Программа курса «Социальная психология» Ростов-на-Дону 2006 Печатается по решению методической комиссии кафедры социальной психологии ргу, протокол №3 от 2 марта 2006г.

Тема 15. Представления о структуре, этапах и механизмах общения

Уровни анализа общения:макроуровень, мезоуровень, микроуровень. Подходы к анализу общения на мезо- и макроуровнях. Различные точки зрения на структуру общения. А.А. Леоньтьев о структуре общения как о структуре речевой деятельности. Трехкомпонентная структура общения В.Н.Мясищева (образ - отношение - обращение). Внешняя и внутренняя структура общения, формальная и содержательная (Б.Д.Парыгин).

Представление о структуре общения как о взаимодействии социально - перцептивной, коммуникативной, интерактивной сторон общения (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев и др.) Этапы общения и механизмы прол (убеждение, внушение, подражание, эмпатия, идентификация, рефлексия).

Виды обратной связи в общении. Представление об обратной связи в современных исследованиях общения. Непосредственные и опосредованные вербальные способы организации обратной связи в общении: 1) риторические вопросы ( привлечение партнера к своим переживаниям); 2) приказы и запреты (ограничение поведения); 3) выговоры и претензии (неправомерные обобщения - "всегда", "никогда", "опять"); ирония, сарказм (вызвать чувство неловкости, стыда); 4) похвала и порицание. Непосредственные способы выражения отношения: 1) называние собственных чувств; 2) употребление сравнений; 3) описание своего состояния; 4) обозначение возможных действий, к которым побуждают переживаемые чувства.

Невербальные способы организации обратной связи в общении. Функции экспрессии в организации обратной связи: 1) в качестве показателя общей психомоторной активности личности, сопряженной с ее темпераментом (темп, амплитуда, интенсивность, гармоничность движений); 2) как показатель актуальных психических состояний личности; 3) как выражение модальности, знака отношения одного человека к другому; 4) в качества средства, информирующего о свойствах и качествах личности; 5) как показатель развития личности в качестве субъекта общения (программы вступления в контакт, поддержания и выхода из него); 6) в качестве показателя социального статуса личности; 7) как средство отождествления личности с определенной группой, общностью, культурой; 8) в качестве средства маскировки, предъявления и регуляции внешним "я" личности; 9) как средство, целенаправлено использующееся личностью для контроля, нейтрализации негативных отношений, состояний и создания социально-приемлемых форм поведения; 10) может рассматриваться в качестве показателя личностных способов разрядки, облегчения в стрессогенных ситуациях. (П.Экман, П.Бул, С.Л. Рубинштейн, А.А.Бодалев)

Тема 16. Отношения и общение

Категория "отношения" в психологии, социологии и социальной психологии. Специфика изучения "отношения" в различных ориентациях социальной психологии. Категория "отношения" как базовая категория социальной психологии общения. Концепция отношений Мясишева и Лазурского. Понятие о "порочном круге отношений" в концепции Мясищева. Трансформации определения отношений как психологической связи в современных социально - психологических исследованиях. Виды отношений, их характеристики и основные параметры (знак, направленность, модальность, мера осознания, целенаправленность и т.д.). Соотношение понятий "отношения" "взаимоотношения" и "самоотношения". Система отношений личности в общении. Проблема осознания системы отношений личности как теоретическая и практическая проблема социальной психологии общения.

Эмоциональные компоненты в структуре отношений. Феномен межличностной аттракции (Л.Я.Гозман). Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Трехкомпонентная структура отношений В.Столина Отношения симпатии - антипатии; доминирования - подчинения; включенности - отчужденности в концепции В.Шутца. Ее модификации в отечественной социальной психологии. Исследование доверия в межличностном общении. Виды межличностного доверия. Условия формирования доверия между людьми (Т.П. Скрипкина).

Понятие о "значимом другом" в психологии общения, о референтном круге общения. Система отношений к другому, приводящая к затруднениям в общении. Система отношений к другому, снимающая барьеры в общении.

17. Типы общения.

Дихотомический подход к определению типов общения: непосредственное - опосредованное; ролевое - личностное; вербальное - невербальное; затрудненное - незатрудненное; эффективное - неэффективное; закрытое - открытое; монологическое - диалогическое; субъектное - объектное; формальное - неформальное и т.д.

