Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение

Тема 8. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ

ФИЛОСОФ-СКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Студент должен

Знать:

проблемы генезиса сознания, единство фило- и онтогенеза сознания в современной философии и психологии.

Уметь:

ориентироваться в основных традициях философского анализа проблемы сознания, его генетических и структурно-финкциональных характеристик.

Иметь представление:

о структуре сознания, механизмах его функционирования, взаимосвязи сознания и мышления.

Проблема сознания и основные традиции ее философского анализа. Проблема наблюдения и реконструкции сознания в философии и науке. Метафизические, онтологические, гносеологические и социально-философские оппозиции философии сознания. Субстанциальная концепция сознания об онтологических основаниях разума. Исторические формы субстанциализма. Функциональная модель сознания в развитии философского и научного знания. Сознание как отражение. Экзистенциально-феноменологическая стратегия как преодоление рационалистических эталонов классики. Интенциональная природа сознания и онтология «жизненного мира».

Генетические и структурно-функциональные характеристики сознания. Многомерность феномена сознания: природно-психические, личностно-индивидуальные и социокультурные проекции. Проблема генезиса сознания. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения в природе. Отражения и информация. Сознание человека и психика животных. Культурогенез сознания. Проблема единства фило- и онтогенеза сознания в современной философии и психологии. Механизмы формирования индивидуального сознания.

Структура сознания. Сознание и бессознательное. Чувственно-эмоциональный, интуитивно-волевой и рационально-дискурсивный уровни сознания. Основные проекции структуры сознания: когнитивная, аксиологическая и регулятивная. Динамика сознания: память, внимание, воображение.

Механизмы функционирования сознания. Сознание и мышление. Мышление и разум. Образно-ассоциативный и рационально-логический типы мышления. Многообразие состояний сознания.

Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Представления о социокультурной «предпосылочности» сознания в современной философии. Идеологическая ангажированность разума и чувственности. Статус культурных «предрассудков» в сознании.

Творческая природа сознания. Сознание и деятельность. Сознание и социально-историческая практика. Культурная традиция как организующая структура сознания.

Сознание и коммуникация. Коммуникативная природа «Я». Понятие речевого акта. Знаково-символическая природа сознания. Мышление и язык. Вербальные и невербальные параметры мышления.

Раздел 4. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В КЛАССИЧЕСКИХ И ПОСТКЛАССИЧЕСКИХ ВЕРСИЯХ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

Тема 9. ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Студент должен

Знать:

- суть основного вопроса теории познания и имеющиеся в философии ответы на него

Уметь:

- ориентироваться в различных программах классической, неклассической и постнеклссической гносеологии.

Иметь представление:

- о сущности, видах, цели познавательной деятельности; о философском и научном понимании истины.

Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Особенности познания природы, человека, общества. Становление философского образа познания. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

Классическая теория познания как учение о «человеческом разуме». Принцип субъективности - основа гносеологических концепций классики. Эпистемологический поворот в постклассической философии.

Интерпретации проблемы субъекта и объекта познания в основных программах классической гносеологии. Наивно-реалистическая программа. Программа идеалистического эмпиризма. Программа трансцендентальной гносеологии. Социокультурная программа. Познание как деятельность. Практика и познание. Отказ от принципа субъект-объектной оппозиции в постклассической гносеологии.

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Проблема формирования субъективного образа. Сенсорно-перцептивный опыт. Формирование понятий и категориальная структура мышления. Рассудок и разум.

Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Знание и вера. Гносеологический статус сомнения.

Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Феномен релятивизма в современной эпистемологии. Специфика научной истины и формы ее объективации в естествознании и социально-гуманитарном познании.

Тема 10. НАУКА, ЕЕ КОГНИТИВНЫЙ

И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС

Студент должен

Знать:

- что собой представляет наука как социокультурный феномен

Уметь:

- различать научное и ненаучное знание

Иметь представление:

- об особенностях научного знания на разных этапах ее существования

Понятие науки. Наука как деятельность по продуцированию нового знания и социальный институт.

Социокультурные предпосылки генезиса науки. Особенности развития науки на Востоке и Западе. Основные этапы исторической динамики науки.

Научное познание и его специфика. Структура научного познания. Содержательные особенности эмпирического и теоретического уровней научного познания. Понятие эмпирического факта и научной теории. Научное знание как развивающаяся система. Проблема механизмов возникновения и динамики научного знания.

Аксиологический статус науки в системе культуры. Границы науки и ее возможности. Знание за пределами науки. Вненаучное знание в контексте культуры, его сущность и статус. Критерии разграничения научного и вненаучного знания.

Изменение образа науки в процессе ее исторической эволюции. Гуманистическое измерение современной науки. Этика науки и проблема социальной ответственности ученых. Перспективы развития науки в XXI в. и ее приоритеты.

