Литература. 10 класс ( 2 урока). Тема: значимость художественной детали в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» тексте. Идейно- художественное значение эпизода «Сон Раскольникова» ( ч I гл. 5). Связь сна Раскольникова с идеей романа

Литература. 10 класс ( 2 урока).

Тема: значимость художественной детали в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тексте. Идейно- художественное значение эпизода «Сон Раскольникова» ( ч I гл. 5). Связь сна Раскольникова с идеей романа.

Основные цели:

1.определение идейного смысла эпизода «Сон Раскольникова» в романе «Преступление и наказание»;

2.формирование понятия « художественная деталь», представления о значимости художественной детали в произведении;

3. развитие умения анализировать эпизод на основе анализа художественных деталей, умения понимать значимость эпизода в тексте всего романа.

К уроку:

1.Мультимедийное оборудование, компьютерный класс.

2.Опорная мультимедийная презентация учителя «Роль художественной детали в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

3.Карточки с заданиями для групповой домашней работы:

Группа 1

Найдите и охарактеризуйте цветообразы в эпизоде «Сон Раскольникова».

  • Перечитывая эпизод, отметьте слова, которые несут в себе цветовое значение( это могут и слова, напрямую называющие цвет, и слова, ассоциирующиеся с определённым цветом)

  • Пронаблюдайте, в какой момент появляется каждый цветообраз, с каким героем связан. Попытайтесь выйти на уровень понимания символики цвета.

  • Попробуйте систематизировать свои выводы, представить их в виде цвета.

Подготовьте мультимедийную презентацию и устное выступление по данной теме.

Группа 2

Охарактеризуйте образ лошадёнки в сне Раскольникова.

  • Какие эпитеты автор использует для создания этого образа? На какие ещё детали можно обратить особое внимание?

  • Какое место этот образ занимает этот образ среди других образов в этом сне( Маленький Раскольников, отец, толпа, Миколка и др.)

  • Попытайтесь выйти на уровень понимания символического значения этого образа, провести параллели между этим образом и другими образами романа.

Подготовьте мультимедийную презентацию и устное выступление по данной теме.

Группа3

Охарактеризуйте образы людей в сне Раскольникова.

  • Каким символическим содержанием наполнен образ Миколки? Какие детали помогают нам охарактеризовать этот образ?

  • Каким вырисовывается образ толпы? Однородная это масса или нет?

  • Каким вы видите Раскольникова в этом эпизоде? Какие детали свидетельствуют о его состоянии? Почему , как вы думаете, автор возвращает его именно в детство?

Подготовьте мультимедийную презентацию и устное выступление по данной теме.

4. Карточки для индивидуального домашнего задания:

Как складываются события во втором сне Раскольникова?(ч.1;гл 7) На какие художественные детали в этом эпизоде, по вашему мнению, нужно обратить внимание? Попытайтесь истолковать их символические значение в контексте всего романа.

Свои наблюдения оформите в виду размышлений в тетради, или опорного конспекта.


Как складываются события в третьем сне Раскольникова?(ч.2;гл2)

На какие художественные детали в этом эпизоде, по вашему мнению, нужно обратить внимание? Попытайтесь истолковать их символическое значение в контексте всего романа.

Свои наблюдения оформите в виде или размышлений в тетради, иди опорного конспекта.


Как складываются события в четвертом сне Раскольникова?

На какие художественные детали в этом эпизоде, по вашему мнению, нужно обратить внимание? Попытайтесь истолковать их символическое значение в контексте всего романа.

Свои наблюдения оформите в виде или размышлений в тетради, иди опорного конспекта.


5. Индивидуальное исследование одного из учеников (подготовлено заранее): «Функция цветовой детали в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».Реферат. Мультимедийная презентация.

План уроков.

1 урок.

Сегодня мы будем говорить о таком литературоведческом понятии как художественная деталь (Слайд №2).

Обратимся к теоретическом у материалу из учебника А.И. Горшкова «Русская словесность».

Выделите из этого текста ключевые слова, то есть такие, в которых содержится максимальное количество информации об этом термине.

Давайте на примере текста романа попробуем понять, что такое художественная деталь и насколько она значима в тексте.

Слайд №3.

Обсуждение выделенных деталей.


Сделаем основные выводы.

Слайд №4

Запись в тетради.