Психолингвистическая типология общения А.А.Леонтьева ее критерии: ориентированность, психологическая динамика, семиотическая специализация и степень опосредованности общения.

Основные характеристики специфических форм общения, выделенных М.И. Бобневой: резонансное, "стигматное", "эзотерическое", "этикетное", раппортное, референтное.

Стилевые критерии определения видов общения: доверительно - диалогический стиль; альтруистический стиль; конформный стиль; пассивно - индефферентный стиль; рефлексивно - манипулятивный стиль; авторитарно - монологический стиль; конфликтный стиль ( С.Братченко, Г.А.Ковалев, В.А.Кан- Калик).

Подходы к определению диалогического и монологического общения. Субъектно - субъектная парадигма общения как основа определения диалогических способов общения. Представление о диалоге в трудах М.Бахтина. Ценностный подход к анализу диалогических форм общения (Л.И. Рюмшина).

Критерии определения примитивного и манипулятивного общения (вид направленности, тип "пристройки", степень адекватности представления о себе и партнере), тема общения, способы вступления в контакт и выхода из него). Приемы манипулирования в общении (Е.Доценко).

Затрудненное и незатрудненное общение. Понятие о затрудненном общении. (В.Н. Куницина, А.А. Бодалев, Б.Д. Парыгин В.А. Лабунская). Основные способы проявления затрудненного общения (трения, сбои, конфликты). Критерии определения затрудненного общения: наличие психофизиологических, психологических и социально - психологических барьеров на пути достижения целей общения; степень нервно - психического напряжения участников общения; уровень понимания партнерами друг друга; степень соответствия результата поставленным целям. Различия между затрудненным - незатрудненным общением и эффективным - неэффективным общение.

Социально - психологическая интерпретация оптимального общения. Оптимальное общение как общение, создающее условия для развития личности, творческого подхода к деятельности. Функции оптимального общения: управление социально - психологическими процессами в группе; формирование благоприятного эмоционального климата совместной деятельности; достижение целей общения, его основных результатов.

Творческое общение в искусстве и науке: 1) субъект - субъектная система отношений; 2) признание уникальности, неповторимости, ценности партнеров друг для друга; 3) диалогичность общения; 4) отношение друг к другу как к цели общения; 5) предоставление себе и партнеру свободы в выборе способов поведения (С.Братченко, Коган, Эткинд)

Реальное и воображаемое общение. Представление о воображаемом общении в работах К.С. Станиславского.

Тема 18. Пространственно - временная система организации общения

Пространство общения личности и группы как пространство взаимодействия различных видов и форм общения (реальное и воображаемое общение, общение с живыми и ушедшими из жизни людьми, общение с идеальным образом (бог). История социально - психологического становления личности и динамика пространства и содержания общения. Уровни анализа пространства общения личности: социо - культурный; социально - психологический и психологический. Основные параметры описания общения на макро – мезо- и микроуровнях. (А.А. Бодалев, В.Ф. Ломов, Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев).

Проксемические характеристики общения. Структура проксемики в общении: дистанция, ориентация, место общения. Социально - психологические факторы динамики проксемических компонентов общения. (Э.Холл, В.А. Лабунская).

Временные критерии общения. Понятие о хронотопе.

Тема 19. Социально-психологический анализ коммуникации,

Особенности коммуникации в общении. Использование различных знаковых систем в коммуникации. Проблема кода, языка, знака, значения и смысла, понимания и интерпретации как методологические проблемы социальной психологии общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, П.Вацлавик, Дж.Бивин, Д.Джексон, В.Н. Панферов, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин и др.) Виды коммуникации. Вербальная коммуникация. Основные характеристики вербальной коммуникации (направленность, модальность, значимость, дистантность). Монологическая и диалогическая коммуникация.

