Методические рекомендации для библиотечных работников и ценителей книги Смоленск, 2005 г

2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ КНИЖНОГО СОБРАНИЯ

Истинный книголюб очень серьёзно занимается организацией своей библиотеки. Он хорошо понимает, что домашняя библиотека должна находиться в таком состоянии, чтобы книгами легко было пользоваться.

Некоторые собиратели записывают все приобретения в специальную книгу или тетрадь. Такая форма учета интересна для небольших библиотек. Книги записываются по мере поступления, и выдержать строгий порядок в пределах каждой буквы алфавита невозможно. Поэтому, в хорошо организованных домашних библиотеках часто встречаются карточные и электронные каталоги.

Карточный каталог - свидетельство ее вдумчивой организации. Если личная библиотека очень большая, то многие книголюбы составляют алфавитный каталог, где сведения о книгах даны в алфавите авторов, и систематический, где сведения расположены по отраслям знания. По алфавитному каталогу книголюб может выявить, что написал интересующий его писатель, а систематический каталог дает сведения о том, что написано по той или иной проблеме, раскрывает взаимосвязи различных отраслей знания, их логическую последовательность и тем самым облегчает разыскание литературы по смежным вопросам.

Основные правила составления алфавитного каталога очень просты. Нужно лишь запомнить, что:

  • карточки расставляются в алфавите фамилий авторов и заглавий книг независимо от их содержания. Если первые слова и слоги совпадают, карточки расставляются по второму слогу или слову.

  • карточки на авторов – однофамильцев расставляются в порядке их инициалов, на авторов с двойными фамилиями (Мусин-Пушкин) - после авторов с одной фамилией.

  • среди карточек с фамилией одного автора сначала ставятся карточки с описанием полных собраний сочинений, потом – сочинений, затем – избранных сочинений, далее – на отдельно изданные произведения в алфавите их названий. Карточки на разные издания одного и того же произведения расставляют в обратно хронологическом порядке (сначала - последние издания, потом – предшествующие). Если книга написана коллективом из четырех и более авторов – ее нужно искать по названию.

Некоторые книголюбы отмечают на оборотной стороне карточки примечательные обстоятельства поступления книги в библиотеку, превращая свой каталог в своеобразную летопись библиотеки.

Можно составить для удобного поиска информации предметный каталог, который своим алфавитно–предметным принципом напоминает энциклопедию. Например, читателю нужна литература о живописи. По предметному каталогу ему нужно искать ее не в разделе «Искусство» (как в систематическом каталоге), а по алфавиту на букву «Ж». Этот каталог особенно удобен для наведения справок по конкретным вопросам.

Электронный каталог- это библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в режиме реального времени. Обеспечивает доступ к ресурсам каталога не только пользователям данной библиотеки, но и удаленным. Все технологические процессы создания и использования электронного каталога происходят с помощью автоматизированного рабочего места. Техническими средствами являются персональный компьютер, проигрыватель для компакт – дисков (CD-ROM) и системы связи с внешними базами данных.

2.4. РЕСУРСЫ ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК

Библиотечные ресурсы любой библиотеки условно можно разделить на бумажные, электронные и микрофильмовые. Видеофильмы могут быть отнесены к последним.

В последние годы все более широкое распространение находит электронная книга - электронная запись на компакт-диске всей информации, которую несет книга в обычной ее форме. Для того, чтобы познакомиться с этой информацией, запись выводят на экран видеотерминала. В чем привлекательность электронных книг?

  • Ими легко обмениваться. Даже если вы никогда не видели своего сетевого приятеля, вы всегда сможете дать ему почитать электронную книгу;

  • Она может соответствовать индивидуальной потребности в любом типе фиксированного содержания, в любом месте и в любое время;

  • Электронные книги можно разделять на части, комбинировать, преобразовывать и перемещать в соответствии с читательскими запросами. Интернет создает дополнительные возможности для их взаимодействия с другими читателями через онлайновые книжные клубы и учебные форумы.

