Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На правах рукописи
Корякин Виктор Михайлович
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность 20.02.03 – Военное право,
военные проблемы международного права
Диссертация на соискание ученой степени
доктора юридических наук
Научный консультант
доктор юридических наук
профессор О.В.Дамаскин
Москва – 2005
Содержание1
Введение ……………………………………………………………...……………. | 3 | |
Глава I. | ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………………..………. | 20 |
1.1. Социальная политика как функция правового, социального государства | 21 | |
1.2. Понятие, сущность военно-социальной политики и критерии ее эффективности ….……...…........………………………………………………..… | 33 | |
1.3. Принципы и функции военно-социальной политики ……………………… | 52 | |
1.4. Современное социальное и правовое положение военнослужащих и членов их семей как показатель эффективности военно-социальной политики | 71 | |
1.5. Финансово-экономические основы военно-социальной политики ….......... | 81 | |
Глава II. | ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………...…….....… | 102 |
2.1. Государственно-правовые аспекты военно-социальной политики ………. | 103 | |
2.2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» как ключевое звено системы правового обеспечения военно-социальной политики ……………..... | 130 | |
2.3. Пробелы и противоречия военно-социального законодательства и пути их преодоления ………………………………..……………….…………….....…. | 146 | |
2.4. Проблемы кодификации военно-социального законодательства …….…… | 162 | |
Глава III. | АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………..……………………………….…………… | 187 |
3.1. Совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих … | 188 | |
3.2. Вопросы реформирования системы предоставляемых военнослужащим социальных льгот ……………………………………........................................….. | 213 | |
3.3. Жилищная проблема военнослужащих: состояние и перспективы решения ………..……………………………………….……………….……...…. | 233 | |
3.4. Медицинское обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей ……………………..….……………....…… | 247 | |
3.5. Проблемы социальной защиты участников и ветеранов боевых действий | 256 | |
3.6. Социальная адаптация граждан, уволенных с военной службы .……….… | 277 | |
Глава IV. | ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ …………...………….………...…………………………..…………. | 288 |
4.1. Основное содержание программ и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и их влияние на военно-социальную политику ……………...……..…………………………………………………… | 289 | |
4.2. Система и полномочия органов, осуществляющих реализацию задач военно-социальной политики ………………………………………………...….. | 300 | |
4.3. Проблемы совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере военно-социальной политики ………..…………………………...……….. | 322 | |
4.4. Военно-социальная работа как средство реализации задач военно-социальной политики ……………………………………….……………….…… | 357 | |
Заключение …………………………………………..………….………..………... | 368 | |
Список использованных источников ...………………………….………..……… | 380 | |
Приложения …………………………………………….…...…………...………… | 418 |
Введение
Начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизни – политической, экономической, социальной, духовной. Универсальным, системообразующим институтом, осуществляющим публично-властное управление всеми сферами жизни общества, является государство. Деятельность государства и его органов по управлению обществом именуется политикой. В свою очередь, деятельность государства по управлению социальной сферой жизни общества предстает в виде социальной политики, целью которой является «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ).
Важнейшей составной частью социальной политики любого государства является деятельность по упорядочению социальных отношений внутри особого государственного института – военной организации, под которой понимается «система вооруженных субъектов, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и других структур государства, имеющих целью обеспечить военную мощь, обороноспособность, национальную безопасность страны на необходимом и достаточном уровне»1. Сущностные признаки указанного направления социальной политики государства (весьма значительный контингент граждан, включенных в его сферу; высокая социальная значимость профессиональной деятельности представителей данной социальной общности, связанной с обеспечением военной безопасности государства; наличие системы специализированных «военно-социальных» законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих функционирование данной сферы) позволяют ставить вопрос об институционализации военно-социальной политики в качестве относительно самостоятельного структурного элемента общей системы социальной политики государства.
