Учебно-методический комплекс (опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации») государственный образовательный стандарт впо

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Учебно-методический комплекс

(ОПД.Ф.04 для специальности 061100 «Менеджмент организации»)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВПО

Специальность

061100 Менеджмент организации

ОПД ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.00 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ОПД.Ф.04 ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации, организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности-упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза/; закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности.

Автор – составитель:

Кутыева Э. Р., кандидат культурологии, доцент кафедры менеджмента туризма и гостиничного бизнеса Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий

Рецензенты:

Захарова Л. Н., д.ф.н., профессор кафедры менеджмента туризма и гостиничного бизнеса Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий

Васильева Л. В., к.и.н., доцент кафедры истории и культурологии Тюменского государственного нефтегазового университета

Учебно-методический комплекс «Теория организации» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта второго поколения по специальности «Менеджмент организации». Комплекс знакомит студентов с проблемами становления, функционирования и развития организаций, позволяет освоить законы, регламентирующие деятельность социальных организаций, принципы действия организаций статического и динамического типа, принципы рационализации, а также методы и приемы проектирования организационных структур. Комплекс предназначен для студентов дневного и заочного обучения, изучающих курс «Теория организации».

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Теория организации»

Организации давно и настолько глубоко проникли в нашу повседневную жизнь, что некоторыми социологами выдвигается тезис о существовании особой «организационной реальности», или «третьей природы». Более того, лишь в этой реальности человеку и становится доступно общество, предстающее как конгломерат организаций. Сама же организация, в силу сложности своих внутренних процессов и структуры, зачастую уподобляется обществу. Феномен организаций настолько многогранен и сложен, что его изучению посвящены труды психологов, экономистов, социологов, менеджеров, юристов, антропологов, историков и других ученых. Некоторая степень междисциплинарности характерна и для данного курса «Теория организации». Единых, признанных большинством ученых, подходов и взглядов на природу организации, до сих пор нет.

Организационно-методические указания

  1. Целью курса «Теория организации» (ОПД.Ф.04 специальности «Менеджмент организации») является освоение студентами теоретико-методологической базы организационных систем управления. Одна из основных задач курса – вооружить будущих специалистов знанием законов, принципов и правил, необходимых для выработки современного организационного мышления.

Овладение элементами теории организации послужит формированию навыков разработки системных концепций для выявления и реализации организационных резервов совершенствования систем управления, формирования у студентов умений структурировать различные компоненты функционирования организаций, систематизировать виды организационных взаимодействий, осуществлять компетентный менеджмент своего поведения в организации и оказывать позитивное воздействие на поведение других людей.

Научное видение организации и умение использовать полученные при изучении данного курса знания и навыки анализа и управления организационным развитием позволит будущим специалистам соответствовать квалификационным характеристикам, указанным в Государственном образовательном стандарте второго поколения по специальности 061100 «Менеджмент организации» - обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития; планирование индивидуальной и совместной деятельности, организация работы по целям, ресурсам и результату; рациональный контроль деятельности сотрудников и организации в целом; руководство коллективом и координация деятельности во внешней среде; мотивация сотрудников; представительство организации и ее внешних интересов; исследование и диагностика проблем, прогнозов, целей и ситуаций; консультационная, методическая и образовательная работа с сотрудниками; инновационная деятельность в области управления.

2. Задачами курса «Теория организации» являются:

1. Определение места теории организации в предметной матрице, возникающей на пересечении ряда дисциплин: теории управления, социологии, менеджмента, экономической теории, социологии труда, социологии организаций и др.;

2. Раскрытие специфики организаций как объекта научного исследования;

3. Определение основных этапов и базовых концептуальных подходов к исследованию организаций в рамках исторического развития отечественной и зарубежной теории организации;

4. Характеристика способов и особенностей взаимодействия организаций с различными уровнями их внешнего социально-экономического окружения;

5. Приобретение студентами навыков аналитического и эмпирического исследования организации;

6. Выработка целостного представления о различных аспектах строения и функционирования организации на всех ее уровнях;

7. Формирование навыков организационного мышления и корпоративной культуры;

8. Систематизация знаний, получаемых студентами на смежных с дисциплиной «Теория организации», учебных курсах.

3. Место курса в профессиональной подготовке менеджера

Курс «Теория организации», являясь частью общепрофессиональной подготовки специалиста в сфере управления, связан многочисленными концептуальными и логическими связями с другими курсами, раскрывающими особенности внутри- и внешнеорганизационных процессов – «Социология управления», «Менеджмент», «Теория управления» и др. Особенностями преподавания данного курса являются умение наглядно представить современные организационные проблемы, способность сочетать синхронный и диахронный анализ организационных изменений, комплексно исследовать организационно-управленческие составляющие функционирования

организаций.

Можно выделить два основных направления, в рамках которых курс «Теория организации» интегрируется в учебный процесс подготовки современного менеджера. Первое направление – формирование организационного сознания в широком смысле. Этот аспект, наряду с формированием нового экономического мышления, требует специального теоретико-организационного подхода. Второе – методологическое, позволяющее представить «Теорию организации» в качестве системообразующей по отношению к ряду смежных организационно-управленческих дисциплин. К таковым относятся, с одной стороны, различные компоненты менеджмента: стратегический, инновационный, производственный, финансовый и т.п. С другой – социально ориентированные дисциплины: организационная психология, организационное поведение, социология и психология управления и др.

