Тюменский государственный университет

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт дополнительного профессионального образования

ПРАКТИКА:

методические рекомендации для студентов

специальности «Финансы и кредит»

г. Тюмень 2005г.

Данное учебное издание утверждено Советом Института дополнительного профессионального образования

Программа производственной преддипломной практики разработана и составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (утв. Приказом Минобразования России от 25.03.03), проектом «Положения по организации практики студентов ТюмГУ», государственным образовательным стандартом специальности «Финансы и кредит».

Составители: к.э.н. доцент Брагина Н.Н., к.э.н. доцент Тарханова Е.А., ст. преподаватель Фрицлер А.В.

Ответственный за выпуск: к.э.н., доцент Лиман И.А.

1. общие положения

Практика студентов Тюменского государственного университета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Основными видами практики студентов высших учебных заведений, обучающихся по программам высшего профессионального образования, являются: учебная и производственная, включая преддипломную практику. Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.

Производственная преддипломная практика проводится с целью закрепления полученных студентами теоретических знаний и приобретения практических навыков, необходимых для самостоятельной работы в одном из подразделений финансово-кредитной системы: в коммерческом банке, в налоговой инспекции, в территориальном внебюджетном фонде, в финансовой службе администрации города или области, в финансовом подразделении предприятия или учреждения и др. Для руководства практикой студентов назначаются руководители практики от высшего учебного заведения и от предприятия (учреждения, организации).

Содержание преддипломной практики определяется темой выпускной квалификационной работы. Основные задачи: сбор материала, овладение профессиональными навыками, методами организации труда и управления. До начала производственной практики выбирается тема дипломной работы, составляется предварительный план изложения темы, уточняется перечень рекомендуемой литературы.

В процессе прохождения производственной практики студенты подбирают и детально изучают научную и специальную литературу по теме дипломной работы, изучают действующее законодательство и методические рекомендации, проводят анализ показателей деятельности соответствующего подразделения, систематизируют информацию для использования ее в дипломной работе.

Практика в организациях осуществляется на основе договоров на проведение практики между ТюмГУ и предприятиями, учреждениями и организациями. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики. Договоры готовятся к заключению институтами и могут быть долгосрочными или краткосрочными. Договоры о сотрудничестве, а также договоры, имеющие финансовые обязательства, подписываются ректором. В отдельных случаях договоры готовятся к заключению студентами в индивидуальном порядке за месяц до начала практики. Договоры, не имеющие финансовых обязательств, подписываются уполномоченным по доверенности директором института.

Студенты, заключившие договор с предприятиями, учреждениями и организациями на их трудоустройство, преддипломную практику проходят в этих организациях.

Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, может быть зачтена учебная и производственная практика (за исключением преддипломной практики). На преддипломную практику они направляются в установленном порядке. Если студент совмещает учебу в вузе с работой в одной из сфер народного хозяйства, вуз имеет право разрешить прохождение преддипломной производственной практики по месту работы студента при условии, что характер работы, выполняемой студентом, соответствует профилю специализации, по которой он проходит обучение в вузе. Сроки проведения практики устанавливаются вузом с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей организаций и в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

Студенты при прохождении производственной практики обязаны:

- явиться к месту прохождения практики в срок, установленный университетом;

- полностью подчиняться действующим на базе практики правилам внутреннего распорядка;

- в установленные сроки сдавать для проверки руководителям практики соответствующие разделы отчета;

- в установленные сроки оформить, сдать на кафедру и защитить отчет по практике.

Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

2.1. В НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ

1. Состав и структура государственных налоговых инспекций области, города и районов, их задачи и функции.

2. Порядок исчисления и взимания налога на прибыль предприятий и организаций; налогообложение отдельных видов прибыли предприятий.

3. Порядок исчисления и взимания налога на имущество предприятий.

4. Особенности налогообложения малых предприятий.

5. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

6. Система акцизов, их состав, структура, плательщики, объекты обложения, льготы, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты.

7. Виды платежей за природные ресурсы. Организация взимания платы за природные ресурсы.

8. Плата за землю. Арендная плата за землю, методика исчисления, порядок и сроки ее уплаты.

9. Порядок исчисления и уплаты налог на доходы с физических лиц. Состав необлагаемых доходов. Ставки и льготы, порядок их применения. Декларирование годового дохода гражданами, порядок и сроки предоставления деклараций в налоговые инспекции.

10. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. Система льгот по данному виду налога.

11. Порядок исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

12. Уплата единого социального налога предприятиями и организациями. (Обязательные платежи в системе внебюджетных фондов - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ).

14. Другие виды налогов. Особенности их исчисления и уплаты.

13. Организация учета налоговых поступлений и других обязательных платежей в бюджет. Особенности учетных операций и порядок ведения лицевых счетов.

14. Анализ своевременности и правильности ведения первичных документов и составления отчетности.

15. Документальные проверки предприятий, организаций, учреждений налоговыми органами. Документальное оформление выездной налоговой проверки.

Практикант должен принимать участие в проводимых проверках и обследованиях, использовать данные для иллюстрации порядка уплаты тех видов налогов, взиманием которых занимается соответствующее подразделение налоговой инспекции.

2.2 НА ПРЕДПРИЯТИИ (ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИИ)

1. Организационная структура предприятия, форма собственности, вышестоящие структуры.

2. Предмет деятельности: объем, состав и структура производимой продукции, оказываемых услуг.

3. Внутрихозяйственные отношения между дочерними предприятиями, филиалами, подразделениями.

4. Функции служб, отделов, осуществляющих финансовые операции. Совершенствование деятельности финансово-экономических служб на предприятии.

