В. И. Аннушкин Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сборник материалов Х международной конференции по риторике. Выпуск / Науч ред сост. В. И. Аннушкин. М., Гос. Иря им. А. С. Пушкина., 20

Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина

Риторика и культура речи

в современном обществе

и образовании

Сборник материалов

Х Международной конференции по риторике

1-3 февраля 2006 года

ВЫПУСК 2

(выборочно)

Москва

2006

НАУЧНЫй редактор-составитель

В.И.Аннушкин

Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сборник материалов Х Международной конференции по риторике. Выпуск 2. / Науч. ред.-сост. В.И.Аннушкин. – М., Гос.ИРЯ им. А.С.Пушкина., 2006. – 164 с.

Настоящий Выпуск 2 представляет собой дополнительный сборник публикаций докладов и выступлений Х Международной конференции по риторике, проводимой 1-3 февраля 2006 года Российской ассоциацией исследователей, преподавателей и учителей риторики. В статьях анализируется состояние современных учений об эффективной и целесообразной речи, ставятся вопросы культуры русской речи и языковой ситуации в России, обобщается опыт преподавания речеведческих дисциплин в вузе и школе.

Данные материалы по различным причинам (в основном технического характера) не удалось включить в основной сборник. Тем не менее, количество таких дополнительных статей-заявок на выступления оказалось столь обширным, что организаторам конференции показалось необходимым создать данный дополнительный том - для того, чтобы показать и многообразие вопросов, которые поднимают коллеги, исследующие современные речеведческие проблемы, и огромный интерес, который вызывает сама конференция.

Поскольку данный сборник малотиражен, он вместе с предыдущим Выпуском 1 размещен в Интернете на сайтах: 1) Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина - www. ; 2) Российской ассоциации исследователей преподавателей и учителей риторики - www. .

Содержание

Д.И. Архарова Изобретение содержания сочинения как упражнение для развития речевых и коммуникативных компетенций ученика……………………….……..5

Л.В. Ассуирова Обращение к происхождению или смыслу слова (имя)……........…10

З.В. Баишева Особенности речи судебного оратора (на материале судебных выступлений А.Ф. Кони)……………………………………………………...……..13

Е.Б. Баранникова Заголовочный комплекс как показатель авторского стиля журналиста……………………………………………………………………...……17

Э. М. Береговская Когда начинается риторика? …………………… ….………...20

П. Б. Волченкова Речевой автопортрет школьника как

самоанализ личности………………………………………………………………...24

Т.И. Вострикова Постановка учебной проблемы в структуре

объяснительного дискурса на уроках русского языка:

методический и речеведческий спекты………………………………..………..…28

Э.С. Геллер Приемы реализации экспрессивности и ясности в речи

оратора – вузовского лектора………………………………………………….……31

О.И. Горева Нравственная беседа как профессионально-этический

феномен………………………………..…………………………………….………34

С.Г. Григоренко Аргументация как способ разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом общении…………..…………………………………………..……37

Н.Г. Грудцына Технология проектного моделирования на практических занятиях по риторике со студентами-филологами……………………………………………....41

Т.К. Донская Риторическая культура современного учителя……...………..…….44

А.А. Евтюгина Судебная риторика как компонент профессионально-речевой образованности юристов …………………………………………………..……..…48

Х.М. Ибрагимова Номинативные конструкции – вербальный компонент рекламной риторики………………………………………………………...…………………....52

С.Ю. Камышева Коммуникативно-риторическая компетенция специалистов, находящихся в сфере повышенной речевой ответственности…………...…….…55

З.Я. Карманова Философия языка: смысловое измерение

риторического слова…………………………………………………….……………...57

В.И. Ковалев (Украина) Афоризм и коммуникативная компетентность учителя .....61

Л.Е.Котлова Рассредоточенная подготовка к обучающему изложению…...……...64

Е. В. Лозинская (США) Монтень: театральное искусство и риторика ……………68

Ю.Н. Маркелова Этические и этикетно-коммуникативные нормы.

