Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 02 История русского языка (часть 1) Историческая грамматика русского языка

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра русского языка и теории языка

«УТВЕРЖДАЮ»__________

Руководитель ПИ ЮФУ,

д.п.н., профессор В.И. Мареев

Учебно-методический комплекс

ДПП.Ф.02 История русского языка (часть 1)

Историческая грамматика русского языка

Направление

050300 Филологическое образование

Степень (квалификация) – бакалавр филологического образования

УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ

_____________________2009 г.

Ростов-на-Дону

2009 г.

Составители: к.ф.н., доц. Крицкая Н.М., к.ф.н., доц. Шейко Е.В.

УМК утвержден на заседании кафедры русского языка и теории языка

Протокол № 4 от «29» октября 2009 г.

Заведующий кафедрой русского языка и теории языка

д.ф.н., проф. В.Ю. Меликян

УМК утвержден учёным советом ПИ ЮФУ пр. № __ от «___» __________

Председатель ученого совета ПИ ЮФУ,

руководитель ПИ ЮФУ, профессор ________________________________ В.И. Мареев

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по Исторической грамматике русского языка является первой частью дисциплины «История русского языка», входит в цикл специальных дисциплин (СД) и предназначена для студентов 3 курса филологического отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.

Цель УМК - помочь в освоении дисциплины, формированию представления об основных этапах становления русского языка, в первую очередь, языка повседневного (бытового) общения, для которого характерна непрерывность развития. В исторический период своего существования этот язык представлен восточнославянскими диалектами, на основе которых формируются в дальнейшем современные восточнославянские языки.

Задачи УМК:

  1. Представить в системе историю фонетических, морфологических, синтаксических изменений, а также исторических процессов в лексике, пережитых русским языком с древнейшей эпохи до современного его состояния, которые оказывались определяющими для того или другого периода развития языка и, в свою очередь, стали причиной более частных языковых изменений.

  2. Познакомить студентов с процессом формирования русского языка и историей развития основных особенностей его фонетической и грамматической системы.

  3. Сформировать базовый понятийный аппарат, необходимый для восприятия всех дисциплин исторического цикла и понимания законов развития современного русского литературного языка.

  4. Способствовать выработке у студентов практических навыков сравнительно-исторического анализа языковых фактов, умения видеть за фактами современного русского языка историю их становления и развития, а также умения доступно объяснять при необходимости такие факты своим будущим ученикам в соответствии с требованиями новых школьных программ по русскому языку.

  5. Научить студентов анализировать тексты памятников письменности с учетом истории взаимодействия восточнославянских диалектов и развития их структурных особенностей.

  6. Выработать понимание системности происходящих в языке изменений, логики развития языка.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

Материал для УМК отбирается на основе принципа дополнительности, т.к. семинарские занятия не дублируют лекции. Важными являются принципы преемственности и фундаментальности, так как дисциплина опирается на сведения, полученные студентами при изучении курса «Старославянский язык», «Введение в филологию», «Русская диалектология» и в то же время продолжает формирование целостного восприятия процесса развития русского языка.

Изучение раздела «Введение» побуждает студентов обратиться к работам, посвященным изучению культуры и истории народа, носителя русского языка, что расширяет кругозор будущего учителя-словесника.

Курс исторической грамматики складывается из лекций, практических занятий, самостоятельной работы студентов, консультаций. Также по темам введения целесообразно проводить коллоквиум и готовить рефераты.

В программу включены вопросы исторического синтаксиса, которые традиционно рассматриваются лишь на практических занятиях при анализе текстов из памятников древнерусского языка.

Историческая грамматика - это вторая учебная дисциплина исторического цикла, в которой представлено развитие фонетической и грамматической системы русского языка с древнейшего состояния до эпохи образования языка русской нации. Историческая грамматика так же, как и старославянский язык, призвана реализовать принцип историзма как способа лингвистического мышления студентов-филологов. Этому курсу принадлежит совершенно особая роль в научном познании современного русского языка, глубокое и разностороннее изучение которого призваны подготовить все дисциплины историко-лингвистического цикла.

В итоге изучение курса «Историческая грамматика русского языка» студенты должны овладеть навыками графического, лексического, фонетического и морфологического анализа древнерусского текста. Студенты должны уметь видеть исторический фон языковых явлений современного русского языка, уметь объяснить сложившиеся в современной фонетической системе и грамматическом строе отношения.

Основное содержание дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

1. Историческая грамматика русского языка как научная дисциплина, ее предмет и задачи. Условность названия этой дисциплины, изучающей историю всех уровней языковой системы. Историческая грамматика в ряду других лингвистических дисциплин исторического цикла.

Место и значение дисциплин исторического цикла в системе высшего филологического образования в связи с пониманием исторической природы языка как объекта лингвистики. Историзм как действенное средство познания языка на всех этапах его развития.

