И. В. Понкина посвящено выявлению существующих фактов дискриминации и унижения человеческого достоинства граждан, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви, по признаку

Кузнецов М.Н.

Понкин И.В.

Бесчестная дискуссия о

религиозном образовании

в светской школе:

ложь, подмены,

агрессивная ксенофобия

Правовой анализ

УНЦ ДО

Москва

2005

УДК 321.01 + 342.0 + 35.0

ББК 66.0 + 67.0 + 67.400

П 56

П56 Понкин И.В., Кузнецов М.Н.

Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. Правовой анализ / И.В. Понкин, М.Н. Кузнецов. –
М.: Издательство
Учебно-научного центра довузовского образования, 2005. – 216 с.

ISBN 5–88800–316–6

Настоящее исследование доктора юридических наук, профессора М.Н. Кузнецова и доктора юридических наук
И.В. Понкина посвящено выявлению существующих фактов дискриминации и унижения человеческого достоинства граждан, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви, по признаку отношения к религии в связи с дискуссией о возможности религиозного образования в светской школе на основе добровольности выбора.

УДК 321.01 + 342.0 + 35.0

ББК 66.0 + 67.0 + 67.400

© Кузнецов М.Н., Понкин И.В., 2005.

ISBN 5–88800–316–6

I. Ложь, подмены, ксенофобия, неорасизм

1.1. Введение

Представим себе на мгновение следующую гипотетическую ситуацию (заранее искренне извинившись перед ниже упомянутыми религиозными организациями за несколько некорректное их упоминание, но без такого ряда примеров не обойтись, чтобы показать читателю сложность и, в определенной мере, социальную взрывоопасность обсуждаемой тематики).

Итак, крупнейшие российские и зарубежные средства массовой информации сообщают, что планы российских еврейских организаций заручиться некоторой поддержкой государства в приобщении (светском по форме) еврейских детей к истории, традициям и религиозной культуре иудаизма исключительно на основе добровольности посещения таких занятий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях вызвали огромный скандал.

Вице-спикер Государственной Думы Российской Федерации
И.М. Хакамада со всей принципиальностью поставила вопрос о религиозном образовании в школах, заявив на пресс-конференции, что «евреям ни в коем случае нельзя позволять реализовать программы изучения учащимися из еврейских семей культуры иудаизма в школах даже на основе добровольности выбора, поскольку все равно такое преподавание превратится в обязаловку для всех учителей и всех учащихся, невзирая на тот факт, что Россия – страна поликонфессиональная». Как отметила И.М. Хакамада, «в демократическом государстве евреи не могут изучать культуру иудаизма в школах даже в виде занятий по выбору, а введение изучения иудаизма может привести к тому, что через 10 лет мы получим поколение зомбированных, серых людей, способных выполнять команды, но не способных формировать новые идеи. Демократическое государство никак не может позволить делать из еврейских детей зомби».

Заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации А. Волин категорически отверг всякую возможность изучения еврейскими детьми иудаизма, ответственно заявив, что «от программы духовного возрождения евреев и планов приобщения детей из еврейских семей к религиозной культуре иудаизма веет мракобесием. Почему еврейских детей их родители или учителя должны принуждать изучать культуру иудаизма? А может, они захотят стать адептами культов Океании или приверженцами африканских верований? Мы не можем навязывать еврейским детям иудаизм и еврейскую культуру».

Академик Российской академии образования Э.Д. Днепров с возмущением прокомментировал планы еврейских организаций: «Даже известные реакционеры не доходили до подобного мракобесия! Еврейские силы делали все возможное, чтобы убрать из Конституции и закона ключевой принцип светского характера образования в России. Как ни парадоксально, эта инициатива принадлежала еврейским фанатикам из образовательной среды».

Нобелевский лауреат, известный физик, академик В.Л. Гинзбург раздраженно заявил: «Я выступаю против дальнейшей клерикализации страны, которую всеми силами “продавливают” еврейские организации. Еврейская клерикализация российского общества проявляется буквально во всем! Суют свой иудаизм туда, где его отродясь не было. Наука ищет и движется вперед. А эти раввины все талдычат одно и то же 2 тысячи лет. Меня очень тревожат попытки евреев внедриться в школу. Уроки еврейской традиции – это абсурд! На самом деле, это глубоко вредно и лживо. Евреи не могут изучать свою культуру, так как все должны знать Талмуд и Тору, в государственной школе нужен один курс религиоведения для всех. Но особенно возмущают факты восстановления и строительства синагог. Лучше бы иудаистские организации на эти деньги больницы построили, хосписы, приюты, честное слово. Восстановление синагог я считаю недопустимым в условиях обнищания людей, голодающих учителей и врачей. Очень многие полностью отошли от всякой идеологии, разве что только не от воровской. Особенно преуспели иудаистские организации. Это же логическая чепуха, как этого можно не понимать? Потуги еврейских организаций реакционны и приведут к трагичному исходу».