4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Для эффективного освоения курса целесообразно проводить занятия в следующих формах:

• семинары-конференции с заслушиванием докладов (сообщений) и содокладов, подготовленных студентами по тематическим вопросам, нуждающимся в углубленном изучении;

• семинары-дискуссии с привлечением проблемных ситуаций;

• разбор и анализ ситуаций, почерпнутых из жизни организаций по материалам

прессы или известных студентам по другим информационным источникам;

• тренинговые технологии, которые позволяют легко усваивать и адаптировать теоретический материал на конкретных ситуациях («Мозговой штурм», картирование идей, кейс-стади, портфолио, проектирование);

• деловые игры, соревнования в групповом решении кроссвордов, заранее составленных студентами на базе лексики понятийного аппарата теории организации;

• ознакомление путем чтения в группе с оригинальными и уникальными материалами, раскрывающими суть теоретических положений, специальными литературными источниками, отсутствующими в фондах общедоступных библиотек.

Изучение курса основывается как на традиционных формах обучения (лекции, семинарские занятия), так и на современных активных формах обучения (дискуссии, самостоятельные исследования, анализ ситуаций, case-study и т.д.). Самостоятельная работа базируется на изучении рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также ресурсов Internet.

В результате освоения курса студент должен

знать:

- место и роль теории организаций и ее взаимосвязь с другими разделами экономической и управленческой науки;

– основные законы и принципы теории организации;

– функции, цели, эффективность и разновидности структурных подходов при исследовании организаций;

- методологические и теоретические основы анализа организационных отношений, процессы организационного развития сложных социальных систем;

- структурные характеристики социальной организации;

- основные элементы и составляющие организационной культуры;

- модели организации;

- методологические и теоретические основы организационного проектирования на предприятии;

- принципы и критерии группирования организационных единиц на предприятии;

- базовые конфигурации организационных структур управления на предприятии и их свойства;

уметь:

- использовать методологические и теоретические основы анализа организационных отношений, процессов организационно-экономического развития сложных социальных систем при проектировании организационных структур управления на предприятии;

- анализировать проблемы предприятий и их комплексов с точки зрения организационных отношений;

- применять системный подход при изучении функционирования и при прогнозировании будущего организации;

- корректно ставить и предлагать направления и методы решения задач организации на предприятии;

- применять на практике к конкретным предприятиям модели организации и специфицировать соответствующие их характеристики;

- обосновывать с точки зрения теории организации меру централизации/децентрализации управления на предприятии;

- определять общие задачи, функции подразделений и проектировать базовые потоки полномочий в организации.

Для успешного завершения курса необходимо изучение материалов лекций, активное участие в практических занятиях, выполнение курсовой работы (если предполагается планом кафедры, либо для студентов заочной формы обучения) и сдача экзамена.

В основу данного учебного пособия положены методические подходы таких ученых, как А.И. Пригожин, С.С. Фролов, В.В. Щербина, А.Ф. Баранников, Б.З. Мильнер, Р.А. Коренченко, В.Н. Парахина и Т.М. Федоренко, С.В. Рогожин и Т.В. Рогожина и др.

Общие методические указания по изучению курса «Теория организации»

Освоение курса методически реализуется в различных формах: традиционные (лекции, семинарские занятия, индивидуальные и групповые консультации) и активные («круглые столы» по обсуждению актуальных проблем организационной практики, дискуссии и т.д.).

Значительный объем учебного материала студенты изучают в ходе самостоятельной работы с учебной литературой, а также выполняя курсовую работу под руководством преподавателя и занимаясь подготовкой к экзамену.

Необходимым условием для качественной подготовки к практическим и семинарским занятиям по многим темам курса является использование современных данных, публикуемых в специализированных журналах: «Менеджмент в России и за рубежом», «Общественные науки и современность», «Социологические исследования».

Методические указания по организации

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (1)

    Учебно-методический комплекс
    четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (2)

    Учебно-методический комплекс
    отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки «бакалавра туризма» по направлению подготовки 100200 Туризм при очной форме обучения составляет 4 года.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (3)

    Образовательный стандарт
    результаты интеллектуальной деятельности, туристский продукт, нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании (по договору и т.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080507. 65 Менеджмент организации

    Основная образовательная программа
    Выписка из протокола заседания кафедры от 1 .
  6. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (далее – ВГУЭС) является высшим учебным заведением федерального подчинения.
  7. I. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности 8

    Документ
    В 2006/2007 учебном году вопрос о подготовке к комплексной проверке ННОУ «Московский институт медико-социальной реабилитологии» рассматривался на заседании Ученого совета института (7 Мая 2007 г.
  8. Рабочая программа учебной дисциплины теория организации. ( указывается наименование дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) для направления

    Рабочая программа
    Цель курса «Теория организации» – рассмотреть важнейшие аспекты теории организации, поскольку именно в организации менеджер осуществляет эффективную (или неэффективную) управленческую деятельность.
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская международная академия туризма

    Содержательный отчет
    о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма – филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Другие похожие документы..