Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ

ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Студент должен:

Знать:

- специфику философии как формы мировоззрения; предмет и структуру философского знания; методы философского освоения реальности;

Уметь:

- находить общее и отличительное между формами мировоззрения; формулировать вопросы философского звучания, относящиеся к онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии.

Иметь представление:

- о соотношении философии с мифологией, наукой, религией; функции философии.

Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Классификации форм и типов мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Сравнительный анализ философского, мифологического, религиозного мировоззрения. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения. Многомерность и полифоничность философии.

Специфика проблемного поля классической философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Основные разделы в системах классической и постклассической философии. Современная философия как динамичная совокупность идей, концепций, учений.

Специфика философского мышления. Рефлексивность и критицизм как фундаментальные характеристики классической философии. Эвристичность и творческий характер философского мышления. Проблема метода в философии.

Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, религия. Философия как ценностная форма культуры. Философские категории и универсалии культуры. Язык философии: дилемма инвариантности и многообразия. Стили и жанры философствования. Философия и жизненный мир человека. Образы философии в массовом сознании. Основные функции философии в различных социокультурных системах. Статус и роль философии в современном мире.

Тема 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ

И ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Студент должен

Знать:

- об исторических условиях возникновения философии и об основных этапах ее развития.

Уметь:

- отличать особенности философского освоения мира на различных этапах истории человечества.

- Иметь представление:

О существовавших и существующих философских концепциях, школах, направлениях.

Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии.

Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-практическая направленность. Традиционные философские учения Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Проблемное поле и категориальный аппарат древнекитайской философии. Место и роль древневосточной философии в исторической динамике культуры.

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель). Проблема отношений человека и космоса в философии греческого эллинизма (учения скептиков, эпикурейцев, стоиков и киников). Космополитизм как феномен римской философии. Становление религиозно-мистических ориентации в философских учениях позднего эллинизма (неопифагореизм, неоплатонизм).

Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр). Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика). Идея откровения в философском учении Аврелия Августина. Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Систематизация схоластики в философии Фомы Аквинского. Принципы средневекового философского мышления: геоцентризм, супранатурализм, креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.

Культурно-исторические основания философии эпохи Ренессанса. Гуманизм философской мысли Возрождения (от Данте Алигьери к Эразму Роттердамскому). Идея тождества микро- и макрокосма в философии итальянских неоплатоников (Пико дела Мирандола, Н. Кузанский). Органицистская модель природы в натурфилософии Ренессанса (Парацельс, Дж. Бруно). Коперниканская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной (Н. Коперник, И. Кеплер). Идеалы свободы, равенства и братства в социально-политической мысли Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла). Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции.

Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона и ее основные характеристики. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Принципы гипотетико-дедуктивной методологии Г. Галилея. Основные гносеологические программы в философии ХУ1-ХУП вв. (эмпиризм, сенсуализм, рационализм). Практические ориентации новоевропейской философии.

Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. Философия и идеология:

проблема границ. Принцип суверенности разума и критика предрассудков. Идея «естественных прав» человека и концепции «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Революционные ориентации философов-энциклопедистов (Д. Дидро) и основные достижения материалистической философии XVIII в. (К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ламетри). Проблема свободы, прогресса и закономерностей истории в философской мысли немецких просветителей (К. Лессинг, И. Гердер).

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции. Особенности и достижения немецкой классической философии. Идея «гносеологической революции» и критическая философия И. Канта. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Специфика классического и неклассического типов философствования: сравнительный анализ. Основные направления и школы неклассической философии. Рационалистическая и иррационалистическая ориентации в современной философии. Трансформация традиций классического наследия в марксистской философии. Аналитическая программа и исторические формы позитивистской философии (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм). Постпозитивизм. Феноменология и философия экзистенциализма. Варианты «экзистенциального видения» мира. Герменевтика и ее роль в философии. Структурализм и постструктурализм. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Социокультурная ситуация на рубеже веков и феномен постмодернизма в философии.

Тема 3. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Студент должен

Знать:

- особенности возникновения и развития русской философии, ее основную проблематику.

Уметь:

- анализировать идеи, высказанные русскими философами.

Иметь представление:

- об основных направлениях русской философской мысли

Пути и особенности развития русской философии. Становление философской мысли на Руси, ее истоки. Историософия П. Чаадаева. Западничество как течение общественно-политической и философской мысли, его направления: либеральное и революционно-демократическое. Славянофильство: идеи и этапы развития.

Философия В. Соловьева. Задача «великого философского синтеза», историософская теория «богословского процесса», теократическая утопия, философская доктрина всеединства. Философия творчества Н. Бердяева. Философия русского космизма.

Процессы демократизации на постсоветском пространстве и перспективы развития философского дискурса.

