Методические рекомендации для библиотечных работников и ценителей книги Смоленск, 2005 г

Смоленская областная универсальная библиотека

Сектор информации по культуре и искусству

Личная библиотека

Методические рекомендации

для библиотечных работников и ценителей книги

Смоленск, 2005 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3

  1. Что такое библиофильство? ..…………………………………….. ………... 4

  2. Методика формирования фонда личной библиотеки ……………………. 6

2.1.Типизация личных библиотек ….…………………………………… 7

2.2.Отделы библиотеки книголюба ..…………………………………… 8

2.3.Организация книжного собрания …………………………………… 9

2.4. Ресурсы личных библиотек ……………. …………………………. 11

2.5. Экслибрис как элемент технической обработки фонда ……. …….. 12

2.6. Обеспечение сохранности фонда личной библиотеки …………….. 14

3. Микрография и цифровые технологии в личной библиотеке ………….. 17

4. Вовлечение книг из личных библиотек в общественное пользование … 18

5. Формы и методы работы с фондами личных библиотек ………………… 20

Список литературы ………………………………………………………………. 26

ВВЕДЕНИЕ

О различных аспектах проблемы «личная библиотека» писали многие. Этому вопросу посвящены интересные книги, брошюры, статьи. Среди авторов - В. Акимова, П. Берков, М. Губанова, В. Лидин, В. Осипов, М. Печенко, Н.Смирнов-Сокольский, Ю. Столяров, В. Терешин, А. Черняк и другие.

Нельзя не признать, что личная библиотека играет важную роль как помощник в научной, профессиональной, учебной деятельности, служит воспитанию детей, интересному заполнению досуга. Личная библиотека также играет важную роль как вспомогательное звено в процессе использования любой государственной или какой-либо другой библиотеки, она выполняет функции первой ступени в системе использования библиотек.

Значение личных библиотек состоит в том, что они подготавливают новые поколения к пользованию публичными и специальными библиотеками, а также личность, пользующаяся домашней библиотекой, к чтению в библиотеке общественного пользования приобщается гораздо чаще, быстрее и охотнее. Кроме того, приобщается естественно, без преодоления психологического барьера.

Личные библиотеки также являются важнейшим резервом создания, постоянного пополнения фондов общественного пользования. Многие из последних обязаны своим происхождением и развитием именно личным библиотекам, которые принадлежали фараонам, императорам, королям, князьям, дворянам, выдающимся ученым, писателям, общественным и церковным деятелям - вообще всем категориям книголюбов и библиофилов.

Однако, личные библиотеки, способствующие более полному удовлетворению духовных потребностей населения, не могут заменить общественного пользования книгами. Дело не только в том, что растущие потребности пользователя в книге значительно шире возможностей, предоставляемых личными библиотеками. Данные социологических исследований свидетельствуют, что, по существу, во всех социальных группах наличие личных библиотек не только не сокращает, а, наоборот, активизирует оборот общественных фондов. Поэтому, при решении задачи активизации использования книжных богатств необходимо всесторонне учитывать и состояние личных библиотек. Для этого, прежде всего, нужна более четкая координация формирования личных и общественных фондов с учетом их роли в удовлетворении духовных потребностей населения.

1. ЧТО ТАКОЕ БИБЛИОФИЛЬСТВО?

Известный «Лексикон книговедения» И.Кирхнера (Lexikon des Buchwesens, I. Kirchner, Huttgatt, 1952) определяет его как любовь к таким книгам, которые ценятся в качестве объектов собирательства. Библиофил же характеризуется как собиратель книг, ценность которых состоит в их редкости (первые издания), древности (средневековые рукописи, инкунабулы), происхождении из прославленных типографий (издания Альдов, Бодон), принадлежности былым знаменитым владельцам, или, наконец, в содержании книг. Формально, с этим согласуется и данное в Большой Советской энциклопедии (издание 3-е Т.З, 1970) понимание библиофильства как собирательства редких и ценных изданий. Существенно здесь то, что к этому добавлена и оценка его значения: для личности - в том, что оно способствует духовному развитию самого собирателя, общества - в том, что благодаря ему возникают и собираются выдающиеся собрания книг и рукописей, по большей части вливающиеся позднее в общественные библиотеки.

