Курс лекций 2-е издание, стереотипное Минск 2005 удк 008(076. 6)

Академия управления
при Президенте Республики Беларусь

Система открытого образования

С.В. Лапина

Культурология

Курс лекций

2-е издание, стереотипное

Минск 2005

УДК 008(076.6)

ББК 71.оя7

   Л24

Серия основана в 2001 году

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Лапина С.В.

Л24           Культурология: Курс лекций / Лапина С.В.– 2-е стер. изд.– Мн.: Академия управления при Президенте Респуб-
лики Беларусь, 2005. – 216с.

ISBN 985-457-359-1

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности «Государственное управление и экономика».

УДК 008(076.6)

ББК 71.оя7

ISBN 985-457-359-1

ã

Лапина С.В., 2003

ã

Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003

УДК 008(076.6)

ISBN 985-457-148-3

Авторы, 2003

Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 7

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ 9

Лекция 1-3. Культурология в системе социально-гуманитарного знания 9

Особенности культурологии 9

Культурология как интегративная научная дисциплина 10

Задачи и функции культурологии 12

Лекция 4. Строение (морфология) культуры 19

Материальная культура 19

Духовная культура 22

Классификация ценностей (условная) 24

Лекция 5. Типология культуры 27

Основные подходы к исторической типологии культуры. 27

Культура социально-этнических общностей 28

Профессиональная и народная культура. 34

Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры 39

Доминирующая культура, субкультура, контркультура 40

Виды культуры 42

Экономическая культура. 43

Политическая культура 45

Правовая культура 49

Нравственная культура 51

Религия и культура 55

Структура религии: 55

Лекция 6. Художественная культура (искусство как социокультурный феномен) 60

Художественная культура 60

Искусство как познание 63

Знаково-символическая функция искусства 64

Искусство как катарсис 66

Контрольные вопросы 69

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ И БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 70

Лекция 7. Первобытная культура 70

Основные черты первобытной культуры 70

Антропоморфизм 73

Традиционализм 74

Духовная культура первобытного человека 75

Формы религии 77

Магия как способ познания и освоения мира 80

Миф как основная форма архаического сознания 82

Культура древних обществ Востока 85

Двуречье(Месопотамия) 86

Древний Египет 88

Древняя Индия 90

Древний Китай 92

Лекция 8. Античная культура Древней Греции 95

Характерные черты древнегреческой культуры 95

Мифология 97

Наука 98

Литература 99

Античная культура Древнего Рима 101

Древнеримская культура 101

Религия, философия, литература 101

Архитектура 103

Наука и искусство 104

Лекция 9. Культура европейского Средневековья 106

Истоки средневековой культуры 106

Античность и средневековье 107

Христианство в культуре Средних веков 108

Язычество в средневековой культуре 110

Карнавальный, смеховой характер народной культуры 112

Образование и наука в Средние века 113

Рыцарская культура 115

Художественная культура Средневековья 116

Культура эпохи Возрождения 118

Формирование культуры Возрождения 119

Идеи античного гуманизма 120

Наука и искусство 121

Северное Возрождение 123

Культура белорусского народа эпохи Возрождения 123

Лекция 10. Культура нового Времени (17-19 вв.) 126

Эпоха капитализма 126

Развитие европейской науки 126

Развитие просветительского движения 127

Развитие науки в X1X веке 130

Развитие искусства и архитектуры 131

Культура XX века 134

Наука в культуре ХХ века 134

Художественные направления в культуре XX века 141

Художественная литература XX века 145

Музыкальная культура ХХ столетия 146

Контрольные вопросы 149

ТЕМА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ 151

Лекция 11. Культура и цивилизация 151

Современное понимание цивилизации 151

Основные идеи современной цивилизационной теории 153

Развитие цивилизационной теории локальных культур 156

Формирование мировой цивилизации 157

Лекция 12. Культура и природа 161

Природа 161

Натуралистические концепции культуры и человека 162

Современные формы натурализма 164

Экология 166

Лекция 13. Культура и личность 171

Взаимодействие культуры и личности 171

Этапы взаимодействия культур и личности. 172

Социализация личности 172

Возникновение различных психокультурных типов личности 174

Лекция 14. Язык и культура 184

Язык как элемент культуры 184

Процесс возникновения языка 185

Формы существования языка 186

Формирование этнического самосознания 188

Культура Беларуси в контексте мировой культуры 192

Исторический путь становления и развития белорусской культуры 192

Влияние социально-политических условий на развитие культуры 193

Белорусское искусство и литература 198

Белорусское музыкальное и театральное искусство 201

Государственная политика Республики Беларусь в области культуры 204

Контрольные вопросы 208

Экзаменационные вопросы 209

Литература 211

ВВЕДЕНИЕ

В студенческой аудитории учебный курс «Культурология» появился сравнительно недавно, но тем не менее, он уже успел стать одним из самых любимых. Такой вывод делают авторы представляемого учебного пособия, обобщив свой, более, чем 10-летний опыт преподавания культурологии в белорусских вузах - Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусском государственном университете, Белорусском государственном университете культуры, Белорусском государственном экономическом университете. Белорусском аграрно-техническом университете, Европейском гуманитарном университете, Институте современных знаний и ряде других государственных и негосударственных высших учебных заведений республики.

