Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На правах рукописи

Корякин Виктор Михайлович

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 20.02.03 – Военное право,

военные проблемы международного права

Диссертация на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Научный консультант

доктор юридических наук

профессор О.В.Дамаскин

Москва – 2005

Содержание1

Введение ……………………………………………………………...…………….

3

Глава I.

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………………..……….

20

1.1. Социальная политика как функция правового, социального государства

21

1.2. Понятие, сущность военно-социальной политики и критерии ее эффективности ….……...…........………………………………………………..…

33

1.3. Принципы и функции военно-социальной политики ………………………

52

1.4. Современное социальное и правовое положение военнослужащих и членов их семей как показатель эффективности военно-социальной политики

71

1.5. Финансово-экономические основы военно-социальной политики …..........

81

Глава II.

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………...…….....…

102

2.1. Государственно-правовые аспекты военно-социальной политики ……….

103

2.2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» как ключевое звено системы правового обеспечения военно-социальной политики …………….....

130

2.3. Пробелы и противоречия военно-социального законодательства и пути их преодоления ………………………………..……………….…………….....….

146

2.4. Проблемы кодификации военно-социального законодательства …….……

162

Глава III.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………..……………………………….……………

187

3.1. Совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих …

188

3.2. Вопросы реформирования системы предоставляемых военнослужащим социальных льгот ……………………………………........................................…..

213

3.3. Жилищная проблема военнослужащих: состояние и перспективы решения ………..……………………………………….……………….……...….

233

3.4. Медицинское обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей ……………………..….……………....……

247

3.5. Проблемы социальной защиты участников и ветеранов боевых действий

256

3.6. Социальная адаптация граждан, уволенных с военной службы .……….…

277

Глава IV.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ …………...………….………...…………………………..………….

288

4.1. Основное содержание программ и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и их влияние на военно-социальную политику ……………...……..……………………………………………………

289

4.2. Система и полномочия органов, осуществляющих реализацию задач военно-социальной политики ………………………………………………...…..

300

4.3. Проблемы совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере военно-социальной политики ………..…………………………...………..

322

4.4. Военно-социальная работа как средство реализации задач военно-социальной политики ……………………………………….……………….……

357

Заключение …………………………………………..………….………..………...

368

Список использованных источников ...………………………….………..………

380

Приложения …………………………………………….…...…………...…………

418

Введение

Начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизни – политической, экономической, социальной, духовной. Универсальным, системообразующим институтом, осуществляющим публично-властное управление всеми сферами жизни общества, является государство. Деятельность государства и его органов по управлению обществом именуется политикой. В свою очередь, деятельность государства по управлению социальной сферой жизни общества предстает в виде социальной политики, целью которой является «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ).

Важнейшей составной частью социальной политики любого государства является деятельность по упорядочению социальных отношений внутри особого государственного института – военной организации, под которой понимается «система вооруженных субъектов, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и других структур государства, имеющих целью обеспечить военную мощь, обороноспособность, национальную безопасность страны на необходимом и достаточном уровне»1. Сущностные признаки указанного направления социальной политики государства (весьма значительный контингент граждан, включенных в его сферу; высокая социальная значимость профессиональной деятельности представителей данной социальной общности, связанной с обеспечением военной безопасности государства; наличие системы специализированных «военно-социальных» законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих функционирование данной сферы) позволяют ставить вопрос об институционализации военно-социальной политики в качестве относительно самостоятельного структурного элемента общей системы социальной политики государства.

Исходя из вышеизложенного, актуальность исследования проблем правового обеспечения военно-социальной политики обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, сложностью, динамичностью и противоречивостью процессов, проистекающих в социальной сфере российского общества, что самым непосредственным образом сказывается на социальной ситуации в Вооруженных Силах, как неотъемлемой составной части государства. Это актуализирует потребность в научном осмыслении содержания и направленности социальных реформ, осуществляемых в Российской Федерации (реформа системы пенсионного обеспечения; реформа жилищно-коммунального хозяйства и в целом жилищной политики; реформа системы образования; реформа системы социальных пособий и льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, и др.) и оценке их последствий для социального положения такой специфической группы населения, каковой являются военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;