5. Маркетинг на предприятии; виды цен; методика планирования цен и экономической эффективности.

6. Анализ реализованной и товарной продукции по элементам.

7. Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

8. Анализ финансовых результатов предприятия: исчисление выручки от реализации, определение прибыли от реализации, составные части балансовой прибыли.

9. Методы планирования прибыли.

10. Состав и структура внереализационных доходов и расходов; доходы от реализации имущества. Распределение прибыли на предприятии.

11. Состав и структура финансовых ресурсов предприятия.

12. Анализ имущества предприятия. Состояние основных фондов. Источники финансирования капитальных вложений: собственные и заемные средства. Амортизация основных фондов. Анализ эффективности использования основных фондов.

13. Состав оборотных средств. Действующий порядок финансирования оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств.

14. Взаимоотношения предприятия с финансовыми институтами:

- с бюджетами всех уровней при внесении платежей и получении средств из бюджетов;

- с внебюджетными фондами: пенсионным фондом - по подаче сведений для персонифицированного учета, фондом социального страхования - по использованию средств;

- взаимоотношения с банками при осуществлении расчетов, получении кредитов.

15. Роль финансов в экономическом стимулировании производства. Анализ данных о составе фонда накопления на предприятии. Образование и использование фонда потребления.

16. Финансовое планирование на предприятии.

2.3. В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

1. Система органов федерального казначейства, их задачи и функции.

2. Структура территориального органа федерального казначейства, его характеристика:

  • функциональные отделы:

- отдел анализа и прогнозирования доходов федерального бюджета;

- отдел финансирования расходов федерального бюджета и социальных выплат;

- контрольно-ревизионный отдел;

- отдел бухгалтерского учета и отчетности операций федерального бюджета.

  • вспомогательные отделы:

- отдел по работе с кадрами и ведению делопроизводства;

- отдел информационно-технического обслуживания;

- отдел по исполнению сметы на содержание органов федерального казначейства

- другие отделы.

3. Механизм функционирования органов федерального казначейства по исполнению доходной части федерального бюджета:

- анализ распределения органами федерального казначейства регулирующих налогов между бюджетами различных уровней;

- анализ распределения органами федерального казначейства региональных и местных налогов между бюджетами различных уровней;

- анализ поступления доходов в федеральный бюджет.

4. Механизм функционирования органов федерального казначейства по исполнению расходной части федерального бюджета:

- порядок финансирования распределителей бюджетных средств;

- финансирование распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;

- исполнение расходной части федерального бюджета.

5. Контрольная деятельность органов федерального казначейства:

- контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

- контроль за деятельностью коммерческих банков.

6. Система отчетности о доходах и расходах федерального бюджета.

7. Формы сверки и согласования расхождений в отчетности органов федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам РФ, Центрального банка РФ.

8. Автоматизация ведения операций по учету доходов и расходов федерального бюджета:

  • применение системы "Казна" для учета доходов федерального бюджета;

  • применение системы "Смета" для учета расходов федерального бюджета.

2.4. В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Прохождение практики в Отделении Пенсионного фонда РФ по Тюменской области.

1. Структура Отделения Пенсионного фонда, его функции и задачи.

2. Особенности организации работы отдела казначейства и бюджетного отдела.

3. Основные направления работы отдела организации назначения и перерасчета пенсий.

4. Деятельность отдела организации выплаты пенсий.

5. Характеристика отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц и отдела по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей.

6. Персонифицированных учет застрахованных лиц в отделении Пенсионного фонда. Учет взносов на пенсионное страхование и трудового стажа застрахованных граждан.

7. Методы планирования доходной и расходной частей бюджета отделения Пенсионного фонда.

8. Основные направления деятельности контрольно-ревизионного отдела.

  1. Тюменский государственный университет (3)

    Курсовая работа
    О.А. Бакиева. Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству»: Методические указания для студентов 3 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602.
  2. Тюменский государственный университет (7)

    Курсовая работа
  3. Тюменский государственный университет (1)

    Рабочая программа
    Учебно-методическая комиссия физического факультета Тюменского государственного университета приняла решение рекомендовать использовать рабочую программу курса «Концепции современного естествознания» для студентов гуманитарных и экономических
  4. Тюменский государственный университет (2)

    Рабочая учебная программа
    А.П. Горн Проектирование логистических систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности 080115.
  5. Тюменский государственный университет (4)

    Самостоятельная работа
    При изучении дисциплины студенты должны получить понятие о «бюджетном учете», рассмотреть роль федерального казначейства и финансовых органах в исполнении бюджета, изучить особенности учета доходов, расходов, расчетов между бюджетами
  6. Тюменский государственный университет (6)

    Программа
    Программа предназначена для студентов 3 курса ФИиПН, изучающих дисциплину «Менеджмент». Программа позволяет ознакомиться с основными теоретическими разделами курса, темами лекционных и семинарских занятий, количеством аудиторных часов
  7. Методические указания и дидактические материалы для студентов заочной формы обучения Издательство Тюменского государственного университета

    Методические указания
    Дидактические материалы и методические указания разработаны для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. В работе представлены: рабочая программа, тематический план дисциплины, календарно-тематический план обучающегося,
  8. Учебное пособие 2-е изд., доп и перераб. Издательство Тюменского государственного университета 2008

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Региональная экономика» предназначено для студентов всех форм обучения экономических специальностей. Составлено в соответствии с государственным стандартом и содержит теоретический и методический материалы, задания для контроля.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления «Экономика» Тюменского государственного университета

    Учебно-методический комплекс
    О.В. Захарова Философия: учебно-методический комплекс для студентов направления «Экономика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008.

Другие похожие документы..