«Библиофильство» - явление социальное и как таковое требует осмысления и серьезного изучения. Мы знаем, что оно издавна существовало в жизни общества. Знаем,что изменения в жизни общества влекут за собой изменения характера и форм библиофильства. Но почему это происходит? Какую роль играет библиофильство? Оно рассматривалось как одно из средств развлечения состоятельной элиты, как разновидность коллекционерства. Однако факты истории библиофильства свидетельствуют об ином. Анализ их показывает, что библиофильство по своей сути - явление общественное.

Библиофил, как правило, сочетает в себе читателя и исследователя книги, собирателя библиотеки, владеющего определенными коллекциями изданий. Ныне уже нет сомнений в том, что библиофильство является одной из областей комплексной науки книговедения. По каким же признакам классифицировать собирателей? Тип собирателя может определяться социальными, психологическими, практическими, этическими и другими побуждениями.

Собиратели-утилитаристы. Доминирующим мотивом для них является научные или практические интересы - необходимость в рабочей библиотеке для профессиональной деятельности.

Собиратели - непрофессиональные исследователи, то есть ведущие на основе своих собраний те или иные разыскания, исследования.

Собиратели-коллекционеры. Их можно назвать эстетиками книги. Сюда можно отнести всех, кто отдает явное предпочтение формеили внешнему облику книги.

Собиратели-читатели, для которых мотивом является интересное, увлекательное содержание книги.

Собиратели-добытчики или «дефицитчики». Ими руководили «спортивный» интерес: доставать книги, числом поболее и подефицитнее.

Собиратели-снобы, лейтмотив действий которых - следование моде.

Собиратели-накопители, стяжатели. Книга рассматривается ими как средство вкладывания средств в материальные ценности, наряду с ювелирными изделиями, предметами старины.

Чем же отличается книголюб от библиофила? Тем, что первый отдает предпочтение содержанию книги, а второй - еще и ее эстетической ценности, тому или иному признаку, по которому создается его коллекция.

2.МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

Что же такое хорошая личная библиотека? Может быть, большое количество книг? Личная библиотека потому и называется личной, что она подбирается в соответствиисо вкусами еехозяина. А разве легко встретить людей с одинаковыми вкусами?

Жизнь показала, что существует один общий критерий: библиотека тем лучше, чем меньше в ней книг, которые после прочтения становятся на полку и больше с нее не снимаются. Такая библиотека видится как продуманное собрание книг. В ней хороший подбор справочных изданий, книг по профессии, беллетристики, социально-экономической литературы.

Достоинство любого собрания определяется, прежде всего, его составом, но чтобы оно не превратилось в склад, нужна его продуманная организация.

С чего начать формирование? Этот вопрос волнует едва ли не каждого книголюба.

1. Собирателю стоит задуматься над своими возможностями. Определите длину полок, целесообразность их удлинения. Если ваша библиотека может насчитывать 500-600 книг, то уже больше 1000-1200 томов в ней быть не может.

2. Установить контрольные цифры домашней библиотеки - это только начало вдумчивого отношения к ее формированию. Чтобы приступить к сооружению собственно здания своей библиотеки, важно тщательно продумать ее состав.

2.1. ТИПИЗАЦИЯ ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК

Одним из мало изученных является вопрос о типизации личных библиотек. В свое время Н.П. Смирнов - Сокольский предложил два типа таких библиотек «Первый - это рабочая библиотека. Библиотека - инструмент книги, которые нужны для работы. Книги помощники». Второй тип составляют "книги любимые, прочитанные и ставшие любимыми. Книги, о которых знаешь, что к ним вернешься не раз, будешь читать снова и снова. Книги - друзья, самые задушевные собеседники, самые лучшие советчики в жизни. Словом, любимые книги"1

Эта классификация интересна, но неполна. Определенные попытки типизации личных библиотек были предприняты библиотековедами и книговедами Б. Казанковым и В. Петрицким. Они считают, что у нас образовалось несколько типов личных библиотек:

рабочая библиотека, носящая вспомогательный, справочный характер;

специальная библиотека, посвященная одной или нескольким узким темам или проблемам;

универсальная библиотека, носящая общекультурный, общеобразовательный характер;

библиофильская библиотека, содержащая редкости и раритеты.

Видимо, какие-то библиотеки укладываются в такую схему, но чаще книжные собрания сочетают признаки нескольких типов.