во-вторых, возрастанием роли принципа гуманизации строительства Вооруженных Сил, сущность которого состоит в обеспечении жизнедеятельности человека как главного субъекта вооруженной борьбы, воспроизводстве его природно-биологических и духовных сил и создании благоприятных условий его существования в системе военно-социальных отношений1. Это обусловлено тем, что «главный конкурентный капитал, главный источник развития страны – это ее граждане. Для того, чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека»2. Социальные процессы, происходящие в военной организации, как объект государственного воздействия требуют новых способов и институтов управления и правового регулирования;

в-третьих, относительно слабой теоретико-правовой проработкой понятия «военно-социальная политика», отсутствием научно обоснованной концепции ее правового обеспечения. Формирование и осуществление государственной политики в области социального обеспечения и социальной защиты военнослужащих в последние годы не сопровождалось специальными комплексными научными исследованиями в рамках военно-юридической науки. Настоящее диссертационное исследование призвано в определенной степени восполнить данный пробел;

в-четвертых, состоянием действующего законодательства в сфере военно-социальной политики. Современная нормативно-правовая база в данной области, с одной стороны, избыточна (с точки зрения количества нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы о социальной защите и социальном обеспечении военнослужащих и их семей), а с другой стороны, указанное законодательство содержит значительное число пробелов и противоречий, что значительно снижает эффективность и качество правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере. Многочисленные нормативные правовые акты по указанным вопросам не образуют системного подхода к правовому обеспечению военно-социальной политики. Все это предопределяет необходимость научного обоснования путей совершенствования нормотворческой деятельности, направленной на совершенствование как содержания, так и формы указанного законодательства.

Актуальность и значимость вопросов комплексного правового регулирования общественных отношений в сфере военно-социальной политики Российской Федерации позволяют квалифицировать их в качестве крупной научной проблемы, решение которой имеет важное значение для укрепления обороноспособности российского государства, для развития военного права. Сущность указанной научной проблемы состоит в обосновании путей и способов разрешения противоречия между потребностью в оптимизации военно-социальной политики Российской Федерации и ограниченными возможностями современной системы ее правового обеспечения и разработке на этой основе концепции военно-социальной политики Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в военно-юридической науке предопределили выбор темы, объекта, предмета, цели и задач настоящего диссертационного исследования.

  1. Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации (2)

    Диссертация
    Начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизни
  2. Стенограмма парламентских слушаний "О состоянии правового обеспечения национальной морской политики Российской Федерации и мерах по его совершенствованию"

    Документ
    парламентских слушаний "О состоянии правового обеспечения национальной морской политики Российской Федерации и мерах по его совершенствованию"
  3. «О состоянии правового обеспечения национальной морской политики Российской Федерации и мерах по его совершенствованию»

    Доклад
    Председателя Комиссии Совета Федерации по национальной морской по­литике В.А.Попова на парламентских слушаниях «О состоянии правового обеспечения национальной морской политики Российской Федерации и мерах по его совершенствованию»
  4. Правовое обеспечение военных реформ 60 70-х годов XIX века в россии (историко-правовое исследование) (1)

    Исследование
    § 1. Понятие правового обеспечения военных реформ, содержание и место военного законодательства в системе законодательства России в дореформенный период
  5. Правовое обеспечение военных реформ 60 70-х годов XIX века в россии (историко-правовое исследование) (2)

    Исследование
    Актуальность темы исследования. Обеспечение надежной военной безопасности общества, государства и личности всегда относилось к числу приоритетных задач российского государства, реализуемой, прежде всего, посредством создания и поддержания
  6. Введение в теорию военного права (монография) (1)

    Монография
    Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил
  7. Введение в теорию военного права (монография) (2)

    Монография
    Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил
  8. 1. Теоретические основы правового регулирования военного строительства в Российской Федерации

    Документ
    В начале ХХI века Российская Федерация столкнулась с проблемой преодоления новых вызовов и угроз в сфере обеспечения её военной безопасности, что детерминирует необходимость строительства таких Вооружённых Сил, других войск и воинских
  9. Кому и как служить в российской армии (проблемы правового регулирования военной службы в Российской Федерации)

    Документ
    В.З. Гущин, заведующий отделом НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, доктор юридических наук

Другие похожие документы..