У электронной книги много преимуществ: она позволяет тексту циркулировать в мировом масштабе; обеспечивает быстрый доступ к точной информации; поставляет специфичную, высоко специализированную информацию для профессионалов в исследовательских целях; обеспечивает легкий поиск. Электронная книга представляет собой благоприятную для окружающей среды альтернативу книге печатной; ее пользователь имеет возможность менять размер шрифта, цвет, яркость в соответствии с собственными потребностями; такая книга не требует физического пространства. Многие ученые сегодня дискуссируют на тему: вытеснит ли традиционную книгу электронная копия в ее кодексной форме? Однако, одно можно утверждать точно: электронные книги сохранят для других поколений книгу традиционную.

Уже сегодня некоторые собиратели создают электронные библиотеки. Например, библиотека Мошкова - самое большое и посещаемое собрание литературы в русскоязычной части Интернета. Найти здесь можно многое - от классики до новинок во всех жанрах. В России к Сети Интернет подключено 5% населения - через несколько лет будет около 10%. Говорить о том, что книги в Сети отбивают читателя от книг на бумаге, пока не приходится.

В каких случаях удобнее именно электронный фонд?

Есть масса случаев, когда книги нет нигде (ведь тираж распродан, библиотека сгорела или брошена при переезде), а прочитать хочется, либо цитата нужна - для таких случаев электронная библиотека идеальна. Общеизвестно, что в Napster в основном качали файлы из нынешнего Top 40, однако, его ценность заключалась в том, что в нем можно было найти музыку, которую нигде не купишь. Об этом хорошо сказал Билл Гейтс, объясняя корреспонденту New York Times неудачи Microsoft в области поиска в Интернете: « мы хорошо сделали поиск по стандартным запросам, но проигнорировали все остальное. А именно релевантность результатов по необычным запросам и определяет качество поиска». Так и с электронной книгой. Большинство людей просто читает книги с экрана, но нельзя забывать о богатой функциональности электронных книг, которая может однажды пригодиться каждому из нас.

2.5. ЭКСЛИБРИС – ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КНИЖНОГО СОБРАНИЯ

Экслибрис (от лат. ex libris — «из книг») — это владельческий книжный знак, свидетельствующий о принадлежности книги конкретному лицу или общественному книгохранилищу. Следовательно, основная функция книжного знака — служить «охранной грамотой» и визитной карточкой библиотеки. Экслибрис может выступать в различных формах — тиражированных рисунках или гравюрах, бумажных ярлыках и штампах. Рисунок, гравюра, ярлык наклеиваются владельцем библиотеки на внутреннюю сторону переплета или обложки книги. Штамп, как правило, проставляется на титульном листе книги.

По содержанию книжный знак может быть портретным (портрет владельца библиотеки или писателя, поэта, артиста, чьим книгам собиратель отдает наибольшее предпочтение), архитектурным (виды городов, например Смоленск, других городов), пейзажным и т. д. На экслибрисе указываются имя и фамилия владельца библиотеки (иногда — его инициалы).

В рисунке или гравюре художник по желанию владельца лаконично, в образной форме отражает его профессиональную принадлежность, интересы, характер библиотеки. Ярлык и штамп чаще всего сообщают только имя и фамилию владельца библиотеки и указывают местонахождение книги - шкаф, стеллаж, полка, порядковый номер. Имеют распространение так называемые «безличные» экслибрисы, печатаемые значительными тиражами и продающиеся в книжных магазинах. На них, как правило, изображен какой-либо популярный рисунок (архитектурный памятник, корабль и т. п.), а ниже рисунка оставлено свободное место, на котором владелец библиотеки от руки указывает свои имя и фамилию.