Невербальные коммуникации. Соотношение понятий невербальные коммуникации и невербальное общение. Связь и различия между невербальным поведение, невербальной коммуникацией и невербальным общением (Г.М. Андреева, Н.И. Горелов, А.А. Леонтьев, В.А. Лабунская). Средства невербального общения. Паралингвистические и экстралингвистические функции невербальных средств общения. Взаимодействие речевых и невербальных средств в общении. Паралингвистические функции невербальных коммуникаций. Роль интонации в создании смысловой картины речевой коммуникации. Основные различия между невербальным и вербальным языком общения (Харрисон, Крейдлин, А.А.Леонтьев, В.А. Лабунская)

Особенности массовой коммуникации и общение (Матвеева).

Тема 20. Социально - перцептивная сторона общения.

Понятие о социально - перцептивной стороне общения. Виды социальной перцепции. Отличия между межличностным, межгрупповым познанием и самопознанием, самовосприятием. Основные характеристики социально - перцептивных образов, понятий, представлений, установок, стереотипов (А.А.Бодалев, Г.М.Андреева, Юревич). Оценка и самооценка в структуре социально - перцептивной деятельности личности. Критерии анализа оценок и самооценок (содержание, структура, уровень, сложность и т.д.).

Эмпатия как механизм межличностного познания. Виды эмпатии. Идентификация и рефлексия как механизмы социального познания. (Г.М.Андреева, В.В.Знаков). Феномен "каузальной атрибуции", "первого впечатления", "стереотипизации". Внешность и интерпретация личности (В.Н. Панферов, Е.А. Петрова, В.А. Лабунская). Внешнее, экспрессивное "Я" личности и проблема предъявления себя в общении. Компоненты экспрессивного Я личности: устойчивые (физиогномика, индивидно - конституциональные характеристики человека), среднеустойчивые (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамические параметры выражения (экспрессивное, невербальное поведение).

Факторы адекватности межличностного познания. Проблема точности, "истинности" межличностного и межгруппового познания. Особенности процессов понимания и интерпретации в социальной психологии общения. "Пристрастность", субьективность, редукция содержания понятий к личному опыту, незавершенность формирования знания о человеке - основные характеристики интерпретации в межличностном общении (С.Л. Рубинштейн, А.Н.Славская, В.В.Знаков, В.А.Лабунская)

Тема 21. Интерактивная сторона общения.

Понятие о взаимодействии, контакте как основной единице анализа общения. Виды взаимодействия. Модели коооперативного и конфликтного взаимодействия. Стратегии поведения участников взаимодействия: содействие, противодействие и уклонение от взаимодействия. в общении. Представление о взаимодействии как форме организации совместной деятельности. Решение проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме. Ролевое взаимодействие. Теории "диадического взаимодействия". Подход к взаимодействию в транзактном анализе. (Э.Берн) Конфликт, как форма взаимодействия. Социально - психологические теории межличностного конфликта. Стратегия и тактика поведения в конфликте. Функции конфликтного взаимодействия (Н.В. Гришина А.И. Донцов, Р.Фишер, У. Юри).

Понятие о кинесико - проксемических паттернах общения и невербальных интеракциях как показателях вида взаимодействия. Функции невербальных интеракций в организации взаимодействия: 1) поддерживание оптимального уровня близости с партнером; 2) изменение взаимоотношений в общении; 3) придание определенной формы взаимодействию с другими (от конфликта до согласия); 4) осуществление социальной стратификации; 5) способ демонстрации групповой принадлежности и удовлетворения потребности в социальной и социально - психологической идентичности.(П. Бул, А.А. Бодалев, Э. Холл, Г.М. Андреева, В.А. Лабунская)

Литература к IY разделу.

  1. Агеев В.С. Механизмы социального восприятия //Социальная психология в трудах отечественных психологов. С-Петербург, 2000. С.276-289.

  2. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы //Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999.С.152-175.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. Гл. 4, 5, 6.

  4. Андреева Г.М. Трудности социального познания: «образ мира» или реальный мир //Социальная психология в современном мире. М., Аспект-Пресс, 2002. С.182-203.

  5. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Теории диадического взаимодействия //Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. С.126-136.

  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988. С.8-55.

  7. Бодалев А.А. Личность и общение. М. 1995. С.210 - 256.

  8. Бодалев А.А. Познание человека человеком как научная проблема //Социальная психология в трудах отечественных психологов. С-Петербург, 2000. С.236-249.