Исходя из вышеизложенного, актуальность исследования проблем правового обеспечения военно-социальной политики обусловлена следующими обстоятельствами:
во-первых, сложностью, динамичностью и противоречивостью процессов, проистекающих в социальной сфере российского общества, что самым непосредственным образом сказывается на социальной ситуации в Вооруженных Силах, как неотъемлемой составной части государства. Это актуализирует потребность в научном осмыслении содержания и направленности социальных реформ, осуществляемых в Российской Федерации (реформа системы пенсионного обеспечения; реформа жилищно-коммунального хозяйства и в целом жилищной политики; реформа системы образования; реформа системы социальных пособий и льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, и др.) и оценке их последствий для социального положения такой специфической группы населения, каковой являются военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;
во-вторых, возрастанием роли принципа гуманизации строительства Вооруженных Сил, сущность которого состоит в обеспечении жизнедеятельности человека как главного субъекта вооруженной борьбы, воспроизводстве его природно-биологических и духовных сил и создании благоприятных условий его существования в системе военно-социальных отношений1. Это обусловлено тем, что «главный конкурентный капитал, главный источник развития страны – это ее граждане. Для того, чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека»2. Социальные процессы, происходящие в военной организации, как объект государственного воздействия требуют новых способов и институтов управления и правового регулирования;
в-третьих, относительно слабой теоретико-правовой проработкой понятия «военно-социальная политика», отсутствием научно обоснованной концепции ее правового обеспечения. Формирование и осуществление государственной политики в области социального обеспечения и социальной защиты военнослужащих в последние годы не сопровождалось специальными комплексными научными исследованиями в рамках военно-юридической науки. Настоящее диссертационное исследование призвано в определенной степени восполнить данный пробел;
в-четвертых, состоянием действующего законодательства в сфере военно-социальной политики. Современная нормативно-правовая база в данной области, с одной стороны, избыточна (с точки зрения количества нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы о социальной защите и социальном обеспечении военнослужащих и их семей), а с другой стороны, указанное законодательство содержит значительное число пробелов и противоречий, что значительно снижает эффективность и качество правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере. Многочисленные нормативные правовые акты по указанным вопросам не образуют системного подхода к правовому обеспечению военно-социальной политики. Все это предопределяет необходимость научного обоснования путей совершенствования нормотворческой деятельности, направленной на совершенствование как содержания, так и формы указанного законодательства.
Актуальность и значимость вопросов комплексного правового регулирования общественных отношений в сфере военно-социальной политики Российской Федерации позволяют квалифицировать их в качестве крупной научной проблемы, решение которой имеет важное значение для укрепления обороноспособности российского государства, для развития военного права. Сущность указанной научной проблемы состоит в обосновании путей и способов разрешения противоречия между потребностью в оптимизации военно-социальной политики Российской Федерации и ограниченными возможностями современной системы ее правового обеспечения и разработке на этой основе концепции военно-социальной политики Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в военно-юридической науке предопределили выбор темы, объекта, предмета, цели и задач настоящего диссертационного исследования.
Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации (2)
ДиссертацияНачавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизниСтенограмма парламентских слушаний "О состоянии правового обеспечения национальной морской политики Российской Федерации и мерах по его совершенствованию"
Документпарламентских слушаний "О состоянии правового обеспечения национальной морской политики Российской Федерации и мерах по его совершенствованию"«О состоянии правового обеспечения национальной морской политики Российской Федерации и мерах по его совершенствованию»
ДокладПредседателя Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике В.А.Попова на парламентских слушаниях «О состоянии правового обеспечения национальной морской политики Российской Федерации и мерах по его совершенствованию»Правовое обеспечение военных реформ 60 70-х годов XIX века в россии (историко-правовое исследование) (1)
Исследование§ 1. Понятие правового обеспечения военных реформ, содержание и место военного законодательства в системе законодательства России в дореформенный периодПравовое обеспечение военных реформ 60 70-х годов XIX века в россии (историко-правовое исследование) (2)
ИсследованиеАктуальность темы исследования. Обеспечение надежной военной безопасности общества, государства и личности всегда относилось к числу приоритетных задач российского государства, реализуемой, прежде всего, посредством создания и поддержанияВведение в теорию военного права (монография) (1)
МонографияСовременной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правилВведение в теорию военного права (монография) (2)
МонографияСовременной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил1. Теоретические основы правового регулирования военного строительства в Российской Федерации
ДокументВ начале ХХI века Российская Федерация столкнулась с проблемой преодоления новых вызовов и угроз в сфере обеспечения её военной безопасности, что детерминирует необходимость строительства таких Вооружённых Сил, других войск и воинскихКому и как служить в российской армии (проблемы правового регулирования военной службы в Российской Федерации)
ДокументВ.З. Гущин, заведующий отделом НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, доктор юридических наук