Экслибрисы, создаваемые художником по заказу владельца библиотеки, могут выполняться различными способами:

Самый недорогой способ изготовления книжного знака — цинкографирование. В этом случае рисунок, исполненный художником, переводится на цинковую пластину (клише), с которого можно отпечатать большое количество экземпляров книжного знака. Популярностью пользуется гравирование на линолеуме — линогравюра(ручной способ изготовления формы высокой печати). Линогравюра стоит дороже, нежели экслибрис, исполненный в технике цинкографирования, но дает возможность получить относительно большое количество экземпляров заказанного владельцем библиотеки книжного знака. К формам высокой печати принадлежит и ксилография — гравюра на дереве. Применение этой графической техники позволяет достичь высокого качества изображения. Весьма совершенной графической техникой является гравирование на металле (резцовая гравюра на меди или стали, офорт, сухая игла, акватинта, меццо-тинто и др.), относящееся к глубокой или углубленной печати. В этом случае печатающие элементы располагаются (лежат) ниже фона. Способом гравирования на металле достигается исключительно высокое качество изображения, и недаром он используется для иллюстрирования библиофильских изданий. Менее дорогостоящим и давно известным способом получения качественного изображения является литографирование — техника плоской печати с камня, обработанного соответствующими химическими средствами. Литографирование позволяет произвести достаточно большое количество экземпляров книжного знака без ущерба их качеству.

Современный экслибрис наряду со своей основной функцией (быть знаком принадлежности книги к конкретной библиотеке) обрел и самостоятельную ценность как высокохудожественное произведение графического искусства. Поэтому книжный знак стал привлекательным объектом для коллекционирования и исследований.

2.6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОНДА ЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Обеспечение сохранности фонда - это непрерывный процесс, начинающийся с момента поступления документа в личную и общественную библиотеку и продолжающийся постоянно на протяжении всего периода хранения и использования.

На физическое состояние документа влияют следующие группы факторов:

  1. Атмосферные факторы. Рост загрязненности воздуха пылью, аэрозолями, различными газами и другими отходами, связанными с хозяйственной деятельностью человека, практически трудно контролируем. Фонды библиотек, расположенные в городах, подвергаются значительным химическим воздействиям, которые усиливают старение бумаги.

  2. Факторы волновой энергии. К ним относится магнитное поле, тепловое и световое излучения. Наиболее заметно влияние светового излучения, т.к. ультрафиолетовые лучи вызывают усиление старения материальной основы документа. Воздействие света вызывает выцветанию текстов и изображений, снижает прочность и эластичность носителя информации.

  3. Биологические факторы: бактерии, грибы, насекомые, грызуны. Наиболее частыми являются повреждения, наносимые документам микроскопическими насекомыми. Не менее вредно занесение в помещение насекомых, личинки которых поедают бумагу.

Воздействует ли процесс сканирования на состояние документов? Этот вопрос всегда задают как владельцы фондов личных библиотек, так и общественных. НИЦКД РГБ занимается изучением этого вопроса с 1995 года. Известно, что на процесс естественного старения документов влияет много факторов: температура, влажность, состав воздуха, световой режим документа, история бытования документа и др. В последнее время к перечисленным факторам прибавился еще один. Это воздействие на документ мощного светового излучения при электрографическом копировании (ксерокопировании) или оцифровывании (сканировании). С целью выяснения, насколько влияют копирующие технологии на документы, в РГБ проводилось исследование, и выяснилось, что на сканированной бумаге отмечено торможение роста и развития грибов, но процесс оцифровывания способствует началу разрушения бумаги. Анализируя результаты исследований можно предположить, что сканирование приводит к сшиванию морфологической структуры бумаги. Однако когда на процесс сканирования накладывается старение (искусственное или естественное), то здесь начинают преобладать процессы деструкции.

  1. Экстремальные ситуации. Из всех экстремальных ситуаций самыми опасными являются пожары.

Наиболее ценные книги (с дорогими переплетами) заключают в картонный короб-футляр – для более солидной защиты книги от повреждений при транспортировке и для того чтобы придать книге еще большую художественную ценность как творению книжного искусства.

