных методов и процессов. Автоматизация процессов в библиотеке - ограничения и исключения из производственного процесса ручного труда. Социальные аспекты механизации и автоматизации технологических процессов в библиотеке.

Тема 3. Типизация библиотек как видов производства, их комплексная механизация и автоматизация

Состав и структура библиотечных продуктов и услуг в различных типах библиотек. Механизация и автоматизация технологических про­цессов - условия наращивания объёмов производства и повышении ка­чества информационного и библиотечно-библиографического обслужи­вания. Надежность и оперативность функционирования библиотеки.

Тема 4. Показатели и оценка состояния механизации и автоматизации в библиотеке

Виды, степени и категории комплексной механизации и автоматизации. Структурный метод анализа и оценки механизации и автоматизации библиотеки и её подразделений. Методы определения конкретных условий по выбору и применению средств механизации и ав­томатизации.

Тема5.Библиотека как документальная, фактографическая автоматизированная информационная сис­тема

Основные понятия и определения. Назначение и организационно-функциональная структура АБО, краткая характеристика. Технологическая подготовка к механизации и автоматизации в библиотеке. Технологическая документация и оборудование. Обеспечивающие час­ти АБО. Кадры. Инструкции. Информационные массивы.

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЧАСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕКИ

Тема 6. Информационное обеспечение АБС

Документальные потоки - сырье для производства библиотечных продуктов и услуг. Виды, типы, жанры документов, их назначение и особенности технологической подготовки для ввода в систему. Автоматизированная обработка документов в библиотеке. Базы данных, банки данных как результат интеллектуальной деятельности и промежуточный продукт для решения информационных задач в автоматизиро­ванном режиме.

Тема 7. Лингвистические средства автоматизированной библиотеч­ной технологии.

Автоматизация семантических процессов в аналитико-синтетической переработке информации. Создание справочной базы данных для моде­лирования тематико-типологических планов комплектования библио­течных фондов с использованием комплекса информационно-поисковых языков. Структурирование информационных массивов. Информационно-поисковые языки и разработка программы поиска информации в базах данных. Формирование результатов обработки информации в библио­графических пособиях. Автоматизированные способы ведения информа­ционно-поисковых языков.

Тема 8. Информационные задачи библиотеки и их программное обеспе­чение

Формирование задач и технико-экономическое обоснование их реализации в автоматизированном режиме. Общие требования и схема описания постановки задач. О составе программных средств для библиотеки. Информация о программных средствах. Промышленные и науч­но-технические услуги по программным средствам. Репертуар задач, парк ЭВМ и проблемы выбора программных средств для библиотеки.

Тема 9. Технологическое обеспечение функционирования библиотеки

Типовые и уникальные технологические процессы и операции в автоматизированной библиотечной технологии. Состав технической документации. Разработка входных и выходных форматов. Технологи­ческие карты обработки информации в библиотеки. Методики и инст­рукции для выполнения технологических операций по смысловой об­работке документов, их систематизации, вводу, формированию инфор­мационных массивов. Методики и инструкции об организации инфор­мационных запросов и их подготовки для ввода в ЭВМ. Проблемы ос­нащения технологическим оборудованием в библиотеке.

  1. Учебное пособие для студентов библиотечного факультета Кемерово 1981 г

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Автоматизированные информационные и библиотечные системы» соответствуют разделам программы курса «Основы информатики» утвержденной в 1979 году для институтов культуры и педагогических вузов по специальности № 2113
  2. Задачи и практические ситуаций по курсу (Учебно-методическое пособие для студентов экономического факультета) Омск

    Учебно-методическое пособие
    Теория бухгалтерского учета задачи и практические ситуаций по курсу. Учебное пособие / Елкина О.С., Метелев И.С. Омск: Издатель ИП Погорелова, 2009. – 270 с.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели и задачи дисциплины соотносятся с общими целями и задачами комплексного психологического образования специалиста в сфере культуры и направлены на последовательное изучение социальной психологии как общественного явления и науки.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070503 «Музейное дело и охрана памятников»

    Учебно-методический комплекс
    Разработанный учебно-методический комплекс является достаточно полным и сбалансированным изложением материала, содержание которого определено необходимостью усиления психологического компонента подготовки управленческих кадров в сфере культуры.
  5. Методические указания для студентов заочников факультета дик

    Методические указания
    Английский язык для студентов заочной формы обучения. (Гуманитарные специальности): Учебное пособие [Текст] / Л.В. Хведченя, О.И. Васючкова, Т.В. Елисеева и др.
  6. Методическое пособие для студентов и аспирантов орел -2011

    Информационно-методическое пособие
    В современном мире, как в реальной, так и в виртуальной среде ежедневно появляется огромное количество новой информации, и вместе с ней растет объем и уровень сложности навыков еѐ поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза.
  7. Методическое пособие для студентов специальности (направления) "Журналистика"

    Информационно-методическое пособие
    Методическое пособие включает рекомендации по написанию, оформлению и защите рефератов, курсовых и дипломных работ студентов, обучающихся по специальности (направлению) «Журналистика».
  8. Методические рекомендации для студентов экономического факультета по подготовке и оформлению контрольных и курсовых работ

    Методические рекомендации
    Контрольные и курсовые работы по экономическим дисциплинам: методические рекомендации для студентов экономического факультета по подготовке и оформлению контрольных и курсовых работ / сост.
  9. Методическое пособие для студентов Казань 2005

    Информационно-методическое пособие
    Работа над курсовыми и дипломными сочинениями требует не только глубоких теоретико-методологических знаний, владения современными методами исторической науки, но и правильного оформления текста научного исследования.

Другие похожие документы..