Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» для специальности 05303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании кафедры

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра английского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»

для специальности 05303 «Иностранный язык»

Утвержден на заседании кафедры

английского языка

«30» августа 2005 г.

Протокол № 1

Воронеж - 2005

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033200 \ 050303 Иностранный язык

Квалификация учитель иностранного языка

«… ОПД.Ф.04 - Теория и методика обучения иностранному языку и____________ (в соответствии с дополнительной специальностью)

Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета “Иностранный язык” для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению. Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному языку. Методика преподавания иностранного языка на базовом и профильном уровнях.

Система обучения иностранному языку в средней школе. Цели, содержание, принципы, методы и средства обучения иностранному языку в разных типах учебных заведений. Содержание курса и специфика уроков иностранного языка на базовом и профильном уровне.

Концептуальные основы учебника иностранного языка. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типы, виды уроков, технология их проведения. Система упражнений. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Система формирования фонетических, грамматических и лексических навыков. Контроль в обучении иностранному языку. Функции и формы контроля. Анализ и обобщение педагогического опыта. Основные направления в теории и практике обучения иностранному языку в истории отечественной и зарубежной школы. Современные технологии обучения иностранному языку.

Аудиовизуальные технологии обучения

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения … ».

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра английского языка

Программа учебной дисциплины

«Теория и методика обучения иностранному языку»

для специальности 05303 «Иностранный язык»

Составитель: к.п.н., доц. Солодовченко Л.Н.

Воронеж – 2005

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины «Теория и методика обучения основному иностранному языку» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050303 – Иностранный язык. Статус дисциплины – ОПД.Ф.04 – Теория и методика обучения иностранному языку (федеральный компонент).

Курс «Теория и методика обучения иностранному языку» является главным звеном в профессиональной подготовки студентов факультета иностранных языков. Он призван решать задачу формирования профессиональной компетенции будущего учителя (специальной, социально-профессиональной, личностной, коммуникативной, познавательной):

Специальная компетенция:

- приобретение прочной теоретической базы, раскрывающей закономерности процесса обучения иностранному языку как средству коммуникации, а также как средству образования, развития и воспитания учащихся общеобразовательной школы;

- формирование у студента представления о специфике профессиональной деятельности учителя иностранного языка;

- ознакомление с наиболее известными методическими направлениями, системами, методами, приемами, формами и средствами обучения иностранному языку;

- овладение умением использовать теоретические знания по методике в практической педагогической деятельности;

- развитие умения применять свои знания на практике с учетом конкретных условий.

Социально-профессиональная компетенция:

- знание и соблюдение служебных прав и обязанностей;

- способность принимать решения и ответственность за них;

- участвовать в принятии групповых решений.

Личностная компетенция:

- формирование активной жизненой позиции учителя;

- способность к личностному самосовершенствованию;

- способность адекватно оценивать собственные профессиональные возможности;

- знание исоблюдение здорового образа жимзни, физическая культура учителя.

Коммуникативная компетенция:

- умение взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса;

- способность ориентироваться в нормах и этике профессиональных взаимоотношений;

- способночсть к сотрудничеству, толерантность, уважение к мнению других людей;

- умение письменного и речевого общения в том числе и кросс-культурного.

Познавательная компетенция:

- стремление к профессиональному развитию, способность учиться на протяжении всей жизни;

- освоение способов приобретения профессиональных знаний из различных источников информации;

- приобретение опыта творческой деятельности, проектно-исследовательской работы.

Курс состоит из 3 блоков:

  1. Теоретические основы методики обучения иностранному языку.

  2. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников.

  3. Организация учебного процесса по иностранному языку в школе.

Дисциплина «Теория и методика обучения основному иностранному языку» изучается в течение 5-го,6-го и 7-го семестров.

Процесс освоения теории методики осуществляется в двух формах аудиторной работы (лекции и лабораторно-практические занятия), а также, в ходе самостоятельной работы студентов над отдельными разделами и темами курса.

На лекциях студенты:

- получают современные сведения по теории обучения иностранному языку в общеобразовательной школе, о системе методических понятий, определяющих методологию и содержание методики как науки и как учебной дисциплины;

- знакомятся с главными направлениями развития отечественной и зарубежной методической науки, с различными научными школами;

- приобретают опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам методической науки;

- учатся понимать фундаментальные основы методики преподавания иностранного языка, а также ориентироваться в современных технологиях обучения иностранному языку.

Основными задачами лабораторно-практических занятий являются:

- углубление и закрепление теоретических знаний в области обучения иностранному языку;

- формирование умений применять теоретические знания в ходе решения практических задач обучения;

- развивать гностические, конструктивно-планирующие, организаторские, коммуникативно-обучающие умения;

- развивать навыки самостоятельного экспериментирования в процессе обучения школьников иностранному языку.