Такого же мнения придерживается журналистка О.Р. Квирквелия, заявившая в интервью крупнейшему российскому телеканалу: «Повальная мода евреев на религиозность, похоже, достигла уровня потери здравого смысла. Кстати, не пора ли отчетливо ответить на один вопрос: что такое “национальное” – образование, культура, истоки – в контексте России? Речь идет о чем-то свойственном отдельным национальностям или россиянам как полиэтническому сообществу? Если о последнем, евреи не могут изучать свою культуру, так как это будет подменой “российского” на “еврейское”. Слишком многие могут обидеться. А у нас и так достаточно поводов для конфликтов и агрессии… Сегодня правит бал какой-то странный, несвоевременный миф, обществу навязывается, что если человек – еврей, то он – иудаист или должен знать иудаизм, а если человек – иудаист, он обязательно еврей».

Известный правозащитник Е.В. Ихлов в прямом эфире на радио «Эхо Москвы» назвал учебник религиозной культуры иудаизма «пособием для скинхедов» и «погромным черносотенным учебником».

***

Или представим себе другую гипотетическую ситуацию.

Крупнейшие российские и зарубежные средства массовой информации сообщают, что планы российских католиков заручиться некоторой поддержкой государства в приобщении (светском по форме) детей из католических семей (проживающих в России поляков, литовцев, латышей и др.) к истории, традициям и религиозной культуре католицизма исключительно на основе добровольности посещения таких занятий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях вызвали огромный скандал.

Вице-спикер Государственной Думы Российской Федерации
И.М. Хакамада со всей принципиальностью поставила вопрос о религиозном образовании в школах, заявив на пресс-конференции, что «католикам ни в коем случае нельзя позволять реализовать программы изучения учащимися из католических семей культуры католицизма в школах даже на основе добровольности выбора, поскольку все равно такое преподавание превратится в обязаловку для всех учителей и всех учащихся, невзирая на тот факт, что Россия – страна поликонфессиональная». Как отметила
И.М. Хакамада, «в демократическом государстве католики не могут изучать культуру католицизма в школах даже в виде добровольных занятий по выбору, а введение изучения католицизма может привести к тому, что через 10 лет мы получим поколение зомбированных, серых людей, способных выполнять команды, но не способных формировать новые идеи. Демократическое государство никак не может позволить превращать детей из католических семей в зомби».

Заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации А. Волин категорически отверг всякую возможность изучения детьми из католических семей культуры католицизма, ответственно заявив, что «от программы духовного возрождения католиков и планов приобщения детей из католических семей к религиозной культуре католицизма веет мракобесием. Почему детей из католических семей их родители или учителя должны принуждать изучать культуру католицизма? А может, они захотят стать адептами вуду или приверженцами богини Кали? Мы не можем навязывать детям из католических семей католицизм и культуру католицизма».

Академик Российской академии образования Э.Д. Днепров с возмущением прокомментировал планы католических организаций: «Даже известные реакционеры не доходили до подобного мракобесия! Прокатолические силы делали все возможное, чтобы убрать из Конституции и закона ключевой принцип светского характера образования в России. Как ни парадоксально, эта инициатива принадлежала католическим фанатикам из образовательной среды».

Нобелевский лауреат, известный физик, академик В.Л. Гинзбург раздраженно заявил: «Я выступаю против дальнейшей клерикализации страны, которую всеми силами “продавливают” католики. Католическая клерикализация российского общества проявляется буквально во всем! Суют свой католицизм туда, где его отродясь не было. Наука ищет и движется вперед. А эти католики все талдычат одно и то же 2 тысячи лет. Меня очень тревожат попытки католиков внедриться в школу. Уроки католической культуры – это абсурд! На самом деле, это глубоко вредно и лживо. Католики не могут изучать свою культуру, так как все должны знать Библию, в государственной школе нужен один курс религиоведения для всех. Но особенно возмущают факты восстановления и строительства католических храмов. Лучше бы католические организации на эти деньги больницы построили, хосписы, приюты, честное слово. Восстановление католических храмов я считаю недопустимым в условиях обнищания людей, голодающих учителей и врачей. Очень многие полностью отошли от всякой идеологии, разве что только не от воровской. Особенно преуспели католические организации. Это же логическая чепуха, как этого можно не понимать? Потуги католических организаций реакционны и приведут к трагичному исходу».

