Методические рекомендации по курсу «правоведение»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

1. Структура дисциплины

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Курс – 4

Семестр - 8

Лекций – 7

Семинаров – 8

Самостоятельная работа – 32 часа

Форма контроля – дифференцированный зачет

2. Содержание дисциплины

Программа дисциплины «Правоведение» составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению 521900 «Физическая культура», специальности 022300 «Физическая культура и спорт».

Дисциплина «Правоведение» относится к числу гуманитарных теоретико-педагогических дисциплин. Ее предметом является изучение основ российского права.

Данная дисциплина изучает нормы права, содержащиеся в таких отраслях системы российского права как конституционное (государственное), гражданское, семейное, наследственное, трудовое и других; дает представление о механизмах регулирования правоотношений, об условиях их правомерности.

Выписка из образовательного стандарта

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Цель и задачи изучения дисциплины.

Цель курса: сформировать целостное представление о структуре Российского права, о предпосылках его возникновения, обоснованных видах источников права, о субъектах правоотношений и их правах и обязанностях.

Задачи:

  1. ознакомится с основными тенденциями развития законодательства в условиях реформирования общества;

  2. раскрыть проблемы и противоречия, существующие в нормативно-правовом обеспечении различных отраслей народного хозяйства, аспектов общественной жизни;

  3. способствовать формированию правовой культуры будущих физкультурно-спортивных специалистов в общественной жизни и последующей профессиональной деятельности;

  4. повысить уровень компетенции в области правовых основ деятельности участников правоотношений, помочь понять свои права, обязанности, способы и возможности их защиты;

  5. служить повышению законности в деятельности субъектов различных отраслей права.

Место курса в профессиональной подготовке:

Курс «Правоведение» помогает студентам:

  • осознать необходимость правомерности в деятельности всех субъектов общественной жизни;

  • разобраться в существующих источниках права;

  • суметь найти и верно трактовать нужные статьи законов, др. с целью защиты своих интересов и прав, а также прав и интересов коллег, окружающих, если необходимо, то и всего государства в целом;

  • помогает обеспечить высокий уровень российского гуманитарного образования в системе вузовской и послевузовской профессиональной подготовки.

3. Требования к уровню освоения программы и формы контроля

Требования к уровню освоения программы

Основные требования, предъявляемые к специалисту

Выпускник должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, Решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.

  • Выпускник должен уметь решать типовые правовые задачи профессиональной деятельности соответствующие его квалификации, указанной в пункте 1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта.

  • Уметь использовать современные научно обоснованные приемы, методы и средства обучения, в том числе технические средства обучения, информационные и компьютерные технологии.

Темы рефератов по дисциплине «Правоведение»

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Правоотношения: понятия, структура.

  3. Судебная власть в Российской Федерации.

  4. Представительные органы государственной власти в Российской Федерации.

  5. Гражданские правоотношения: понятие, структура, субъекты, объекты.

  6. Обязательства в гражданском праве.

  7. Право собственности в Российской Федерации.

  8. Конституционные права и свободы граждан России.

  9. Наследственные правоотношения.

  10. Брак и семья.

  11. Брачный договор в семейных правоотношениях.

  12. Права и обязанности родителей и детей.

  13. Права и обязанности супругов.

  14. Граждане как субъекты трудового права.

  15. Работодатели: права и обязанности.

  16. Трудовые коллективы и их полномочия.

  17. Коллективные договора, соглашения.

  18. Трудовые споры, порядок их разрешения.

  19. Увольнение работников.

  20. Дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

по курсу «Правоведение» для студентов СГАФКСТ.

  1. Понятие права. Предпосылки возникновения права.

  2. Основные виды источников права, их характеристика.

  3. Правоотношения: понятие, структура.

  4. Понятие и юридические свойства Конституции РФ.

  5. Основы конституционного строя РФ.

  6. Система государственных органов РФ.

  7. Президент РФ: порядок избрания, компетенция, условия досрочной отставки.

  8. Федеральное собрание РФ: структура, порядок формирования палат, компетенция палат.

  9. Правительство РФ: порядок формирования, компетенция, условия досрочной отставки.

  10. Структура судебной власти в РФ.

  11. Конституционные принципы осуществления судебной власти в РФ.

  12. Конституционные гарантии юридической защиты граждан.

  13. Субъекты и объекты гражданских правоотношений.

  14. Понятие и виды юридических лиц.

  15. Формы и виды собственности в РФ.

  16. Содержание права собственности, правомочия собственника.

  17. Понятие и виды обязательств, определение должника и кредитора.

  18. Понятие гражданско-правового договора, виды договоров.

  19. Основные категории наследственного права.

  20. Условия и порядок наследования по закону.

  21. Условия и порядок наследования по завещанию.

  22. Условия «выморочности» имущества.

  23. Основы международного права.

  24. Правовые основы защиты государственной тайны.

  25. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

  26. Экологическое право.

  27. Основы уголовного права. Понятие преступления.

  28. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

  29. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

  30. Порядок регистрации и условия вступления в брак.