Раздел 5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 11. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ

ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

Студент должен

Знать:

- специфику философского понимания общества как формы бытия

Уметь:

- формулировать социально-философские вопросы

Иметь представление:

- о наличии различных парадигм в философском анализе общества

Социальная философия и социально-гуманитарные науки в познании общества. Специфика социально-философского знания. Понятие социальной реальности и сущность социальности. Социальная метафизика и ее прерогативы. Основные субстанциальные модели понимания общества как социальной реальности. Объективное и субъективное в социальном бытии.

Многообразие философских интерпретаций социума. Основные теоретические модели общества как реляционной системы (К. Маркс), структурно-функциональной системы (Т. Парсонс), результата рационализации социального действия (М. Вебер). Парадигмы социологического универсализма и методологического индивидуализма. Социальное действие индивида и функционирование социальных структур как системообразующие элементы философских интерпретаций общества.

Тема 12. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. ФЕНОМЕН

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Студент должен

Знать:

- предмет, структуру, методы философии истории

Уметь:

- оперировать категориями философии истории

Иметь представление:

- о существующих в философии ответах на вопрос о направленности исторического процесса

Становление, предмет и структура философии истории. Субстанциальная и рефлексивная философия истории, круг их проблем. Понятие исторической реальности.

Проблема источника исторического развития общества. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике. Основные факторы социально-исторического процесса. Геоклиматический, демографический, технико-технологический и другие факторы общественно

го развития. Проблема субъекта и движущих сил истории. Феномены народных масс и личности, элиты и толпы в развитии общества.

Проблема направленности истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационный, цивилизационно-циклический и цивилизационно-стадиальный подходы к анализу исторического развития общества. Идея социального прогресса и проблема его критериев.

Тема 13. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ДИНАМИКИ

Студент должен

Знать:

- что собой представляет развитие общества как цивилизационный процесс

Уметь:

- различать виды цивилизаций

Иметь представление:

- об особенностях современных цивилизаций

Понятие цивилизации. Развитие общества как цивилизационный процесс. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Западная и восточная стратегии развития цивилизации. Особенности современной цивилизации.

Техника и ее роль в истории цивилизации. Понятия техники и технологии. Техника и экономические процессы в жизни общества. Система хозяйствования и ее историческая динамика. Понятие и структура способа производства. Человек в системе экономических отношений. Типы социальных структур (социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая) и стратификационные процессы в современном мире.

Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политическая система общества в цивилизационной динамике. Исторические типы и формы государства. Политика и право. Государство и гражданское общество. Концепция правового государства. Политика, право и нравственность в современном обществе.

Тема 14. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Студент должен

Знать:

- особенность философского анализа культуры как мира человека

Уметь:

- определять природу культуры, видеть единство и многообразие культурно-исторического процесса

Иметь представление:

- о видах культуры

Понятие культуры. Философия культуры и культурология. Основные направления философского анализа культуры: культура как система ценностей; культура как системно организованная деятельность; культура как мир символических форм.

Коммуникативная природа культуры. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Понятие диалога культур в современном мире.

Культура и духовная жизнь общества. Культура и нравственность. Мораль как форма регуляции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовной культуры.

Тема 15. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПОСТКЛАССИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студент должен

Знать:

- основные принципы классической и постклассической философии

Уметь:

- анализировать категории классической и неклассической философии

Иметь представление:

- о направлениях неклассического философствования

Понятие классической философской традиции и ее основные идеи и методологические ориентации. Становление и развитие постклассического типа философствования.

Критическое переосмысление задач и предмета философской рефлексии как реакция на распад гегелевской школы философской классики. Поиск новых парадигмальных образцов философствования в результате инверсий классических форм философского мышления (философии жизни, прагматизма, психоанализа и др.).

Формирование основных стратегий неклассического философствования к середине XX в. (социально-критической; экзистенциально-феноменологической ; аналитической).

Новейшие тенденции в социокультурном развитии западных обществ и формы их философского осмысления.

Тематический план семинарских занятий

занятия

Тема семинарского (практического) занятия

Количество часов

Семинары

1.

Философия в системе культуры

2

2.

Основные этапы развития философии

6

3.

Сознание как философская проблема

2

4.

Философское понимание познания

2

5.

Человек и общество

2

6.

Природа человека и смысл его существования. Предельные вопросы человеческого бытия.

2

итого

16

  1. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (8)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Теория государства и права» для специальности 030503(52) – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Административное право» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Римское право» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы исследовательской деятельности» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран» для специальности 030503.52 - 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  6. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (7)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования
  7. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Уголовный процесс» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа (специальность 030503. 52 (0201) Правоведение (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа (специальность 030503. 52 (0201) Правоведение (2)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.52 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования

Другие похожие документы..