Культурология «вошла» в учебные планы вузов в начале 90-х годов на волне перестройки системы социально-гуманитарного образования и реформирования высшего образования на постсоветском пространстве в целом. Именно в эти годы в общественном сознании сформировалось убеждение в том, что и общество, и отдельный человек (особенно молодой) нуждаются в знаниях о том, что социум и культура - это органично взаимосвязанные стороны единого социокультурного процесса, что человек - это «дитя» и одновременно творец культуры, и от его активности в социокультурном пространстве зависит скорость, направленность и эффективность социальных трансформаций. И, наконец, общество осознало, что культура - такой многослойный пласт информации, изучению которого должно отводиться особое место в современном информационном обществе.

Самая увлекательная, яркая, образно-доступная её составляющая - это художественная культура, освоение которой начинается ещё в дошкольном и школьном образовании. Высшая школа, базируясь на знаниях из области художественной культуры, развивая их, должна выходить на более широкие обобщения. То, что это возможно, авторы учебно-методического комплекса «Культурология» доказывают ежедневно в студенческой аудитории, и сам комплекс является своеобразной энциклопедией их опыта.

Не сводя курс культурологии к проблематике художественной культуры и одновременно не уходя в сторону рефлексивно-абстрактного осмысления универсалий культуры, как это делается в курсе философии, авторы представленного пособия излагают культурологическую проблематику комплексно, системно, концентрируя внимание на деятельностных, аксиологических (ценностных) и антропологических (человекосоотнесенных) аспектах такого сложного феномена, как культура. Логика учебного курса предполагает постепенный переход от более простых тем, связанных с конкретно-историческим материалом к анализу сложных актуальных проблем культуры в их глобальном измерении.

Эта логика нашла отражение в учебно-методическом комплексе, состоящем из двух частей: учебного пособия (1 часть) и учебно-методического пособия «Человек в мире культуры» (2 часть). В учебное пособие входит Программа курса «Культурология», утвержденная в качестве базовой в Академии управления при Президенте Республики Беларусь и апробированная в ведущих учебных заведениях республики, и авторский курс лекций, разработанный в соответствии с прилагаемой программой. Учебно-методическое пособие включает планы семинарских и практических занятий, дополненные тематическими материалами (хрестоматийной подборкой текстов по культурологической проблематике), рекомендации по организации культурологических Олимпиад с приложениями в виде контрольных и тестовых заданий.

Учебно-методический комплекс «Культурология»- это плод коллективного творчества - и не только педагогов, но и студентов Академии управления при Президенте Республике Беларусь, которые в ходе изучения курса «Культурология» вносили коррективы в тематику и формы организации учебного процесса, уточняли перечень ключевых понятий, дополняли вопросы для обсуждения и темы рефератов. Особый вклад в апробацию и совершенствование учебного курса внесли студенты Академии, которые принимали активное участие в научно-исследовательской работе, в олимпиадах и смотрах-конкурсах научных работ по культурологии. В подборке олимпиадных и тестовых заданий представлены результаты их творчества.

Учебно-методический комплекс «Культурология» - итог многолетней работы, но авторы расценивают его как промежуточный результат. Уже сегодня они строят новые планы и надеются завтра их реализовать. На очереди - новый компьютерный учебник по культурологии. Материалы для него уже собираются - это и видеоряд, подготовленный Беларусьфильмом и Белвидеоцентром, это подборка информации на CD-ROM, изготовленная в странах ближнего и дальнего зарубежья, это материалы, любезно предоставленные посольствами и коллегами из-за рубежа, с которыми кафедра социологии и культурологии Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Все это находится в банке данных кафедры, который в скором времени может быть превращен в базу знаний компьютерного учебника.

  1. Курс лекций 2-е издание, стереотипное Минск 2005 удк 574 (076. 6)

    Лекция
    Ш61 Экология и экономика природопользования: Часть 2. Курс лекций.2-e стер. изд. Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 184 с.
  2. Курс лекций 3-е издание, дополненное Минск 2007 удк 008(076. 6)

    Документ
    Л24 Культурология: курс лекций / С.В. Лапина. – 3-е изд., доп. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. – 211 с. – (Система открытого образования).
  3. Учебно-методический комплекс материалов к курсу «методика организации научно-исследовательской работы»

    Учебно-методический комплекс
  4. Литература (82)

    Литература
    Информационно-аналитические материалы о деятельности общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи. /Сост. З.Н. Калинина, Е.В. Декина, С.
  5. «центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» информационно-аналитические материалы о деятельности общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи москва (1)

    Аналитические материалы
    Разработка информационно-аналитических материалов осуществлены по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
  6. «центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» информационно-аналитические материалы о деятельности общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи москва (2)

    Аналитические материалы

Другие похожие документы..