Такого же мнения придерживается журналистка О.Р. Квирквелия, заявившая в интервью крупнейшему российскому телеканалу: «Повальная мода католиков на религиозность, похоже, достигла уровня потери здравого смысла. Кстати, не пора ли отчетливо ответить на один вопрос: что такое “национальное” – образование, культура, истоки – в контексте России? Речь идет о чем-то свойственном отдельным национальностям или россиянам как полиэтническому сообществу? Если о последнем, католики не могут изучать свою культуру, так как это будет подменой «российского» на “католическое”. Слишком многие могут обидеться. А у нас и так достаточно поводов для конфликтов и агрессии».

Известный правозащитник Е.В. Ихлов в прямом эфире на радио «Эхо Москвы» назвал учебник католической религиозной культуры «пособием для скинхедов» и «погромным черносотенным учебником».

Как сообщают радио «Эхо Москвы» и радио «Свобода», практически все представители гражданского общества в России, все правозащитники и либералы согласны во мнении, что: «Католики не вправе выступать с просьбой о том, чтобы государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения преподавали детям из католических семей даже на основе добровольности выбора религиозную культуру католицизма, поскольку это было бы экстремизмом, мракобесием и клерикализмом, и другие бы обиделись. Католики вообще не вправе изучать свою культуру, так как Россия – страна многонациональная. А нормы международных актов о правах человека, устанавливающие право граждан на выбор образования и воспитания своих детей согласно собственным убеждениям, право на воспитание детей в соответствии с ценностями культуры своего народа, определяющие обязанность государства содействовать гражданам в этом, на католиков не распространяются».

***

Очевидно, что точно таких заявлений от указанных лиц в реальности не было. Это – просто две гипотетические иллюстрации.

Очевидно, что такого рода заявления, в случае их реального озвучивания, совершенно справедливо вызвали бы в обществе грандиозный скандал, отголоски которого волнами прокатились бы почти по всему миру. Позволившие себе такие высказывания люди вполне обоснованно были бы обвинены обществом в возбуждении религиозной вражды и в расизме.

Но ТАКИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ почти с точностью до слова открыто и многократно звучат сегодня в России в отношении тех граждан, которые выражают свою принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви и православному христианству.

  1. Л. С. Гармаш Об актуальности преподавания православной культуры в светской школе. Вместо предисловия

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  2. Х отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 200 9 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  3. Арственно-конфессиональных отношений и права гражданско-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник материалов Москва 2008 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Нравственность, наделенная Конституцией России такой силой, что может выступать основанием для законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина, в современной России зачастую воспринимается как экзотическое пожелание.
  4. Институт государственно-конфессиональных отношений и права

    Документ
    Гражданско-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н. И.В. Понкин.
  5. На развитие общественных отношений в современной россии

    Учебное пособие
    Представленное учебное пособие является концептуальным произведением, отражающим многие, исследуемые российской общественной наукой проблемы, а так же подтвержденные фактическими доказательствами субъективные мысли и взгляды автора
  6. Учебное пособие направлено на корректирование существующей системы светского образования и общественной науки в России, и посвящено актуальным проблемам совершенствования общественных отношений на основе идей и принципов Христианской православной морали и нравственности,

    Учебное пособие
    Представленное учебное пособие является концептуальным произведением, отражающим многие, исследуемые российской общественной наукой проблемы, а так же подтвержденные фактическими доказательствами субъективные мысли и взгляды автора
  7. Методология противодействия Сборник материалов Москва 2007 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7 (1)

    Документ
    «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
  8. Методология противодействия Сборник материалов Москва 2007 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7 (2)

    Документ
    «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
  9. Курс лекций / Под редакцией заведующего кафедры государственно-правовых дисциплин Московского института экономики, менеджмента и права, к ю. н., доцент Н. И. Дорохов. М.: Миэмп, 2007. Вкурсе лекций в краткой форме излагаются основные

    Документ
    доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального права Российского университета дружбы народов, академик Российской Академии Естественных наук В.

Другие похожие документы..