Этикетно-коммуникативные умения………………………………………….………71

Е.А. Овечкина Специфика риторических фигур и тропов в

молитвословных текстах………….……………………………………..………..….73

Л.Р. Омарова, З.Г.Шабанова Особенности композиционного построения православной проповеди (на материале «Прощальной беседы» Иоанна Златоуста)…………………………………………………………………....76

В.А. Отришко Педагогическая риторика – основа профессионального мастерства …………………………………………………………….………..…...79

Д.А. Романов Эмфаза и прозаический ритм (изучение особенностей русской интонации в курсе риторики)……………………………………..…………….....83

Н.И. Рябкова Речевое поведение студентов как показатель их языковой компетенции………………………………………………………………………...87

Н.А. Садыкова Элементы риторики в текстах саморекламы…….………………...90

Г.П. Семёнова Русский риторический идеал в культурологическом измерении………………………………………………………………….….…….92

И.К.Сытина Акустическое поведение как приоритетное направление формирования современной риторической компетенции………………....……95

И.В. Тимонина О роли риторической рефлексии в формировании профессиональной компетенции журналиста……………………………………………………………..…..100

Г.В.Токарева Содержание и структура курса «Коммуникативная культура

преподавания» для слушателей ФПК………………………….……………..…..103

Т.А. Федосеева Коммуникативная (риторическая) игра на речевом уроке: коммуникативно-прагматический успех …………………………………….…..109

О.В. Филиппова Конфликт как речевая ситуация на занятиях по культуре речи учителя…………………………………………………………………………..…112

Л.В.ХаймовичОбъяснение как сквозная процедура учебного педагогического дискурса……………………………………………………………………………

Т.А. Чеботникова Речевое поведение и стиль жизни общества…………………..

Т.Т. Черкашина Коммуникативная компетенция менеджера: проблемы формирования в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»……….

Анка МикаэлаЧокою (Румыния) Функции метафоры в политическом газетном тексте………………………………………………………………………………..

С.А. Чубай Риторические приемы в региональной политической рекламе……….

Н.В. Шевченко Обращение в разговорной речи ……...……………………………………132

Д.И. Архарова

Изобретение содержания сочинения как упражнение для развития речевых и коммуникативных компетенций ученика

Не только для школьников труден процесс создания (созидания!) собственного текста. Сочинение, в т.ч. на литературную тему, - это упражнение, формирующее речевую и коммуникативную компетенцию ученика как автора текста тематически цельного, связного, членимого на абзацы и композиционные части, а также ситуативно уместного в научно-учебной («школьной») сфере общения и претендующего в ней на коммуникативный успех [Попова 2004, Архарова, Долинина, Чудинов 2001]. Сочинение – это процесс и результат деятельности автора текста в пределах его речевой и коммуникативной компетенции и, возможно, компетентности (о разграничении этих понятий см. ниже). В узком смысле сочинение – это отчет о знаниях и умениях предметного и общеречевого характера: о знании и понимании авторского замысла художественного текста (ХТ), о наличии умений анализировать этот текст, о способности отразить эти знания и умения в тексте, отвечающем вышеназванным требованиям.

Мы будем говорить о знаниях и умениях, необходимых в процессе создания текста сочинения, который понимаем как процесс творческого конструирования информационно-коммуникативных структур этого текста на основе сделанных «заготовок» (см. ниже этап изобретения содержания текста) и их речевого оформления с учетом требований сферы общения, стиля, жанра, культурно-речевых норм и индивидуального речевого вкуса автора.

Ученик, приступающий к работе над сочинением, как правило, обладает достаточным количеством сведений предметного и общеречевого характера, но он не знает, что с ними делать как на этапе отбора, осмысления и систематизации необходимого материала («заготовок» для сочинения), так и в процессе написания текста сочинения. Речевые и коммуникативные действия автора становятся хаотичными и неэффективными по результатам.

Между тем, осмысленное, самостоятельное и успешное творческое конструирование нехудожественного научно-учебного/научно-популярного текста (таковым является текст сочинения на литературную тему) на основе собранного материала становится возможным и реальным, если алгоритмизировать (технологизировать) процесс создания информативно-коммуникативных структур текста сочинения и их речевого оформления [Архарова, Долинина, Чудинов 2003, 2004].

В практике нашего преподавания полезным оказывается использование пошагового алгоритма (модели) деятельности автора текста. Этот алгоритм опирается на речевую и коммуникативную компетенцию автора текста. Речевая и коммуникативная деятельность при этом становится осмысленной, что дает возможность развить эту компетенцию до уровня компетентности.