Достоевский очень тщательно работал над каждым словом своего произведения. Об этом свидетельствует система художественных деталей в произведении. Например: цветовая деталь.

Слайд №5

Запись в тетради.


Выступление ученика с домашним исследованием по теме.

Кроме цветовых деталей можно выделить и другие.

«Говорящие фамилии».

Слайд № 6.

Обсуждение смысла фамилии Раскольникова.

Можно обсудить фамилии Лужин, Разумихин, Мармеладовы и др.

Исследователи говорят о том, насколько значим образ креста в романе. Слайд №7.

Это и символ веры, и предвестник гармонии, возможности найти путь истины. И многое другое. Вспомните ситуации из романа, которые связаны с этим образом ( домашнее задание к уроку для всех).

Обсуждение эпизодов из романа.

Мы уже привели много примеров художественных деталей из романа «Преступление и наказание». Сделаем вывод, воспользовавшись словами литературоведа Е. Добина.

Слайд №8


Интересно понаблюдать за свойствами и значимостью портретных деталей.

Вот, например, о глазах Сони и Раскольникова.

Слайд №9

Запись в тетради.


Исследование текста (работа в парах)

Задание на слайде №10.

Обсуждение итогов работы.


Обсуждение домашнего задания ко второму уроку.

Слайд №11- групповые и индивидуальные задания по ссылкам.

2 урок.

Мы встречались с вами уже со снами героев произведений? Сон Обломова Насколько он важен был в романе Гончарова?

Дома вы перечитали эпизод «Сон Раскольникова», как бы вы определили его идейное значение?

Сон имеет символическое значение. Он очень тесно связан с идеей

романа. В нем Раскольников показан бесконечно сострадающим человеком. Показаны философские истоки его теории.

3.Интересен способ этого эпизода в тексте.

Читаю.

Чей голос?

Голос автора.

Прежде чем рассказать нам о том, что приснилось Раскольникову, автор счел нужным как бы объяснить, почему собственно сон, а не реальность. Какова основная мысль этого авторского отступления?Сон – отражение действительности. Его нельзя выдумать. Иногда именно сон сильнейшее воздействие на душу человека.

Еще одна деталь: каким эпитетом начинает Достоевский рассказ о сне Раскольникова ? Что он значит, какое впечатление рождает?

Давайте попробуем сейчас доказать эту мысль о символичности сна Раскольникова, о том что его символика отражает идею всего романа.

Представление и обсуждение исследований, выполненных учащимися по 1 сну Раскольникова. Слайды №12-18

Обсуждение символического значения других снов Раскольникова.

Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд №19

Беседа.

  • Что чувствует Раскольников после пробуждения?

  • Почему автор сразу доводит да нас его внутренний монолог?

  • Каково содержание этого монолога?

  • Почему звучит такое настойчивое обращение к богу?

  • «Господи! –молил он,- покажите мне мой путь , а я отрекаюсь от этой проклятой…мечты моей!»Как в этом последнем обращении раскрывается состояние Раскольникова накануне убийства?

Судьба решила уже все за Раскольникова. Он ждет подсказки господа и практически первое, что он слышит – это разговор о том, что сестры Алены Ивановны «ровно в семь часов вчера дома не будет и что, стад быть старуха…остается дома одна» Но о дальнейшей судьбе Раскольникова мы поговорим на следующих уроках.

  1. Литература 10 класс методические советы

    Методические советы
    Уроки 24—25. «Печально я гляжу на наше поколенье…» М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…»
  2. Рабочая программа по учебному курсу «Литература» 10 класс Базовый уровень (105 часов)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.
  3. Методика преподавания литературы Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям

    Методика преподавания
    Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф.Методика преподавания литературыУчебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям
  4. Русский универсальный социально- психологический роман Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого

    Информационно-методическое пособие
    К.И. Мегаева . Русский универсальный социально- психологический роман Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого ("Преступление и наказание", "Война мир")
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения родной литературе. Методика обучения родной литературе как научная дисциплина: ее история, совре­менное состояние и перспективы развития.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учитель родной литературы и основные требования к нему. Технология современного урока по родной литературе. Внеучебная работа по родной литературе. Факультативные занятия.
  7. Тема урока час

    Урок
  8. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  9. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .

Другие похожие документы..