«Сознание и бессознательное»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Донецкий государственный технический университет

Кафедра Философии

РЕФЕРАТ

по философии

на тему: «Сознание и бессознательное»

Выполнила аспирант Машкина Е.В.

Проверил профессор, д.ф.н. Морозов М.Н.

Донецк, 2001 г

СОДЕРЖАНИЕ

с

Введение 3

  1. Глубинные пласты бессознательного: история взглядов 4

  2. Структура бессознательного 10

  3. Бессознательное и фрейдизм 14

Заключение 23

Перечень источников 24

ВВЕДЕНИЕ

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. [1, cтр. 156]

Среди философско-гносеологичесих концепций сознания, разработанных в последние два десятилетия в нашей стране, концепция А.Г. Спиркина наиболее адекватно охарактеризовала сущность и структуру сознания. Из отмеченных А.Г. Спиркиным характерных признаков сознания вытекает следующее определение сознания: “Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и констуктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении дейстивий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека”.[1, cтр. 157]

Но сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученых. Однако, в недавнем прошлом (в 20-50-х годах нашего столетия) в нашей стране понятие бессознательного предавалось анафеме как понятие идеалистическое. Начиная с 60-х годов шел активный процесс реабилитации этого понятия и интенсивного изучения феномена бессознательного.

Целью нашей работы является рассмотрение истории понятия бессознательного, его структуры и места в психике человека. Попытаемся на учении З. Фрейда выяснить, в каком соотношении находятся осознанное и бессознательное.

1 ГЛУБИННЫЕ ПЛАСТЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО:

ИСТОРИЯ ВЗГЛЯДОВ

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания, не достигают надлежащей степени интенсивности или напряженности, чтобы обратить на себя внимание. Термины “бессознательное”, “подсознательное” и “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Говорят: “Он сказал это неосознанно”, “Он не хотел этого, но так получилось” и пр. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, но не известно, откуда они возникают.[2,cтр.170]

Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания; иногда не достигает уровня сознания (досознательное, или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного.

Бессознательное – не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.

Человеческий разум нес бы на себе непомерно тяжелый груз, если бы он вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все его элементы жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.[2, cтр. 171]

Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором бессознательное трактовалось как высший уровень познания, как интуиция и даже как движущая сила Вселенной. Оно восходит к демонии Сократа, утверждавшего, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу, как своего рода велению совести и непререкаемому авторитету. Проблема бессознательного нашла свое отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанном с идеей о наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже и не подозревать. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе. Августин анализировал бессознательное в “Исповеди”, где он сравнивал сферу воспоминаний с необозримым, скрытым от сознания внутренним помещением. То, что находится за пределами обозримого для субъекта в сфере его душевной деятельности, составляет неосознанное.

Иное освещение вопрос о бессознательном приобрел в концепции Р. Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за пределами сознания протекают лишь чисто физиологические, а не психические процессы. Б. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют. Само существование бессознательных мотиваций составляет человеческое бремя. Достижение же свободы основано на осознании человеком реальности внутри и вне себя.

В истории философской и психологической мысли впервые лишь

Г. Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Лейбниц полагал, что все явления сознания возникают в бессознательной жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее ярко выступающими сознательными представлениями существуют как бы спящие или угасшие представления – малые перцепции. По Лейбницу, в уме нет ничего, что уже не дремало бы в виде представления в темной душе.

И. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указывал на наличие сферы восприятий и чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании. Бессознательное – это темные представления в человеке, число которых безгранично. На огромной карте нашего духа “освещены только немногие пункты, - это обстоятельство может возбуждать у нас удивление перед нашим собственным существом; ведь если бы некая высшая сила сказала: да будет свет!, то без малейшего содействия с нашей стороны перед нашими глазами открылось бы как бы полмира (если, например, мы возьмем писателя со всем тем, что он имеет в своей памяти) “.[2, cтр. 392]

В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника прежде всего художественного творчества. А. Шопенгауэр, например, выдвинул иррационалистическую концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, которому противостоит беспомощное сознание. Продолжателем иррационалистических идей выступил

Э. Гартман, который придерживался панпсихизма, признавая основой всего сущего бессознательное духовное начало, образующее абсолютное единство воли и идеи. Жизнь мира – не разумный, но целенаправленный процесс, в котором сознание – лишь орудие слепой мировой воли как движущей силы развития. Гартман положил в основу своей философии биологизированное понятие бессознательного, трактуемое им как «жизненная сила», проявляющаяся в инстинкте, в рефлекторных движениях как целительное начало природы, открывающаяся в чувствах, характере, в нравственности, одаряющая человека всеми совершенствами и ведущая его к красоте и счастью, создающая язык и религию, вдохновляющая поэтов и художников, совершающая великие открытия в науке и направляющая всемирно-исторический процесс. Бессознательное незаметно управляет человеческим разумом.[3, cтр. 393]

В иррационалистическом духе трактовал бессознательное и Ф. Ницше. Он считал, что вера в человеческий разум есть величайшее заблуждение: разум играет второстепенную роль, так как исчезает и уступает место бессознательному. “Наш духовный мир похож на Египет - пустыня и громадные пирамиды, а в этих пирамидах, большей частью недоступных, только жалкие трупы”. (Ф. Ницше. Собр. соч., т. Ш, стр. 226). В концепции Ницше действительности противопоставлено погружение в темное, неопределенное состояние, опьянение, экстаз. Основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль полагает, что интеллектуальная интуиция представляет собой форму непосредственного схватывания сущности явления. Характеризуя эмоциональную интуицию, Макс Шеллер считает, что она проявляется в эмоционально-априорных актах аксиологического воздействия. Мистическая интуиция, по мнению религиозного философа Жака Маритера, есть совершенно бессознательный процесс божественного откровения, таинственного озарения при общении с абсолютом. Анри Бергсон, представитель интуитивизма, полагает, что в интуитивизме интуиция есть непосредственное слияние субъекта с объектом. В его же “философии жизни” интуиция сближается с инстинктом.[4, cтр. 375]

Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт и другие, положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Согласно Гербарту, который ввел динамическую характеристику психологического, несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая, однако, воздействовать на него. Вундту принадлежит обратное уподобление сознания полю зрения, в котором имеется сфера наиболее четкого видения, окаймленная удаляющимися на перефирию кругами с убывающей ясностью ощущения и переживания, вплоть до их полного угасания. Вундт считал, что восприятие и сознание базируется на неосознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждая существование не только осознаваемого, но и неосознаваемого мышления. Он проводил различие между фокусом сознания, где он или осознается неясно, или совсем не осознается. Границы между этими пунктами относительны и подвижны.[2, cтр. 174]

Рассматривая границу между актуальным и потенциальным состоянием сознания как нечто расплывчатое, У. Джемс считал невозможным точно установить, что именно осознанно и находится в кругу интересов, а что теряется в сфере невнимания.

Существенным толчком в исследовании бессознательного явились работы в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного. Эти работы дали возможность выявить отличную от сознательной психическую деятельность патогенного свойства, не осознаваемую больным.

И.М. Сеченов прямо выступил против концепций, отождествлявших психическое и сознательное. Он выявил наличие “темных или смутных ощущений”, либо частью сознаваемых, либо вовсе не осознаваемых. И.П. Павлов отмечал, что “мы отлично знаем, до какой степени душевная, психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного”. Явления бессознательного Павлов связывал с работой тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.[2, cтр. 175]

На необходимость самого скрупулезного исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании различного рода душевных отклонений и заболеваний, больше всех настаивал и, пожалуй, больше всех в истории науки сделал знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель З. Фрейд, с учением которого мы познакомимся далее.

В нашей душе содержится огромное богатство испытанных нами ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. И тем не менее Я представляет собой нечто совершенно простое, лишенное всех определений вместилище, в котором все сохраняется, но не существует в фокусе сознания. Лишь в том случае, Если мы припоминаем какое-либо представление или мысль, мы выносим их из этой тьмы бессознательного и поднимаем их до уровня существования в сознании. Во время определенных болезней, отмечал Г. Гегель, случается, что в сознании всплывают некоторые такого рода представления и знания, которые много лет считались забытыми, потому что в течение всего этого долгого времени они не доходили до фокуса сознания. Человек никогда не может знать, сколько знаний и впечатлений он в действительности имеет внутри себя, хотя бы тотчас же и забывал о них; они не принадлежат действительности его сознания, его субъективности как таковой, но только его бытию, как оно есть. Таково внутреннее духовное существо человека, оно есть и остается индивидуальностью во всей своей полноте.

  1. Сознание и бессознательное в структуре познания

    Диссертация
    Защита диссертации состоится 19 октября 2011 года в 15.00 на заседании Диссертационного совета Д 501.001.37 по философским наукам при Московском государственном университете имени М.
  2. Первая мифологические стадии эволюции сознания (1)

    Реферат
    Нижеследующая попытка обрисовать архетипические стадии развития сознания основана на современной глубинной психологии. Это — практическое приложение аналитической психологии К.
  3. Первая мифологические стадии эволюции сознания (2)

    Реферат
    В отличие от других возможных и необходимых методов исследования, рассматривающих развитие сознания в его связи с окружающими внешними факторами, наше исследование в большей степени связано с внутренними, психическими и архетипическими
  4. Каждая новая ступень в развитии куль­туры психологически представляет со­бой расширение сознания, нарастание осознаваиия, которое возможно лишь через установлен

    Документ
    Каждая новая ступень в развитии куль­туры психологически представляет со­бой расширение сознания, нарастание осознаваиия, которое возможно лишь через установления различий.
  5. Доклад по философии на тему : "Сознательное и бессознательное"

    Доклад
    Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества.
  6. Реферат по дисциплине “Схемотехника эвм” “ Сознание и бессознание в психике и поведении человека”

    Реферат
    Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы.
  7. А. В. Иванов Монография доктора философских наук А. В. Иванова посвящена задаче построения философско-теоретической систематически развернутой модели сознания, синтезирующей результаты и методы его изучения, получен

    Монография
    Выражаю сердечную признательность доктору философских наук, академику РАЕН Юниру Абдулловичу Урманцеву, доктору философских наук, профессору Сергею Александровичу Лебедеву и доктору философских наук, профессору Анатолию Эммануиловичу
  8. Целительные возможности необычных состояний сознания

    Документ
    Данные, о которых рассказывается в книге «Надличностное видение», берут начало в исследовательской области, которую академическая психиатрия именует «измененными» или «необычными» состояниями сознания».
  9. Козлов В. В. К 59 психотехнологии измененных состояний сознания. 2-е изд., испр и доп

    Книга
    Книга адресована психологам, психотерапевтам, психиатрам, исполь­зующим в работе с клиентами трансовые психотехники, гипноз и другие виды измененных состояний сознания, а также студентам, аспирантам, преподавателям вузов и всем, кто

Другие похожие документы..