В конце 5-го и 6-го семестров студенты сдают зачет, а в конце 7-го семестра – экзамен по всему курсу.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов в трудоемкости

СРС

В том числе аудиторных

Всего

Лекц.

Лоборат.

1

2

3

4

5

6

7

5 семестр

Теоретические основы методики обучения иностранному языку

1.

Языковое образование на современном этапе развития общества

2

2

2

2.

Иностранный язык как учебный предмет в системе языкового образования

2

2

2

3.

Межкультурная парадигма как основа современного языкового образования

8

4

4

4

4.

Понятие «Культурно-языковая экспансия». Проявления культурно-языковой экспансии в языковом образовании.

5.

Методика обучения иностранным языкам как наука

8

4

4

2

2

6.

Психологические основы обучения иностранным языкам.

8

4

4

2

2

7.

Лингводидактические основы обучения иностранным языкам

10

4

6

4

2

8.

Цели обучения иностранному языку

10

4

6

4

2

9

Содержание обучения иностранному языку

8

4

4

2

2

10.

Принципы обучения иностранному языку

6

4

2

2

11.

Средства обучения. Современные аудиовизуальные средства обучения

8

4

4

2

2

12.

Упражнение как средство обучения ин. яз.

12

4

8

4

4

13

Образовательная среда как средство обучения иностранному языку

8

3

5

4

1

14.

Компьютерные технологии в обучении иностранному языку

Итого за 5 семестр:

90

39

51

34

17

Контроль:

Зачет по курсу

6 семестр

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников

1.

Средства реализации речевого общения. Формирование слухопроизносительных навыков

10

6

4

2

2

2.

Средства реализации речевого общения. Система формирования лексических навыков.

12

6

6

4

2

3.

Средства реализации речевого общения. Система формирования грамматических навыков

12

6

6

4

2

4.

Речевые умения. Обучение аудированию.

12

6

6

4

2

5.

Речевые умения. Обучение диалогической форме говорения.

12

6

6

4

2

6.

Речевые умения. Развитие умений монологической речи.

12

6

6

4

2

7.

Речевые умения. Развитие умений чтения.

16

8

8

6

2

8.

Речевые умения. Обучение письму как виду речевой деятельности

14

8

6

4

2

9.

Развитие иноязычной социокультурной компетенции школьников.

10.

Развитие дискурсивной компетенции школьников.

11.

Контроль знаний, навыков и коммуникативных умений школьников.

12

6

6

4

2

Итого за 6 семестр

112

58

54

34

18

Контроль:

Зачет по курсу

7 семестр

Организация учебного процесса по иностранному языку в школе

1.

Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Структура урока. Требования к современному уроку.

12

4

8

4

4

2.

Программирование и планирование учебного процесса по иностранному языку.

8

3

5

4

1

3.

Начальное общее образование по иностранному языку.

12

6

6

2

4

4.

Основное общее образование по иностранному языку

12

6

6

2

4

5.

Среднее (полное) общее образование по иностранному языку

15

6

6

2

4

6.

Профильное обучение в средней школе

15

8

7

3

4

Итого за 7 семестр

108

57

51

17

34

Контроль:

Экзамен по всему курсу

Всего по курсу

310

154

156

87

69

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «теория и методика обучения иностранным языкам» Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета “Иностранный язык” для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине “ Теория и методика обучения первому иностранному языку ” для специальности 033200 / 050303 «Иностранный язык» Рассмотрено и утверждено

    Учебно-методический комплекс
    Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета «Иностранный язык» для развития личности учащегося, его способности к самопознанию и самообучению.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология и методика научно-педагогического исследования» для специальности 050303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании

    Учебно-методический комплекс
    Данная дисциплина представляет блок общепрофессиональных дисциплин и является курсом по выбору. Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050303 «Иностранный язык».
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения родной литературе. Методика обучения родной литературе как научная дисциплина: ее история, совре­менное состояние и перспективы развития.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учитель родной литературы и основные требования к нему. Технология современного урока по родной литературе. Внеучебная работа по родной литературе. Факультативные занятия.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 10 «Методика преподавания русского языка в средней школе» для студентов, обучающихся по специальности 031001.

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС.10 «Методика преподавания русского языка в средней школе» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 03 «Страноведение и международный туризм» Для специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Страноведение и международный туризм» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Страноведение
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 10 «Методика преподавания русского языка в средней школе» для студентов, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университете им. Х.М.Бербекова»
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика воспитания» Специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика воспитания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г.

Другие похожие документы..