  9. Бодалев А.А. Психология общения. М., Воронеж, 1996. Гл. 1, 2, 3.

  10. Буунк Брем П., Аффилиация, аттракция и близкие отношения //Перспективы социальной психологии. М., Эксмо. С.372-394.

  11. Вацлавик П., Бивин Дж., Ждексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций. М., Апрель Пресс, Эксмо Прессс, 2000. Гл.4

  12. Гофман И. О работе «лицом» //Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С.132-170

  13. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Питер, 2001. Гл.1, 3, 6, 11, 16, 17

  14. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. Гл. 1,2.

  15. Лабунская В.А., Менжджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: Академия 2001. Гл.1-4.

  16. Лейенс Жак-Филипп, Дарден Бенуа Основные концепции и подходы в социальном познании //Перспективы социальной психологии. М.: Эксмо, С.127-153.

  17. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл.1999. Гл. 1.

  18. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. Гл.3, 13, 15.

  19. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.:Эксмо Пресс, 2000. Гл. 1,2.

  20. Мясищев В.Н. Психология отношений. М. – Воронеж: НПО «Модек», 1995. С.159 - 171.

  21. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения //Социальная психология в трудах отечественных психологов, СПб, Питер, 2000. С.362-377.

  22. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. Гл.1-4.

  23. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003. Гл. 13,14,15.

  24. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально - психологического анализа конфликта //Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 1999. С.116 - 126

  25. Соловьева О.В. Общение: традиционные исследования и новая проблематика //Социальная психология в современном мире. М.: Аспект-Пресс, 2002. С.61-76.

  26. Социальная психология личности //Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. Гл. 7,8,14,16.

  27. Тейлор Ш., Пипло Д., Сирс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2004. Гл. 3,8,9.

  28. Уайменн Дж., Джайлс Г. Коммуникация в межличностных и социальных отношениях //Перспективы социальной психологии. М.: Эксмо, С.342-369.

  29. Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления (об объекте смыслового восприятия) //Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 1999. С.71-84.

  30. Харре Р. Дружба как достижение: этогенитический подход к социальному взаимодействию //Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С.59-81

  31. Хьюстоун М., Финчем Ф. Теория атрибуции и исследования //Перспективы социальной психологии. М.: Эксмо. С.189-225

  1. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Содержательный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.
  2. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  3. Отчет о результатах самообследования Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Содержательный отчет
    В связи с проведением в ноябре 2008 года очередного лицензирования и аккредитации Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовская государственная консерватория (академия) им.
  4. Мониторинг СМИ 30 ноября 2005 г.

    Памятка
    Предвыборная горячка похожа на эпидемию гриппа: к симптомам четырехлетней давности добавились новые. Раньше за депутатство боролись по принципу "КТО за ЧТО",
  5. Первый канал, Новости, 29. 07. 2005, 15: 00: 00 11

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: В Москве на показанное Басаева довольно резко отреагировали. Российские власти считают, что давать слово террористам в эфире просто недопустимо, и трансляция подобного интервью лишь подтверждает существование двойных стандартов.
  6. Первый канал, Новости, 30. 06. 2005, 12: 00: 00 16

    Документ
    Ведомости, Использована информация "Интерфакса", РИА "Новости", "Прайм-ТАСС", "Ведомостей", 01.07.2005, №119, Стр.
  7. Д. С. Береговцова кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Полоцкого государственного университета

    Документ
    Региональная политика государств Восточной Европы : сб. материалов V респ. Афанасьевских чтений, Брест, 4 февраля 2011 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; [редкол.
  8. Концепция социально-экономического развития области на 2006 год// Новгородские ведомости,18. 01. 2006 18 Тепло не отключили // Архангельск, 19. 01. 2006 53

    Обзор
    Александр ВАХМИСТРОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга: ДЛЯ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ГОРОД ПРИШЛИ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНВЕСТОРЫ: Строительная газета (Москва) 01.
  9. Центральный федеральный округ (цфо)

    Документ
    Возрастные границы молодежи, принятые в ЦФО, от 14 до 30 лет включительно. На начало 2009 года численность молодежи в Центральном федеральном округе составила около 8,5 млн.

Другие похожие документы..