Раздел 2. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

Тема 4. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ

Студент должен

Знать:

- круг проблем онтологии как раздела философского знания

Уметь:

- оперировать категориями онтологии

Иметь представление:

- об исторических типах онтологии

Понятие метафизики. Изменение статуса метафизики в историко-философской традиции. Предпосылки и идеалы построения метафизики как систематической философии. Метафизика субстанций и метафизика субъекта. Постклассическая метафизика и ее основные ориентиры.

Онтология как философское учение о бытии. Природа онтологического знания. Исторические типы онтологии.

Бытие как предмет философско-категориального анализа. Бытие и небытие. Основные формы бытия и их взаимосвязь. Бытие материальное и идеальное. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

Системная организация бытия. Категории системы, структуры, элемента. Основные структурные уровни организации материального бытия. Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия. Исторические формы диалектики. Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы, законы и категории. Принцип глобального эволюционизма.

Пространственно-временная структура бытия. Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Пространство и время в неживой и живой природе. Специфика социально-исторического пространства и времени.

Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

Студент должен

Знать:

- специфику философского понимания природы

Уметь:

- видеть неразрывную связь природы и человека

Иметь представление:

- о динамике образов природы на разных этапах развития философского знания

Понятие природы в философии и науке. Динамика образов

природы в классической и неклассической науке.

Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания. Биосфера и закономерности ее существования. Философский смысл понятия биосферы. Понятие ноосферы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Концепция коэволюции. Понятие этосферы. Проблема устойчивого развития системы общество – природа.

Раздел 3. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Тема 6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

Студент должен

Знать:

- человек – один из основных объектов анализа в истории философии начиная с софистов и Сократа.

Уметь:

- различать философскую и научную постановку проблемы человека.

Иметь представление:

- о различных подходах к проблеме человека в разных философских концепциях.

Феномен человека в научном и философском его понимании. Статус философской антропологии в современном социально-гуманитарном познании. Природа человека в научном познании:

особенности интерпретации.

Учение о человеке в структуре философского знания. Проблема философского определения человека. Человек как микрокосм, микротеос, микросоциум. Основные понятия и проблемы философской антропологии. Тело, душа и дух как субстанциальные характеристики человека.

Основные стратегии осмысления проблемы человека в философии. Натурализаторская стратегия о статусе человека в природе и его сущностных характеристиках. Тема уникальности человеческого «Я» в экзистенциально-персоналистской традиции. Сознание и разум как сущностные характеристики человека в рационалистической философии. Социологизаторские версии человека в современной философии: марксизм, структурализм. Проблема создания синтетической концепции человека в «философской антропологии».

Научные и философские модели антропогенеза. Креационизм о происхождении человека: традиции и современность. Эволюционная теория о биологических основаниях антропосоциогенеза. Понятие гоминидной триады. Трудовая теория: труд как механизм адаптации и фактор социальности. Антропосоциогенез и культурогенез. Философские модели культурогенеза: игровая, психоаналитическая, семиотическая.

Тема 7. СОЦИАЛЬНЫЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Студент должен

Знать:

- смысл и содержание понятий «человек», «индивид», «личность»

Уметь:

- различать характеристики человеческого бытия

Иметь представление:

- об особенностях функционирования человека

Феномен человеческой телесности. Тело и телесность как категории философского познания. Основные модусы анализа тела:

тело как объект и субъект. Феномены телесности: страх, агрессия, смех, стыд, плач, эрос. Индивидуально-психологические и культурно-исторические функции феноменов телесности.

Экзистенциальные характеристики личности. Личностный выбор и проблема смысла жизни в философии. «Смысл смерти» в истории философии и культуры. Свобода и человеческая индивидуальность: категории судьбы, свободы воли, необходимости, ответственности и случайности. Игра как феномен человеческого бытия.

Социокультурные модусы человеческого бытия. Феномен «детства» и проблема социализации в современной философии и психологии. Образование как социокультурный механизм формирования личности.

Деятельность как сущностная характеристика человека. Понятие и структура деятельности. Трудовая деятельность как объект анализа философской антропологии. Трудовые технологии и историческая типология личности. Сфера труда и структура повседневности.

Общение и коммуникация в личностном опыте. Статус «другого» и феномен одиночества: возможности и границы понимания. Феномен массовой коммуникации и массовой культуры. «Человек массы»: парадоксы солидаризма и одиночества.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (8)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Теория государства и права» для специальности 030503(52) – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Административное право» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Римское право» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы исследовательской деятельности» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран» для специальности 030503.52 - 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  6. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (7)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования
  7. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Уголовный процесс» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа (специальность 030503. 52 (0201) Правоведение (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа (специальность 030503. 52 (0201) Правоведение (2)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.52 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования

Другие похожие документы..