2. Основные источники исторического изучения языка. Данные письменных памятников. Современный русский язык в его диалектах и литературно обработанном варианте. Данные лингвистической географии. Вспомогательные источники: данные ономастики (топонимики, антропонимики, гидронимики); заимствования слов в русском языке из других языков и из русского языка в другие языки, записи русской речи иностранцев.

3. Основные методы исторического изучения языка. Сравнительно-исторический метод. Метод внутренней реконструкции. Сопоставительно-типологический метод. Методы синхронического изучения языка в диахронии. Возможности и границы применения различных методов; отношение их друг с другом.

4. Проблема периодизации языка. Периодизация истории языка с учетом его «внутренней» истории (структуры), его общественных функций и «внешней» истории (истории носителей языка). Возможная периодизация истории русского языка: восточнославянский период (V1-1X вв.), формирование территориальных восточнославянских говоров на базе племенных диалектов; древнерусский период (1X-X1V вв.), формирование древнерусской народности и древнерусского языка; роль городского койнэ; старославянский период (X1V-XV11вв.) – период формирования русского языка как языка великой народности, особая роль в этом процессе говоров восточнославянского северо-востока, роль московской разговорной речи и московского приказного языка; начальный период формирования русского национального языка (конец XV11-XV111 вв.), становление норм единого литературного языка на национальной основе, изменения во взаимоотношениях литературного языка и диалектов; новый период истории русского языка (X1X-XX вв.), интенсификация процесса нивелировки территориальных диалектов и роль в этом процессе литературного языка.

ФОНЕТИКА

  1. Проблемы и задачи исторической фонетики как истории звуковых изменений и фонологических отношений. Основные единицы фонетики: слог, фонема, звук. Слог как надсегментная единица звуковой системы. Фонема как функциональная единица парадигматического плана звуковой системы. Звук языка как основная единица синтагматического плана и наиболее реальная реконструируемая единица исторической фонетики.

  1. Основные особенности древнерусского языка как языка восточных славян.

  1. Фонетическая система древнерусского языка эпохи первых письменных памятников (X-X1 вв.). Тенденция к построению слога по принципу восходящей звучности и тенденция к объединению в одном слоге звуков однородных по зоне образования. Гласные. Состав и классификация гласных. Вопрос о количественных различиях гласных. Редуцированные гласные, место редуцированных Ъ и Ь в системе фонем. Позиционная мена редуцированных. Фонемы <ê> и <ô>. Согласные. Состав согласных. Классификация согласных. Позиционная мена твердых согласных.

  1. Фонетические процессы древнерусского периода. Вторичное смягчение «полумягких» согласных. Вопрос о времени данного фонетического процесса. Падение редуцированных. Утрата Ъ и Ь в слабых позициях и вокализация Ъ и Ь в сильных позициях (Ъ>О, Ь>Е). Разновременность утраты слабых и вокализации сильных редуцированных. Различное изменение позиционно обусловленных напряженных [и] и [ы] по диалектам древнерусского языка. Изменение редуцированных гласных в сочетаниях с плавными в корнях слов между согласными (вълна, кърмъ). Явление «второго полногласия» по диалектам древнерусского языка. Следствия падения редуцированных:

    1. в структуре слога;

    1. изменений в системе согласных и в характере отношений фонем в фонетической системе в целом.

Позиционные изменения согласных, явления ассимиляции согласных по звонкости – глухости, твердости – мягкости, способу и месту образования, явления диссимиляции согласных, упрощение групп согласных; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова. Оформление соотносительного ряда согласных фонем, парных по звонкости – глухости. Звуки [ф - ф’]. Частичное отвердение конечного [м’]. Высвобождение качества твердости – мягкости из-под влияния гласных, появление сильной позиции для твердых и мягких согласных фонем в абсолютом конце слова и перед согласными. Зависимость зоны образования гласного от твердости – мягкости согласного. Утрата фонемной противопоставленности гласными [и] и [ы] и обусловленность их появления твердостью и мягкостью предшествующего согласного.

  1. Фонетические процессы и фонетическая система старорусского (великорусского) периода (X1V-XV11 вв.). Общее направление в развитии звукового строя старорусского языка. Развитие фонетической системы старорусского языка как системы консонантного типа.

Оформление соотносительного ряда согласных фонем по признаку твердости-мягкости. Фонемы <ф – ф’>.

Изменения КЫ, ГЫ, ХЫ в К’И, Г’И, Х’И и отношение этого изменения к соотносительному ряду по твердости-мягкости.

Отвердение шипящих и Ц. Изменение качества звуков [ш’ч’], [ж’д’ж’] и преобразование их в долгие мягкие шипящие [ш’][ж’] .