Мы проделали идеографический анализ названных понятий [Словарь русского языка. В 4-х томах. – М., 1983-1984], ибо в научно-методической литературе их употребление характеризуется пестротой или чрезмерной абстрактностью трактовок [Нестеров, Белкин 2003, Педагогическое речеведение 1998, Педагогический энциклопедический словарь 2003].

Понятие «компетенция» складывается из таких смысловых компонентов. 1) Владение полученными знаниями на уровне умений и навыков, эти знания осознаны, поняты, структурированы на основе предложенных показателей.

2) Этими знаниями, умениями человек может пользоваться, с одной стороны, опираясь на те закономерности, которым соответствует полученная система знаний, с другой - человек свободен в своем праве распоряжаться ими, при этом о себе заявляет понятие нравственного долга, нравственной норы в этой свободе. 3) Человек получает удовлетворение, удовольствие от собственной эрудиции, может осознавать свою одаренность, и может хотеть совершенствовать свои знания.

4) У человека есть условия для этого, которые, в частности, гарантируются государственными структурами и документом об образовании.

Понятие «компетентности» включает в себя такие компоненты.

1) Характеристика деятельного субъекта (знающий, зрелый, взыскательный, не отступающий от морали, ответственный, стойкий духовно, искренний, преданный делу). 2) Целостная характеристика компетентности как цели и результата деятельности: основа, поддерживающая существование, имеющая сложное устройство и глубокое внутреннее содержание. 3) Характеристика деятельности по приобретению компетентности: сооружать, возводить, сотворить, постепенно вывести из рассуждений в процессе творчества, придать внутреннее единство, ввести в действие, сделать необходимым, сохранить. 4) Оценочная характеристика компетентности как результата деятельности: значительный, авторитетный, имеющий ценность, впечатляющий качеством и добротностью, подлинный, образцовый, соответствует сущности явления и действительности.

Речевая компетенция и компетентность существуют в неразрывном единстве с информационной, коммуникативной и профессиональной (учение – это профессиональная деятельность) компетенцией и компетентностью. Они надпредметны и универсальны.

Чтобы создать текст сочинения, ученик должен обладать компетенцией не только в области предметных знаний, но также знать о таких характеристиках нехудожественного те5ста, которые делают его тематически цельным и связным, ситуативно уместным и претендующим на коммуникативную успешность в научно-учебной («школьной») сфере общения.

Эти компетенции отражены в ГОС(НРК) Свердловской области, при характеристике предметной составляющей образованности (Екатеринбург, 1999):

  1. В. И. Аннушкин Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сборник материалов Х международной конференции по риторике. Выпуск / Науч ред сост. В. И. Аннушкин. М., Гос. Иря им. А. С. Пушкина., 20 (1)

    Документ
    Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сборник материалов Х Международной конференции по риторике. Выпуск 2. / Науч. ред.-сост.
  2. Коммуникативно-нравственный аспект риторического образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2011 г. в 10 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.154.08 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 11 1, Москва, ул.
  3. Конференция посвящена проблемам теории и практики риторики как науки и искусства речевого взаимодействия в современной информационном обществе.

    Документ
    Материалы XIV Международной научной конференции «Риторика и культура речи: наука, образование, практика», 1-3 февраля 2010 года / Под. ред. Г.Г. Глинина.
  4. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (1)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»
  5. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности (4)

    Программа
    Программа содержит перечень квалифицикационных требований по дисциплине «Методика преподавания русского языка», характеристику знаний, навыков, умений, которые будущий аспирант должен продемонстрировать во время сдачи вступительного
  6. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.
  7. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (2)

    Программа
    Настоящая программа предназначена для поступающих в аспирантуру МГПИ по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)».
  8. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

    Программа
    Программа содержит перечень квалифицикационных требований по дисциплине «Методика преподавания русского языка», характеристику знаний, навыков, умений, которые будущий аспирант должен продемонстрировать во время сдачи вступительного
  9. План работы Комитета образования по духовно-нравственной и религиоведческой проблематике в 2001-2002 учебном году. Соловьев Алексей Юрьевич, главный специалист мко.

    Документ
    Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования).

Другие похожие документы..