Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности (031401) культурология

Федеральное агентство по образованию

Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Факультет философии и культурологии

Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю

на заседании кафедры ИФ Декан факультета

Протокол № «___»_________200 г. (зам. декана по учебной работе)

Зав.кафедрой _______________ «____»_____________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «История русской философии»

по специальности (031401) КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Составители д.ф.н., проф. Ерыгин А.Н.

к.ф.н., доц. Дидык М.А.

Ростов-на-Дону

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящее пособие – учебно-методический комплекс, рассчитанный на использование при изучении студентами университетов полугодового курса «История русской философии» на гуманитарных факультетах и, прежде всего, по специальности «Культурология» и направлению «Искусство и гуманитарные науки».

По своему содержанию это - краткий курс, включающий четыре раздела (модуля): 1) Русская философская классика (XIX век); 2) Русская философия на переломе эпох (к. XIX – н. XX вв.); 3) «Философия всеединства» в XX веке; 4) Русская философия в XX веке: переход в современность.

В курсе проводится различие между историко-философским россиеведением (акцентирующим внимание на русской философии как таковой - во всех ее национальных проявлениях и содержаниях) и предлагаемой в учебнике историей русской философии (как частью мировой истории философии вообще).

Цель изучения представляемой учебной дисциплины – углубление общефилософской, теоретической и исторической подготовки студентов, поскольку история русской философии является частью курса «История философии» и базового курса «Философия».

Учебник рассчитан также на оказание методической помощи преподавателям и студентам в освоении содержания курса, на представление современного методического инструментария для развития навыков самостоятельной работы в учебном процессе и повышения эффективности контроля и самоконтроля за процессом и результатами освоения учебной дисциплины.

Задачи курса. Основная задача: способствовать созданию у студентов целостного исторического представления о русской философии и комплексного теоретического представления об основной философской проблематике в ее конкретном (русском) исполнении. С этой основной задачей связаны и конкретизирующие ее специальные задачи курса:

1) усиление философской подготовки студентов за счет философско-мировоззренческих (онтологических, гносеологических и логико-методологических), философско-антропологических, социально-философских и философско-исторических идей и концепций, связанных в основном с достижениями отечественной мысли;

2) выявление проблемного характера историко-философского знания на определенных участках переднего края освоения историей русской философии своего предмета;

3) уяснение места философии в сфере научно-познавательной деятельности и в общем контексте культуры;

4) раскрытие структуры философии и представление ее онтологического, гносеологического и антропологического аспектов;

5) раскрытие основных функций философии в практике исследовательской, реконструкционной, описывающей и объяснительной деятельности;

6) изучение основного комплекса историко-философских проблем на примере истории русской философии.

Место курса в системе социально-гуманитарных дисциплин. История русской философии тесно связана, прежде всего, с историей зарубежной философии (или иначе: является частью истории мировой философии), а также с такими областями знания как философия, история и остальные гуманитарные и общественные науки (филология, языкознание, искусствознание, психология, социология, политология, культурология, религиоведение, правоведение, педагогика).

Курс рассчитан на студентов дневного отделения и включает: 36 ч. лекций и 16 ч. семинаров.

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРСА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ»

Темы

часы

лекции

семинары

1

Введение. История русской философии как история философии.

2

1

МОДУЛЬ 1.

Русская философская классика (XIX век)

2

Историческое введение в историю русской философской классики

2

1

3

И.В. Киреевский: философия цельности духа

2

1

4

Ф.М. Достоевский: экзистенциальный опыт философии

2

1

5

В.С. Соловьев: аксиальный универсализм в «философии всеединства»

2

1

6

Б.Н. Чичерин: философия абсолютного систематизма

2

1

7

К.Н. Леонтьев: философия византизма

2

1

МОДУЛЬ 2.

Русская философия на переломе эпох (к. XIX – н. XX вв.)

8

Е.Н. Трубецкой: символизм иконописи и православного храма в контексте размышлений о смысле жизни

Н.Ф. Федоров: «проэктивная» философия

2

1

9

В.В. Розанов: «любопытное всматривание в природу вещей»

Н.Н. Алексеев: философия русской государственности

2

1

10

Лев Шестов: иррационализм и религиозный экзистенциализм

Н.О. Лосский: религиозный интуитивизм

2

1

11

Н.А. Бердяев: интегральная философия человека

2

1

МОДУЛЬ 3.

«Философия всеединства» в XX веке

12

Булгаков C.Н.: философский путь через современность к православию

2

1

13

Л.П. Карсавин: философско-религиозная симфония

2

1

14

С.Л. Франк: метафизическая концепция мистического реализма

2

1

15

П.А. Флоренский и отрицательная диалектика в русской религиозной философии первой половины ХХ века

2

1

МОДУЛЬ IV.

Русская философия в XX веке: переход в современность

16

И.А. Ильин: аксиомы религиозного опыта

2

1

17

А.Ф. Лосев: философия имяславия

2

1

18

М.К. Петров: самосознание, дисциплинарность, научное творчество

Заключение. Русская философия и ее место в современном мире

2

1

Итого

36

18

  1. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философское и культурологическое россиеведение. Ч. 1» по специальности (031401) философия для студентов 2-го курса

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса - представить студентам-философам новую формирующуюся дисциплину «россиеведение». Авторский вариант курса, предлагаемый в данном комплексе, обозначен как «Философское и культурологическое россиеведение».
  2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория культуры» федерального компонента цикла опд по специальности 031401 (020600) культурология

    Учебно-методический комплекс
    Предмет теории культуры; основные категории и понятия теории культуры. Структура и функции культуры. Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное
  3. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культурная антропология» по специальности 031401 (020600) культурология составитель

    Учебно-методический комплекс
    Главной целью курса культурной антропологии является получение знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере преподавания культурологии в высших учебных заведениях, формирование базовых понятий «культура»,
  4. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины “ Утопия как феномен культуры” вузовского компонента цикла дс по специальности 031401 (020600) культурология озо

    Учебно-методический комплекс
    Утопия - сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания («История социалистических учений», «История политических учений» и др).
  5. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история религий» федерального компонента цикла опд по специальности 031401 (020600) культурология

    Учебно-методический комплекс
    Место курса в учебном процессе. Дисциплина «История религии» (ОПД.Ф.06) является одной из самых значимых в общей профессиональной подготовке культуролога, поскольку знания о религиях необходимы при реализации любой из форм профессиональной
  6. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины “ (1)

    Учебно-методический комплекс
    1.1. Место курса в учебном процессе. Учебный курс «История мировой культуры (ч.III)» читается студентам отделения культурологии факультета философии и культурологии ЮФУ в Ш семестре.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401. 65 «Культурология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс по дисциплине соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 031401 «Культурология». Программа курса предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данный сборник учебно-методических материалов соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 020600 «Культурология». Программа предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401. 65 «Культурология», специализация 020604 «Культура региона» (очная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Молодежные субкультуры Тюменской области» является элементом профессиональной подготовки в области культурологического знания, формирует базовые представления о динамике развития инновационного элемента культуры Тюменской области

Другие похожие документы..