  31. Порядок расторжения брака, условия признания брака недействительным.

  32. Брачный договор в семейных правоотношениях.

  33. Алиментные права и обязанности членов семьи: детей, родителей, супругов и бывших супругов, других членов семьи.

  34. Лишение и ограничение родительских прав.

  35. Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей.

  36. Понятие и сроки трудового договора.

  37. Порядок заключения и оформления трудового договора.

  38. Субъекты трудовых правоотношений.

  39. Порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе работника.

  40. Порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Тесты по курсу «Правоведение»

    1. Являются ли юридические лица субъектами правоотношений?

А) не являются;

Б) являются только в имущественных правоотношениях;

В) являются.

  1. Являются ли вещи объектами правоотношений?

А) являются;

Б) не являются;

В) являются только недвижимые вещи.

  1. Какая отрасль права устанавливает презумпцию виновности правонарушителя?

А) уголовное право;

Б) гражданское право;

В) финансовое право.

  1. Какие лица являются наследниками первой очереди по закону?

А) дети, полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя;

Б) супруги, родители наследодателя, его дедушка, бабушка со стороны отца;

В) дети, супруг, родители наследодателя.

  1. Каким лицам завещатель вправе завещать свое имущество?

А) детям, супругу. Родителям;

Б) Российской Федерации;

В) любым.

  1. В течение какого срока со дня открытия наследства может быть, по общему правилу, принято наследство?

А) трех месяцев;

Б) шести месяцев;

В) десяти месяцев.

  1. Защищаются ли гражданским правом неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага?

А) защищаются;

Б) не защищаются;

В) защищаются кроме права авторства.

  1. Что должны иметь юридические лица?

А) самостоятельный баланс;

Б) самостоятельный баланс или смету;

В) самостоятельную смету.

  1. Вправе ли государственное унитарное предприятие без согласия собственника сдать в аренду недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения?

А) вправе, но только нежилые помещения;

Б) вправе;

В) не вправе.

  1. В какой форме, по общему правилу, может быть заключен договор?

А) в любой форме;

б) В устной или письменной форме;

в) в любой форме, предусмотренной для совершения сделок.

  1. На каком основании, по общему правилу, возможны изменение и расторжение договора?

А) по требованию одной из сторон при существенном нарушении условий договора одной стороной;

Б) по требованию одной из сторон в связи с существенным изменением обстоятельств;

В) по соглашению сторон.

  1. За сколько месяцев должна сторона, заключившая на неопределенный срок договор аренды недвижимого имущества, предупредить другую сторону о своем отказе от договора?

А) за один месяц;

Б) за три месяца;

В) за шесть месяцев.

  1. С какого дня возникают права и обязанности супругов?

А) со дня подачи заявления в ЗАГС;

Б) по истечении месяца после подачи заявления в ЗАГС;

В) со дня государственной регистрации брака.

  1. С какого дня вступает в силу брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака?

А) по истечении месяца после подачи заявления в ЗАГС;

Б) со дня нотариального удостоверения брачного договора;

В) со дня государственной регистрации брака.

  1. Нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать в неделю:

А) 36 часов;

Б) 40 часов;

В) 24 часов.

Методические рекомендации студенту

Изучение курса «Правоведение» предполагает использование следующих форм обучения: лекций, семинаров, самостоятельной работы. Студенты заочной формы обучения выполняют домашнюю контрольную работу.

Важным условием успешного изучения дисциплины является системный подход в организации учебного процесса. В этой связи изучение предмета целесообразно начинать с освоения основных понятий о праве и государстве, изучении их отрицательных признаков и закономерностей функционирования.

Для реализации этой задачи первые две темы учебной программы посвящены основным понятиям о государстве и праве. Успешное изучение основ отраслевых дисциплин возможно при условии формирования у студентов целостного представления о государстве и праве как социальных, постоянно развивающихся явлениях.

При изучении основ различных отраслей права следует обращать особое внимание на освоение понятийного аппарата отдельных отраслей, а также на изучение содержания юридических норм, составляющих важнейшие институты той или иной отрасли.

С этими целями, помимо изучения лекционных материалов, необходимо использование учебных пособий по правоведению и отдельным отраслевым дисциплинам, а также текстов нормативных актов. Учитывая то обстоятельство, что данный курс изучается студентами неюридических специальностей, основное внимание должно быть уделено изучению важнейших положений фундаментальных нормативных актов (Конституции, Кодексов, отдельных Постановлений Правительства и Указов Президента). К числу таких важнейших положений относятся: понятие и предмет отрасли, правовой статус лиц, формы и способы защиты прав.

4. Перечень основной и дополнительной литературы

Нормативные акты:

1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1, 2,3. М. 2006г.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991г.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть 4. М. 2006г.

4. Конвенция ООН о защите прав человека и основных свобод 1950г.

5. Конституция РФ 1993г.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях. М. 2002г.

7. Семейный кодекс РФ. М. 2005г.

8. Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1.02.2002г.

9. ФЗ «Об образовании», 1995г.

10. ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», 1995г

11. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», 1995г.

12. ФЗ «Об общественных объединениях», 1995г.

13. ФЗ «О некоммерческих организациях», 1995г.

14. ФЗ «Об акционерных обществах», 1995г.

15. ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», 1998г.

16. ФЗ «О Правительстве РФ», 1998г.

17. Уголовный кодекс РФ.

Основная литература:

    1. Баглай М.В. Конституционное право России. - М., 2004г.

    2. Гражданское право. Учебник под ред. А.П.Сергеева и Ю.К. Толстого - М., 2006г.

    3. Кутафин О.Е. Основы государства и права. М., Юрист. 2004г.

    4. Гражданское право. Под ред. Е. А. Суханова. - М., 2005г.

    5. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2005г.

Дополнительная литература:

  1. Андреева И.А., Быстров Т.С. Основы государства и права. М., 2002г.

  2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. «Норма» - 2004г.

  3. Буянова М.О. Трудовое право в вопросах и ответах. - М., 2003г.

  4. Кашанина Т.В. Основы российского права. - М., 2000г.

  5. Комментарий к Трудовому кодексу РФ под ред. Александровой З.О. - М., 2002г.

  6. Муратова С.А. Семейное право: Вопросы и ответы. - М., 2000г.

  7. Правоведение. Учебник под ред. Пугинского Б.И. - М., 2004г.

  8. Стефанов А.Е. Финансовое право России. Курс лекций. Смоленск., 2004г.

  9. Стефанов А.Е. Предпринимательское право РФ. Курс лекций. Смоленск., 2004 г.

  10. Трудовое право. Учебник под ред . Толкуновой В.Н. - М., 2002г.

  11. Шкатулла В.И. Правоведение. Учебное пособие. М., 2004г.

  12. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник.- М., 2000г.

  13. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. - М., 1999г.

  14. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М., 1998г.

  15. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. - М., 1993г.

  16. Романов А.К. Правовая система Англии. - М., 2000г.

  17. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. - М., 2000г.

  18. Судебная система России: учебное пособие для ВУЗов, под ред. О.Н.Ведерникова - М., 2000г.

  19. Шутак И.Д. Теория и практика оговорок в праве: система понятий. Терминологический словарь. - М., 2001г.

  20. Энциклопедия правоведения. Для абитуриентов и студентов юридических ВУЗов. В 5-ти выпусках. - М., 1996г.

  1. Методические рекомендации по дисциплине «Правоведение» составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

    Методические рекомендации
    Правоведение [Текст]: методические рекомендации / Д.С. Орлов; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. – 75 с. – 300 экз.
  2. Методические рекомендации по курсу «человек И общество» в 2 частях Часть 2 11 класс

    Методические рекомендации
    Настоящая книга является продолжением методического пособия для учителей по курсу «Человек и общество». Если часть I данного пособия содержит методические рекомендации по первому разделу курса, изучать который целесообразно в 10 классе,
  3. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по курсу организация деятельности участкового уполномоченного милиции учебное пособие

    Методические рекомендации
    Пособие содержит методические рекомендации по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине «Организация деятельности участкового уполномоченного милиции».
  4. Методические рекомендации по изучению курса «Правоведение» (1)

    Методические рекомендации
    Правоведение как учебная дисциплина представляет собой со­вокупность научных знаний о праве. Основная цель учебной дисциплины состо­ит в изучении правовой деятельности государства, органов местного самоуправления, а также правового обеспечения граждан.
  5. Методические рекомендации по изучению курса «Правоведение» (2)

    Методические рекомендации
    Изучение права позволит правильно применять законодательство во всех сферах деятельности общества. Дисциплина тесно связана со всеми общими и специаль­ными гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами: поли­тологией, экономикой
  6. Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых работ на отделении прикладной политологии факультета менеджмента

    Методические рекомендации
    Курсовая работа (далее также – КР) выполняется в соответствии с рабочим учебным планом в рамках подготовки бакалавра по направлению 030200.62 Политиология и преследует следующие цели:
  7. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных бакалаврских работ на отделении прикладной политологии факультета менеджмента

    Методические рекомендации
    Выпускная квалификационная бакалаврская работа (далее – ВКР) выполняется в соответствии с учебным планом в рамках итоговой государственной аттестации по направлению подготовки 030200.
  8. Методические рекомендации по социальным дисциплинам на 2009- 2010 учебный год

    Методические рекомендации
    Социально-гуманитарные (историко-обществоведческие) дисциплины являются стержневыми в процессе осмысления перемен, происходящих в современном мире и России.
  9. Программа и учебно-методические материалы по курсу «Правоохранительные органы» 1 печ лист. Программа и учебно-методические материалы по курсу «Военное право» 1 печ лист

    Программа
    Окончила Львовский Государственный Университет в 1956 году, работала преподавателем в Ленинградской школе милиции, старшим научным сотрудником Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, доцентом

Другие похожие документы..