Функциональное объединение <И> и <Ы> в одну фонему. Оформление сильной позиции по твердости-мягкости перед фонемой <И>.

Изменение Е в О. Время протекания этого фонетического процесса и позиционные условия. Явления аналогии, связанные с данным изменением. Последствия этого изменения для фонетической системы: появление новой сильной позиции по твердости-мягкости перед гласной фонемой <О>.

История гласных верхнесреднего подъема <ê> и <ô>. Утрата признака «напряженности» своего различительного характера, условия этой утраты. Постепенное замещение фонемы по букве <ê> фонемой <е> и фонемы <ô> фонемой <о>.

История аканья. Отражение аканья в памятниках письменности. Гипотезы о времени, причинах возникновения аканья. Первичная территория аканья. Распространение аканья с первичной территории на север и северо-запад. Аканье и оканье. Фонологическая сущность аканья.

  1. Фонетическая система русского национального языка. Основные тенденции развития звуковой системы центральных говоров и литературного языка. Оформление парных фонем К-К’, Г-Г’, Х-Х’. Формирование новой сильной позиции согласных по твердости-мягкости перед гласной фонемой <Е>. Сокращение слабых позиций согласных фонем по твердости-мягкости перед согласными. Смена аканья и иканья как дальнейшее упрощение системы гласных. Усиление редукции гласных в безударном положении.

ЛЕКСИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

  1. Словарный состав русского языка. Подвижный характер данного уровня языка. Отражение в словарном составе исторических изменений в жизни общества. Словообразование и заимствования как основные средства обогащения словарного состава. «Импульсный» характер заимствований в периоды интенсификации межъязыковых контактов. Архаизация отдельных пластов лексики в ходе изменения общественной жизни перестройки общественных отношений.

Деэтимологизация. Опрощение и переразложение основ в связи с фонетико-фонологическими изменениями и неодинаковой словообразовательной активностью в разные периоды языковой истории. Несоответствие этимологического и словообразовательного состава слова в разные периоды истории языка.

  1. Общеславянский лексический фонд – основа словаря древнерусского словаря. Индоевропейское наследие и праславянские новообразования и заимствования. Свидетельства восточнославянской диалектологии и межславянских лексических изоглосс о древнерусских словарных диалектных различиях. Особенности лексических диалектных противопоставлений (различия плана выражения и плана содержания); праславянские истоки различий между южно- и северо-восточнославянскими диалектами.

Унаследованные древнерусским языком словообразовательные средства.

  1. Пути пополнения словаря древнерусского языка: суффиксальное словообразование; переход слов из одной части речи в другую (субстантивация, образование наречий из падежных форм и предложных конструкций, образование союзов и предлогов); префиксальные образования глаголов; заимствования.

  1. Учебно-метогдический комплекс дисциплины дпп. Ф. 02 История языка основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) (1)

    Основная образовательная программа
    Курс “История английского языка” является обязательным и занимает важное место в ряду специальных дисциплин, входящих в программу обучения студентов лингвистического факультета.
  2. Учебно-метогдический комплекс дисциплины дпп. Ф. 02 История языка основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) (2)

    Основная образовательная программа
    Целью курса является обеспечение студентов базовыми лингвистическими знаниями и ясным пониманием исторических процессов, происходивших в языке на всем протяжении его истории в связи с историей общества, которое им пользовалось.
  3. Учебно методический комплекс дисциплины сд (М). Ф. 2 История иностранного языка

    Основная образовательная программа
    Курс “История иностранного языка” является обязательным и занимает важное место в ряду специальных дисциплин, входящих в программу обучения бакалавров по направлению 540300 Филологическое образование, профиля 540306 Иностранный язык.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (41)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.Э. Сергеева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В.
  5. История древнерусского языка учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Д История древнерусского языка [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.Ф. Байрамова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.
  6. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    008 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 5 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 18 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 3 ФИЛОСОФИЯ 5 Д) Сократ 31 КУЛЬТУРОЛОГИЯ 33 ЭКОНОМИКА 35 МАТЕМАТИКА 3 ИНФОРМАТИКА 39 ФИЗИКА 41 ХИМИЯ 44 БИОЛОГИЯ
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 5 Отечественное и зарубежное литературоведение (уд-04. 13-023)

    Учебно-методический комплекс
    УМКД “Отечественное и зарубежное литературоведение» разработан для студентов V курса факультета русской филологии и социально-гуманитарных наук. Дисциплина специализации реализует в объеме 42 аудиторных часа и является дисциплиной специализации.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Д

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Детская литература», входящей в цикл дисциплин специализации. Она изучается студентами специальности библиотечно-информационной деятельности на 3 курсе в VI семестре
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы информатики» Специальность 050202. 65 «Информатика»

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..