Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

На правах рукописи

ЗЕЛЕНСКАЯ Неля Васильевна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ

ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург - 2008

Работа выполнена в Санкт-Петербургском университете

Государственной противопожарной службы МЧС России

Научный консультант:

доктор военных наук, доктор технических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Артамонов Владимир Сергеевич

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Ефремов Олег Юрьевич;

доктор педагогических наук, доцент Нехвядович Эдуард Антонович;

доктор педагогических наук, профессор Шарухин Анатолий Петрович.

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский университет МВД России

Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д.149.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

Автореферат разослан «_____» апреля 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук, доцент А.А. Кочин

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. В современных условиях все возрастающее значение приобретает необходимость решения проблем, связанных с обеспечением безопасности личности, общества, государства. Важнейший вклад в решение данных проблем вносят военнослужащие, сотрудники силовых министерств и ведомств (Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и др.) и, прежде всего, офицерские кадры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности страны

Одной из важных основ обеспечения национальной безопасности и всех её состав­ляющих (военной, политической, духовной, социальной, экономической, информационной, экологической и т.д.) является образование, система подготовки отечественных, в том числе и офицерских кадров.

Подготовка офицерских кадров представляет собой деятельность органов государственной власти, соответствующих министерств и ведомств, штабов, направлений и служб по обучению, воспитанию, профессиональному и личностному развитию офицерских кадров и ведется прежде всего в учебных заведениях (военно-учебных заведениях). Эта подготовка включает сбор, изучение и анализ информации о потребности в кадрах и о состоянии их подготовки; принятие решения на подготовку; доведение задач до ведомственных органов управления образованием и учебных заведений; планирование, организация и контроль деятельности учебных заведений. Одним из ключевых элементов комплекса этих мероприятий является обеспечение качества подготовки офицерских кадров.

Решение задач управления качеством подготовки офицерских кадров предполагает примене­ние системного подхода на основе координации и интеграции всех видов деятельно­сти в образовательной сфере и требований к подготовке кадров для соответствующих министерств и ведомств. Современная система подготовки офицерских кадров имеет сложную структуру, основными ее подсистемами являются теоретико-методологическая, организационная, правовая, педагогическая, экономическая, тех­нологическая. Подсистемы находятся в сложном взаимодействии между собой и дру­гими сферами общественной жизни. В связи с этим, важнейшим принципом управления качеством подготовки кадров, как на государственном, так и на институциональном уровне должен быть принцип систем­ности.

Идеи о системном подходе к управлению получили качеством подготовки офицерских кадрове обоснование и развитие в психолого-педагогической науке в трудах: О.С.Анисимова, П.К.Анохина, Ю.К.Бабанского, Е.Е.Вендрова, В.П.Давыдова, Г.Г.Габдулина, А.А.Деркача, А.В.Карпова, Е.А.Климова, Н.В.Кузьминой, В.Г.Михайловского, В.А.Пестова, М.М.Поташника, А.Г.Сорокового, Р.Х.Шакурова др., однако многие результаты их исследований пока остаются невостребованными, прежде всего при совершенствовании подготовки офицерских кадров.

Теоретико-методологические основы развития отечественного образования достаточно полно представлены в трудах отечественных педагогов Г.А.Бордовского, А.В.Барабанщикова, Ю.К.Бабанского, В.В.Лаптева, М.М.Поташника, В.А.Сухомлинского, А.П.Тряпицыной.

В современной педагогике наблюдается увеличе­ние количества исследований по проблемам военно-профессионального обра­зования и подготовки военнослужащих и сотрудников силовых ведомств. Указанные проблемы разрабатывались В.С. Артамоновым, И.А. Алехиным, А.В. Барабанщиковым, Ю.Г. Баскиным, А.К. Быковым, В.П. Давыдовым, А.А.Грешных, В.Н. Гуляевым, П.Н. Городовым, О.Ю. Ефремовым, Г.В. Зибровым, А.И. Каменевым, В.Я. Кикотем, Э.Н. Коротковым, А.Д. Лазукиным, М.А. Лямзиным, В.И. Марченковым, В.Н. Новиковым, Ю.С. Руденко, В.Д. Самойловым, Л.С. Узуном, В.П. Чернолесом, С.К. Шойгу, В.А.Щеголевым и др. Вместе с тем специального исследования путей, условий, факторов и технологий управления качеством подготовки офицерских кадров силовых ведомств как единой системой до настоящего вре­мени не проводилось.

В целом существующая система подготовки офицерских кадров наряду с позитивными опытом, традициями, имеющимся научным, педагогическим, человеческим потенциалом имеет определенные противоречия и недостатки, которые не в полной мере обеспечивают ее соответствие растущим запросам общества и потребностям силовых ведомств в современных кадрах. Имеющиеся противоречия и недостатки проявляются в том числе и в снижении качества профессиональной подготовки офицерских кадров, особенно в части их практических умений и навыков по должностному предназначению

В существующей теории и практике подготовки офицерских кадров можно выделить следующие недостатки:

отсутствие в системе подготовки офицерских кадров силовых ведомств целостных научно-обоснованных концепций и технологий управления качеством подготовки кадров;

низкая эффективность реализации научного, педагогического, творческого потенциала всех субъектов системы подготовки офицерских кадров и, прежде всего, выполняющих управленческие и контролирующие функции;

дефицит современных научно-педагогических основ реализации в практи­ческой подготовке офицерских кадров положений компетентностного подхода и менеджмента качества в соответствии с современными требованиями и задачами обеспечения безопасности личности, общества, государства.