В.В. Масевич (библиотекарь Центра социальной и деловой информации) предлагает собственную типизацию личных библиотек по пяти признакам:

признак принадлежности. Библиотеки могут быть двух типов: семейные, принадлежащие всей семье, и личные - принадлежащие одному из ее членов, а также детские;

признак объема фондов. Критерием этой классификации будет количественный подход - деление на малые (объёмом до 100 экз.), средние библиотеки (от 100 до 1000 экз.) и макробиблиотеки (свыше 1000 экз.);

признак содержания. Его показатели можно позаимствовать из существующей классификации общественных библиотек (универсальные, отраслевые или специализированные);

признак целевого читательского назначения. Цели, с которыми собираются личные библиотеки: для самообразования, для профессиональной деятельности, для учебы, для научной работы, для воспитания детей в семье и досуга. Сюда же можно отнести библиотеки, собираемые в любительских целях (охотничье дело, рыболовство, приусадебное хозяйство, литература по домашнему хозяйству и кулинарии, о домашних животных, о спорте и другие), если эти вопросы не являются объектом профессионального исследования собирателя;

специализация по видам материальных носителей информации. Наряду с собраниями документов на бумажных носителях сюда следует включить еще и широко распространенные сегодня электронные библиотеки, куда входят документы на CD и DYD дисках, а также домашние собрания кинофотофонодокументов.

2.2. ОТДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ КНИГОЛЮБА

В домашней библиотеке рекомендуем иметь справочные издания. Опыт доказывает, что умело собранный справочный отдел быстро сказывается на уровне знаний всех членов семьи. Можно утверждать, что привычка постоянно обращаться к справочным изданиям — один из важных показателей культуры книголюба, признак правильно сформированной библиотеки. В фонде справочных изданий собирают универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые, языковые и терминологические словари, сборники законодательных материалов, юридические, страноведческие и статистические справочники, атласы; календари знаменательных дат, путеводители и т.д.

Особого внимания заслуживает литература по профессии собирателя. Трудно представить себе профессионала, который не испытывает постоянной потребности в книге, посвященной делу, которому он служит. Дипломы вуза или техникума, как, впрочем, и степень кандидата наук и другие степени, неполноценны без неустанного пополнения профессиональных знаний.

С каждым годом все большее распространение получают научно-популярные книги. С их помощью миллионы читателей приобщаются к новейшим достижениям науки и техники, культуры и искусства, расширяют свой кругозор.

Раздел художественной литературы основной у большинства собирателей. Его организация особенно трудна, и любые советы в этой области воспринимаются настороженно и предвзято. Книголюбы готовы со вкусом и знанием дела, рассуждать о трудностях приобретения того или иного издания, но весьма скептически относятся к мысли, что кто-то в силах высказать дельные соображения о составе их коллекций. Как заметил Л.Н. Толстой, «никто не доволен своим состоянием, но каждый доволен своим умом».

Содержательный отдел социально-экономической литературыважнейшее условие превращения домашнего собрания в полноценную личную библиотеку.

Предметом законной гордости и увлечения может быть коллекция краеведческих материалов, изданий, посвященных истории малой Родины, просто определенному периоду истории или деятелю культуры, первых изданий книг по определенной теме, книг с автографами.

Увлечения определяют состав библиотеки.

  1. Бюллетень неопубликованных документов, поступивших в сектор информации по культуре, искусству

    Бюллетень
    В секторе информации по культуре, искусству, образованию и филологии Самарской областной универсальной научной библиотеки создан и постоянно пополняется фонд неопубликованных документов: справок, обзоров, методических материалов, библиографических
  2. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (81)

    Учебно-методический комплекс
    Д История музыкального образования [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е.А. Торопчина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  4. Книга снабжена уникальным Именным указателем к I и II томам истории Русского народа в XX веке

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований «Терновый венец России» открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  5. Книга вторая (16)

    Книга
    Над двумя книгами «Одигитрии» автор работал почти сорок лет. Вернее, в последние годы собрал многое из уже опубликованного, кое-что написал заново и впервые представляет на суд читателя.
  6. Аналитическая справка (3)

    Документ
    развертывание в полном объеме строительства нового здания Государственного архива Российской Федерации (г. Москва), ожидаемая техническая готовность объекта – 20%;
  7. Аналитическая справка (8)

    Документ
    продолжение строительно-монтажных работ на объектах ФГУК «Государственный Эрмитаж», включая реставрационно-хранительский корпус, лекционно-выставочный корпус,
  8. Основная образовательная программа начального общего образования моу комаровской сош

    Основная образовательная программа
    4.4. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся
  9. Монография написана при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (ргнф), грант №01-06-00027а

    Монография
    В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний

Другие похожие документы..