Чисто служебный футляр делают из низкосортного картона, не склеенного каким-либо материалом и без всякой печати на нем. Если же футляр – элемент художественного ансамбля книги, то его изготовляют из картона высокого качества, на котором печатают изображения и текст. Конструктивно футляры очень многообразны. Одни склеены так, что оставляют открытым лишь корешок переплета книги, другие охватывают только сторонки с верхним и нижним обрезами блока, третьи сделаны как книжная полка, рассчитанная на хранение многотомника.

Библиотека Российской Академии Наук (РАН) после пожара в 1988 г. приобрела уникальный опыт по спасению книг от повреждений огнем, водой, паром и плесенью путем помещения книг в индивидуальные микроклиматические контейнеры, изготовленные из специального бескислотного картона. В микроклиматических контейнерах книги будут в сохранности десятки лет.

Показатели температурно-влажностного режима

для отдельных документов

Вид документа * С Влажность, %

________________________________________________________________________________

Печатные издания 18 + 2 55 + 5

Грампластинки Не выше 35 До 85

Компакт-диски + 4 – 20 *С 20 до 65

Документ

на нитроцеллюлозной и

полимерной основе + 10 – 15 *С 55

Документы на компакт-дисках хранят и используют на расстоянии не менее 0,5 метров от источников тепла и влаги. Не допускается освещение прямыми солнечными лучами, поэтому их хранят при освещении рассеяным светом. Стабилизацию документов выполняют, помещая их в жесткие контейнеры из инертного материала. Очистку документов от загрязнений осуществляют водой, этиловым и изопропиловым спиртом. Очищают компакт-диски смоченными в растворителе тампонами движением от центра к краю по радиусу. Контроль сохранности информации включает тестирование компакт-дисков на наличие ошибок чтения не реже 1 раза в 5 лет. Контейнеры с документами хранят вертикально. Нарушение режима хранения и правил использования приводит к их повреждению и разрушению. Поврежденные микроорганизмами документы на компакт-дисках и контейнеры хранят в изолированном месте и обрабатывают биоцидом.

Чистота – одно из главных условий сохранности фонда. Систематическая тщательная уборка помещений, регулярное обеспыливание фонда позволяют сохранить документы от повреждений биологического и химического происхождения.

Гигиеническую обработку документов выполняют сухим или влажным способом. Желательно применение пылесосов нового поколения.

  1. Бюллетень неопубликованных документов, поступивших в сектор информации по культуре, искусству

    Бюллетень
    В секторе информации по культуре, искусству, образованию и филологии Самарской областной универсальной научной библиотеки создан и постоянно пополняется фонд неопубликованных документов: справок, обзоров, методических материалов, библиографических
  2. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (81)

    Учебно-методический комплекс
    Д История музыкального образования [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е.А. Торопчина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  4. Книга снабжена уникальным Именным указателем к I и II томам истории Русского народа в XX веке

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований «Терновый венец России» открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  5. Книга вторая (16)

    Книга
    Над двумя книгами «Одигитрии» автор работал почти сорок лет. Вернее, в последние годы собрал многое из уже опубликованного, кое-что написал заново и впервые представляет на суд читателя.
  6. Аналитическая справка (3)

    Документ
    развертывание в полном объеме строительства нового здания Государственного архива Российской Федерации (г. Москва), ожидаемая техническая готовность объекта – 20%;
  7. Аналитическая справка (8)

    Документ
    продолжение строительно-монтажных работ на объектах ФГУК «Государственный Эрмитаж», включая реставрационно-хранительский корпус, лекционно-выставочный корпус,
  8. Основная образовательная программа начального общего образования моу комаровской сош

    Основная образовательная программа
    4.4. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся
  9. Монография написана при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (ргнф), грант №01-06-00027а

    Монография
    В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний

Другие похожие документы..