Результаты анализа теории и практики управления подготовкой офицерских кадров, содержания и организации образовательного про­цесса в военно-учебных заведениях (вузах) Министерства обороны, других силовых ведомств, свидетельствуют о том, что достижение требуемого качества данной подготовки сдерживается из-за наличия ряда противоречий между:

возрастающими потребностями общества и силовых ведомств в высокопрофессиональных, развивающихся кадрах и консерватизмом сложившейся системы управления;

потребностью в интеграции системы управления подготовкой офицерских кадров, жизнедеятельности учебных заведений силовых ведомств и сложившейся практикой обособленного функционирования учебных заведений;

интересами управления непрерывной профессионализацией офицерских кадров и сохраняющимися стереотипами в системе их подготовки;

интересами целевой подготовки научно-педагогического состава для системы военного образования и недостатками комплектования вузов учеными и преподавателями, научно-педагогическим составом с высоким теоретиче­ским и практическим уровнем профессиональной подготовки

необходимостью совершенствования управления качеством подготовки офицерских кадров и отсутствием научно обоснованных концептуальных и технологических основ, определяющих условия, пути и средства достижения этой цели.

Указанные обстоятельства, выявленные недостатки и противоречия подготовки офицерских кадров определили необходимость решения научной проблемы педагогического обоснования концептуальных и технологических основ управления качеством подготовки офицерских кадров для силовых ведомств как фактора обеспечения безопасности личности, общества, государства и развития российского государства, общества, системы образования силовых ведомств.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная научная изучен­ность проблемы в целом определили выбор темы диссертации - «Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров».

Объект исследования: процесс подготовки офицерских кадров.

Предмет исследования: управление качеством подготовки офицерских кадров.

Цель исследования: разработать педагогическую концепцию управления качеством подготовки офицерских кадров и выявить технологические основы её реализации в интересах обеспечения безопасности личности, общества, государства посредством подготовки высококвалифицированных кадров силовых ведомств Российской Федерации.

Гипотеза исследования. В условиях фундаментализации, профессионализации, стандартизации и технизации профессионального образования, модернизации отечественного образования, реализации компетентностного подхода и положений Болонского процесса, качественных изменений в организации, содержании, технологиях обучения и воспитания, возрастания требований к обеспечению безопасности личности, общества, государства необходимо совершенствование системы подготовки офицерских кадров силовых ведомств, что может быть достигнуто при эффективном управлении качеством этой подготовки, которое обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:

научное и методическое сопро­вождение процесса управления качеством подготовки офицерских кадров силовых ведомств;

совершенствование организации и управления качеством профессионального образования офицерских кадров в учебных заведениях;

учет особенностей подготовки и деятельности офицерских кадров при построении и реализации моделей, алгоритмов и технологий управления качеством;

проведение диагностики и оценки качества подготовки офицерских кадров с использованием обоснованных методов, методик, критериев и показателей;

обеспечение совершенствования организационно-управленческих, профессиональных, психолого-педагогических качеств руководящего и научно-педагогического состава учебных заведений силовых ведомств как субъектов системы подготовки офицерских кадров;

целенаправленность и системность управления качеством подготовки офицерских кадров.

Разработка концепции и реализация технологии управления качеством подготовки офицерских кадров обеспечивает достижение высокого уровня профессионализма и компетентности выпускников вузов силовых ведомств и посредством этого способствует обеспечению безопасности личности, общества и государства.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1) провести историко-педагогический анализ проблемы подготовки офицерских кадров в России и за рубежом;

2) уточнить понимание сущности, содержания и функций управления качеством подготовки офицерских кадров силовых ведомств;

3) разработать концептуальные основы управления качеством подготовки офицерских кадров;

4) разработать технологические аспекты управления качеством подготовки офицерских кадров и выявить организационно-педагогические условия его эффективности;

5) обосновать критерии и показатели эффективности управления качеством подготовки офицерских кадров;

6) выявить пути повышения эффективности управления качеством подготовки офицерских кадров;

7) опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность реализации концепции и технологии управления качеством подготовки офицерских кадров.

Методологической основой исследования является сочетание диалектического, комплексного и системного подходов к изучению явлений.

В качестве методологических оснований использовались:

положения философии о целостности и взаимообусловленности социальных явлений;

основные положения диалектики как учения о всеобщей связи и развитии, гносеологии как теории познания и аксиологии как теории ценностей;

общенаучные принципы всеобщей связи, развития, объективности, системности и научности;

философские и педагогические идеи о роли образования, педагогики, знаний о человеке в обществе;

философские, культурологические, психологические, социологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание понятий «личность», «воспитание», «обучение», «подготовка офицерских кадров»;

идеи социально-исторической обусловленности процессов воспитания и формирования личности;

концепции общей и военной педагогики, профессионального образования.

Теоретическую основу составили:

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Официальные оппоненты: Липский Игорь Адамович, засл. деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор (АОУ «Институт переподготов- ки и повышения квалификации руководя- щих кадров и специалистов системы со­- циальной защиты
  3. Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в ФГКВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К.Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации»
  4. Формирование готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «25» марта 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  5. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л. Бордовская, Н. В

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  6. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (1)

    Документ
    Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (бывшая Морская Николаевская академия)
  7. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (2)

    Документ
    Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого»)
  8. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (274)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «10» декабря 2010 года в 11 часов на заседании диссертационного совета (Д 215.005.05) ФГ ВОУ ВПО «Военного университета» (123001, г.
  9. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (1)

    Документ
    Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов.

Другие похожие документы..